АСЕАН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США В XXI ВЕКЕ U. S. POLICY TOWARD ASEAN IN 21ST CENTURY
|
Введение 3
Глава 1. Общие интересы и становление партнерских отношений США – АСЕАН 8
1.1 Тенденции к регионализму в Юго-Восточной Азии 11
1.2 Становление Ассоциации стран Юго-Восточной Азии как ведущей региональной организации 15
1.3 Становление отношений США и АСЕАН 22
1.4 Интересы США в Юго-Восточной Азии 27
Глава 2. Политика США в отношении АСЕАН в период администраций Джорджа Буша мл. 31
2.1 Территориальные споры в Южно-Китайском море 35
2.2 Двусторонние отношения США со странами АСЕАН 36
Глава 3. Политика США в отношении АСЕАН в период администраций Барака Обамы 44
3.1 Двусторонние отношения США со странами АСЕАН 46
3.2 Территориальные споры в Южно-Китайском море 55
3.3 Саммит США – АСЕАН 2016 57
3.4 Роль США в образовании Транс-Тихоокеанского партнерства 59
3.5 Перспективы развития взаимоотношений США – АСЕАН 60
Заключение 63
Список источников и литературы 67
Глава 1. Общие интересы и становление партнерских отношений США – АСЕАН 8
1.1 Тенденции к регионализму в Юго-Восточной Азии 11
1.2 Становление Ассоциации стран Юго-Восточной Азии как ведущей региональной организации 15
1.3 Становление отношений США и АСЕАН 22
1.4 Интересы США в Юго-Восточной Азии 27
Глава 2. Политика США в отношении АСЕАН в период администраций Джорджа Буша мл. 31
2.1 Территориальные споры в Южно-Китайском море 35
2.2 Двусторонние отношения США со странами АСЕАН 36
Глава 3. Политика США в отношении АСЕАН в период администраций Барака Обамы 44
3.1 Двусторонние отношения США со странами АСЕАН 46
3.2 Территориальные споры в Южно-Китайском море 55
3.3 Саммит США – АСЕАН 2016 57
3.4 Роль США в образовании Транс-Тихоокеанского партнерства 59
3.5 Перспективы развития взаимоотношений США – АСЕАН 60
Заключение 63
Список источников и литературы 67
Юго-Восточная Азия (ЮВА) на сегодняшний день – один из наиболее динамично развивающихся регионов мира, вес и влияние которого все время возрастает. Во многом, это объясняется тем, что страны региона объединены в одну из наиболее успешных региональных организаций в мире - Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Объединение включает в себя довольно значительную часть Азии, которая находится на стыке Азии и Австралии и Тихого и Индийского океанов. Расположенные здесь страны ЮВА занимают стратегически важное положение на международных коммуникациях.
Актуальность. Для Соединенных Штатов «значение отношений с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в период администрации Обамы возросло». На сегодняшний день, АСЕАН является пятым по величине торговым партнером США, имеет огромное мусульманское население, и стремительно набирает международное влияние и престиж.
Традиционно одним из определяющих факторов политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в частности в Юго-Восточной Азии, является безопасность. Столкновение разнонаправленных национальных интересов часто приводит к политическим конфликтам, что обуславливает особую актуальность проблемы обеспечения международной безопасности в регионе.
США стремятся осуществить «военное сдерживание» Китая, посредством укрепления отношений с союзниками в ЮВА и сохранения в полном объёме военного присутствия. С другой стороны, Вашингтон не намерен доводить дело до прямой военной конфронтации – США и КНР активно развивают сотрудничество в экономической и политической сферах. Америка осознает, что невозможно поддерживать стабильность в регионе без сотрудничества с КНР, США действуют совместно с КНР в вопросах борьбы с терроризмом, наркобизнесом, распространением ядерного оружия. Китай никогда не будет согласен с претензиями США на мировую гегемонию, однако сегодня основной задачей Пекин прагматично ставит интересы экономического развития и завершения внутренней модернизации, отсюда сдержанность в отношениях с Вашингтоном.
Поэтому, так как Южно-Китайское море (ЮКМ) входит в сферу исключительного интереса Соединенных Штатов Америки, важность которого заключается в таких факторах как рациональность использования транспортно-логистических преимущества проливов ЮКМ, возможность хозяйственного освоения шельфовой зоны архипелага Спратли. Вашингтону важно не допустить превращения территориального спора в крупный региональный конфликт, так как важность безопасности в акватории ЮКМ рассматривается США как составной элемент безопасности во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. В той же степени, что и распространения возрастающего региональное влияние КНР. Что, безусловно, позволяет говорить об актуальности этой проблемы.
Цель данной выпускной квалификационной работы – выявление ключевых тенденций в развитии отношений Соединенных Штатов Америки с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии в XXI веке. Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
• проанализировать историю отношений США – АСЕАН в XX веке;
• изучить развитие стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) в XXI веке, определить тенденции этого развития и роль АСЕАН в контексте глобальной и региональной политики и экономики;
• выявить интересы США в отношении АСЕАН, лежащие в основе их отношений в XXI веке;
• обозначить основные акценты и выявить стратегические изменения американской политики в отношении АСЕАН в периоды президентства Джорджа Буша мл. и Барака Обамы;
• рассмотреть политику Ассоциации стран Юго-Восточной Азии в отношении Соединенных Штатов;
• определить перспективы развития отношений США и АСЕАН;
• оценить эффективность американской политики относительно АСЕАН.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе являются – международные отношения в Восточной Азии в XXI веке. Предмет же исследования – отношения США с Ассоциаций стран Юго-Восточной Азии.
Что касается хронологических рамок данной работы, для исследования берется период обеих администраций Дж. Буша мл. (2001-2009гг.) и оба президентских срока (с 2009 года по сегодняшний день) Барака Обамы.
Методологической основой исследования являются основные общенаучные принципы, прежде всего, это принцип историзма, а также принцип научной объективности. Основой выводов послужили конкретные исторические факты и статистические данные. Вместе с тем, с помощью историко-сравнительного метода удалось сравнить мнения различных исследователей на данную тему, что позволило сделать вполне достоверные и обоснованные выводы.
Источниковая база исследования. При написании данной выпускной квалификационной работы были использованы документы, отражающие приоритетные направления и базовые принципы внешнеполитической деятельности Соединенных Штатов, к которым, прежде всего, относятся Национальные стратегии США 2002 и 2006 гг., Национальная стратегия США по борьбе с терроризмом 2003 года, официальные отчеты Комиссии по национальной безопасности США, отчеты Комиссии по национальным интересам США, официальные речи Барака Обамы и Хилари Клинтон, и других официальных лиц США. Также, были использованы основополагающие документы Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, такие как Бангкокская декларация 1967 года, Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета 1971 года, Балийский договор 1976 года, Сингапурская декларация 1992 года, подписанный в 1997 году документ «Видение 2020» и др., включая совместные заявления и коммюнике США – АСЕАН. Кроме того, в работе используются официальные документы ООН, как например Декларация по международному морскому праву.
Степень разработанности проблемы определяется наличием определенного круга монографических исследований ведущих отечественных и зарубежных авторов. Литература по теме данной работы делится на две условные группы: общие работы по истории создания и эволюции Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и ее внешней политики; работы непосредственно по теме исследования – взаимоотношения США со странами АСЕАН.
Отправной точкой исследования стали работы Сулицкой Т. И., особенно «Страны АСЕАН и международные отношения в Юго-Восточной Азии», где объективно рассматриваются ключевые вопросы внешней политики Ассоциации стран Юго-Восточной Азии в 60-70-е годы; Малетина Н. П. «АСЕАН: четыре десятилетия развития», где обобщается колоссальный материал, связанный с ключевыми аспектами внешнеполитической деятельности Ассоциации; Ширяева Б. А. «Интересы США на Тихом океане (прошлое и настоящее)», где рассматривается трансформация внешней политик США в Азиатско-Тихоокеанском регионе; определенное влияние оказали и работы Халдина М. А. «АСЕАН без иллюзий», Костюниной Г. М. «Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)» и Акопова Г. М. и Сухарькова И. А. «Империалистические блоки. Перспективы и реальность». Также, в написании исторической части работы, активно использовались научные статьи из периодических изданий таких авторов как Павлятенко В. Н., Сяотун Юй и др. и авторефераты диссертаций Нгуен Хоанг Кима «АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанской стратегии США в 80-х годах»; В. Г. Орлова «АСЕАН и международные отношения в Юго-Восточной Азии : 60-80 годы XX века».
В следующей части исследования, где рассматриваются отношения Соединенных Штатов со странами АСЕАН в XXI веке, использовались работы таких авторов как Урляпов В. Ф., Власов Н. В., Лексютина Я. В., Труш С. М., Колдунова Е. В., Кулина Е. Л., Золотухин И. Н., Володин. Д. и многих другие.
Особо стоит отметить монографию кафедры Американских исследований Факультета международных отношений СПБГУ – «Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период администрации Б. Обамы», над которой трудились Б.А. Ширяев Б.А., Цветков И. А., Лексютина Я. В. и др.
Исследования зарубежных авторов, в основном англоязычных, также, оказали большую помощь в написании данной работы. Для рассмотрения политики США в период администраций Дж. Буша мл. и Барака Обамы использовались работы Maknine K. и Oueslati A., Bradford J., Campbell K., Berry N., Carmia Colette Carroll, Gordon G. Chang., Simon Sh., Tenet G. J.; для изучения двусторонних отношений Соединенных Штатов со странами АСЕАН использовались работы Lum T., Ian E. Rinehart, Boot M. и Bennet R. и других.
Ход работы представляется так: для начала необходимо рассмотреть как формировались и менялись американо-асеановские отношения с момента создания Ассоциации и то, какие факторы могли на это влиять. Далее необходимо оценить состояние отношений США – АСЕАН к началу XXI века. Следующим шагом будет анализ политики Дж. Буша мл. относительно АСЕАН и подведение итогов действия его администрации. Далее необходимо проанализировать политику Барака Обамы в отношении Ассоциации и подвести итоги действия его администрации. После этого стоит сравнить политические курсы Джорджа Буша мл. и Барака Обамы. В заключительной части работы необходимо рассмотреть перспективы развития отношений Соединенных Штатов и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии.
Актуальность. Для Соединенных Штатов «значение отношений с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в период администрации Обамы возросло». На сегодняшний день, АСЕАН является пятым по величине торговым партнером США, имеет огромное мусульманское население, и стремительно набирает международное влияние и престиж.
Традиционно одним из определяющих факторов политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в частности в Юго-Восточной Азии, является безопасность. Столкновение разнонаправленных национальных интересов часто приводит к политическим конфликтам, что обуславливает особую актуальность проблемы обеспечения международной безопасности в регионе.
США стремятся осуществить «военное сдерживание» Китая, посредством укрепления отношений с союзниками в ЮВА и сохранения в полном объёме военного присутствия. С другой стороны, Вашингтон не намерен доводить дело до прямой военной конфронтации – США и КНР активно развивают сотрудничество в экономической и политической сферах. Америка осознает, что невозможно поддерживать стабильность в регионе без сотрудничества с КНР, США действуют совместно с КНР в вопросах борьбы с терроризмом, наркобизнесом, распространением ядерного оружия. Китай никогда не будет согласен с претензиями США на мировую гегемонию, однако сегодня основной задачей Пекин прагматично ставит интересы экономического развития и завершения внутренней модернизации, отсюда сдержанность в отношениях с Вашингтоном.
Поэтому, так как Южно-Китайское море (ЮКМ) входит в сферу исключительного интереса Соединенных Штатов Америки, важность которого заключается в таких факторах как рациональность использования транспортно-логистических преимущества проливов ЮКМ, возможность хозяйственного освоения шельфовой зоны архипелага Спратли. Вашингтону важно не допустить превращения территориального спора в крупный региональный конфликт, так как важность безопасности в акватории ЮКМ рассматривается США как составной элемент безопасности во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. В той же степени, что и распространения возрастающего региональное влияние КНР. Что, безусловно, позволяет говорить об актуальности этой проблемы.
Цель данной выпускной квалификационной работы – выявление ключевых тенденций в развитии отношений Соединенных Штатов Америки с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии в XXI веке. Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
• проанализировать историю отношений США – АСЕАН в XX веке;
• изучить развитие стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) в XXI веке, определить тенденции этого развития и роль АСЕАН в контексте глобальной и региональной политики и экономики;
• выявить интересы США в отношении АСЕАН, лежащие в основе их отношений в XXI веке;
• обозначить основные акценты и выявить стратегические изменения американской политики в отношении АСЕАН в периоды президентства Джорджа Буша мл. и Барака Обамы;
• рассмотреть политику Ассоциации стран Юго-Восточной Азии в отношении Соединенных Штатов;
• определить перспективы развития отношений США и АСЕАН;
• оценить эффективность американской политики относительно АСЕАН.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе являются – международные отношения в Восточной Азии в XXI веке. Предмет же исследования – отношения США с Ассоциаций стран Юго-Восточной Азии.
Что касается хронологических рамок данной работы, для исследования берется период обеих администраций Дж. Буша мл. (2001-2009гг.) и оба президентских срока (с 2009 года по сегодняшний день) Барака Обамы.
Методологической основой исследования являются основные общенаучные принципы, прежде всего, это принцип историзма, а также принцип научной объективности. Основой выводов послужили конкретные исторические факты и статистические данные. Вместе с тем, с помощью историко-сравнительного метода удалось сравнить мнения различных исследователей на данную тему, что позволило сделать вполне достоверные и обоснованные выводы.
Источниковая база исследования. При написании данной выпускной квалификационной работы были использованы документы, отражающие приоритетные направления и базовые принципы внешнеполитической деятельности Соединенных Штатов, к которым, прежде всего, относятся Национальные стратегии США 2002 и 2006 гг., Национальная стратегия США по борьбе с терроризмом 2003 года, официальные отчеты Комиссии по национальной безопасности США, отчеты Комиссии по национальным интересам США, официальные речи Барака Обамы и Хилари Клинтон, и других официальных лиц США. Также, были использованы основополагающие документы Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, такие как Бангкокская декларация 1967 года, Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета 1971 года, Балийский договор 1976 года, Сингапурская декларация 1992 года, подписанный в 1997 году документ «Видение 2020» и др., включая совместные заявления и коммюнике США – АСЕАН. Кроме того, в работе используются официальные документы ООН, как например Декларация по международному морскому праву.
Степень разработанности проблемы определяется наличием определенного круга монографических исследований ведущих отечественных и зарубежных авторов. Литература по теме данной работы делится на две условные группы: общие работы по истории создания и эволюции Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и ее внешней политики; работы непосредственно по теме исследования – взаимоотношения США со странами АСЕАН.
Отправной точкой исследования стали работы Сулицкой Т. И., особенно «Страны АСЕАН и международные отношения в Юго-Восточной Азии», где объективно рассматриваются ключевые вопросы внешней политики Ассоциации стран Юго-Восточной Азии в 60-70-е годы; Малетина Н. П. «АСЕАН: четыре десятилетия развития», где обобщается колоссальный материал, связанный с ключевыми аспектами внешнеполитической деятельности Ассоциации; Ширяева Б. А. «Интересы США на Тихом океане (прошлое и настоящее)», где рассматривается трансформация внешней политик США в Азиатско-Тихоокеанском регионе; определенное влияние оказали и работы Халдина М. А. «АСЕАН без иллюзий», Костюниной Г. М. «Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)» и Акопова Г. М. и Сухарькова И. А. «Империалистические блоки. Перспективы и реальность». Также, в написании исторической части работы, активно использовались научные статьи из периодических изданий таких авторов как Павлятенко В. Н., Сяотун Юй и др. и авторефераты диссертаций Нгуен Хоанг Кима «АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанской стратегии США в 80-х годах»; В. Г. Орлова «АСЕАН и международные отношения в Юго-Восточной Азии : 60-80 годы XX века».
В следующей части исследования, где рассматриваются отношения Соединенных Штатов со странами АСЕАН в XXI веке, использовались работы таких авторов как Урляпов В. Ф., Власов Н. В., Лексютина Я. В., Труш С. М., Колдунова Е. В., Кулина Е. Л., Золотухин И. Н., Володин. Д. и многих другие.
Особо стоит отметить монографию кафедры Американских исследований Факультета международных отношений СПБГУ – «Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период администрации Б. Обамы», над которой трудились Б.А. Ширяев Б.А., Цветков И. А., Лексютина Я. В. и др.
Исследования зарубежных авторов, в основном англоязычных, также, оказали большую помощь в написании данной работы. Для рассмотрения политики США в период администраций Дж. Буша мл. и Барака Обамы использовались работы Maknine K. и Oueslati A., Bradford J., Campbell K., Berry N., Carmia Colette Carroll, Gordon G. Chang., Simon Sh., Tenet G. J.; для изучения двусторонних отношений Соединенных Штатов со странами АСЕАН использовались работы Lum T., Ian E. Rinehart, Boot M. и Bennet R. и других.
Ход работы представляется так: для начала необходимо рассмотреть как формировались и менялись американо-асеановские отношения с момента создания Ассоциации и то, какие факторы могли на это влиять. Далее необходимо оценить состояние отношений США – АСЕАН к началу XXI века. Следующим шагом будет анализ политики Дж. Буша мл. относительно АСЕАН и подведение итогов действия его администрации. Далее необходимо проанализировать политику Барака Обамы в отношении Ассоциации и подвести итоги действия его администрации. После этого стоит сравнить политические курсы Джорджа Буша мл. и Барака Обамы. В заключительной части работы необходимо рассмотреть перспективы развития отношений Соединенных Штатов и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии.
Смещение центра мировой политики и экономики из Евро-Атлантической зоны в Азиастко-Тихоокеанский регион ознаменовало начало XXI века. Это не случайно, АТР – наиболее динамично развивающийся регион, в котором расположены ведущие экономики современного мира, такие как США, Китай, Япония, здесь же сконцентрированы самые экономически успешные «новые индустриальные страны» (НИС): Тайвань, Южная Корея, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур. Внимание Соединенных Штатов в таком случае закономерно, в АТР «находятся одни из самых преданных союзников США и последователей американских демократических идей».
Такие геополитические и геоэкономические сдвиги не могли не отразиться на внутренней ситуации в регионе. США сталкиваются с целым комплексом внешнеполитических и внутрирегиональных проблем, непременно касающихся интересов и безопасности Соединенных Штатов. Одной из которых, безусловно является КНР, которая активно претендует на гегемонию в регионе. Помимо вопроса о принадлежности Тайваня, ситуация усугубляется еще и обострением проблемы территориальных споров в Южно-Китайском море. Однако, нынешнее состояние американо-китайских отношений заставляет надеяться на то, что Вашингтон не станет предпринимать никаких мер для обострения ситуации, и гонка вооружений как в период «холодной войны» не станет единственным возможным сценарием развития событий. Тем временем, США и дальше собираются увеличивать военное присутствие в АТР, доказательством чему может служить решение, принятое в 2011 году о размещении в Австралии американского воинского контингента.
Тихоокеанская политика Дж. Буша младшего в целом оценивается как достойный пример реализации внешнеполитического курса, в период с 2000 года по 2008 регион оставался зоной стабильности и экономического роста. Средствами, используемыми для проведения внешнеполитического курса, являлись многосторонняя дипломатия, экономическое сотрудничество, программы помощи. Показательным примером такой внешней политики можно считать взаимоотношения США с Китаем. Также, борьба Дж. Буша мл. с международным терроризмом оказала огромное влияние на положение в регионе. Укрепление отношений с договорными союзниками – Японией, вновь ставшей приоритетным направлением внешнеполитического курса, Филиппинами, Австралией. Участие Индонезии в контртеррористической деятельности, восстановление образовательных и тренировочных программ для индонезийских военных.
Однако, остались и такие вопросы, которые администрации Дж. Буша не суждено было решить, примером таких можно назвать проблему Тайваня в американо-китайский отношениях, нестабильное положение на Корейском полуострове, которое усугублялось помимо северокорейской ядерной программы участием южнокорейского военного контингента в иракской операции.
В целом, оценивая политику Барака Обамы по «возвращению» в Азиатско-Тихоокеанский регион, его администрация добилась существенного прогресса в отношениях США – АСЕАН, удалось значительно улучшить отношения в политической сфере, в сфере безопасности, торговли, в социально-культурной деятельности. Администрация была весьма последовательна в участии в совещаниях Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, в посещении стран АСЕАН, а также в поддержке государств-участников АСЕАН по вопросам политики и безопасности.
Вторым аспектом отношений, где Америка заметно усилила свои позиции в АСЕАН стала социально-культурная сфера. Это непосредственно связано с увеличением числа образовательных обменов, благодаря такой программе как YES, которая была созданна американским Конгрессом в 2002 году в ответ на события 11 сентября 2001. Программа финансируется за счет Государственного департамента США и под эгидой Бюро по делам образования и культуры (ЭКА) по предоставлению стипендий для студентов высших учебных заведений из стран со значительным мусульманским населением, с проживанием в Америке в течение года. Студенты живут в принимающих семьях, посещают среднюю школу, занимаются деятельностью, направленной на изучение американского общества и его ценностей, приобретают лидерские навыки и помогают американцам узнать о своих странах и культурах. На первом саммите США – АСЕАН в 2009 году Барак Обама пообещал увеличить количество таких обменов и начиная с 2009 года, программа YES действует и в обратном порядке, чтобы обеспечить подобный опыт студентам США, которые имеют возможность провести учебный год в некоторых странах YES.
Более того, большой шаг сделан для развития торгово-экономических отношений США – АСЕАН, Соединенные Штаты комплексно реализуют инициативу создания зоны свободной торговли Транс-Тихоокеанского партнерства, называемому Вашингтоном «соглашением XXI века».
Также, в американской внешнеполитической концепции одно из приоритетных мест занимают задачи увеличения военного присутствия в Юго-Восточной Азии. В годы администрации Обамы, заметно расширились военные обмены как на высшем, так и среднем уровне, расширился масштаб и численность проводимых в ЮВА совместных военных учений. Отличительной чертой нынешней администрации США стало нахождение ограниченного воинского контингента в Юго-Восточной Азии на ротационной основе, а так же периодическое использование военных баз стран ЮВА для проведения операций и учений, а не содержание баз с постоянным воинским контингентом.
Однако, несмотря на активизацию военно-политических связей Соединенных Штатов со странами АСЕАН, существуют некоторые препятствия, ограничивающие весь потенциал отношений США – АСЕАН. Различные политические режимы с Вьетнамом, расхождения западного и мусульманского общества с Индонезией и Малайзией, нарушения прав человека во многих странах Юго-Восточной Азии замедляют углубление американской политики в Юго-Восточной Азии.
Вашингтон при президентстве Обамы, проделал колоссальную работу по «возвращению» Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанский регион, в частности в Юго-Восточную Азию. Нормализация отношений с Мьянмой, переключение отношений с Вьетнамом на новый уровень, развитие отношений с Камбоджей, переход к «всеобъемлющему партнерству» с Индонезией, подписание соглашения о создании зоны свободной торговли с Сингапуром символизируют готовность Соединенных Штатов к налаживанию конструктивного диалога со странами АСЕАН на благо развития и процветания всего региона.
Относительно территориального спора в Южно-Китайском море, здесь, исключая стратегическую важность наличия в акватории ЮКМ значительных запасов нефти и газа, ведется серьезная гонка вооружений, в которой участвует большинство стран Юго-Восточной Азии и Соединенные Штаты. Это связано непосредственно с увеличением военного могущества Китая и ростом его внешнеполитических амбиций. Проведение КНР масштабных учений военно-морских и военно-воздушных сил, которые также включают в себя запуск управляемых противокорабельных ракет и систем противовоздушной обороны, в акватории Южно-Китайского моря заставляет беспокоится не только Соединенные Штаты, но и соседние страны, так как, тем самым КНР заявляет о своем стремлении экономически и политически доминировать не только в Южно-Китайском море, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.
Таким образом, Вашингтон находится в достаточно сложной ситуации. Необходимость нахождения баланса между своей приверженностью странам АСЕАН – и стратегическим партнером – Китаем заставляет принимать достаточно нейтральные решения. Однако, несмотря на это, отношения США – АСЕАН имеют светлые перспективы на будущее, поскольку многостороннее сотрудничество основано на взаимовыгодных условиях и имеет крепкую базу для дальнейшего взаимодействия.
Так или иначе, можно с уверенностью утверждать, что Соединенные Штаты Америки ни при каких условиях не оставят своих ведущих позиций в Азиатско-тихоокеанском регионе, в частности в Юго-Восточной Азии. И усиливающиеся положение Китая может серьезно обострить отношения в регионе, что незамедлительно приведет к значительным изменениям в современной системе международных отношений.
Такие геополитические и геоэкономические сдвиги не могли не отразиться на внутренней ситуации в регионе. США сталкиваются с целым комплексом внешнеполитических и внутрирегиональных проблем, непременно касающихся интересов и безопасности Соединенных Штатов. Одной из которых, безусловно является КНР, которая активно претендует на гегемонию в регионе. Помимо вопроса о принадлежности Тайваня, ситуация усугубляется еще и обострением проблемы территориальных споров в Южно-Китайском море. Однако, нынешнее состояние американо-китайских отношений заставляет надеяться на то, что Вашингтон не станет предпринимать никаких мер для обострения ситуации, и гонка вооружений как в период «холодной войны» не станет единственным возможным сценарием развития событий. Тем временем, США и дальше собираются увеличивать военное присутствие в АТР, доказательством чему может служить решение, принятое в 2011 году о размещении в Австралии американского воинского контингента.
Тихоокеанская политика Дж. Буша младшего в целом оценивается как достойный пример реализации внешнеполитического курса, в период с 2000 года по 2008 регион оставался зоной стабильности и экономического роста. Средствами, используемыми для проведения внешнеполитического курса, являлись многосторонняя дипломатия, экономическое сотрудничество, программы помощи. Показательным примером такой внешней политики можно считать взаимоотношения США с Китаем. Также, борьба Дж. Буша мл. с международным терроризмом оказала огромное влияние на положение в регионе. Укрепление отношений с договорными союзниками – Японией, вновь ставшей приоритетным направлением внешнеполитического курса, Филиппинами, Австралией. Участие Индонезии в контртеррористической деятельности, восстановление образовательных и тренировочных программ для индонезийских военных.
Однако, остались и такие вопросы, которые администрации Дж. Буша не суждено было решить, примером таких можно назвать проблему Тайваня в американо-китайский отношениях, нестабильное положение на Корейском полуострове, которое усугублялось помимо северокорейской ядерной программы участием южнокорейского военного контингента в иракской операции.
В целом, оценивая политику Барака Обамы по «возвращению» в Азиатско-Тихоокеанский регион, его администрация добилась существенного прогресса в отношениях США – АСЕАН, удалось значительно улучшить отношения в политической сфере, в сфере безопасности, торговли, в социально-культурной деятельности. Администрация была весьма последовательна в участии в совещаниях Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, в посещении стран АСЕАН, а также в поддержке государств-участников АСЕАН по вопросам политики и безопасности.
Вторым аспектом отношений, где Америка заметно усилила свои позиции в АСЕАН стала социально-культурная сфера. Это непосредственно связано с увеличением числа образовательных обменов, благодаря такой программе как YES, которая была созданна американским Конгрессом в 2002 году в ответ на события 11 сентября 2001. Программа финансируется за счет Государственного департамента США и под эгидой Бюро по делам образования и культуры (ЭКА) по предоставлению стипендий для студентов высших учебных заведений из стран со значительным мусульманским населением, с проживанием в Америке в течение года. Студенты живут в принимающих семьях, посещают среднюю школу, занимаются деятельностью, направленной на изучение американского общества и его ценностей, приобретают лидерские навыки и помогают американцам узнать о своих странах и культурах. На первом саммите США – АСЕАН в 2009 году Барак Обама пообещал увеличить количество таких обменов и начиная с 2009 года, программа YES действует и в обратном порядке, чтобы обеспечить подобный опыт студентам США, которые имеют возможность провести учебный год в некоторых странах YES.
Более того, большой шаг сделан для развития торгово-экономических отношений США – АСЕАН, Соединенные Штаты комплексно реализуют инициативу создания зоны свободной торговли Транс-Тихоокеанского партнерства, называемому Вашингтоном «соглашением XXI века».
Также, в американской внешнеполитической концепции одно из приоритетных мест занимают задачи увеличения военного присутствия в Юго-Восточной Азии. В годы администрации Обамы, заметно расширились военные обмены как на высшем, так и среднем уровне, расширился масштаб и численность проводимых в ЮВА совместных военных учений. Отличительной чертой нынешней администрации США стало нахождение ограниченного воинского контингента в Юго-Восточной Азии на ротационной основе, а так же периодическое использование военных баз стран ЮВА для проведения операций и учений, а не содержание баз с постоянным воинским контингентом.
Однако, несмотря на активизацию военно-политических связей Соединенных Штатов со странами АСЕАН, существуют некоторые препятствия, ограничивающие весь потенциал отношений США – АСЕАН. Различные политические режимы с Вьетнамом, расхождения западного и мусульманского общества с Индонезией и Малайзией, нарушения прав человека во многих странах Юго-Восточной Азии замедляют углубление американской политики в Юго-Восточной Азии.
Вашингтон при президентстве Обамы, проделал колоссальную работу по «возвращению» Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанский регион, в частности в Юго-Восточную Азию. Нормализация отношений с Мьянмой, переключение отношений с Вьетнамом на новый уровень, развитие отношений с Камбоджей, переход к «всеобъемлющему партнерству» с Индонезией, подписание соглашения о создании зоны свободной торговли с Сингапуром символизируют готовность Соединенных Штатов к налаживанию конструктивного диалога со странами АСЕАН на благо развития и процветания всего региона.
Относительно территориального спора в Южно-Китайском море, здесь, исключая стратегическую важность наличия в акватории ЮКМ значительных запасов нефти и газа, ведется серьезная гонка вооружений, в которой участвует большинство стран Юго-Восточной Азии и Соединенные Штаты. Это связано непосредственно с увеличением военного могущества Китая и ростом его внешнеполитических амбиций. Проведение КНР масштабных учений военно-морских и военно-воздушных сил, которые также включают в себя запуск управляемых противокорабельных ракет и систем противовоздушной обороны, в акватории Южно-Китайского моря заставляет беспокоится не только Соединенные Штаты, но и соседние страны, так как, тем самым КНР заявляет о своем стремлении экономически и политически доминировать не только в Южно-Китайском море, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.
Таким образом, Вашингтон находится в достаточно сложной ситуации. Необходимость нахождения баланса между своей приверженностью странам АСЕАН – и стратегическим партнером – Китаем заставляет принимать достаточно нейтральные решения. Однако, несмотря на это, отношения США – АСЕАН имеют светлые перспективы на будущее, поскольку многостороннее сотрудничество основано на взаимовыгодных условиях и имеет крепкую базу для дальнейшего взаимодействия.
Так или иначе, можно с уверенностью утверждать, что Соединенные Штаты Америки ни при каких условиях не оставят своих ведущих позиций в Азиатско-тихоокеанском регионе, в частности в Юго-Восточной Азии. И усиливающиеся положение Китая может серьезно обострить отношения в регионе, что незамедлительно приведет к значительным изменениям в современной системе международных отношений.
Подобные работы
- Проблема Южно-Китайского моря во внешней политике Китая: история и современность
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Политика Японии в области обеспечения международной безопасности на рубеже XX — XXI веков
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Подход РФ к международной информационной безопасности
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2023



