ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 8
1.1 Понятие тревожности, причины и особенности ее формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции тревожности у у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий коррекции тревожности у детей 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи 27
2.1 Исследование уровня тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 27
2.2 Апробация психолого-педагогических условий коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 39
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 50
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 62
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 8
1.1 Понятие тревожности, причины и особенности ее формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции тревожности у у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий коррекции тревожности у детей 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи 27
2.1 Исследование уровня тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 27
2.2 Апробация психолого-педагогических условий коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 39
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 50
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 62
Сегодня психологи и педагоги всё больше уделяют внимание детям с нарушениями в развитии, имеющим пограничные нервно-психические нарушения. По данным А.И. Захарова, Б.Д. Карвасарского, В.К. Мягера, В.Н. Мясищева, детский организм, оказавшись в различных психотравмирующих жизненных обстоятельствах, остро реагирует на них в виде невротических расстройств: страха, тревожности, заикания, нарушения поведения, навязчивых действий.
В исследованиях Л.М. Костиной, Т.Н. Осипенко отмечается рост количества дошкольников, имеющих высокий уровень тревожности в детской популяции. Т.Н. Осипенко, И.Г. Швец выделяют тревожность как фактор, детерминирующий психоневрологический статус. И.А. Криволапчук, В.В. Зайцева говорят о влиянии тревожности на функциональное состояние, а И.И. Кобзарева, Ю.В. Гражданкина указывают на статусное положение в группе сверстников.
Дети, имеющие различные виды дизонтогенеза, являются «группой риска», в которой возможно развитие тревожных состояний. Это обуславливается восприятием ими окружающего мира не только посредством незрелых, но и дефицитарных интеллектуальных, сенсорных и эмоциональных структур. По данным С.М. Валявко, Е.М. Васильевой, М.А. Бузиной, В.А. Калягина, Л.В. Макшанцевой, М.А. Панфиловой, тревожность у детей, имеющих различные виды дизонтогенеза, изучена недостаточно.
Есть ряд определённых, но недостаточно систематизированных данных, в исследованиях О.С. Шаповаловой, Л.М. Шипицыной о наблюдениях у умственно отсталых детей страха и тревоги, как вторичных аффективных расстройств. В работах Е.Ф. Баенской, К.С. Лебединской, О.С. Никольской речь идет о детях с ранним детским аутизмом, в трудах Л.В. Кузнецовой, И.Ю. Кулагиной говорится о детях с задержкой психического развития, в исследованиях А.Г. Литвака, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой - о детях с нарушением зрения.
Из-за тревоги, немотивированного беспокойства значительно изменяется поведение ребенка, что оказывает отрицательное воздействие на его психическое развитие, изменение черт его личности, затрудняет процесс воспитания и обучения. Из-за психических изменений, происходящих под воздействием тревожности, искажается процесс онтогенетической социализации, развивается социально-психологическая изоляция личности, особенно у детей, которые имеют недоразвитие речи.
Следует отметить, что изучению личностных особенностей детей с общим недоразвитием речи, в том числе и тревожности, не уделяется должного внимания. Однако, при осуществлении коррекционно-воспитательной работы личностный компонент, повышенную тревожность детей с общим недоразвитием речи, очень важно учитывать, поэтому до сих пор остается актуальным поиск эффективных психолого-педагогических условий коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Это ведет к возникновению противоречия между необходимостью коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий по реализации этого процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: процесс коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет более эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• индивидуальный подход к детям с различным уровнем тревожности и психоэмоционального напряжения;
• использование в коррекционной работе разнообразных психокоррекционных методов, включая психогимнастику, коммуникативные и подвижные игры, рисование, аппликацию, драматизацию, где у детей не возникает негативных переживаний;
• целенаправленное развитие речевой деятельности с помощью бесед, авторских сказок, позволяющих координировать речь и движение.
Теоретической основой исследования являются:
• учение об общих и специфических закономерностях развития детей с различными видами дизонтогенеза Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, Т.В. Розановой, Ж.И. Шифа;
• положения относительно места и роли тревожных состояний в становлении и развитии личности С. Грофа, А.И. Захарова, Ф. Риман, З.Фрейда, К. Хорни;
• исследования об особенностях развития личностной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Г.С. Абрамовой, И.Ю. Левченко, А.С. Спиваковской.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
• эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Новизна исследования состоит в том, что в работе определены психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании уровней и показателей развития тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в возможности использовать разработанное тематическое планирование по коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, содержащее подробное описание психолого-педагогических условий. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями подготовительной к школе группы и учителями-логопедами, педагогами-психологами в образовательном процессе детей с общим недоразвитием речи.
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение № 69 государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III и IV уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника), 9 приложений. Работу иллюстрируют 12 таблиц и 2 рисунка.
В исследованиях Л.М. Костиной, Т.Н. Осипенко отмечается рост количества дошкольников, имеющих высокий уровень тревожности в детской популяции. Т.Н. Осипенко, И.Г. Швец выделяют тревожность как фактор, детерминирующий психоневрологический статус. И.А. Криволапчук, В.В. Зайцева говорят о влиянии тревожности на функциональное состояние, а И.И. Кобзарева, Ю.В. Гражданкина указывают на статусное положение в группе сверстников.
Дети, имеющие различные виды дизонтогенеза, являются «группой риска», в которой возможно развитие тревожных состояний. Это обуславливается восприятием ими окружающего мира не только посредством незрелых, но и дефицитарных интеллектуальных, сенсорных и эмоциональных структур. По данным С.М. Валявко, Е.М. Васильевой, М.А. Бузиной, В.А. Калягина, Л.В. Макшанцевой, М.А. Панфиловой, тревожность у детей, имеющих различные виды дизонтогенеза, изучена недостаточно.
Есть ряд определённых, но недостаточно систематизированных данных, в исследованиях О.С. Шаповаловой, Л.М. Шипицыной о наблюдениях у умственно отсталых детей страха и тревоги, как вторичных аффективных расстройств. В работах Е.Ф. Баенской, К.С. Лебединской, О.С. Никольской речь идет о детях с ранним детским аутизмом, в трудах Л.В. Кузнецовой, И.Ю. Кулагиной говорится о детях с задержкой психического развития, в исследованиях А.Г. Литвака, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой - о детях с нарушением зрения.
Из-за тревоги, немотивированного беспокойства значительно изменяется поведение ребенка, что оказывает отрицательное воздействие на его психическое развитие, изменение черт его личности, затрудняет процесс воспитания и обучения. Из-за психических изменений, происходящих под воздействием тревожности, искажается процесс онтогенетической социализации, развивается социально-психологическая изоляция личности, особенно у детей, которые имеют недоразвитие речи.
Следует отметить, что изучению личностных особенностей детей с общим недоразвитием речи, в том числе и тревожности, не уделяется должного внимания. Однако, при осуществлении коррекционно-воспитательной работы личностный компонент, повышенную тревожность детей с общим недоразвитием речи, очень важно учитывать, поэтому до сих пор остается актуальным поиск эффективных психолого-педагогических условий коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Это ведет к возникновению противоречия между необходимостью коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий по реализации этого процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: процесс коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет более эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• индивидуальный подход к детям с различным уровнем тревожности и психоэмоционального напряжения;
• использование в коррекционной работе разнообразных психокоррекционных методов, включая психогимнастику, коммуникативные и подвижные игры, рисование, аппликацию, драматизацию, где у детей не возникает негативных переживаний;
• целенаправленное развитие речевой деятельности с помощью бесед, авторских сказок, позволяющих координировать речь и движение.
Теоретической основой исследования являются:
• учение об общих и специфических закономерностях развития детей с различными видами дизонтогенеза Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, Т.В. Розановой, Ж.И. Шифа;
• положения относительно места и роли тревожных состояний в становлении и развитии личности С. Грофа, А.И. Захарова, Ф. Риман, З.Фрейда, К. Хорни;
• исследования об особенностях развития личностной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Г.С. Абрамовой, И.Ю. Левченко, А.С. Спиваковской.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
• эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Новизна исследования состоит в том, что в работе определены психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании уровней и показателей развития тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в возможности использовать разработанное тематическое планирование по коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, содержащее подробное описание психолого-педагогических условий. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями подготовительной к школе группы и учителями-логопедами, педагогами-психологами в образовательном процессе детей с общим недоразвитием речи.
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение № 69 государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III и IV уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника), 9 приложений. Работу иллюстрируют 12 таблиц и 2 рисунка.
В ходе решения первой задачи исследования - изучения психолого-педагогической литературы - было установлено, что тревожность проявляется в устойчивом отрицательном переживании беспокойство и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. К особенностям проявления тревожности у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, следует отнести наличие неуверенности в себе, склонность сомневаться и колебаться. Для детей характерно переживание особых эмоциональных состояний в момент речи, а также беспокойства, опасения, связанных с собственной речью.
Тревожные дети с ОНР отличаются нерешительностью, несамостоятельностью, зачастую инфантильностью, повышенной внушаемостью, низкой самооценкой, что приводит к возникновению у них ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Они испытывают опасения по отношению к сверстникам в связи с боязнью их насмешек . Испытывают затруднения с игровыми задачами и в процессе обучения. В связи с этим у них часто возникают реакции психологической защиты в форме агрессии, которая направлена на других. Другой реакцией психологической защиты является отказ от общения, избегание лиц, от которых они чувствуют исходящую угрозу.
К отрицательным последствиям тревожности можно отнести то , что, не оказывая в целом влияния на интеллектуальное развитие , у детей с речевыми нарушениями она становится препятствием на пути усвоения учебного материала, затрудняет вступление в коммуникацию, влияет на снижение показателей работоспособности.
Решая вторую задачу исследования - выявить уровень развития тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи - в процессе экспериментального изучения тревожности у детей 6-7 лет с ОНР было установлено, что у них преимущественно высокий и средний уровень тревожности.
Для решения третьей задачи - определить и апробировать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи - нами был разработан ряд психолого-педагогических условий:
1) индивидуальный подход к детям с различным уровнем тревожности и психоэмоционального напряжения;
2) использование в коррекционной работе разнообразных психокоррекционных методов, включая психогимнастику, коммуникативные и подвижные игры, рисование, аппликацию, драматизацию, позволяющих учить детей отреагированию негативных переживаний, отработке навыков адекватного взаимодействия и реагирования в группе детей, снижать эмоциональное напряжение, повышать адаптационные возможности детей 6-7 лет с ОНР;
3) целенаправленное развитие речевой деятельности с помощью бесед, авторских сказок, позволяющих координировать речь и движение.
Реализация разработанных нами психолого-педагогических условий коррекции тревожности у детей 6-7 лет с ОНР позволила достичь:
• эмоционального отреагирования чувств и переживаний детей, связанных со страхами;
• формирования у детей адекватных способов поведения в тревожных ситуациях, следствием которых являются различные страхи;
• умения детей осознавать свои возможности, преодолевать неуверенность в себе;
• формирования способности произвольно регулировать эмоции;
• формирования предпосылок, позволяющих преодолеть тревожность и страхи.
Предложенные психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с ОНР оказались эффективными, что было подтверждено результатами исследования.
Тревожные дети с ОНР отличаются нерешительностью, несамостоятельностью, зачастую инфантильностью, повышенной внушаемостью, низкой самооценкой, что приводит к возникновению у них ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Они испытывают опасения по отношению к сверстникам в связи с боязнью их насмешек . Испытывают затруднения с игровыми задачами и в процессе обучения. В связи с этим у них часто возникают реакции психологической защиты в форме агрессии, которая направлена на других. Другой реакцией психологической защиты является отказ от общения, избегание лиц, от которых они чувствуют исходящую угрозу.
К отрицательным последствиям тревожности можно отнести то , что, не оказывая в целом влияния на интеллектуальное развитие , у детей с речевыми нарушениями она становится препятствием на пути усвоения учебного материала, затрудняет вступление в коммуникацию, влияет на снижение показателей работоспособности.
Решая вторую задачу исследования - выявить уровень развития тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи - в процессе экспериментального изучения тревожности у детей 6-7 лет с ОНР было установлено, что у них преимущественно высокий и средний уровень тревожности.
Для решения третьей задачи - определить и апробировать психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи - нами был разработан ряд психолого-педагогических условий:
1) индивидуальный подход к детям с различным уровнем тревожности и психоэмоционального напряжения;
2) использование в коррекционной работе разнообразных психокоррекционных методов, включая психогимнастику, коммуникативные и подвижные игры, рисование, аппликацию, драматизацию, позволяющих учить детей отреагированию негативных переживаний, отработке навыков адекватного взаимодействия и реагирования в группе детей, снижать эмоциональное напряжение, повышать адаптационные возможности детей 6-7 лет с ОНР;
3) целенаправленное развитие речевой деятельности с помощью бесед, авторских сказок, позволяющих координировать речь и движение.
Реализация разработанных нами психолого-педагогических условий коррекции тревожности у детей 6-7 лет с ОНР позволила достичь:
• эмоционального отреагирования чувств и переживаний детей, связанных со страхами;
• формирования у детей адекватных способов поведения в тревожных ситуациях, следствием которых являются различные страхи;
• умения детей осознавать свои возможности, преодолевать неуверенность в себе;
• формирования способности произвольно регулировать эмоции;
• формирования предпосылок, позволяющих преодолеть тревожность и страхи.
Предложенные психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей 6-7 лет с ОНР оказались эффективными, что было подтверждено результатами исследования.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПСИХОТЕХНИК
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2019 - Особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе
обучения пересказу литературных произведений
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 111 уровня посредством сюжетно-ролевой юры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Лего-технология как средство стимуляции речевой активности детей с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





