Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы ознакомления младших школьников с миром профессий 7
1.1 Проблема профессионального самоопределения в психолого-педагогической науке 7
1.2 Ознакомление с профессиями в младшем школьном возрасте как компонент профессионального самоопределения личности 11
1.3 Возможности проектной деятельности в ознакомлении младших школьников с миром профессий 16
2 Опытно-экспериментальная работа по ознакомлению младших школьников с миром профессий посредством проектной деятельности 25
2.1 Диагностика уровня сформированности представлений младших школьников о мире профессий 25
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента 34
2.3 Контрольный этап педагогического эксперимента 41
Заключение 51
Список используемой литературы 55
Приложение А Сводные результаты диагностики представлений младших школьников о мире профессий (констатирующий этап исследования) 60
Приложение Б Сводные результаты диагностики представлений младших школьников о мире профессий (контрольный этап исследования) 61
Вопрос профессионального самоопределения личности - важная научно-практическая проблема, привлекающая внимание специалистов из разных областей. Многие выпускники общеобразовательных школ имеют существенные трудности в профессиональном самоопределении по ряду причин. Одна из них связана с тем, что профориентация в школьной практике реализуется наиболее активно лишь в старших классах, хотя многие исследователи (Э.Ф. Зеер, С.В. Пачина, Г.В. Резапкина, С.Н. Чистякова) признают значимость ранней профориентации. Под таковой понимается комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, направленных на ознакомление детей с миром профессий, на формирование ценностного отношения к ним. Ранняя профориентация важна еще и по причине широкого многообразия мира профессий и высокой динамики в нем - дети должны научиться ориентироваться в мире профессий, понимать сущность и специфику разных видов профессиональной деятельности.
На каждом возрастном этапе развития личности профориентация и самоопределение в профессиональном плане имеет свою специфику. Перед младшими школьниками ставится задача - познакомиться более глубоко и оценочно с миром профессий, расширить представления о нем, что впоследствии станет основой для профессионального выбора в подростковом и юношеском возрастах. Актуальность изучения вопроса профессионального самоопределения младших школьников в рамках ознакомления их с миром профессий обусловлена еще и тем, что такие исследования гораздо более малочисленны в сравнении с исследованиями профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрастах. Не ясен вопрос того, какие педагогические средства можно использовать в решении задачи ознакомления младших школьников с миром профессий. Мы полагаем, что в качестве такого можно использовать проектную деятельность учащихся, в которой позиция младшего школьника будет активна, мотивирована на решение поставленной задачи. Учитывая то, что мир профессий многообразен и невозможно ознакомить детей со всем его спектром, нужно научить младших школьников работать с информацией, обучить инструментам анализа профессий, что оказывается возможно при вовлечении детей в проектную деятельность.
Объект исследования: представления младших школьников о мире профессий.
Предмет исследования: процесс ознакомления младших школьников с миром профессий в проектной деятельности.
Цель исследования: изучить возможности проектной деятельности как средства ознакомления младших школьников с миром профессий.
Гипотеза исследования: проектная деятельность может выступать эффективным средством ознакомления младших школьников с миром профессий.
Задачи исследования, исходя из поставленной цели, таковы:
1. Рассмотреть проблему профессионального самоопределения в психолого-педагогической науке.
2. Проанализировать проблему ознакомления с профессиями в младшем школьном возрасте как компонент профессионального самоопределения личности.
3. Провести теоретический анализ возможностей проектной деятельности в ознакомлении младших школьников с миром профессий.
4. Организовать и провести исследование представлений младших школьников о мире профессий.
5. Разработать и апробировать программу проектной деятельности младших школьников, направленной на ознакомление их с миром профессий, оценить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ, обобщение литературы по проблеме исследования.
2. Практические методы: методы психодиагностики (методика «Знаешь ли ты профессии?» С.В. Яковлевой, методика «Мир профессий» С.Н. Чистяковой, методика неоконченных предложений).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами и психологами идей проектной деятельности младших школьников, направленной на ознакомление их с миром профессий, отраженных в данном исследовании.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка литературы, включающего 50 наименований, двух приложений; в выпускной работе представлено 8 рисунков. Объем выпускной работы - 59 страниц без учета приложений.
Профессиональное самоопределение личности - длительный и непрекращающийся процесс развития личности в качестве субъекта профессиональной деятельности, процесс многократных и разных выборов. Каждый возрастной период имеет свои задачи профессионального самоопределения: так, перед профессиональным самоопределением в младшем школьном возрасте ставятся такие задачи: расширение представлений о мире профессий, а также о собственных индивидуально - психологических особенностях, воспитание интереса и любви к труду, понимания его значимости, формирование профессиональных намерений под воздействием различных факторов. В связи с этим актуальной становится задача ознакомления младших школьников с миром профессий.
Актуален поиск педагогических средств для ознакомления младших школьников с миром профессий. Большой потенциал в этом направлении имеет проектная деятельность: за счет активности и самостоятельности учащихся в решении практической проблемы, целенаправленности и алгоритмичности их совместной со взрослыми работы, возможности ее изучить комплексно, с позиции разных областей знаний, что обеспечивает условия для формирования более целостных и глубоких представлений о мире профессий у младших школьников.
В ходе теоретического анализа проблемы исследования было сформулировано такое предположение: проектная деятельность может выступать эффективным средством ознакомления младших школьников с миром профессий. Гипотеза была проверена.
На констатирующем этапе исследования проводилась диагностика представлений младших школьников о мире профессий.
Были выделены компоненты представлений младших школьников о мире профессий как типе социальных представлений:
• «информация»: знания о профессиях и компонентах профессиональной деятельности, как предмет, цель, средства и условия труда;
• «поле представления»: умение толковать и обобщать новую полученную информацию о профессиях, с целью выявления качественных характеристик, отличающих их друг от друга;
• «установка»: умение анализировать профессию, анализировать соотношение собственных индивидуальных особенностей требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью.
Для диагностики данных компонентов представлений младших школьников о мире профессий были использованы три методики: методика «Знаешь ли ты профессии?» С.В. Яковлевой, методика «Мир профессий» С.Н. Чистяковой, методика неоконченных предложений. Научно-практической базой исследования выступила ГБОУ СОШ №274 с углубленным изучением иностранных языков (г. Санкт-Петербург). Выборку исследования составили 30 учащихся младшего школьного возраста (3 «Б» класс).
Констатирующее исследование показало, что 27 % младших школьников имеют достаточно полные представления о мире профессий, умеют их анализировать и соотносить со своими способностями, возможностями, интересами (что говорит о высоком уровне развития представлений); у 43 % младших школьников выявлен средний уровень развития представлений о мире профессий, а у 30 % школьников - низкий.
На формирующем этапе исследования была организована проектная деятельность младших школьников в целях ознакомления с миром профессий - было разработано и реализовано три краткосрочных профориентационных проекта для учащихся 3 класса: «Профессия на букву...», «Профессии моей семьи», «Профессия и я». Проектная деятельность с младшими школьниками реализовывалась во внеурочной деятельности.
Суть проекта «Профессия на букву...» заключалась в следующем: методом жеребьевки каждый учащийся выбирал себе букву, на которую каждый требовалось сделать мини-проект: выбрать профессию на «свою» букву, изучить ее характеристики, составить загадку о ней, сделать небольшое сообщение о профессии в интересной и доступной форме.
Суть проекта «Профессии моих родителей» заключалась в следующем: выполнить небольшой проект о профессии своего родителя (мамы, папы - по усмотрению ребенка) с соблюдением такой структуры: название профессии, содержание труда, польза для общества, причины выбора профессии родители, важные качества для профессии. Проект предлагалось оформить в любой форме: в виде сообщения, в виде презентации, видеофильма.
Суть проекта «Профессии и я» заключалась в следующем: по результата профдиагностики по методике Е.А. Климова школьники объединились в подгруппы по типу профессии, выбрали одну из них и составили творческий проект-презентацию профессии: например, школьники подгруппы «Человек- Человек» устроили презентацию в виде экзамена по профессии учителя, в которой зрители помогали «нерадивому ученику» отвечать на вопросы о профессии, школьники подгруппы «Человек-Природа» устроили выставку с фотографиями питомцев учащихся класса для презентации профессии ветеринара.
В ходе реализации профориентационных проектов младшие школьники были активны и во многом самостоятельны - в поиске информации, в определении структуры и содержания продукта проекта, его идеи, могли проявить свои коммуникативные, организаторские и творческие способности.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика представлений младших школьников о мире профессий, позволяющим оценить эффективность формирующего эксперимента. Сравнительный анализ результатов диагностики до и после формирующего эксперимента позволяет сделать выводы о том, что младшие школьники стали иметь более полные и адекватные представления о мире профессий - знают больше профессий, при этом не только с позиции функционального содержания, но и качеств личности, лучше умеют их различать, глубже понимают общественную значимость труда, стали в большей степени способны к анализу профессий в соответствии со своими особенностями и интересами (об этом говорит факт того, что количество младших школьников с высоким и средним уровнем сформированности представлений увеличилось, а с низким уровнем - уменьшилось).
В связи с такими результатами можно считать формирующую работу эффективной: проектная деятельность может выступать эффективным средством ознакомления младших школьников с миром профессий. Гипотеза исследования может считаться доказанной. Цель и задачи исследования решены.
1. Абросимова Л. Н. Программа по профессиональной ориентации младших школьников «Тропинка в профессию» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 12. С. 6-10.
2. Ажиев А. В., Гадарбошева З. И. Формы и методы формирования представлений о мире профессий у детей младшего школьного возраста // Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. № 2. С. 22-36.
3. Алексеева Н. Н. Характеристика представлений младших школьников об ответственном отношении к выбору профессии / Перспективы развития науки в современном мире : сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 55-60.
4. Антонова М. В. Проблемно-ориентированная пропедевтика раннего выбора будущей профессии // Педагогика и психология образования. 2019. № 4. С. 51-63.
5. Антонова М. В. Технологии формирования выбора профессии младшими школьниками // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 2-1. С. 80-87.
6. Башаева С. А. Роль учителя в формировании представлений о мире профессий у детей младшего школьного возраста // Учитель создает нацию : сборник материалов IV международной научно-практической конференции. 2019. С. 276-278.
7. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб. : Питер, 2003. 304 с.
8. Варфоломеева Р. А., Ротова Н. А. Формирование понятия о мире профессий у детей младшего школьного возраста как основа подготовки к труду в начальной школе // Международный студенческий научный вестник. 2020. № 2. С. 100-104.
9. Васильева Т. В. Путешествие по городу Мастеров: экспериментальная программа: 3 класс. Кемерово, 1996. 35 с.
10. Веременникова М. С., Ахмедова Э. М. Формирование профессионального самоопределения на разных этапах жизненного развития // Развитие современной науки : теоретические и прикладные аспекты. сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь, 2016. С. 235-236.
11. Воронина Т. П. Словарь школьника. Окружающий мир: профессии. Школа развития. Р.-н/Д. : Феникс, 2015. 40 с.
12. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Наука, 2007. 345 с.
13. Губар А. С. Осознание качества личности «трудолюбие» в младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых. 2018. С. 72-75.
14. Гузеев В. В. Педагогические технологии в контексте образовательных технологий. М. : Народное образование, 2001. 128 с.
15. Дзикая Т. А. Современные методы развития интереса к профессии в младшем школьном возрасте // Развитие познавательных способностей младших школьников. материалы VI научно-практической конференции преподавателей и студентов ; под общ. ред. Т.В. Зотовой. 2019. С. 51-57.
...