Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СИНОНИМИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №121100

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования синонимического словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования синонимического словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Характеристика дидактических игр как средства коррекции развития словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 13
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию синонимического словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр 19
2.1 Изучение уровня сформированности синонимического словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 19
2.2 Содержание и организация работы формирования синонимического словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр 28
2.3 Динамика сформированности уровня синонимического словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 34
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложения 46

Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли авторы А.Н. Гвоздев, O. И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский.
Словарная работа была и остается одной из важнейших задач речевого развития дошкольников (Е.М. Струнина, О.С. Ушакова). Являясь базисом речевой организации человека, лексика играет значимую роль в полноценном овладении языком как средством общения, познании окружающего мира, социальной адаптации. Системное недоразвитие речи ограничивает коммуникативные возможности ребенка, препятствует успешному овладению родным языком и в целом процессу обучения в школьном возрасте (Г.В. Бабина, С.Н. Силантьева).
Д.Б. Эльконин указывал, что расширение социальных отношений ребенка, изменение его деятельности и возможностей общения с окружающими взрослыми в дошкольном возрасте приводят к постепенному росту словаря.
Трудности в усвоения лексических закономерностей родного языка у детей с общим недоразвитием речи в своих исследованиях отмечали такие авторы как Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская.
Формирование словарного запаса речи аномальных детей в специальной психологической и педагогической литературе рассматривается в ряду важнейших задач их речевого развития. Своеобразие развития словарного состава при общем ее недоразвитии показано в исследованиях P. Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт.
Вопросы теории и практики дидактических игр рассматривались и разрабатывались такими исследователями А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, Е.И. Родиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой.
Е.И. Тихеевой были разработаны система занятий по обогащению словаря с использованием наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, дидактических игр. Так же К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, который вносит огромный вклад в его развитие.
Использование дидактических игр в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи представлены в исследованиях С.А. Мироновой, которая выделяла, что особое место в образовательном процессе занимают дидактические игры, так как развиваются не только психические процессы, но и расширяется кругозор и обогащается словарь.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время вопросы, связанные с формированием синонимического словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня остаются недостаточно разработанными в современной логопедии. Таким образом, педагоги ищут новые подходы в коррекционной работе, опираясь на ведущий вид деятельности - игру. Поэтому тема нашего исследования является актуальной.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием, и разработанностью дидактических игр, а также формы и методов их использования в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня синонимического словаря посредством дидактических игр.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование синонимического словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня синонимического словаря посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня синонимического словаря.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня синонимического словаря.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня синонимического словаря посредством дидактических игр будет эффективно, если:
• разработан комплекс дидактических игр, направленных на формирование умения подбирать синонимы к существительным, словосочетаниям, прилагательным, глаголам, различным частям речи в тексте;
• дидактические игры включены в совместную деятельность педагога и детей в непосредственно образовательной области, в режимных моментах;
• организована самостоятельная деятельность детей с дидактическими играми.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня синонимического словаря посредством дидактических игр.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня синонимического словаря.
3. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр и методику формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня синонимического словаря.
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования являются:
• теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, A. Р. Лурия, Д.Б. Эльконин);
• теоретические исследования в области формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, B. А. Ковшикова,Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шанховская);
• классификация речевых нарушений (Р.Е. Левина);
• положение Л.С. Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей;
• исследования об использовании дидактических игр в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи (С.А. Миронова, А.Р. Соболева, Т.Б. Филичева).
Новизна исследования заключается в том, что определена эффективная возможность использования дидактических игр для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня для формирования синонимического словаря.
Теоретическая значимость исследования:
• обоснована возможность формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня синонимического словаря посредством дидактических игр;
• разработан комплекс дидактических игр и методика формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня синонимического словаря посредством дидактических игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс дидактических игр, направленный на формирование словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня может быть использован в коррекционно-развивающем направлении, при реализации задач ОО «Речевое развитие», включаться в образовательную и самостоятельную деятельность детей.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 162 «Олимпия». В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников), приложения. Работа содержит 12 таблиц, проиллюстрирована 2 рисунками, включает в себя 8 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу, что позволило сделать выводы.
Результаты теоретического анализа дают утверждать, что проблема формирования синонимического словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной в настоящее время. Теоретические исследования в области формирования словаря B. К. Воробьевой, Н.С. Жуковой, В.А. Ковшиковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шанховской отмечали, что у детей с общим недоразвитием III уровня отмечается ограниченный словарный запас.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли В.В. Гербова, А.П. Иваненко, М.М. Конина, В.И. Логинова, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина.
Учёные В.А. Гончарова, В.Н. Еремина, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Н.В. Серебрякова, отмечают наличие существенных трудностей у детей с ОНР при употреблении синонимов. Использование дидактических игр в работе с дошкольниками представлены в исследованиях А.К. Бондаренко, C. А. Мироновой, А.И. Сорокиной, Е.И Тихеевой, Е.И. Удальцовой.
Выявление уровня сформированности синонимического словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня показало, что 80% детей имеют низкий уровень сформированности синонимического словаря. Это связано с тем, что у детей ограниченный словарный запас, присутствует непонимание значения слов, неумение определить значимые семантические признаки в структуре слова, осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признака.
Формирование у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня синонимического словаря посредством дидактических игр будет эффективно, если:
• разработан комплекс дидактических игр, направленных на формирование умения подбирать синонимы к существительным, словосочетаниям, прилагательным, глаголам, различным частям речи в тексте;
• дидактические игры включены в совместную деятельность педагога и детей в непосредственно образовательной области, в режимных моментах;
• организована самостоятельная деятельность детей с дидактическими играми.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики с использованием комплекса дидактических игр и положительную динамику в формировании у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня синонимического словаря. После проведенного формирующего эксперимента в группе количество детей, имеющих высокий уровень, повысилось и составило 20%, количество детей с низким уровнем сформированности синонимического словаря сократился с 80% до 20%.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности разработанной методики формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня синонимического словаря посредством дидактических игр.


1. Бабина, Г.В. Модель формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Г.В. Бабина, С.Н. Силантьева // Школьный логопед. - 2012. - №5. - С. 66-70.
2. Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду [Текст] : учеб.пособие / А.К. Бондаренко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : «Просвещение», 1977. - 49 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
4. Вологдина, С.С. Результаты исследования состояния синонимии и анатомии у дошкольников с ОНР [Текст] / С.С. Вологдина // Специальное образование. - 2016. - Вып. 7. - С. 27-30.
5. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1967. - 175 с.
6. Давидчук, А.Н. Обучение и игра [Текст] / А.Н. Давидчук. - М. : Москва, 2006. - 164 с.
7. Катаева, А.А., Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М. : «БУК-МАСТЕР», 1993. - 191 с.
8. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
9. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи [Текст] : учеб.пособие / Р.И. Лалаева. - СПб.: Наука-Питер, 2006. - 103 с.
10. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
11. Лурия, А.Р.Язык и сознание [Текст] / под ред. Е.Д. Хомской .- М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
12. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников [Текст] : метод.пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова. - М. : Педагогическое общество России, 2007. - 80 с.
13. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР [Текст] / Н.В. Микляева. - Сфера, 2012. - 64с.
14. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова. - М. : Наука, 1993. - 136 с.
15. Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М. : Педагогика, 2001. - 33 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ