Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию активного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня в старший дошкольный период

Работа №96855

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Развитие активного словаря у детей дошкольного возраста в процессе
онтогенеза 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи III уровня 9
1.3. Становление активного словаря у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 18
2.1. Принципы и организация исследования детей с общим
недоразвитием речи III уровня дошкольного возраста 18
2.2. Методика и результаты исследования моторных функций 24
2.3. Методика и результаты обследования речевых функций у детей
экспериментальной группы 29
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 42
3.1. Принципы и организация коррекционной работы с детьми с общим
недоразвитием речи III уровня обучающего эксперимента 42
3.2. Содержание обучающего эксперимента 45
3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69


В нашем обществе ценятся люди, которые умеют красиво и интересно говорить, четко и складно излагать свои мысли, люди с ораторскими навыками. Красивая связная речь необходима ребенку в учебе, в общении со сверстниками, с окружающими людьми. Увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, внимания, воображения и восприятия. Ребенок с богатым словарным запасом легче общается с окружающими, лучше адаптируется в обществе и реализуется в жизни. Поэтому формировать активный словарь необходимо в дошкольном детстве для успешной реализации в будущем.
Лексика - это важнейшая часть языковой системы, она имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи ребенка.
В нашем обществе одним из самых распространенных речевых нарушений считается общее недоразвитие речи. Впервые этот термин употребила Р. Е. Левина работая с данной патологией [32].
Р. Е. Левина в своих трудах отмечала, что у детей с ОНР нарушены все компоненты языковой системы, а именно: нарушение в фонетики, грамматике, лексике. Проблема развития лексики у дошкольников актуальна тем, что сформированность этого компонента является необходимой частью при предупреждении дисграфии и дислексии.
Т. В. Волосовец сообщает, что словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком [10].
У детей с общим недоразвитием речи III уровня пассивный словарь преобладает над активным словарем, необходимо стремиться к выравниванию между словарями, учить ребенка как можно больше слов употреблять в своей речи, тем самым развивать его связную речь. Чем насыщеннее активный словарь у ребенка, тем качественнее и богаче будет его связная речь. Ребенок сможет высказывать свои мысли, передавать свои эмоции и обмениваться жизненным опытом с окружающими людьми.
A. М. Бородич считал, что логопедическая работа должна быть направлена на создание лексической основы речи, лексика занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение активным словарем речи является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
B. И. Логинова отмечала, что работа по развитию речи должна включать в себя упражнения и задания, которые будут направлены на обогащение и формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи [30].
Проблема развитии лексики у старших дошкольников актуальна тем, что от сформированности этого компонента зависит как дети овладеют программой ДОУ, а в будущем программой общеобразовательной школы.
Исходя из актуальности темы работы, выделяется проблема исследования: особенности логопедической работы по формированию активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: состояние активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и содержание логопедической работы по его формированию.
Предмет исследования: процесс формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях.
Цель исследования: изучение активного словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи III уровня и планирование логопедической работы, направленной на его формирование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования;
2. Организовать и провести экспериментальное исследование состояния активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Проанализировать данные полученные в ходе контрольного эксперимента;
4. Спланировать содержание коррекционной работы с детьми экспериментальной группы;
5. Организовать и провести обучающий эксперимент с детьми экспериментальной группы;
6. Провести качественный и количественный анализ полученных данных обучающего эксперимента;
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, в соответствии с целью и задачами:
1. Теоретические:
- анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- сбор и изучение анамнестических данных детей экспериментальной группы.
2. Интерпретационный метод.
3. Качественный и количественный анализ экспериментальных данных
Научно-методологическая основа исследования: концепция общей и специальной педагогики, лингвистики, психолингвистики таких авторов как Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, А. Н. Леонтьева, рассматривающие проблемы, связанные с развитием речи детей дошкольного возраста. Исследованием словаря у детей с ОНР занимались такие авторы как Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Собатович, Т. Б. Филичева.
Организация исследования:
Первый этап. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, постановка целей, задачи.
Второй этап. Теоретическое обоснование выбранных методик по теме исследования, проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизация полученных данных.
Третий этап. Интерпретация данных контрольного эксперимента и проведение обучающего эксперимента, формулирование основных положений, выводов.
База исследования: опытно-экспериментальный этап работы реализовывался в МАДОУ № 17 города Екатеринбурга.
Контингент: 10 дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, псевдобульбарная дизартрия, зачисленные на логопедический пункт дошкольного учреждения №17.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературных источников по теме исследования показал, что формирование лексики в дошкольный период имеет важный момент в жизни каждого ребенка. Лексика - это важнейшая часть языковой системы и имеет общеобразовательное и воспитательное значение. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной активности и задерживает развитие устной и письменной речи.
В логопедии имеется обширный теоретический и практический опыт, касающийся вопросов развития и изучения лексической стороны речи в дошкольном периоде и данная проблема носит актуальный характер в нашем современном обществе.
Все чаще в дошкольный период при обследовании детей старшей и подготовительной к школе группе детского сада, встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Р. Е. Левина дала определение ОНР - это системное нарушение, при котором нарушена вся языковая система, ребенок не может оперировать правильно и верно своим родным языком из-за нехватки активного словаря в своей речи.
Советскими логопедами доказано, что моторная и речевая сфера взаимно обусловлены и дополняют друг друга, поэтому у детей с ОНР мы провели обследования и выявили, что страдает вся моторная сфера и ее функции (общая моторика, артикуляционная моторика, мелкая моторика). У дошкольников с логопедическим заключением ОНР III уровня наблюдается не только нарушение всей языковой структуры, но и отклонения в моторной сферы.
При написании первой главы выпускной квалификационной работы нами была изучена специальная литература, включающая в себя статьи, учебные пособия, методические разработки разных советских и современных авторов по формированию активного словаря у дошкольников с ОНР III уровня, нами описаны теоретические аспекты и раскрыты ключевые понятия о развитии активного словаря у детей в процессе онтогенеза. Дана подробная психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня.
При написании первой главы выпускной квалификационной работы мы использовали труды таких авторов как: Р. И Лалаевой, В. И. Логинова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичива, Г. В. Чиркина, Штерна.
Во второй главе выпускной квалификационной работе нами был проведен констатирующий эксперимент, его цель: выявить уровень сформированности моторных функций и изучить особенности развития активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Первым этапом в нашей работе послужило изучение специальной литературы, знакомство с медицинской и педагогической документацией, сбор и анализ характеристик на каждого ребенка от персонала детского сада.
Вторым этапом в нашей работе послужило обследование моторных функций, обследование речевой сферы, обследование активного словаря у старших дошкольников экспериментальной группы.
Нами были использованы учебно-методические пособия для обследования старших дошкольников с ОНР III уровня: Н. М. Трубниковой «Обследование моторных функций и речевой сферы». Н. В. Серебряковой «Исследование активного словаря».
Нами были отобраны дети в количестве 10 человек, одного возраста и с одинаковым логопедическим заключением: общее недоразвитие речи III уровня, псевдобульбарная дизартрия. Все дети были обследованы по речевой карте Н. М. Трубниковой и дано логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III уровня, псевдобульбарная дизартрия.
Проведя качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента, мы сделали вывод о том, что моторные функции у детей экспериментальной группы находится на уровне среднем и средне-низком, этому свидетельствует средний балловый показатель набранный детьми в ходе исследования 57,6. Дети экспериментальной группы показали средний результат в обследовании общей моторики 56,1 балл, в мелкой моторике 49,5 балл, артикуляционный моторике 98 балл, эти показатели доказывают, что вся моторная сфера у детей исследуемой группы нарушена и требует коррекционной работы.
В ходе исследования речевой сферы у детей экспериментальной группы, по методическим рекомендациям Н. М. Трубниковой "Обследование речевой сферы", полученные показатели по звукопроизношению находятся на среднем уровне развития, это доказывает средний балловый показатель набранный детьми 2,8.
Фонематические процессы у детей экспериментальной: группы находятся на низком уровне развития, средний балловый показатель фонематический слух 2.8, фонематическое восприятие 3,1.
Активный словарный запас детей экспериментальной группы находится на низком уровне. Активный словарный запас детей исследуемой группы не соответствует возрасту. Некоторые дети затрудняются назвать детенышей животных, профессии людей, не могут подобрать обобщающее слово к нужным предметам. Путают названия вкуса, не знают названия мебели, одежды, птиц... Затрудняются подобрать признаки к предметам. Затруднения вызвали задания на подбор слов с противоположным значением, подбор однокоренных слов, слов синонимов. Нарушения в грамматическом строе детей экспериментальной группы средне-низкий уровень и средний балл 3,3.
Методика Н. В. Серебрякой «Исследование активного словаря», помогла глубже исследовать и получить данные о том на каком уровне развитии находится активный словарный запас детей экспериментальной группы. Активный словарный запас детей исследуемой группы находится на разных уровнях (низкий, средне-низкий, средний уровень), балловый показатель 1,3. Данная методика доказывает цель констатирующего эксперимента и дает нам право провести обучающий эксперимент с детьми исследуемой группы.
В третьей главе выпускной квалификационной работе, на основании полученных данных из главы 2, мы спланировали содержание логопедической работы по развитию активного словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня, а так же работу по исправлению нарушения моторных функций у детей экспериментальной группы.
Занятия с детьми контрольной и экспериментальной группы проводились логопедом образовательного учреждения, но дополнительно с детьми экспериментальной группы занимались мы в течении трех месяцев.
На своих индивидуальных логопедических занятий мы использовали сборник упражнений и заданий Е. М. Косиновой, которая предлагает упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, игры на развитие силы и высоты голоса, игры на формирование фонематических процессов, все упражнения в игровой и стихотворной форме. Формирование, расширение и развитие активного словаря мы использовали методику Р. И. Лалаевой «Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с ОНР» [26 ].
Таким образом, после проведенного обучающего эксперимента, мы обследовали экспериментальную группу детей и контрольную группу детей по тем же методикам, что и до начала контрольного эксперимента, сравнили полученные результаты и пришли к выводу о том, что дети обоих групп показали положительную динамику в развитии активного словаря, но дети экспериментальной группы (с которыми занимались мы), показали лучше результат, чем дети контрольной группы.
Дети экспериментальной группы улучшили свои результаты по всем сферам (моторной и речевой), этому свидетельствует балловые показатели и уровень развития, полученный детьми в ходе исследования. Активный словарный запас повысился до высокого уровня, дети набрали наивысший балл. Заметны улучшения в подборе обобщающих понятий, стали правильно употреблять приставочные глаголы, употреблять в речи предлоги, могут сочетать существительное с прилагательным (цветок-красивый, красный, ароматный, живой). Запомнили и стали правильно называть и показывать, части тела у животных (жабры у рыбы, копыта у коровы, лапы у собаки, хобот у слона, рог у носорога), части времени суток (утро, обед, полдник, вечер, ночь).
Таким образом, мы видим существенную прибавку в словарный запас детей экспериментальной группы. Обучающий эксперимент оправдал надежды и мы видим, что дети улучшили свои показатели и расширили свой активный словарный запас.
Дети контрольной группы по истечению обучающего эксперимента улучшили свой уровневый показатель до высокого, но в ходе повторного обследования совершали больше ошибок, но исправлялись и давали правильный ответ. Так дети контрольной группы не усвоили согласование существительного с прилагательным, («Солнце какое?» Ответ: солнце желтое, краткий и локоничный ответ одним словом), существительного с глаголом (не правильное употребления окончания у глогола) ежик бежать (ежик бежал). Не правильное называние цвета (угадывание), путают
название сложных геометрических фигур (Ромб-треугольник, прямоугольник- квадратик вытянутый). Улучшения в подборе обобщающих слов, в названиях действий людей (что делает мальчик? сидит на скамейке), названий профессий, признаки предметов, названии детенышей животных, запомнили название видов рыб, полевых цветов, птиц, деревьев.
Таким образом, вовремя организованное логопедическое обследование помогает выявить речевой дефект у дошкольника, а так же правильная и верная логопедическая работа направленная на устранения выявленного речевого дефекта, дают положительную динамику в преодолении речевой патологии у дошкольника. Систематическое ведение занятий по всем направлениям и комплексно (общей моторики, мелкой моторики, артикуляциооный гимнастики, дыхательной гимнастики, занятия по лексико- граматических конструкций), дает положительную динамику по развитию и формированию речи ребенка с ОНР, дает возможность преодолеть речевой дефект и вывести языковую сферу на границу нормы.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, мы выявили особенности активного словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи III уровня и спланировали коррекционную работу с учетом результатов констатирующего эксперимента. Задачи исследования решены в полном объеме, проблема исследования решена.
К выпускной квалификационной работе прилагается приложения по формированию активного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня в старший дошкольный период.
В приложении 1 представлена методическая рекомендация Н. М. Трубниковой «Обследования моторных функций и речевой сферы».
В приложении 2 представлены данные детей по обследованию моторных функций и речевой сферы до контрольного эксперимента.
В приложении 3 представлены исследования лексических операций по методике Н. В. Серебряковой.
В приложении 4 предложена речевая карта на ребенка экспериментальной группы.
В приложении 5 представлены логопедические заключения и планы коррекционной работы на каждого ребенка экспериментальной группы.
В приложении 6 представлены данные детей по обследованию моторных функций и речевой сферы после контрольного эксперимента.
В приложении 7 предлагаются индивидуальные занятия с детьми с общим недоразвитием речи III уровня.
В приложении 8 представлены игры из методической рекомендации Р. И. Лалаевой «Формирование лексики у детей с ОНР».



1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, Астрель, 2008. - 308 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников [Текст] : практическое пособие / В. М. Акименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 110 с.
4. Ахутина, Т. В. Поражение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : Владос, 1989. - 209 с.
5. Бардышева, Т. Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР [Текст] / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - М. : Скрипторий, 2015. - 264 с.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Владос, 2013. - 287с.
8. Белянин, В. П. Психолингвистика [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / В. П. Белянин. - М. : Московский пси.-соц. институт, 2003. - 232 с.
9. Белова-Давид, Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, нарушение речи у дошкольников [Текст] / Р. А. Белова-Давид. - М. : Просвещение, 1972. - 81 с.
10. Волосовец, Т. В. Преодоление ОНР у дошкольников [Текст] / Т. В. Волосовец. - М. : Сфера, 2008. - 256 с.
11. Винарская, Е. Н. Дизартрия. Библиотека логопеда [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ, 2009. - 141 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
A. Н. Гвоздев. - М. : Академия пед. наук РСФСР, 1961. - 161 с.
13. Гимадиева, К. А. Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / К. А. Гимадиева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. - 2015. - № 4. - С. 149-151.
14. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы [Текст] / О. С. Гомзяк. - М. : Гном, 2016. - 25 с.
15. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О. Е. Громова. - М. : Сфера, 2003. - 176 с.
16. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. - М. : Аркти, 2002. - 144 с.
17. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] /
B. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2001. - 180 с.
18. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление ОНР у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Арт ПТД, 1998. - 245 с.
19. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст] / А. В. Захарова. - Новосибирск, 1975. - 23 с.
20. Затулина, Г. Я. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. Я. Затулина. - М. : Центр педагогического образования, 2016. - 64 с.
21. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи [Текст] / Е. М. Косинова. - М. : Эксмо, 2011. - 38 с.
22. Козырева, О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда [Текст] / О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. - М. : Владос, 2016. - 120 с.
23. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь Пальчиковые игры 4 - 7 лет [Текст] / О. И. Крупенчук. - СПб. : ИД «Литера,», 2006. - 70 с.
24. Крупенчук, О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова [Текст] / О. И. Крупенчук. - СПб. : ИД Литера, 2013. - 96 с.
25. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Владос, 1968. - 280 с.
26. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Ростов-н/Д. : Феникс ; СПб : Союз, 2004. - 224 с.
27. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 1999. - 160 с.
28. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р. И. Лалаева. - М. : Гном, 2004. - 72 с.
29. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] /
М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986. - 250 с.
30. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Логинова. - М. : Владос, 1984. - 80 с.
31. Логинова, Е. А. Общее недоразвитие речи. Алалия / Е. А. Логинова, О. В. Елецкая. - М. : ФОРУМ : ИНФРА, 2018. - 64 с.
32. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / сост. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр Владос, 1998. - 680 с.
33. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников со стертой дизартрией [Текст] : учеб. пособ. для пед. вузов / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Детство-Песс, 2001. - 320 с.
34. Мазанова, Е. В. Обследование речи детей с ОНР 4-7 лет. Методические указания [Текст] / Е. В. Мазанова. - М. : Гном, 2014. - 40 с.
35. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова. - М. : Гном, 1992. - 95 с.
36. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 506 с.
37. Нищева, Н. В. Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР (5-7 лет) [Текст] / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 212 с.
38. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР [Текст] / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2015. - 100 с.
39. Руденко, В. И. Логопедия: практическое пособие [Текст] /
B. И. Руденко. - Ростов н/Д : Феникс, 2017. - 287 с.
40. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с ОНР [Текст] / Л. Н. Смирнова. - М. : Мозайка -Синтез, 2002. - 250 с.
41. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с ОНР [Текст] /
C. Н. Сазонова. - М. : Академия, 2007. - 144 с.
42. Сингаевская, О. В. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / О. В. Сингаевская // Логопедия сегодня. - 2011. - № 2. - С. 26-30.
43. Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение,1979. - 223с.
44. Танцюра, Т. А. Логопедический массаж зондами: упражнения и артикуляционная гимнастика для детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Танцюра, Т. А. Данилевич. - М. : ТЦ Сфера, 2018. - 64 с.
45. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Урал.гос.пед.ун-т, 1998. - 50 с.
46. Трубникова, Н. М. Логопедическая работа с детьми, имеющими разные формы речевой патологии [Текст] / Н. М. Трубникова. -Екатеринбург : Урал.гос.пед. ун-т, 2005. - 51 с.
47. Туманова, Т. В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст] / Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева. - М. : Гном, 2000. - 214 с.
48. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. : Гном, 1981. - 111 с.
49. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : Издательство Гном и Д, 2003. - 112 с.
50. Тишина, Л. А. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. А. Тишина, А. С. Толпегина // Школьный логопед. - 2010. - № 30. - С. 67-73.
51. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 200 с.
52. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова . - М. : Эксмо, 2015. - 320 с.
53. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2008. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ