Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Активизация синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе составления загадок

Работа №118105

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы активизации синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе составления загадок 11
1.1 Психолого-педагогические основы развития
синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 11
1.2 Характеристика загадок как средства активизации синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
Глава 2 Экспериментальная работа по активизации синонимического словаря в процессе составления загадок у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 37
2.1 Изучение уровня сформированности синонимического
словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня .. 37
2.2 Содержание и организация работы по активизации синонимического словаря в процессе составления загадок у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 49
2.3 Оценка работы по активизации синонимического словаря
в процессе составления загадок у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 56
Заключение 66
Список используемой литературы 69
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 70
Приложение Б Количественные результаты констатирующего эксперимента 71
Приложение В Каталог детских загадок 72
Приложение Г Количественные результаты контрольного эксперимента ..

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дети с общим недоразвитием речи даже в условиях специального обучения имеют значительные трудности в овладении синонимическим словарем. Такие дети нуждаются в дополнительном стимулировании синонимического словаря.
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство синонимического словаря является признаком высокого развития речи ребенка. Вопросами изучения и развития лексики у детей занимались ученые многих областей научных знаний: лингвистики, психологии, психолингвистики (А.М. Бородич, А.Н. Гвоздев, А.М. Захарова, С.Н. Цейтлин), которые подчеркивают сложность процесса овладения лексикой детьми дошкольного возраста.
При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Н.А. Виноградова, Ю.В. Кодачигова подчеркивают, что одна из целей дошкольного образования сегодня, согласно федеральному государственному образовательному стандарту: «... воспитание физически развитых, любознательных, активных, эмоционально отзывчивых детей, овладевших средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, при этом речевое развитие детей включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества». Однако далеко не все дети могут эффективно общаться со взрослыми и сверстниками, которые их окружают, так как в настоящее время количество детей с различными нарушениями речи становится все больше.
Одним из главных показателей гармоничного развития ребёнка, как считает Л.Н. Ефименкова, является его словарный запас - тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения. Именно поэтому активизация словаря детей дошкольного возраста - очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.
Дошкольный возраст является самым благоприятным для коррекции нарушений и развития всех сторон речи. Дети с речевыми нарушениями достаточно часто испытывают трудности при усвоении программы детского сада, данные трудности обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством речи.
Достаточный уровень сформированности лексической системы языка (определённый объём словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова) является одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом.
Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования синонимического словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно.
Решение задачи по активизации синонимического словаря изучали в отечественной педагогике. Так, к данной теме обращались М.М. Алексеева, В.В. Гербова, М.М. Кольцова, В.И. Логинова, А.Р Лурия, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина.
Синонимия - это один из самых убедительных проявлений лексической системности, уровень сформированности семантических полей синонимов служит показателем общего развития словарного запаса.
Фольклор является одним из наиболее эффективных педагогических средств в активизации синонимического словаря детей старшего дошкольного возраста.
Проблема активизации синонимического словаря детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества сегодня имеет особую значимость. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерами, телефонами и планшетами, чем в живом окружении и живом общении. Произведения народного творчества (сказки, пословицы, частушки, загадки, считалки, скороговорки, песни, потешки, прибаутки) все реже используются даже в самом младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет. Родители и дети в современном обществе пользуются, в основном, обиходно-бытовой лексикой. Отсутствие выразительных средств лексики (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) делает речь простой, скучной и маловыразительной. Без ярких средств лексики речь блекнет, тускнеет. Фольклор даёт в пример прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет успешно овладевать родным языком.
На данный момент, в практике дошкольного образования можно наблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными жанрами очень часто выдвигается содержательный аспект, педагоги не обращают внимание на языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, они помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, а также способствуют усвоению звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью использования в работе по активизации синонимического словаря составление загадки и недостаточной методической разработанностью этого вопроса в работе с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Активизация синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе составления загадок».
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения позволили нам обозначить проблему исследования: как активизировать синонимический словарь в процессе составления загадок у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность активизации синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе составления загадок.
Объект исследования: процесс активизации синонимического словаря в процессе составления загадок у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: активизация синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе составления загадок.
Гипотеза исследования: активизация синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством составления загадок возможна, если:
- определены синонимические ряды по каждой лексической теме и обеспечено освоение их детьми;
- обеспечено ознакомление детей с моделями загадок и правилами их составления;
- включен «Час загадок» в совместную деятельность педагога и детей в рамках изучения лексических тем.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме активизации синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и включению загадок в коррекционно-развивающий процесс.
2. Выявить уровень развития синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по активизации у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством составления загадок.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования Т.Б. Филичевой об уровнях речевого развития при общем
недоразвитии речи;
- исследования особенности словаря синонимов детей старшего дошкольного возраста (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина);
- исследования особенности развития словаря синонимов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (В.А. Гончарова, Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова);
- исследования об использовании загадок в речевом развитии дошкольников (А.А. Нестеренко).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС №49 «Весёлые нотки» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность организации коррекционно-развивающей работы по активизации синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе составления загадок.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что адаптирована методика составления загадок-описаний для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе составления загадок.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан перспективный план по формированию синонимического словаря по каждой лексической теме с определением объектов для составления загадок.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 источников), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 1 таблица, 13 рисунков. Основной текст работы изложен на 69 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема активизации синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Речь детей с общим недоразвитием речи III уровня обнаруживает нарушения на всех уровнях, в том числе и лексическом - бедность словарного запаса, неточные употребления слов вследствие непонимания их значений, замены слов на основе других семантических признаков и другое.
Словарный запас дошкольников обогащается в процессе общения со взрослыми, сверстниками, в детском саду; при чтении вслух взрослыми, совместном чтении; из медиаисточников (фильмы, музыка, телевидение, интернет, газеты, журналы); под воздействием богатой и разнообразной среды общения и чтения.
Проблема развития синонимического словаря изучалась такими отечественными учеными, как М.М. Алексеева, В.В. Гербова, М.М. Кольцова, В.И. Логинова, А.Р Лурия, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина.
С целью активизации синонимического словаря детей с общим недоразвитием речи используется прием придумывания загадок. Развивая умственные способности, словарь ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Исследования на выявление уровня развития синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, проведенные нами на констатирующем этапе эксперимента показали, что высокий уровень развития имеют 25% детей, средний уровень развития - 67% детей, низкий - 8% детей.
Исследование, проведенные нами после формирующего эксперимента, на контрольном этапе показало, что 75% имеют высокий уровень развития, 25% - средний, низкий уровень развития был не выявлен. Это позволяет говорить о том, что у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня развития синонимического словаря находится на высоком и среднем уровне, по таким показателям как умение подбирать синонимы к существительным, умение подбирать синонимы к словосочетаниям, умение подбирать синонимы к глаголам, уровень, объем и качество синонимического словаря, умение заменять синонимом слова во фразе.
Активизация синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством составления загадок возможна, если:
- определены синонимические ряды по каждой лексической теме и обеспечено освоение их детьми;
- организована работа по ознакомлению детей с моделями загадок и правилами их составления;
- организован «Час загадок» в совместной деятельности педагога и детей в рамках изучения лексической темы.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить возможность организации работы по активизации синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством составления загадок после ее реализации. После проведения формирующего эксперимента, на контрольном этапе эксперимента, в обследуемой группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития синонимического словаря на 50%, уменьшилось число детей с низким уровнем на 8%.
По результатам проведенное работы можно сделать вывод о возможности организации предложенной нами работы - активизации синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством составления загадок.



1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Алипханова Ф. Н. Актуальные вопросы современной науки и образования : Сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (г. Махачкала, 25 декабря 2020 года). Махачкала : Директ-Медиа, 2020. С. 115-118.
3. Андриеш В. А. Словарь ребёнка 2-3 лет // Онтолингвистика : современное состояние и перспективы развития: Мат-лы Всеросс. конф. молодых уч. 15-17 мая 2000 года. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. С. 25-29.
4. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика. 2008. № 8. С. 20-23.
5. Гербова В. В. Понимание, называние и использование глаголов // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М. : Мозаика-синтез, 2000. С. 199-209.
6. Гимадиева К. А. Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М. : Буки-Веди, 2015. С. 149-151.
7. Гончарова В. А. Специфика овладения антонимией и синонимией детьми с нарушенным речевым развитием // Школьный логопед. 2006. № 1. С. 3-10.
8. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас : методич. рекомендации. М. : АРКТИ, 2019. 30 с.
9. Кравчук А. Б. Уровень развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2018. № 3. С. 121-125.
10. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя речи). СПб. : Союз, 1999. 160 с.
11. Нестеренко А. А. Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ. М. : Весь, 2020. 33 с.
12. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону : «Феникс», 2002. 448 с.
13. Савельева Е. А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков: методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. 39 с.
14. Спасёнова Т А. Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте // Евразийский союз ученых. 2015. №4-6 (13).
15. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
16. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. М. : ТЦ «Сфера», 1998. 224 с.
17. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии : учеб. пособие. М. : Просвещение, 1989. 223 с.
18. Филичева Т. Б. Логопедия. Теория и практика. М. : Эксмо, 2017. 608 с.
19. Штерн А. С. Перцептивный аспект речевой деятельности [Текст] // Монография. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2012. 236 с.
20. Якубович А. И. Особенности словаря синонимов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2020. № 20 (310). С. 627-630.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ