Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства

Работа №121016

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства 8
1.1 Проблема исследования творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства 23
2.1 Исследование уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 23
2.2 Реализация педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства 30
2.3 Динамика развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства 36
Заключение 44
Список используемой литературы 49
Приложение А «Наглядный материал» 55

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема творческого развития детей младшего школьного возраста является одной из актуальных. Младший школьный возраст - наиболее активный период развития творческих качеств и приобретения опыта, осуществления творческой деятельности. В требованиях ФГОС НОО подчёркивается важность и необходимость создания условий для раскрытия творческого потенциала ребёнка, развитии его творческих способностей, формирования умений и навыков, необходимых для его самореализации.
Творческие способности - иной путь, диаметрально противоположный учебным способностям. Все что кажется нестандартным - это творческое проявление. Творческие способности - это возможность достижения результата, но новыми, оригинальными способами. Чтобы творческие способности развивались, необходимо формировать особенные умения: наблюдение, сравнение, синтез, сопоставление, образное мышление, особенный ход мыслей, особое воображение.
Согласно ФГОС НОО, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации, в процессе обучения должен быть реализован такой метапредметный результат, как освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Это объясняется тем, что динамика развития современного общества предъявляет высокие требования к способностям человека. Среди них можно выделить умение принимать нестандартные решения, разрабатывать пути по преодолению трудностей для достижения поставленной цели, проявлять гибкость в решении разноплановых задач.
На уроках изобразительного искусства учащимся предоставляется возможность стать истинным субъектом творчества. Важная роль в решении проблемы творческого развития младших школьников отводится восприятию народного искусства и ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством, ярким примером которого является хохломская роспись.
Проблема развития творческих способностей младших школьников в процессе ознакомления с произведениями декоративно -прикладного искусства нашла свое отражение в научно -педагогических и научно-методических трудах многих отечественных ученых (В.А. Барадулина, А.А. Грибовской, Ю.В. Максимова, Г.Н. Пантелеева).
Тем не менее, в практике работы с детьми младшего школьного возраста остаются до конца не разработанными условия творческого развития средствами искусства.
Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования и позволило сформулировать его проблему.
Проблема исследования: каковы условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства?
Цель исследования - выделить, обосновать и опытным путём проверить условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с искусством.
Гипотеза исследования: развитию творческих способностей младших школьников в процессе ознакомления с искусством будут способствовать следующие условия:
• организация соответствующей предметной развивающей среды,
• использование в работе цифровых образовательных продуктов (обучающих роликов, тестовых и интерактивных заданий, виртуальных экскурсий),
• овладение детьми в ходе организованной образовательной деятельности основами изобразительной грамоты (изучение основ композиции, и орнаментальных композиций в том числе, стилистики цвета) и художественными техниками.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития творческих способностей.
2. Определить условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства.
3. Разработать и осуществить опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства.
Теоретические основы исследования. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства носит комплексный характер и сформировано на базе:
• исследований в области психолого-педагогических основ творческой деятельности детей, раскрытых в трудах Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова, В.П. Зинченко, К.Г. Юнга,
• исследований в области особенностей художественно -творческого развития детей младшего школьного возраста, которым посвящены труды А.А. Мелик-Пашаева, Т.Г. Казаковой, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой и др.,
• исследований в области теории и технологии развития изобразительного творчества младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства, представленных в работах В.А. Барадулина, А.А. Грибовской, Ю.В. Максимова, Г.Н. Пантелеева и др.
В работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические - анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и учебно-методической литературы,
• эмпирические - целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом творческого развития младших школьников, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ детских работ,
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Объём бакалаврской работы представлен 58 страницами печатного текста компьютерного набора, 50 наименованиями списка используемых источников, 13 таблицами, и приложением.
Опытно-экспериментальная база исследования ГБОУ СОШ п.г.т. Междуреченск, 1 класс. Всего на различных этапах экспериментальным исследованием было охвачено 30 детей младшего школьного возраста и 3-и учителя начальных классов.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в профессиональной деятельности педагогов начальной школы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время проблема развития детей творческих способностей у детей младшего школьного возраста является одной из актуальных. Младший школьный возраст - наиболее активный период развития творческих качеств и приобретения опыта осуществления творческой деятельности. В требованиях ФГОС НОО подчёркивается важность и необходимость создания условий для раскрытия творческого потенциала ребёнка, развитии его творческих способностей, формирования умений и навыков, необходимых для его самореализации.
В ходе проведенного исследования мы решили все поставленные задачи. В теоретической части нашего исследования были освещены важные вопросы: раскрыто содержание понятий творчество, творческое развитие, творческие способности; определена суть синтеза искусств и воспитания искусством, которая заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности используемых в воспитательно-образовательном процессе различных видов искусства и художественной деятельности с целью нравственного, гуманистического, художественного, эстетического и творческого развития и воспитания младших школьников; рассмотрены педагогические условия развития творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе восприятия и ознакомления с народным искусством, а именно с хохломской росписью.
На основе изучения научной психолого-педагогической, искусствоведческой, педагогической и научно-методической литературы, мы пришли к следующим выводам:
а) по мнению многих исследователей творчество является высшей формой психической активности, самостоятельности, проявляется в способности создавать нечто новое и оригинальное (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.Ф. Обухова, Б.М.Теплова, Н.А. Бернштейна, В.П.Зинченко, А.В. Запорожец),
б) творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное,
в) условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства:
1) стремление к созданию наиболее благоприятных условий для художественно-эстетического развития детей,
2) стимулирование и раскрытие личного творческого потенциала каждого ученик, посредством практического участия,
3) воспитание продуктивного восприятия - как основы познавательных способностей в процессе изучения и взаимодействия с искусством,
4) идеи продуктивности жизни, которые воплощены в распорядке дня и жизни учеников,
5) построение духовно-нравственной основы, как базы ценностей;
г) проведенный анализ научно-педагогической и научно-методической литературы позволил нам выделить комплекс педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе восприятия и ознакомления с хохломской росписью, а именно: организация соответствующей предметной развивающей среды (различные наглядные пособия); использование в работе цифровых образовательных продуктов (обучающих роликов, тестовых и интерактивных заданий, виртуальных экскурсий); овладение детьми в ходе организованной образовательной деятельности основами изобразительной грамоты (изучение основ композиции, и орнаментальных композиций в том числе, стилистики цвета) и художественными техниками.
д) также была разработана и осуществлена опытно-экспериментальная работа по апробации педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе ознакомления с хохломской росписью, которая включала в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе ГБОУ СОШ п.г.т. Междуреченск. Экспериментальным исследованием было охвачено 30 обучающихся младшего школьного возраста. Младшие школьники были разделены на 2 группы - экспериментальную и контрольную по 15 человек в каждой.
На этапе констатирующего эксперимента, для выявления исходного уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, были определены критерии его оценки (самостоятельность замысла, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла.) и их показатели. Также был осуществлён подбор диагностических методик.
Сравнение уровней развития творческих способностей, обучающихся ЭГ и КГ на констатирующем этапе показало отсутствие существенных различий в количественных показателях и таким образом позволило нам увидеть, что большая часть испытуемых показывает низкий уровень развития творческих способностей.
Причины среднего и низкого уровня обусловлены недостаточно высоким уровнем в оснащенности предметно-развивающей образовательной среды. Также нами отмечено, что не все педагоги систематически используют возможности цифровых продуктов на уроках.
На основании результатов констатирующего этапа исследования, мы сделали вывод о том, что необходимо провести специальную работу, направленную на повышение уровня развития творческих способностей у младших школьников.
Формирующий эксперимент был осуществлен в экспериментальной группе в период с января 2022 по март 2022 включительно.
Согласно первому положению гипотезы нашего исследования положительное влияние на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста оказывает организация соответствующей предметно-развивающей образовательной среды предметами декоративно-прикладного искусства по мотивам хохломской росписи, побуждающих детей к творческому развитию. Предметно-развивающая среда была наполнена наглядными пособиями хохломской росписи (репродукции, плакаты, альбомы, рисунки, произведениями народных мастеров), мультимедийными энциклопедиями с обучающими функциями («Родина хохломской росписи»), интерактивными обучающими заданиями («Русская народная роспись»).
Созданное нами образовательное пространство в экспериментальной группе не только стимулировало познавательную активность детей, но и оставляло место для творческого поиска и самовыражения каждого ребёнка, что является основой для развития творческих способностей учащихся.
Согласно второму положению гипотезы нашего исследования в работе нами были использованы такие цифровые продукты, как тренажеры, комплекс презентаций по ИЗО, тестовые и интерактивные задания, виртуальная экскурсия. Нами было отмечено, что использование в работе цифровых продуктов, способствовало созданию на занятии атмосферы увлеченности и творчества, а также стимулировало интерес детей к развитию творческих способностей.
Для осуществления третьего положения гипотезы по ознакомлению детей с основами изобразительной грамоты и художественными техниками была разработана серия уроков, на которой были рассмотрены и изучены основы композиции, и орнаментальных композиций в том числе, стилистики цвета и художественными техниками (кистевая).
В ходе формирующего эксперимента мы констатировали, что внедренные нами педагогические условия способствовали качественному улучшению творческой активности детей младшего школьного возраста на занятиях. Так в ходе целенаправленного педагогического наблюдения, опираясь на выбранные нами критерии оценивания (продуктивность, оригинальность, разработанность замысла), мы отмечали позитивные изменения в развитии творческих способностей младших школьников экспериментальной группы, проявляющиеся в индивидуальном и оригинальном характере выбора цветового, композиционного, технического решения работ детей.
На заключительном (контрольном) этапе исследования, с целью подведения итогов проделанной работы и подтверждения состоятельности выдвинутой гипотезы, был проведен контрольный срез уровней развития творческих способностей у детей ЭГ и КГ. Время проведения контрольного эксперимента - апрель 2022 года. Анализируя полученные данные, мы отметили положительные изменения в количественных результатах у респондентов экспериментальной группы.
Для подтверждения состоятельности выдвинутой гипотезы исследования, мы провели сравнение результатов констатирующего и контрольного срезов и таким образом выявили положительную динамику в развитии изобразительного творчества у обучающихся экспериментальной группы.
Выводы: Подводя итоги, можно утверждать, что выбранные нами педагогические условия (организация соответствующей предметной развивающей среды, использование в работе цифровых образовательных продуктов, овладение детьми в ходе организованной образовательной деятельности основами изобразительной грамоты), способствуют развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, все задачи опытно-экспериментальной работы решены, цель исследования достигнута.


1. Антонов В.П. Народные художественные промыслы России / Folk Handicrafts of Russia/ В.П. Антонов. - М.: Интербукбизнес, 2000. 248 с.
2. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества: учебно - методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; Под науч.ред. С.В. Астраханцевой. - М.: Феникс, 2006. 352 с.
3. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. Ч. 2: твердые материалы [Электронный ресурс] / В.А. Барадулин; под ред. В.А. Барадулина - М.: Просвещение, 1987. 257 с. - Режим доступа: https://sheba. spb.ru/shkola/osnovy-hud.remesla2-1987.htm (дата обращения 09.12.2020)
4. Башкатова Д.В. Современные педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно - прикладного искусства / Д.В. Башкатова, Н.В. Танцура // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2020. № 12. С.261-264.
5. Бедник Н.И. Хохлома / Н.И. Бедник - Ленинград: изд. «Художник РСФСР», 1980. 40 с.
6. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. / Н.А. Бердяев; под ред. Д.С. Дамте - М.: изд. Академический проект, 2015. 522 с.
7. Беркман Т.Л. Вопросы художественного воспитания [Электронный ресурс]. / Т.Л. Беркман; ответственный редактор к.и.н. Т.Л. Беркман // Известия Академии Педагогических Наук РСФСР, Выпуск 11 - М.: Ленинград, 1947. 168 с. - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/izvestiya-apn_vyp11_1947/go,0;fs,1/ (дата обращения 09.12.2021)
8. Беспалова С.Б. Создание развивающей образовательной среды в начальной школе в рамках реализации ФГОС [Электронный ресурс] / С.Б. Беспалова, 2014. 7 с. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/04/16/sozdanie-obrazovatelnoy-sredy-v-nachalnoy- shkole-v-ramkakh (дата обращения 03.10.2021)
9. Бородина Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности / Е.Н. Бородина // монографическое исследование - Екатеринбург: УрГПУ, 2015. 192 с.
10. Букарина Л.Л. Хохлома: травка, пряник, кудрина / Л.Л. Букарина - М: Издательский Дом Литера, 2014. 84 с.
11. Величко Н.К. Русская роспись. Энциклопедия / Н.К. Величко; под ред. М. Соколова // Золотая библиотека увлечений - М.: Хоббитека, 2018. 224 с.
12. Вербилова И.В. Электронные образовательные ресурсы. Общие требования и виды. Методические рекомендации / И.В. Вербилова, 2018. - 15 с.
13. Выготский Л.С. Психология искусства // Л.С. Выготский; под ред. О. Лазуткиной // Тайны науки - М.: АСТ, 2018. 416 с.
14. Вьюн О.М. Активизация познавательной деятельности обучающихся через применение современных методов и технологий в урочной и внеурочной деятельности / О.М. Вьюн // Конструктивные педагогические заметки. - Куйбышев: НГПУ. 2018. № 6. 2 (10). С. 261 - 273.
15. Голубева З.В. Русские традиции. Азбука свободной кистевой росписи / З.В. Голубева; иллюстрации А. Веселов- СПб: Союз художников, 2012. 128 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ