Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования произвольной регуляции поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития 11
1.1. Теоретические подходы к проблеме развития произвольной
регуляции поведения в зарубежной и отечественной психологии 11
1.2. Особенности развития произвольной регуляции поведения у
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 19
1.3. Характеристика игровой деятельности как средства
формирования произвольной регуляции у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 25
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровой деятельности 34
2.1. Выявление уровня сформированности произвольной регуляции
поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 34
2.2. Организация и содержание работы по формированию
произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровой деятельности 52
2.3. Определение эффективности игровой деятельности как средства
формирования произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 72
Выводы по второй главе 79
Заключение 82
Список используемой литературы 85
Приложение 94
Дошкольное детство - чрезвычайно важный и решающий период в психическом развитии человека. Именно в период дошкольного детства происходит становление основ личности ребёнка. В процессе разнообразных видов активной детской деятельности происходит становление и развитие важнейших психических новообразований. Одним из них является возникновение у дошкольника произвольного поведения, способность планировать и контролировать свои действия.
Анализ психолого-педагогических исследований по теме произвольности показывает, что термин «произвольность» имеет большое количество трактовок, которые характеризуются неоднозначность понимания. Существует большое количество подходов к определению содержания данного понятия и его значения в жизнедеятельности человека. Произвольность изучается в связи с мотивацией, сознанием и др.
В рамках первого подхода работали А.Н. Леонтьев, К.М. Гуревич, Л.И. Божович. В нем произвольность человека объединяется с его мотивацией и потребностями [33].
Второй подход был предложен Л.С. Выготским. В качестве основной характеристики человеческой произвольности Л.С. Выготский выделяет осознанность (сознательность) поведения. Осознанность человеком собственного поведения обязательно предполагает его опосредованность . Т.е. наличие некоего средства, с помощью которого человек может выйти за пределы непосредственной ситуации. Произвольные процессы Л.С. Выготский определял как опосредованные знаками, а именно, речью. Речь - это одно из наиболее важных средств воздействия как на поведение других людей, так и на организацию собственного поведения человека. Речь человека выступает фундаментальным психологическим орудием, опосредующим его волю.
Помимо речи средствами осознания своего поведения и овладения им выступают образцы, способы действия, правила.
В исследованиях Л.С. Выготского доказано, что при объяснении происхождения произвольных действий не нужно искать его истоки в индивидуальной деятельности ребенка. Пути решения этой проблемы лежат в отношениях ребёнка и взрослого [19, с. 101]. Исследования современных авторов (Е.О. Смирнова и др.) также доказывают, что на ранних этапах развития общение со взрослым является важнейшим фактором психического развития. В процессе общения и благодаря общению у детей происходит становление новых видов деятельности. Первоначально каждая новая деятельность совместна, она разделена между взрослым и ребёнком. Постепенно деятельность становится для ребенка собственной. Ребенок начинает ориентироваться в средствах и условиях ее выполнения. Но изначально средства и способы деятельности ребенку несет взрослый. Также взрослый является для ребёнка «олицетворением тех мотивационных и смысловых уровней, которыми он ещё не обладает, но до которых может со временем подняться» [69].
Анализ психолого-педагогических источников по проблеме произвольного поведения обнаруживает множество определений произвольности. Тем не менее, в них отмечаются общие черты. Итак, произвольность предполагает собой способность подчиняться инструкциям, правилам, нормативам, образцам. При этом указанные регуляторы становятся основой произвольного поведения только в том случае, если они стали для ребенка своими собственными, внутренними правилами. О произвольности можно говорить, если ребенок строит или изменяет свое поведение в соответствии с этими внутренними правилами. Для осуществления данного процесса важно, чтобы дошкольник умел разделять самого себя и свое поведение, деятельность, умел соотносить деятельность с имеющимися инструкциями, правилами, знаниями. «Ребенок должен уметь осознать себя в своей деятельности» [77].
Произвольность представляет собой многокомпонентную систему. Она включает целеполагание, составление плана действий, умение исправлять ошибки, корректировать деятельность и т.д. Развитие указанных компонентов необходимо для обеспечения полноценного функционирования других психических процессов ребёнка, таких как внимание, память, восприятие, мышление и др. А также для организации поведения дошкольника в целом. Компоненты произвольности являются основой целенаправленности любого вида деятельности, в том числе и учебной. Обеспечивают способностью ребенка планировать и контролировать свои действия. Развитие указанных элементов произвольной саморегуляции старшего дошкольника является залогом эффективного овладения учебной деятельностью в предстоящем периоде школьного обучения. Отсюда, развитие произвольности на этапе старшего дошкольного возраста является актуальным направлением работы психологов и педагогов. У детей с задержкой психологического развития формирование произвольного поведения особенно актуально. Это обусловлено тем, что дошкольники с задержкой психического развития характеризуются изменениями в развитии познавательной сферы. Что, в свою очередь, детерминирует особенности их поведения в процессе образовательной деятельности, а также в других видах: в бытовой, игровой, изобразительной деятельности и пр. Характерными особенностями развития детей с задержкой психического развития являются низкая концентрация внимания, его низкая устойчивость, недостаточная работоспособность, низкая скорость мыслительных операций, ограниченный объём памяти, сложности процесса восприятия [27].
Отмеченные особенности развития детей с задержкой психического развития требуют организации специальной работы по их коррекции, в процессе которой необходимо учесть слабые и сильные стороны психического развития детей данной категории. Недостаточность целенаправленной помощи, специальной коррекционной работы приводит к тому, что дошкольники с задержкой психического развития не испытывают интереса к обучению и у них возникают проблемы в процессе подготовки их к школе.
Анализ исследований позволил нам выявить ряд противоречий между:
- значимостью комплексного подхода к формированию произвольной регуляции поведения и необходимостью чёткой дифференциации психических функций в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- необходимостью осуществления целенаправленной работы, внедрения комплекса конкретных организационно-методических действий по коррекции и развитию психических процессов детей данной категории, внедрения их в педагогическую практику и недостаточной проработанностью проблемы формирования произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровой деятельности.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: возможно ли формирование произвольной регуляции
поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровой деятельности? А также тема диссертации: «Формирование произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровой деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать возможность формирования произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровой деятельности.
Объектом исследования является процесс формирования
произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предметом исследования выступает формирование произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что формирование произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровой деятельности возможно, если:
- в воспитательный процесс включен комплекс дидактических и подвижных игр с правилами, способствующая повышению уровня сформированности произвольного поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- осуществлен подбор игр, последовательность применения которых позволяет детям 5-6 лет с задержкой психического развития постепенно развивать необходимые компоненты произвольной регуляции поведения;
- организовано психолого-педагогическое просвещение участников образовательного процесса в вопросах формирования произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с ЗПР;
- осуществляется взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации, осуществляющих сопровождение детей с задержкой психического развития.
Для подтверждения сформулированной гипотезы было необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень сформированности произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Определить возможности формирования произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методологическую основу исследован составили положения Л.С. Выготского о системном строении функций, компенсаторном их развитии в процессе специально организованной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили:
- теоретические подходы к определению произвольности детей
старшего дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,
Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Е.А. Бугрименко, Е.В. Субботский, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцов, В.А. Иванников,
Т.Н. Шульга);
- теоретические исследования воли (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Непомнящий, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Т.В. Ендовицая);
- теории игровой деятельности (К. Гроос, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬
педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, психодиагностические методы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, , метод наглядного предъявления результатов).
Экспериментальная база исследования. Исследование
осуществлялось на базе муниципального бюджетного учреждения детский сад №120 «Сказочный» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 16 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Этапы исследования: в осуществлении исследования можно выделить 3 этапа:
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 гг.). В течение данного этапа осуществлялись анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработки исследуемой проблемы, составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап - экспериментальный (2016-2017 гг.), включал разработку и апробацию комплекса игр, направленных на формирование произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; обработку, проверку и систематизацию полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017 г.). Предполагал анализ, обобщение и систематизацию результатов экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «произвольная регуляция поведения» у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; в определении показателей и выделении уровней сформированности произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе дана содержательная характеристика уровней сформированности произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития; обоснована возможность формирования произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития посредством игровой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный в работе комплекс дидактических и подвижных игр может быть использован в работе педагогов, психологов, дефектологов в процессе формирования произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования систематически докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секциях научно-практической конференции «Студенческие «Дни науки» в ТГУ», на научно-практических конференциях различного уровня. Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Формирование произвольного поведения детей 5-6 лет с задержкой психического развития - это многокомпонентная система, которая включает в себя способность целеполагания, составления плана действий, умение корректировать ошибки и обеспечивает полноценное функционирование всех психических процессов ребёнка и его поведения.
2. Показателями произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития являются: мотивы поведения детей в ситуации выбора; уровень развития произвольности; волевые проявления старших дошкольников; умение ребенка действовать по правилу; уровень развития саморегуляции.
3. Формирование произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровой деятельности предполагает включение в воспитательный процесс комплекса дидактических и подвижных игр с правилами, последовательность применения которых позволяет детям 5-6 лет с задержкой психического развития постепенно развивать необходимые компоненты произвольной регуляции поведения.
4. Процесс формирования произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития требует организации психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса в вопросах формирования произвольной регуляции поведения и осуществления взаимодействия всех специалистов дошкольной образовательной организации, осуществляющих сопровождение детей с задержкой психического развития.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (92 наименования), 3 приложений. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 13 таблицами.
Произвольность поведения представляет собой способность ребенка подчиняться правилам, инструкциям, нормативам, образцам. Чтобы представлять собой подлинную произвольность, данные образцы и нормативы должны являться для ребенка внутренними правилами, Произвольность ребенка проявляется в том, что он перестраивает свое поведение (или выстраивает заново) в соответствии с заявленными правилами. К тому же дошкольник должен уметь отделить свое поведение от самого себя и соотнести его с имеющимися правилами, знаниями. Это значит, что ребенок умеет осознавать себя в своей деятельности.
Формирование произвольности предполагает способность к составлению плана действий, целеполаганию, умению корректировать ошибки. Сформированность указанных элементов способствует полноценному функционированию всех психических процессов (восприятие, память, мышление) воспитанника и его поведения. А также является залогом успешного овладения будущей учебной деятельностью. Отсюда, развитие произвольности у детей дошкольного возраста является актуальным направлением работы психологов и педагогов.
Проблема формирования произвольной регуляции поведения особенно актуальна для детей с ЗПР в силу того, что они имеют характерные изменения в области познавательной сферы, определяющие особенности их поведения.
ЗПР означает, что психическое развитие отличается от возрастной нормы. Задержка представляет собой временное нарушение развития, и при наличии потенциальных возможностей может преодолеваться, что отличает это нарушение от умственной отсталости.
Дети с ЗПР плохо адаптируются в детском коллективе, быстро утомляются, подвержены резком колебаниям настроения. Они характеризуются в разной степени выраженной несформированностью произвольного внимания, эмоциональной неустойчивостью, повышенной истощаемостью. Им свойственны низкий уровень работоспособности, несформированность эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, узкий запас общих сведений и представлений, скудный словарный запас. Игровая деятельность сформирована не в полном объёме. Восприятие характеризуется медлительностью. У этих детей страдают разные виды памяти, замедлено восприятие отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Внимание неустойчивое. Отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе деятельности.
Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на выявление уровня сформированности произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с ЗПР. В качестве показателей произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с ЗПР были выделены: мотивы поведения детей в ситуации выбора; уровень развития произвольности; волевые проявления старших дошкольников с ЗПР; умение ребенка действовать по правилу; уровень развития саморегуляции.
Для их изучения были использованы психодиагностические методики: «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» (Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина), игра «Говори» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина), «Да и нет» (Н.И. Гуткина), «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова), целевое наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.
Анализ данных диагностики показал, что у более чем 80% обследованных детей 5-6 лет с ЗПР выявлен низкий уровень сформированности произвольной регуляции поведения. Высокий уровень не был диагностирован ни у одного ребенка. Следовательно, необходима целенаправленная работа по формированию произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с ЗПР. В качестве средства формирования произвольной регуляции поведения у детей была выбрана игровая деятельность в силу ее комплементарности как возрастному периоду, так и заявленному типу нарушения психического развития.
Формирующей эксперимент реализовывался в три этапа: предварительный, основной и заключительный. На предварительном этапе формирующего эксперимента было организовано повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса в вопросах формирования произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с ЗПР. Была проведена консультативная работа с педагогами, работающими с детьми данной категории.
Цель основного этапа формирующего эксперимента - способствовать формированию произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с ЗПР. Была проведена индивидуальная и подгрупповая работу с дошкольниками, направленная на формирование произвольной регуляции поведения.
На заключительном этапе нашего формирующего эксперимента, целью которого стало закрепление полученных знаний и навыков по формированию произвольной регуляции поведения у участников образовательного процесса, с педагогами была проведена итоговая групповая консультация, даны рекомендации по закреплению полученных дошкольниками умений и навыков.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал наличие положительной динамики в уровне сформированности произвольной регуляции поведения детей 5-6 лет с ЗПР в экспериментальной группе. Воспитатели и родители отмечали видимые изменения в поведении воспитанников - дети стали гораздо более внимательными, усидчивыми, организованными, с ними стало легче договариваться.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи магистерской диссертации решены, гипотеза подтверждена.
1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - М. : Издательский центр Академия, 2006. - 320 с.
2. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М. : Генезис, 2008. - 198 с.
3. Бабкина, Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Бабкина. - М. : Владос, 2016. - 144 с.
4. Башаева, Т.В. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника [Текст] / Т.В. Башаева, Н.Н. Васильева и др. - Ярославль : Академия развития, 2011. - 480 с.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : Учеб. пособие / Л.Н. Блинова. - М. : Изд- во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
6. Богуславская, З.М. Развивающие игры [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О Смирнова. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 207 с.
7. Божович, Л.И. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения / Л.И. Божович, Л.И. Славина, Т.В. Ендовицкая // Вопросы психологии. - 1976. - № 4. - С. 55-68.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2004. - 349 с.
9. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - 1995. - №5. - С. 132-142.
10. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР [Текст] / Н.Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2 - С. 33 -43.
11. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2003. - 64 с.
12. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. - М. : Альфа, 2003. - 136 с.
13. Бугрименко Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте [Текст] / Е.А. Бугрименко // Новые исслед. в психол. - 1978. - №1 (18), №2 (19).
14. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Т.А. Власова, В.И. Лубовский и др. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 256 с.
15. Вундт, В. Введение в психологию [Текст] / В. Вундт. - 3-е изд. - М. : КомКнига, 2007. - 168 с.
16. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. - М. : Просвещение, 2006. - Т 4. - 537 с.
17. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 62-68.
18. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо, 2006. - 507 с.
... Всего источников – 92.
Содержание магистерской диссертации - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выдержки из магистерской диссертации - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ