Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психомоторное развитие дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №60733

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида» (г. Омск).
Выборка: в экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: 10 старших дошкольников (5 мальчиков и 5 девочек) составили экспериментальную группу, 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек) составили контрольную группу. Возраст детей – 5-6 лет. У всех детей задержка психического развития.
Есть приложения (методидика исследования и результаты экспериментов в табличном виде).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития у детей психомоторики 9
1.1. Современные подходы к проблеме психомоторного развития детей 9
1.2. Особенности психомоторного развития детей 15
1.3. Особенности развития психомоторики детей с задержкой психического развития 22
1.4. Методические аспекты развития психомоторики у дошкольников с задержкой психического развития 26
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. Организация экспериментального исследования по изучению особенностей развития психомоторики у старших дошкольников с задержкой психического развития на констатирующем этапе эксперимента 39
2.1. Общая организация экспериментального исследования 39
2.2. Выявление особенностей и уровня развития психомоторики у старших дошкольников с задержкой психического развития на констатирующем этапе эксперимента 46
Выводы по Главе 2 53
Глава 3. Содержание и результаты экспериментального исследования по психомоторному развитию детей ставшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 54
3.1. Система психомоторного развития старших дошкольников с задержкой психического развития 54
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования 60
Выводы по Главе 3 67
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
Приложения 78


Несмотря на большой интерес к вопросам развития психомоторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, данная проблема требует более расширенного и углубленного изучения технологий развития психомоторики детей данной категории
Объект исследования: процесс развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики.
Предмет исследования: особенности развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы описать особенности развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики.
При проведении исследования, в ходе изучения литературных источников по проблеме исследования, решались задачи:
– определение сущности психомоторики как механизма развития психики ребенка;
– изучение закономерностей психомоторного развития в онтогенезе;
– характеристика особенностей психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
– определение возможности использования технологии ритмической импровизации для развития психомоторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе их свободной деятельности и на занятиях;
- качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в апробации приёмов коррекционной работы (методики ритмической импровизации по развитию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики. Выявлено влияние коррекционной работы с использованием методики ритмической импровизации на успешность развития психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования. Результаты анализа научных источников позволили систематизировать подходы к понятиям «психомоторика», «регуляция психомоторики» и т.д. Обобщены подходы к закономерностям развития психомоторики у детей дошкольного возраста, в том числе и у старших дошкольников с задержкой психического развития. Описана технология коррекционной работы по развитию психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием методики ритмической импровизации.
Практическая значимость исследования заключается в совершенствовании коррекционно-педагогических подходов, направленных на развитие у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики с использованием методики ритмической импровизации. Установлены условия развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в ходе апробации разработанной коррекционной технологии с использованием методики ритмической импровизации.
Разработанные методические рекомендации обогащают действующую систему коррекционной работы по развитию психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предлагаемый подход к развитию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики с использованием методики ритмической импровизации может быть использован в современных детских садах и группах для детей с задержкой психического развития. Методические рекомендации могут применяться при проведении курсов повышения квалификации для учителей-дефектологов, а также для оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим детей с задержкой психического развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понятие психомоторное развитие включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни ребенка.
Основными факторами, влияющими на психомоторное развитие дошкольников с задержкой психического развития являются общение ребенка со взрослыми, а затем и со сверстниками, включенное в контекст разных видов совместной деятельности, а также специально организованное коррекционное обучение, которое обеспечивая усвоение все более сложного содержания общественного опыта, ускоряет процесс индивидуального психомоторного развития.
Причиной нарушения психомоторной сферы детей с задержкой психического развития является отставание созревания корковых отделов, которые организуют и регулируют двигательную активность детей. У дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются нарушения в развитии психомоторной сферы, которые проявляются в нарушении регуляции, целенаправленности, произвольности действий, ограниченности двигательных навыков и несформированности техники выполнения движений.
В научных источников представлены разные методы психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития – это и комплекс игровых заданий с учетом зоны ближайшего развития детей, и методы нейропсихологического воздействия и т.д. В практической части исследования будет использована технология ритмической импровизации в развитии психомоторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная технология была предложена В. Шерборн.
С целью выявления особенностей психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития было организовано и проведено экспериментальное исследование.
В экспериментальном исследвоании было использовано нейропсихологическое обследование дошкольников, составленное на основе методики «Нейропсихологическая диагностика дошкольников» Т.Г. Визель.
На констатирующем этапе было определено, что специфические симптомы органического поражения центральной нервной системы у всех исследуемых старших дошкольников (100% детей экспериментальной группы и 100% детей контрольной группы) проявляются в виде серьезного расстройства двигательной сферы общей и мелкой моторики. В исследовании было установлено, что у 60% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы психомоторное развитие имеет средний уровень, у 40% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы психомоторное развитие имеет низки уровень.
Содержание формирующего этапа было выстроено в соответствии с основными направлениями коррекционной технологии, предложенной В. Шерборн. Коррекция психомоторного развития старших дошкольников с задержкой психического развития осуществлялось посредством использования импровизационной ритмики. С этой целью для формирующего этапа исследования была разработана программа кружка «Движение – это интересно», которая структурно представлена 32 занятиями по 25 минут. Занятия проводились два раза в неделю.
Анализ результатов контрольного этапа позволил заключить, что в экспериментальной группе детей прослеживается положительная динамика в психомоторном развитии детей – 40 детей (4 дошкольника) показали высокий уровень (на констатирующем этапе детей с высоким уровнем психомоторного развития выявлено не было). В контрольной группе также есть незначительная положительная динамика в среднем уровне психомоторного развития детей – +10% (1 ребенок). Детей с высоким уровнем психомоторного развития на контрольном этапе в контрольной группе не выявлено. У 60% испытуемых дошкольников экспериментальной группы не выявлены трудности в самостоятельной деятельности, дети с легкостью привлекают в процессе выполнения субтеста внешние опоры (зрительные), контроль со стороны экспериментатора, копирование образца действия в совместной деятельности, что характеризует данный вид деятельности как продуктивную. Нейродинамические параметры активности у 40% детей экспериментальной группы в пределах нормы, прослеживается устойчивость заучиваемых стереотипов.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аверчук, Л.О. Основы специальной педагогики / Л.О. Аверчук. – СПб.: Питер, 2017. – 351 с.
2. Агавелян, О.К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики : монография / О.К. Агавелян, Р.О. Агавелян; Новосиб. инст повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Новосибирск: НИП-КиПРО, 2014. – 412 с.
3. Бабкина, Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2017. – №5. – С. 40-45.
4. Беркутова, И.Ю. Особенности функционального состояния детей с нарушением психомоторной сферы / И. Ю. Беркутова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 2. – С. 20-22.
5. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Академия, 2010. – 524 с.
6. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР / Н.Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 2 – С. 33-43.
7. Бусс, О.В. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в группе дневного пребывания «Ступени» / О.В. Бусс // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2014. – №1. – С. 17-22.
8. Валлон, А. Нейропсихология / А. Валлон. – М.: Инфра-М, 2016. – 411с.
9. Врачеян, Н.А. Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] Н.А. Врачеян. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2020).
10. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2012. – 874 с.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций // Собрание сочинений т.4 / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 587 с.
12. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.М. Глозман. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
13. Губанихина, Е.В. Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗПР через стимуляцию тактильных ощущений / Е.В. Губанихина, К.Д. Шикина // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 333-335.
14. Гуревич, М. Специальная психология / М. Гуревич. – М.: АСТ, 2015. – 306 с.
15. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 144 c.
16. Дунаева, З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие / З.М. Дунаева; Ин-т коррекционной педагогики РАО. – М.: Советский спорт, 2016. – 144 с.
17. Еромыгина, М.В. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ / М.В. Еромыгина // Дошкольная педагогика. – 2014. – №3. – С. 46-49.
18. Журба, Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 272 c.
19. Забегайлова, И.В. Типология становления произвольной регуляции / И.В. Забегайлова // Вестник Московского университета. – М.: Психология. – 2016. – №4. – С. 21-35.
20. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 c.
21. Кокорина, Т.Е. Индивидуальная программа развития – механизм комплексной реабилитации ребенка с ЗПР / Т.Е. Кокорина, Л.В. Салина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2014. – №1. – С. 71-91.
22. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – СПб.: Питер, 2012. – 241 с.
23. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития / С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 64 с.
24. Конопкин, O.A. Психологические механизмы саморегуляции деятельности / O.A. Конопкин. – М.: Ленанд, 2011. – 320 с.
25. Коренкова, Н.Е. Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности человека: Период ранней юности: автореф. дис.... канд. психол. наук / Н.Е. Коренкова. М., 2000. – 27 с.
26. Лебедева, Т.В. Формирование психомоторики детей с задержкой психического развития средствами фольклорных подвижных игр / Т.В. Лебедева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2017. – №2. – С. 39-44.
27. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Academia, 2011. – 144 c.
28. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко. – М.: Издательство «Книголюб», 2015. – 160 с.
29. Леонтьев, А.А. Психофизическая основа речевой деятельности / А.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2011. – №3. – С. 36-39.
30. Лонская, Д.В. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием [Электронный ресурс] / Д.В. Лонская. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2020).
31. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития / В.И. Лубовский. – М., 1990. – 369 с.
32. Лубовский, В.И. Специальная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений длянаправлений подготовки бакалавров 521000 – «Психология» / В.И.Лубовский. – СПб.: речь, 2013. – 477 с.
33. Лурия, А.Р. Нейропсихология / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2018. – 463 с.
34. Лысак, Е.Д. Развитие мелкой моторики в игре / Е.Д. Лысак // Дошкольное воспитание. – 2013. – №4. – С. 28-32.
35. Ляпина, И.С. Особенности становления циркулярных реакций как базовых составляющих элементарной ритмической способности у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС / И.С. Ляпина // Дефектология. – 2014. – №6. – С. 11-18.
36. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 288 с.
37. Максимова, С.Ю. Методика коррекции и развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / С.Ю. Максимова. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2020).
38. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2016. – 224 с.
39. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 2013. – 198 с.
40. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие. / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 2017. – 144 с.
41. Морозова, К.Е. Особенности развития психомоторной сферы детей с ЗПР / К.Е. Морозова // Адаптивная физическая культура. – 2013. – №4. – С. 62-66.
42. Мухина, С.Н. К проблеме развития психомоторной сферы в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] / С.Н. Мухина. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2020).
43. Наумова, Т.В. Развитие психомоторных способностей детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Наумова Татьяна Валентиновна; [Место защиты: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского]. – Саратов, 2020. – 27 с.
44. Нефедова, Ю. В. Система работы по развитию психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2005. – 21 с.
45. Нехорошкова, А.Н. Сенсомоторные реакции в психологических исследованиях [Электронный ресурс] / А.Н. Нехорошкова. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2020).
46. Павлов, И.П. Условно-рефлекторная основа развития человека / И.П. Павлов // Вопросы психологии. – 2009. – №4. – С. 53-59.
47. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды : пер. с англ. и фр. / Ж. Пиаже. – М.: Международная педагогическая академия, 2017. – 680 с.
48. Порошина, Е.А. Особенности произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей младшего школьного возраста с ЗПР [Электронный ресурс] / Е.А. Порошина. – URL https://cyberleninka.ru (дата обращения: 18.03.2020).
49. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ds396.ru/files/adaptirolvannaya-programma-zpr.pdf (Дата обращения: 10.12.2020 г._
50. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. – 2009. – №1. – С. 60-64.
51. Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с задержкой психического развития: из опыта работы / Г. Голубцова [и др.]
// Дошкольное воспитание. – 2016. – №10. – С. 25-31.
52. Ротарь, Н.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – М.: Учитель, 2014. – 156 c.
53. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А.В. Семенович. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 487 с.
54. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / Под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, 2014. – 240 с.
55. Слюсарева, Е.С. Методы психологической коррекции / Е.С. Слюсарева, Г.Ю. Козловская. – Ставрополь, 2018. – 240 с.
56. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: ТЦ Сфера: 2002. – 456 с.
57. Степанов, А. Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознания поведения дошкольников / А. Степанов. – М.: Академия, 2016. – 225 с.
58. Ульенкова, У.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития / У.В Ульенкова. В.В Кисова. // Дефектология. – 2001. – № 1. – С. 26-33.
59. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2014. – 68 с.
60. Фатеева, П.Р. Основы нейропсихологии / П.Р. Фатеева. – М.: АСТ, 2016. – 298 с.
61. Шаповалов, И.М. Роль общефизической подготовки в воспитании двигательных качеств у детей с ЗПР / И.М. Шаповалов // Адаптивная физическая культура. – 2016. – №4. – С. 58-61.
62. Шишкина, В.А. Движение +движение / В.А. Шишкина. – М.: Просвещение, 1992. – 225 с.
63. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание / Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2017. – 496 с.
64. Яков, К. Нейропсихология / К. Яков. – СПб.: Питер, 2016. – 225 с.
65. Яковлева, М. Г. Психолого-педагогические условия организации помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Яковлева Марина Григорьевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. – Санкт-Петербург, 2009. – 21 с.
66. Biederman, J. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder / J . Biederman // Lanset. – 2005. –Vol. 366. – № 9481. – P. 237-248.
67. Curatolo, P. The neurobiological basis of ADHD / Р. Curatolo // Ital. J. Pediatr. 2010. – Vol.36. – P. 79.
68. Klockars, M. The many faces of attention deficit/ hyperactivity disorder. – Helsinki: Acta Gyllenbergiana II / М. Klockars. – 2001. – P.V-VI.
69. Krain, A.L. Brain development and ADHD / А.L. Krain // Clin. Psychol.Rev. – 2006. – Vol.26. – №4. – P. 433-444.
70. Zwolińska D., Podstawski R., Nowosielska-Swadżba D. The importance of persons accompanying children with moderate intellectual disability in the teraphy of veronica sherborne developmental movement // Advances in Rehabilitation. – 2014. – Рр. 33-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ