Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни 9
1.1 Ценностное отношение к здоровому образу жизни как
психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Подходы к формированию у детей 5-6 лет ценностного
отношения к здоровому образу жизни 15
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни в дошкольной образовательной организации 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
ценностного отношения к здоровому образу жизни 24
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет
ценностного отношения к здоровому образу жизни 39
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет
ценностного отношения к здоровому образу жизни 53
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение А Список детей 5-6 лет, участвующих в экспериментальном исследовании 68
Приложение Б Количественные результаты диагностики формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни (констатирующий этап эксперимента) 69
Аннотация
Работа посвящена проблеме формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни в дошкольной образовательной организации. Актуальность исследования обусловлена противоречием между объективно возросшими требованиями общества к здоровому молодому поколению детей и недостаточным вниманием педагогов дошкольной образовательной организации к вопросу формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни в дошкольной образовательной организации. В исследовании решаются следующие задачи: изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни; выявить уровень сформированное у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни; разработать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни в дошкольной образовательной организации . Определить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Бакалаврская работа имеет новизну и практическую значимости; состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 источников) и 2 приложений. Объем бакалаврской работы вместе с приложениями - 70 страниц.
Здоровье является одним из важнейших компонентов благополучия человека, одним из неотъемлемых его прав, независимо от возраста. Право каждого ребенка на здоровый рост и развитие закреплено в Конвенции о правах ребенка.
В современных условиях урбанизации, компьютеризации, обострения социальных проблем, неудовлетворительного экологического состояния большое значение приобретает полноценное физическое развитие детей, в том числе дошкольного возраста, повышение уровня адаптационных возможностей их организма.
На сегодняшний день состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. В данной социально-экономической обстановке для большинства людей наиболее важны материальные блага, нежели здоровье, поэтому одной из главных государственных задач является создание престижа здоровья и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни должны закладываться в период формирования личности человека, таким периодом является дошкольный возраст.
Одним из важных направлений решения этой проблемы является системная работа в дошкольной образовательной организации в аспекте приобщения дошкольников к здоровьесбережению, формирования у них основ здорового образа жизни, что в условиях дошкольной образовательной организации определено рядом нормативно-правовых документов. Так одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013), в рамках образовательной области «Физическое развитие», является становление у дошкольников ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Актуальность исследования также определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольной образовательной организации, который физически подготовлен, устойчив к неблагоприятным внешне-средовым факторам, осознанно и бережно относится к своему здоровью.
Обозначенная проблема в различных аспектах рассматривалась исследователями и педагогами-практиками.
В современной педагогике проблема разработки идеи ценности здоровья в работе с детьми рассматривается многими отечественными исследователями (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова).
И.В. Кривошеина, И.М. Новикова своих работах рассматривают пути формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста. Т.Г. Карепова предлагает внедрение системы воспитания привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. В работах Г.А. Хакимовой и Е.В. Фроловой рассматриваются педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Возрастные особенности в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни и формы работы в этом направлении, среди которых рассматриваются и педагогические возможности здоровьесберегающих технологий, представлены в работах Е.А. Бабенковой, В.А. Деркунской, Л.В. Гаврюшиной, Н.И. Соловьевой, В.Д. Сонькина, Н.Т. Рыловой и др.
Такие отечественные психологи, как Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, М.В. Матюхина, В.Д. Шадриков на основании психического развития дошкольников выявили, что именно старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Практические аспекты организации работы по формированию у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в условиях дошкольной образовательной организации представлены в разработках К.Ю. Белой, Е.Е. Бухаровой, Н.С. Голицыной, С.В. Люзиной, Н.С. Моровой, Л.Л. Тимофеевой, А.В. Пелиховой, Л.М. Клариной и др.
Несмотря на достаточную представленность в теоретических исследованиях проблемы формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни, педагогическая практика показывает, что существует следующее противоречие: между объективно возросшими требованиями общества к здоровому молодому поколению и недостаточным вниманием педагогов дошкольной образовательной организации к вопросу формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы особенности формирования у детей 5-6 лет
ценностного отношения к здоровому образу жизни в дошкольной образовательной организации?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Предмет исследования: особенности формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни возможно если:
- разработать содержание тематических бесед с игровыми и сюжетными элементами в рамках совместной деятельности педагога и детей;
- организовать проведение комплекса дидактических игр, направленных на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
- использовать здоровьесберегающие технологии по направлениям: физкультурно-медико-оздоровительное, психолого-педагогическое, коммуникативно-досуговое.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни.
3. Разработать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни.
4. Определить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- практические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы; наблюдение, беседа, метод неоконченных предложений;
- качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения о формировании здорового образа жизни и здоровьесбережения (Б.Н. Чумаков, В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М.Л. Лазарев, Л.Г. Татарникова);
- теоретические положения о здоровом образе жизни как ведущем факторе, влияющим на здоровье человека, (Ю.П. Лисицын, А.М. Изуткин, Г.И. Царегородцев, И.Ф. Матюшин);
- теоретические положения о важности формирования основ здорового
образа жизни у детей дошкольного возраста (И.И. Мечников, В.Г. Алямовская, Э.Н. Вайнер, А.П. Тужилин, Н.В. Седых,
О.В. Морозова);
- теоретические исследования в области формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни (М.В. Гребнева, И.М. Новикова, М. Рокич, Е.А. Терпугова, Г.А. Хакимова).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей формирования у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни в условиях дошкольной образовательной организации .
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обоснованы показатели и дана характеристика уровней сформированности у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций для решения задач, связанных с формированием у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Экспериментальная база исследования: Структурное подразделение Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МКОУ «СОШ им. П.П. Грицая ст. Солдатской» СПДО № 2 г. Нальчик. В исследовании приняли участие дети 5-6 лет в количестве 20 человек.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 источников), 2
приложения. Текст работы иллюстрируют 2 рисунка и 14 таблиц.
На основании проведённой исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
По мнению таких ученых, как М.В. Гребнева, И.М. Новикова, М. Рокич, Е.А. Терпугова, Г.А. Хакимова, здоровье является одним из важнейших компонентов благополучия человека, одним из неотъемлемых его прав, независимо от возраста. Здоровье человека зависит от его поведенческих особенностей жизни, от его образа жизни. Если у ребенка сформировано отношение к здоровью, а понимание «здоровья» уже встроено в иерархическую структуру жизненных ценностей, то происходит формирование потребности в здоровом образе жизни. По мнению Н.Ю. Савельевой дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Результаты констатирующего этапа нашей экспериментальной работы показали, что у детей 5-6 лет преобладает низкий и средний уровень ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни возможно если:
- разработать содержание тематических бесед с игровыми и сюжетными элементами в рамках совместной деятельности педагога и детей;
- организовать проведение комплекса дидактических игр, направленных на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
- использовать здоровьесберегающие технологии по направлениям: физкультурно-медико-оздоровительное, психолого-педагогическое, коммуникативно-досуговое.
Работа по формированию у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни проводилась на основе комплексного подхода. На основе комплексного подхода дети во время беседы не только получали представления о здоровье, ценностном отношении к здоровью и к здоровому образу жизни, но и сразу закрепляли практические навыки по сохранению и укреплению своего здоровья, включаясь в проведение дидактических игр. Предложенные дидактические игры способствовали закреплению полученных детьми представлений во время беседы.
В ходе организации тематических бесед и дидактических игр, направленных на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, дети освоили и закрепили представления о том, как устроено тело человека; получили сведения об анатомии и физиологии, основных системах и органах организма человека; обсудили такие понятия как «здоровье», «здоровый образ жизни», «ценность», «ценностное отношение к здоровому образу жизни»; узнали, какие факторы неблагоприятно влияют на здоровый образ жизни.
Также в ходе организации работы по формированию у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни мы использовали следующие здоровьесберегающие технологии:
- сохранения и стимулирования здоровья: утренняя гимнастика в группе, а в теплое время года на улице, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и элементы спортивных игр;
- обучения здоровому образу жизни: непосредственно-образовательная деятельность по физическому развитию в зале и непосредственно¬образовательная деятельность по физическому развитию на улице, солнечные ванны, мытье рук прохладной водой, активный отдых, а именно проведение физкультурных праздников, дней здоровья, досугов и развлечений.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни: показатель низкого уровня сформированности у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни снизился на 30%; показатель среднего уровня повысился на 10%; показатель высокого уровня повысился на 20%.
В целом можно сделать вывод, что специально организованная работа по формированию у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу жизни оказалась эффективной. Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась. Формированию у детей 5-6 лет ценностного отношения к здоровому образу способствует: организация проведения с детьми тематических бесед и комплекса дидактических игр, а также использование педагогом здоровьесберегающих технологий по направлениям: физкультурно-медико-оздоровительное, психолого-
педагогическое, коммуникативно-досуговое.
1. Авдеева Н. Н. Безопасность : учебн. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб. : «Детство-Пресс», 2011. 133 с.
2. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. 2004. №17. С. 43-45. URL: http://dob.1 september.ru/article.php?id=200401710 (дата обращения: 30.11.2019).
3. Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм. М. : Альфа-книга, 2019. 672 с.
4. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. 3-е издание, испр. и доп. М. : Физкультура и спорт, 1990. 206 с.
5. Выготский Л. С. Полное собрание. М. : Левъ, 2015. 341 c.
6. Галюкова М. И. Здоровье человека как социально-философская
ценность // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2007. Т. 13. № 2. С.654-660. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=11912983 (дата обращения: 28.02.2020).
7. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2020. 464 с.
8. Гуменюк Е. И. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. СПб. : Детство-Пресс, 2011. 48 с.
9. Дедулевич М. Н. Методика физического воспитания детей :
учебник. Текст : электронный. Минск : РИПО, 2016. 233 с. URL:
http://www. studentlibrary.ru/book/ISBN9789855035542.html (дата обращения: 10.03.2020).
10. Елжова Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. 215 с.
11. Зайцев Г. А. Валеология. Культура здоровья : книга для учителей и студентов педагогических специальностей. М. : Бахрах, 2003. 272 с.
12. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию : учебное пособие для студентов вузов: учебник. М. : Владос, 2000. 190 с.
13. Куликова М. В. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Тула : Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015. 108 с.
14. Никонова И. В. Мастер-класс для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий с целью формирования у детей основ здорового образа жизни» // Молодой ученый. 2019. №44. С. 349-352. URL: https://moluch.ru/archive/282/63506/ (дата обращения: 28.02.2020).
15. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2010. 96 с.
16. Об образовании в Российской федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (с изменениями от 05.05.2014). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523/ (дата обращения: 14.04.2020).
17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 14.04.2020).
18. Овсянникова О. А. Психология и педагогика высшей школы : учебное пособие. 1-е издание. М. : Лань-Пресс, 2020. 236 с.
... Всего источников – 27.