Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Природоведческие праздники как средство воспитания положи­тельного отношения младшего школьника к природе

Работа №120525

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методологические вопросы воспитания положительного отношения младшего школьника к природе в процессе организации природоведческих праздников 8
1.1 Теоретические основы воспитания положительного отношения младшего школьника к природе как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Содержание и особенности организации природоведческих праздников как средство воспитания положительного отношения к природе у детей младшего школьного возраста 20
2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию положительного отношения младших школьников к природе в процессе организации природоведческих праздников 30
2.1 Методика исследования положительного отношения младших школьников к природе 30
2.2 Проектирование и апробация комплекса природоведческих праздников у младших школьников с целью воспитания положительного отношения к природе 41
2.3 Обобщение результатов исследования положительного отношения к природе детей младшего школьного возраста в процессе организации природоведческих праздников 49
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения 65

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная про­блема современности и эта актуальность растёт с каждым годом вместе с нарастанием проблемы экологии во всем мире. Природные ресурсы истоща­ются, происходит загрязнение атмосферы химическими веществами. В силах педагогов и их родителей повлиять на сознание младших школьников, при­вить им любовь и сострадание к живой природе.
В детском возрасте зарождаются и интенсивно развиваются отношения человек-природа. Фундаментом становится опыт этих отношений с целью дальнейшего развития личности и, в целом, определяет особенности к себе его отношения, и в целом к миру. Такой опыт далеко не всегда удачно скла­дывается.
В последнее время внимание педагогов и психологов привлекает осо­бенно проблема взаимоотношений природы и детей. Изучение рассматрива­емого вопроса в данной работе «природоведческие праздники как средство воспитания положительного отношения младшего школьника к природе» имеет как теоретическое, так и практическое значение. Во многом исследо­вание данной проблемы связано с глубоким психологическим и педагогиче­ским изучением личности ребенка, путем проникновения в сферу разнооб­разных контактов детей со сверстниками и со взрослыми.
Особенно ответственным этапом школьного детства является младший школьный возраст. Высокая сензитивность данного возраста характеризуется потенциальные возможности многостороннего развития ребенка. Достиже­ния данного возрастного периода обусловлены главным характером учебной деятельности и во многом являются определяющим для дальнейшего обуче­ния: ребенок в конце младшего школьного возраста должен уметь учиться, хотеть учиться.
Проблема воспитания положительного отношения младшего школьни­ка к природе достаточно подробно изучалась Л.Д. Бобылевой, Н.Ф. Виногра­довой, А.А. Плешаковым, А.Е. Тихоновой, Н.Н. Вересовым, С.Д. Дерябо, и др. В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному и подростковому возрас­там.
Младший школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остается открытым периодом в историческом аспекте воспитания положительного отношения к природе. При изучении данной проблемы нами было установлено противоречие, которое заключается в том, что воспитание положительного отношения младшего школьника к природе является важным компонентом воспитания детей, однако в методической литературе этот вопрос находится на стадии экспериментальной апробации, поэтому механизмы воспитания положительного отношения к природе младших школьников в процессе организации природоведческих праздников определены недостаточно.
Таким образом, существующее противоречие, определяет актуальность темы нашего исследования, а недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалифика­ционной работы «Природоведческие праздники как средство воспитания по­ложительного отношения младшего школьника к природе».
Проблема исследования сформулирована следующим образом: каково влияние природоведческих праздников на процесс воспитания положитель­ного отношения младшего школьника к природе?
Объект исследования: воспитание положительного отношения млад­шего школьника к природе.
Предмет исследования: воспитание положительного отношения младшего школьника к природе в процессе участия в природоведческих праздниках.
Цель исследования: теоретически доказать и экспериментально про­верить эффективность природоведческих праздников в воспитании положи­тельного отношения младшего школьника к природе.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследова­ния:
1. Проанализировать методологические и теоретические подходы к исследованию положительного отношения младшего школьника к природе в отечественной и зарубежной литературе.
2. Разработать диагностический комплекс по выявлению отношения младшего школьника к природе, провести диагностику.
3. Спроектировать и апробировать во внеурочной деятельности комплекс природоведческих праздников, направленных на воспитание поло­жительного отношения младшего школьника к природе.
4. Провести контрольный эксперимент, описать сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что вос­питание положительного отношения к природе у младших школьников будет эффективным, если:
• использовать в воспитательном процессе средства природоведческих праздников (например, материальные, культурные, ценностные, коммуника­тивные и др.)
• создать в ходе проведения природоведческих праздников педагогиче­ские условия, способствующие воспитанию положительного отношения к природе (например, коллективная деятельность учащихся и пр.).
Теоретической основой исследования являются следующие фило­софские и психолого-педагогические работы:
Для решения поставленных задач, в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого- педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (беседы с детьми, наблюдения, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количествен­ный анализы результатов исследования, представленный в виде диаграмм и таблиц).
Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-ноябрь 2016г.) - теоретическом - осу­ществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, выбор основного подхода к разработке элементов содержания и воспитания положительного отношения младшего школьника к природе, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследова­ния.
На втором этапе (декабрь-февраль 2016-2017г.) - теоретико-проектировочном - проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ города Тольятти, изучались основные показатели и критерии воспитания положи­тельного отношения младшего школьника к природе в процессе организации природоведческих праздников, разрабатывались основные положения экспе­риментальной методики, разрабатывался комплекс уроков.
На третьем этапе (март 2017г.) - опытно-формирующем - проведен формирующий эксперимент с целью проверки разработанной методики ис­пользования технологии и форм в организации природоведческих праздни­ков, направленных на воспитание положительного отношения младшего школьника к природе. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного комплекса природоведческих праздников для воспитания положительного отношения младшего школьни­ка к природе.
На четвертом этапе (апрель-май 2017г) - уточнены материалы иссле­дования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Базой проведения опытно-экспериментального исследования яви­лись МБУ «Школа № 74» г.о. Тольятти, 4«А» и 4«В» классы, всего учащихся в количестве 52 человека.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разрабо­танный и апробированный комплекс природоведческих праздников для вос­питания положительного отношения младшего школьника к природе может быть использован учителями начальной школы в учебно -воспитательном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, 28 источников литературы, 8 таблиц, 5 рисунков и 10 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос формирования положительного отношения к природе младших школьников в процессе организации природоведческих праздников является актуальным.
В процессе исследования были изучены теоретические основы процесса формирования положительного отношения к природе младших школьников таких психологов и педагогов как В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский и др.
Противоречие заключается в том, что формирование положительного отношения к природе младших школьников в процессе организации природоведческих праздников является неотъемлемой частью воспитания детей, однако в методической литературе это вопрос находится на стадии экспериментальной апробации, поэтому механизмы формирования положительного отношения к природе младших школьников в процессе организации природоведческих праздников определены не достаточно.
Важным вопросом исследования явилось изучение теоретических основ процесса формирования положительного отношения к природе таких психологов и педагогов как A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.
В основе определения методики исследования были выявлены критерии к структуре положительного отношения к природе у младших школьников, определены и описаны уровни и показатели.
Исследование включало три этапа эксперимента: констатирующий, позволивший выявить состояние проблемы на современном этапе образования; формирующий, направленный на решение проблемы формирования положительного отношения к природе младших школьников в процессе организации природоведческих праздников и контрольный, позволивший выявить эффективность методов и приемов технологии сотрудничества и разработанного и апробированного комплекса природоведческих праздников.
На основе полученных результатов констатирующего этапа эксперимента было осуществлено проектирование и апробирование комплекса занятий, направленного на формирование положительного отношения к природе младших школьников в процессе организации природоведческих праздников, что отражено в календарно-тематическом плане. В соответствии с данной целью мы подобрали ряд природоведческих праздников: «Загадки осени», «Елочка живи», «День птиц», «Всемирный день растений».
В результате сравнительного анализа на контрольном этапе экспери­мента было выявлено, что данный комплекс разработанных праздников спо­собствует положительной динамике формирования положительного отноше­ния к природе младших школьников в процессе организации природоведче­ских праздников, что подтверждается полученными результатами. В экспе­риментальной группе на 18% высокий уровень выше, чем в контрольной группе; хороший уровень на 1% ниже в экспериментальной группе, чем в контрольной группе; средний уровень на 13% выше в экспериментальной группе, чем в контрольной группе; низкий уровень на 4% ниже в экспери­ментальной группе, чем в контрольной группе.
Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Тема исследования, направленная на формирование положительного отношения к природе младших школьников в процессе организации природоведческих праздников на современном этапе образования, является актуальной и требует дальнейшего изучения.


1. Ахмедзянова, Э. Воспитание через организацию проектной деятель­ности / Э. Ахмедзянова // Воспитание школьников. - 2012. - № 1. - с. 10-14.
2. Бабина, Н.С. Метод проектов в образовательном пространстве шко­лы и вуза: Метод. Рекомендации / Челяб. Гос. Пед. ун-т /Сост. С.Н. Бабина. - Челябинск: ЧГПУ, 2013.
3. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе / Н.В. Белобородов. - М.: Аркти, 2014.
4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2015.
5. Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии / Л.Ю. Бритвина. // Начальная школа. - 2015. - №6.
6. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. - М., 2014.
7. Гачев, Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманиста, или Образы в науке / Г.Д. Гачев. - М., 2013
8. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. по­собие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
9. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. - 2011. - №6.
10. Дежникова, Н.С. Экологическая культура как предмет психолого-педагогического исследования // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования) / Н.С. Дежникова.- М., 2012.
11. Деребо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Деребо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2013.
12. Деребо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологиче­ского сознания / С.Д. Деребо. - М. - Московский психолого-социальный ин­ститут, 2014.
13. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию / И.И. Джужук. - Ростов н/Д., 2015.
14. Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука - реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. - М.: Педагогика, 1988.
15. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2015. - №9.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ