Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных навыков младших школьников в инклюзивном классе

Работа №120361

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 4
Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по про­блеме исследования 8
1.1 Понятие «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Условия развития коммуникативных навыков у младших школь­ников в инклюзивном классе 16
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию комму­никативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе 22
2.1 Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у млад­ших школьников в инклюзивном классе 22
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития комму­никативных навыков у младших школьников в инклюзивном клас­се 32
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 35
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Список используемой литературы 43
Приложения 47

Общение играет огромную роль в существовании и деятельности чело­вечества. Во время общения между людьми создается возможность понять себя и других личностей, а также проанализировать их своеобразное пове­дение и эмоции, а это значит, получается, реализовать себя как личность и личные возможности, а также человеку это даст возможность определить се­бя как личность в обществе. Отсюда следует, что общение - не мало важное условие развития личности в целом и это, конечно, один из главнейших ви­дов деятельности жителя нашей планеты.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рекомендует развивать коммуникативные универсаль­ные учебные действия для благополучной адаптации ребенка в современном мире.
Специфичные средства общения - речевые и неречевые, а средства по­строения отношений и взаимодействия иные. Взаимоотношения и взаимо­действие так же оказывают большое влияние на общение, хотя их функцио­нирование не сводится к этому влиянию, хотя их деятельность не сводится к данному влиянию, а регулировка их - это уже особенные задачи. В случае если предпринять попытку дать общее определение такому понятию как об­щение в небольших группах, то общение в группе и есть обмен всевозмож­ными сведениями между участниками группы для приобретения взаимопо­нимания при регулировании взаимоотношений в ходе совместной жизни и деятельности.
Общение представляется важнейшей социальной необходимостью, оно дает возможность ребёнку комфортно существовать в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей особенно актуальна в настоящее время.
Для растущего организма обучение общению является важным момен­том в жизни. Если ребенок будет способен правильно выразить свои нужды, желания, попросить о помощи кого-нибудь и отозваться на обращения к нему от других людей, которые разговаривают с ним, тогда он сможет адаптиро­ваться в нашем мире. Этот навык будет являться предметом, из-за которого ребенок сможет адаптироваться к миру, который его окружает и сможет научится существовать в нем.
Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие коммуника­тивных навыков младших школьников в инклюзивном классе, является со­временной и достаточно важной темой, так как степень сформированности этих навыков воздействует не на эффективность обучения детей, а на ход их социализации и становления индивида в целом. Знания устанавливаются в действиях, а коммуникативные знания устанавливаются и улучшаются в ходе общения детей, как на всех уроках, так и во внеклассной деятельности.
Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать условия развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе.
Предмет исследования: условия развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных навыков у млад­ших школьников в инклюзивном классе будет проходить более эффективно, если:
1. Разработать и реализовать ряд занятий, которые направлены на развитие коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзив­ном классе; соблюдены условия развития коммуникативных навыков у млад­ших школьников в инклюзивном классе, такие как: создание благоприятной атмосферы и доброжелательности в классе; рациональная дозировка заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков; развитие интереса к различным заданиям по развитию коммуникативных навыков; чередование заданий и отдыха.
2. Определить уровни и показатели коммуникативных навыков младших школьников в инклюзивном классе.
После определения цели и объекта исследования, был выделен предмет данного исследования и при этом были установлены некоторые задачи:
1. Рассмотреть такое понятие как «коммуникативные навыки» в психо­лого-педагогической литературе.
2. Определить уровни развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе.
3. Разработать и внедрить комплекс занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков младших школьников в инклюзивном классе.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Теоретической основой исследования являются: положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности ребенка (Е.Н. Винарская, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Р. Рубинштейн, А.Г. Рузская и др.); психолингвистические теории механизмов речевой деятельности, про­цесса порождения и восприятия речевого высказывания (Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. В. Сахарный); современная концеп­ция обучения и воспитания данной категории детей с особыми образователь­ными потребностями (Л.Б. Баряева, И.М. Бгажанокова, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова, С.Г. Ералиева, А.А. Катаева, В.И. Липакова, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, И.С. Смирнова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипи­цина, Г.В. Цикото и др.).
Для того чтобы решить поставленные задачи в данной бакалаврской работе применялись такие методы исследования как: теоретические (данный метод представляет собой анализ психолого-педагогической литературы; расшифровка результатов, обобщение опыта и общей практики), эмпириче­ские (в этом методе используется какие-либо беседы с детьми, а также наблюдение, и т.д.), И последний - это методы обработки результатов (сюда входят качественный и количественный анализы результатов исследования).
Новизна исследования состоит в следующем: выявлены условия разви­тия коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном клас­се.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан­ный комплекс форм работы по развитию коммуникативных навыков с млад­шими школьниками в инклюзивном классе может быть использован учите­лями в школах непосредственно в инклюзивных классах.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБУ школы №3 г. о. Тольятти, Самарской области. В исследовании участвовало 33 учащихся. Возраст испытуемых 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе требовалось выявить и экспериментально обосновать необходимость развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты, касающиеся понятия «коммуникативные навыки». Также были рассмотрены условия раз­вития коммуникативных навыков в рамках инклюзивного класса.
Во второй главе были проведены этапы эксперимента, такие как кон­статирующий этап эксперимента, формирующий этап эксперимента и кон­трольный этап эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента был произведён подбор диа­гностических методик, направленных на развитие коммуникативных навыков младших школьников в инклюзивном классе. Также на данном этапе был проведен, непосредственно, констатирующий эксперимент. Далее этап вклю­чал в себя количественный и качественный анализ полученных данных.
После анализа полученных данных, было выявлено, что у большинства детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, не раз­виты коммуникативные навыки. После этого был проведен формирующий этап эксперимента. На данном этапе с экспериментальной группой исследо­вания был проведен ряд упражнений, заданий и игр, направленных на разви­тие коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном клас­се. Об этом свидетельствует выросшее количество детей, имеющих как низ­кий уровень развития коммуникативных навыков, так и средний.
Полученные результаты показали, что предложенные упражнения, за­нятия и игры являются эффективными, поэтому их можно рекомендовать к реализации.


1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отноше­ний ребенка в детской субкультуре Воронеж: МОДЭК, 2000. 416 с.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие для студентов, педагогических институтов и психолого-педагогических кол­леджей. М. Персе, 2018. 243 с.
3. Агарагимова В. К., Гасанова С. С. Г., Кабардиева Ф. А. Арт- терапевтическое сопровождение инклюзивного образования //Мир науки, культуры, образования. 2015. №. 3. С. 92-95.
4. Артюшенко М.М. Организация процесса включения детей с ограни­ченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н.П. Артюшенко. - (Наука - практике) // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2011. №1. С. 57-76:
5. Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Технологии альтернативной и дополни­тельной коммуникация для детей с ограниченными возможностями здоровья //ББК 81я43 П 78. 2017. С. 7
6. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М: ВЛАДО. 1999. 174 с.
7. Белобрыкина О.А. Речь и общение: Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. Ярославль: Академия. 1998. 193 с.
8. Беляева О. Л. Организация инклюзивного образования детей с РАС в общеобразовательной школе: учебное пособие. Красноярск. Владос. 2016. 189 с.
9. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психо­логии. 1994. №1. С. 28-30.
10. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограничен­ными возможностями здоровья. Организация учебно-воспитательного про­цесса общеобразовательной школы. Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 221-225.
11. Бушелева Б.В. Воспитание культуры общения школьников: Проблемы общения и воспитания. Под ред. Буевой Л.П. и др. Тарту: Тарт. гос. ун-та, 1974. № 1. С. 133-141.
12. Волков Б. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие М: КНОРУС. 2016. 347 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: СОЮЗ. 2012. 224 с.
14. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. М: ИНФРА-М, 1997. 272 с.
15. Голыня И.А. На пути к инклюзивному образованию: из опыта работы по включению в образовательный процесс учащихся с ограниченными воз­можностями здоровья. 2011. №6. С. 113-117.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ