Аннотация 3
Введение 4
Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 8
1.1 Понятие «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Условия развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе 16
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе 22
2.1 Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе 22
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе 32
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 35
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Список используемой литературы 43
Приложения 47
Общение играет огромную роль в существовании и деятельности человечества. Во время общения между людьми создается возможность понять себя и других личностей, а также проанализировать их своеобразное поведение и эмоции, а это значит, получается, реализовать себя как личность и личные возможности, а также человеку это даст возможность определить себя как личность в обществе. Отсюда следует, что общение - не мало важное условие развития личности в целом и это, конечно, один из главнейших видов деятельности жителя нашей планеты.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рекомендует развивать коммуникативные универсальные учебные действия для благополучной адаптации ребенка в современном мире.
Специфичные средства общения - речевые и неречевые, а средства построения отношений и взаимодействия иные. Взаимоотношения и взаимодействие так же оказывают большое влияние на общение, хотя их функционирование не сводится к этому влиянию, хотя их деятельность не сводится к данному влиянию, а регулировка их - это уже особенные задачи. В случае если предпринять попытку дать общее определение такому понятию как общение в небольших группах, то общение в группе и есть обмен всевозможными сведениями между участниками группы для приобретения взаимопонимания при регулировании взаимоотношений в ходе совместной жизни и деятельности.
Общение представляется важнейшей социальной необходимостью, оно дает возможность ребёнку комфортно существовать в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей особенно актуальна в настоящее время.
Для растущего организма обучение общению является важным моментом в жизни. Если ребенок будет способен правильно выразить свои нужды, желания, попросить о помощи кого-нибудь и отозваться на обращения к нему от других людей, которые разговаривают с ним, тогда он сможет адаптироваться в нашем мире. Этот навык будет являться предметом, из-за которого ребенок сможет адаптироваться к миру, который его окружает и сможет научится существовать в нем.
Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие коммуникативных навыков младших школьников в инклюзивном классе, является современной и достаточно важной темой, так как степень сформированности этих навыков воздействует не на эффективность обучения детей, а на ход их социализации и становления индивида в целом. Знания устанавливаются в действиях, а коммуникативные знания устанавливаются и улучшаются в ходе общения детей, как на всех уроках, так и во внеклассной деятельности.
Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать условия развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе.
Предмет исследования: условия развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе будет проходить более эффективно, если:
1. Разработать и реализовать ряд занятий, которые направлены на развитие коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе; соблюдены условия развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе, такие как: создание благоприятной атмосферы и доброжелательности в классе; рациональная дозировка заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков; развитие интереса к различным заданиям по развитию коммуникативных навыков; чередование заданий и отдыха.
2. Определить уровни и показатели коммуникативных навыков младших школьников в инклюзивном классе.
После определения цели и объекта исследования, был выделен предмет данного исследования и при этом были установлены некоторые задачи:
1. Рассмотреть такое понятие как «коммуникативные навыки» в психолого-педагогической литературе.
2. Определить уровни развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе.
3. Разработать и внедрить комплекс занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков младших школьников в инклюзивном классе.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Теоретической основой исследования являются: положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности ребенка (Е.Н. Винарская, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Р. Рубинштейн, А.Г. Рузская и др.); психолингвистические теории механизмов речевой деятельности, процесса порождения и восприятия речевого высказывания (Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. В. Сахарный); современная концепция обучения и воспитания данной категории детей с особыми образовательными потребностями (Л.Б. Баряева, И.М. Бгажанокова, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова, С.Г. Ералиева, А.А. Катаева, В.И. Липакова, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, И.С. Смирнова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицина, Г.В. Цикото и др.).
Для того чтобы решить поставленные задачи в данной бакалаврской работе применялись такие методы исследования как: теоретические (данный метод представляет собой анализ психолого-педагогической литературы; расшифровка результатов, обобщение опыта и общей практики), эмпирические (в этом методе используется какие-либо беседы с детьми, а также наблюдение, и т.д.), И последний - это методы обработки результатов (сюда входят качественный и количественный анализы результатов исследования).
Новизна исследования состоит в следующем: выявлены условия развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс форм работы по развитию коммуникативных навыков с младшими школьниками в инклюзивном классе может быть использован учителями в школах непосредственно в инклюзивных классах.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБУ школы №3 г. о. Тольятти, Самарской области. В исследовании участвовало 33 учащихся. Возраст испытуемых 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
В данной работе требовалось выявить и экспериментально обосновать необходимость развития коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты, касающиеся понятия «коммуникативные навыки». Также были рассмотрены условия развития коммуникативных навыков в рамках инклюзивного класса.
Во второй главе были проведены этапы эксперимента, такие как констатирующий этап эксперимента, формирующий этап эксперимента и контрольный этап эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента был произведён подбор диагностических методик, направленных на развитие коммуникативных навыков младших школьников в инклюзивном классе. Также на данном этапе был проведен, непосредственно, констатирующий эксперимент. Далее этап включал в себя количественный и качественный анализ полученных данных.
После анализа полученных данных, было выявлено, что у большинства детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, не развиты коммуникативные навыки. После этого был проведен формирующий этап эксперимента. На данном этапе с экспериментальной группой исследования был проведен ряд упражнений, заданий и игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у младших школьников в инклюзивном классе. Об этом свидетельствует выросшее количество детей, имеющих как низкий уровень развития коммуникативных навыков, так и средний.
Полученные результаты показали, что предложенные упражнения, занятия и игры являются эффективными, поэтому их можно рекомендовать к реализации.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре Воронеж: МОДЭК, 2000. 416 с.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие для студентов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей. М. Персе, 2018. 243 с.
3. Агарагимова В. К., Гасанова С. С. Г., Кабардиева Ф. А. Арт- терапевтическое сопровождение инклюзивного образования //Мир науки, культуры, образования. 2015. №. 3. С. 92-95.
4. Артюшенко М.М. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н.П. Артюшенко. - (Наука - практике) // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2011. №1. С. 57-76:
5. Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Технологии альтернативной и дополнительной коммуникация для детей с ограниченными возможностями здоровья //ББК 81я43 П 78. 2017. С. 7
6. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М: ВЛАДО. 1999. 174 с.
7. Белобрыкина О.А. Речь и общение: Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. Ярославль: Академия. 1998. 193 с.
8. Беляева О. Л. Организация инклюзивного образования детей с РАС в общеобразовательной школе: учебное пособие. Красноярск. Владос. 2016. 189 с.
9. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. №1. С. 28-30.
10. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы. Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 221-225.
11. Бушелева Б.В. Воспитание культуры общения школьников: Проблемы общения и воспитания. Под ред. Буевой Л.П. и др. Тарту: Тарт. гос. ун-та, 1974. № 1. С. 133-141.
12. Волков Б. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие М: КНОРУС. 2016. 347 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: СОЮЗ. 2012. 224 с.
14. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. М: ИНФРА-М, 1997. 272 с.
15. Голыня И.А. На пути к инклюзивному образованию: из опыта работы по включению в образовательный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья. 2011. №6. С. 113-117.
...