Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №96990

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Подходы к изучению коммуникативных навыков в современных
психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Формирование коммуникативных навыков у детей младшего
школьного возраста 12
1.3. Особенности развития коммуникативных навыков у детей
младшего школьного возраста 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Методы исследования и анализ результатов на начальном этапе
опытно-поисковой работы 26
2.2. Проектная деятельность как средство развития коммуникативных
навыков в начальной школе 33
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по развитию коммуникативных
навыков у детей младшего школьного возраста 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность данного исследования для теории и практики работы начальной школы в периоды кризиса и реорганизации образовательных систем, во-первых, заключается в потребности людей с высоким развитием коммуникативных навыков. Более того, современный человек должен уметь учиться, то есть искать самостоятельно практическое применение своих знаний.
Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения, внедрения компетентностного подхода. Это тот ориентир национальной образовательной системы, который реализуется в различных формах и методах работы. Особенностью компетентностного подхода является то, что важным сейчас является, не только объем знаний, но и умение ими оперировать, быть готовым изменяться и приспосабливаться к новым потребностям рынка труда, оперировать и управлять информацией, развивать коммуникативные навыки, активно действовать, быстро принимать решения, учиться на протяжении жизни. Перед образованием ставится новая задача - сформировать у школьника умение учиться. Именно развитие в личности жизненно важных коммуникативных компетентностей может дать человеку возможности ориентироваться в современном обществе, информационном пространстве, скоротечном развитии рынка труда, дальнейшему получении образования.
Среди педагогических технологий, способствующих формированию коммуникативных навыков обучающихся, одно из главных мест занимает метод творческих проектов. Его целью является способствие самостоятельному формированию интеллектуальных, специальных и общекультурных знаний и коммуникативных умений обучающихся, развитие инициативности, сотрудничества, работе в коллективе, логического мышления, видение проблем и принятие решений, получение и использование информации, самостоятельное обучение, планирование [3].
С проблемой развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста связывали свои труды такие ученые: Р.С. Немов, Ф.С. Бацевич, Е.В. Семенова, О.И. Киличенко, Н.М. Косова, В.Д. Ширшов, Л.Р. Мунирова, М.Н. Вятютнев. Многие психологи и педагоги обращали внимание на роль именно проектной деятельности в данном процессе:
А.П. Прокопова, О.В. Оноприенко, А.Р. Кондратюк, Н.К. Голубенко и многие другие [28].
На основании анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие коммуникативных навыков младших школьников в проектной деятельности».
Объект исследования - процесс развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Цель данной работы заключается в исследовании особенностей развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по сущности и роли развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности проектной деятельности, способствующие развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
3. Организовать и провести опытно-поисковую работу, направленную на развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в проектной деятельности.
Методы и организация исследования:
- библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования);
- эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение);
- анализа и синтеза (при характеристике подходов к изучению коммуникативных навыков);
- дедукции (при описании особенностей развития
коммуникативных умений и навыков обучающихся начальной школы);
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в МКОУ АГО «Русскопотамская СОШ» во 2 классе с участием 15 обучающихся.
Структура работы - работа состоит из оглавления, введения, теоретической и практической главы, заключения, списка литературы, состоящего из 64 источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной работы нам удалось реализовать поставленную цель и задачи исследования. В ходе работы мы достаточно подробно рассмотрели специфику развития коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте. Так же мы раскрыли психолого-педагогические особенности обучающихся начальной школы, и особенности развития коммуникативных навыков младших школьников. Проведенный нами анализ специализированной литературы показал, что коммуникативные умения и навыки способствуют психическому развитию детей младшего школьного возраста, влияют на общий уровень его деятельности. Значение сформированности и развития коммуникативных навыков становится боле очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе. Следовательно, развитие коммуникативных навыков является: приоритетным основанием обеспечения преемственности начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Младший школьный возраст - это особый период жизни ребенка. Он начинается в 6-7 лет, когда ребенок приступает к обучению в школе, и длится до 10-11 лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Все процессы мышления, памяти, восприятия, воображения, самосознания находятся в фазе активного развития. Психологическое благополучие детей младшего школьного возраста во многом связано со стилем общения и воспитания, которые используют при взаимодействии с ним взрослые. Очень важным в жизни ребенка выступают и взаимоотношения со сверстниками. Только общаясь со сверстниками, ребенок общается на равных.
Исходя из признаков коммуникативного процесса, констатируем, что коммуникативная сторона общения не может быть ограничена простой передачей информации. Коммуникация также предполагает активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействие друг на друга, восприятие и понимание другого человека. Таким образом, исходным понятием, на которое мы опираемся при изучении коммуникативных навыков обучающихся начальных классов, является понятие общения.
Проведенный нами теоретический анализ литературы позволил установить, что развитие коммуникативных навыков не вызывает особой тревоги, пока школьник общается только с семьей. Первые сложности возникают при поступлении ребенка в школу. Чтобы направить психологическое развитие детей младшего школьного возраста в нужное русло, педагогам нужно регулярно и последовательно заниматься развитием коммуникативных навыков обучающихся начальной школы. Развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста способствует использование различных методов, средств и приемов. Большой потенциал для развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста имеет идея проектирования, а именно творческая проектная деятельность. Она является важным показателем эффективности и результативности, так как она стимулирует познавательную активность обучающихся, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию. В процессе проектной деятельности младшие школьники получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации в разных источниках, овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.
В рамках данной работы нами была так же организована опытно-поисковая работа. Исследование развития коммуникативных навыков обучающихся 2 класса показало, что низкий уровень развития коммуникативных навыков у 5 детей (33%), средний уровень у 8 детей (54%), высокий уровень у 2 обучающихся (13%).
Для развития коммуникативных навыков нами был разработан комплекс занятий по проектной деятельности, который включал в себя темы проектов: «Семейная культура», «Игры народов России и мира», «Малые жанры устного народного творчества», «Наши сказки», «Математика вокруг нас». Целью данного комплекса занятий стало создание условий для развития личности обучающихся, умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного и творческого проекта. Главная задача данного комплекса - формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
Повторно проведенная диагностика обучающихся 2 класса показала, что имеются положительные сдвиги в развитии коммуникативных навыков детей. В классе повысился уровень развития коммуникативных навыков: обучающиеся, с низким уровнем развития коммуникативных навыков, подняли свой уровень до среднего. В классе после проведения комплекса занятий стало 7 обучающихся с высоким уровнем (46%). Таким образом, проектная деятельность помогает в развитии разных навыков у детей младшего школьного возраста, среди которых и коммуникативные. Она успешно выступает инструментом развития коммуникативных навыков обучающихся начальной школы.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Академия, 2014. - 624 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2014. - 365 с.
3. Богданова, Н. Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Н. Богданова, Е. Колосова // Учитель. - 2016. - № 4. - С. 94-96.
4. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателя дет сада З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 2012. - 207 с.
5. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] : избр. психол. тр. / А. А. Бодалев. - М. : Междунар. пед. акад., 2013. - 326 с.
6. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. А. Бодалев ; Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2015. - 320 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
8. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] : метод. рекомендации для воспитателей и методистов дошкол. образоват. учреждений / С. С. Бычкова. - М. : АРКТИ, 2012. - 96 с.
9. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. для пед. ин-тов / В. В. Давыдов [ и др.] ; под ред. А. В. Петровского. - М. : Просвещение, 1979. - 288 с.
10. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия : учеб. пособие для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина [и др.]. - М. : Академия, 2016. - 368 с.
11. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] : мл. кл. шк. / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М. : Просвещение, 2014. - 442 с.
12. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст] : практ. пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - СПб. : Питер, 2008. - 272 с.
13. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2014. - 286 с.
14. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2016. - 509 с.
15. Гаврилова, Т. В. Метод проектов как средство коммуникативного развития [Текст] / Т. В. Гаврилова // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 12-14.
16. Галагузова, Л. Н. Ступени общения: от года до 9 лет [Текст] / Л .Н. Галагузова, Е. О. Смирнова. - М. : ИНТОР, 2012. - 160 с.
17. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст] : учеб. пособие / П. Я. Гальперин. - М. : КДУ, 2015. - 397 с.
18. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2013. - 511 с.
19. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века [Текст] : учеб. пособие для самообразования / Б. С. Гершунский. - М. : Пед. о-во России, 2012. - 512 с.
20. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность [Текст] / Э. А. Голубева. - М. : Прометей, 2014. - 306 с.
21. Горянина, В. А. Психология общения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Горянина. - М. : Академия, 2013. - 416 с.
22. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст] : кн. для учителя и родителей / А. Б. Добрович. - М. : Просвещение, 2014. - 208 с.
23. Донцов, А. И. Общение как фактор развития коллектива [Текст] / А. И. Донцов // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. - М., 2017. - С. 20-24.
24. Дусавицкий, А. К. Развивающее образование [Текст] : осн. принципы / А. К. Дусавицкий. - Харьков : [б. и.], 2013. - 46 с.
25. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю. Н. Емельянов ; Ленингр. гос. ун-т им.А. А. Жданова. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 2015. - 167 с.
26. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2015. - 384 с.
27. Зиновьева, Т. И. Потенциал проектной деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т. И. Зиновьева, Т. И. Гонорская // Начальная школа. - 2018. - № 1. - С. 52-55.
28. Изучение коммуникативных свойств личности в психологии [Электронный ресурс]. - URL : https://knowledge.allbest.ru/psychology/- 3c0b65635b3ad68a5c53a89421306c37_0.html(дата образования: 11.04.2018).
29. Каган, М. С. Мир общения [Текст] : проблема межсубъект. отношений / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 2014. - 319 с.
30. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М. : Флинта : Наука, 2016. - 496 с.
31. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] : популяр. пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль : Акад. развития, 2015. - 240 с.
32. Коменский Ян Амос [Текст] / сост. И. Д. Чечель. - М. : Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2016. - 224 с.
33. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования [Текст] : сб. ст. / под ред. В. В. Рубцова. - Новосибирск : Вен-Мер, 2016. - 157 с.
34. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Шипицына [и др.] ; под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб. : Речь, 2013. - 240 с.
35. Конева, О. Б. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками [Текст] / О. Б. Конева // Теория экспериментальной и практической психологии : сб. науч. тр. ; Юж.-Урал. гос. ун-т ; под ред. Н. А. Батурина. - Челябинск, 2016. - С. 45-61.
36. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : Педагогика, 2015. - 255 с.
37. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2014. - 214 с.
38. Леонтьев, А. Н. Психологические вопросы сознательности учения [Текст] / А. Н. Леонтьев // Известия Академии педагогических наук РСФСР. - М., 2017. - Вып. 7 : Вопросы психологии понимания. - С. 3-40.
39. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для студентов вузов / А. В. Мудрик. - М. : Академия, 2017. - 224 с.
40. Назаретян, А. П. Психология стихийного массового поведения: . Толпа, слухи, политические и рекламные кампании [Текст] : учеб. пособие / А. П. Назаретян. - М. : Академия, 2015. - 160 с.
41. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : Сфера, 2016. - 240 с.
42. Парамоновой, Л. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Парамонова, О. С. Ушакова. - М. : Просвещение, 2017. - 160 с.
43. Парсонс, Т. Система современных обществ [Текст] / Т. Парсонс ; пер. с англ. Л. А. Седова. - М. : Аспект-Пресс, 2017. - 270 с.
44. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС- ПРЕСС, 2013. - 368 с.
45. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Рос. энцикл., 2013. - 528 с.
46. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] : социал. - психол. тренинг / Л. А. Петровская. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2015. - 216.с.
47. Практическая психология образования [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - СПб. : Питер, 2014. - 592 с.
48. Проектная деятельность в школе [Текст] / сост. Н. Голубенко. - М. : Школ. мир, 2014. - 128 с.
49. Проекты в начальной школе [Текст] : тематика и разраб. занятий / сост. А. Оноприенко, А. Кондратюк. - М. : Школ. мир, 2015. - 128 с.
50. Психология дошкольника [Текст] : хрестоматия : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / сост. Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2012. - 408 с.
51. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / под ред. А. Г. Рузской. - М. : Педагогика, 2016. - 216 с.
52. Развитие общения у дошкольников [Текст] : характеристика осн. форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7-ми лет / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. - М. : Педагогика, 2014. - 288 с.
53. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи, развитие речи у детей [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб., 2015. - С. 381-389.
54. Скаткин, М. И. Психология общения [Текст] : курс лекций / М. И. Станкин. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2016. - 295 с.
55. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников [Текст] : диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 158 с.
56. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2017. - 160 с.
57. Творогова, Н. Д. Общение: диагностика и управление [Текст] : психол. исслед. / Н. Д. Творогова. - М. : Смысл, 2012. - 246 с.
58. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] : пособие для студентов пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина ; под ред. Г. А. Урунтаевой. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 2015. - 290 с.
59. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] : в 11 т. / К. Д. Ушинский. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2014 - Т. 8 : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - 774 с.
60. Хараш, А. У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъектного подхода в исследовании коммуникативных воздействий [Текст] / А. У. Хараш // Журнал практического психолога. - 2014. - № 1:. - С. 166-176.
61. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь [Текст] : программа адаптации детей к школ. жизни / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. - М. : Генезис, 2013. - 128 с.
62. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 2016. - 320 с.
63. Шилова, М. И. Изучение воспитанности школьников [Текст] / М. И. Шилова. - М. : Педагогика, 2013. - 104 с.
64. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2017. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ