Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 10
1.1 Характеристика универсальных учебных действий у детей младшего
школьного возраста 10
1.2 Особенности психического развития детей младшего школьного
возраста с общим недоразвитием речи 18
1.3 Психолого-педагогические условия развития коммуникативных
универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 25
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи 30
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных универсальных учебных
действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи 30
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития
коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи 47
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий
развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи 65
Выводы по второй главе 74
Заключение 76
Список используемой литературы 79
Приложения
Первый опыт общения ребёнок приобретает ещё в младенческом возрасте, общаясь с мамой при помощи мимики и жестов, потом у него постепенно развивается речь, и он с помощью слов и простых выражений учится общаться с окружающими. К началу обучения в школе у ребёнка уже имеются некоторые сформированные речевые и коммуникативные действия. Установлено, что уровень развития коммуникативной компетентности школьников различен, а также то, что он далек от желаемого. В связи с этим развитие коммуникативных универсальных учебных действий является важной задачей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет, что «коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; соблюдать правила речевого этикета; владеть монологической и диалогической формами речи; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; сотрудничать, контролировать, корректировать и оценивать работу сверстников; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения».
Одним из важных факторов психического развития ребёнка младшего школьного возраста является его способность общения со взрослыми людьми и сверстниками. О.Я. Гойхман, Ю.М. Жуков, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Т.М. Надеина в своих исследовательских трудах рассматривают наличие способности к установлению взаимоотношений с окружающими как специфическую форму активности субъекта. Они считают, что человек особенно ярко раскрывает свои личностные качества в процессе общения с окружающими его другими людьми. А.К. Маркова акцентирует внимание на том, что в ходе общения значимым является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие. Это подтверждается тем, что в процессе общения люди усваивают ценности, общечеловеческий опыт, знания и способы деятельности. Маркова А.К. отмечает, что подобным образом формируется человек как субъект деятельности и личность. В данном значении общение становится важным условием формирования личности.
Экспериментальных исследований коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи, как отмечает Р.Д. Триггер, немного. Невзирая на неизменный интерес исследователей к трудностям оптимизации коррекционно-логопедической работы с этой категорией детей, в данное время нет целостного представления о закономерностях становления у них способностей общения; недостаточно исследованы адекватные условия, которые способствуют полноценному развитию главных компонентов их коммуникативного акта. Как показывает практика, большинство обучающихся с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Поэтому одной из главных задач педагога является поиск наиболее оптимальных путей развития коммуникативных компетенций в различных видах деятельности, с учётом индивидуальных особенностей детей.
Возраст детей выбран неслучайно. Следующим этапом в жизни ребенка является подростковый возраст, в котором одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречия:
- между социальным заказом общества на развитие коммуникативных универсальных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи и существующим традиционным подходом в школе для достижения данного результата;
- между необходимостью развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы с детьми в школе;
- между наличием программ по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у детей с нормой и отсутствием этих программ для детей с общим недоразвитием речи.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи?
Исходя из актуальности данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития
коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи возможно, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
- организация разработанного комплекса занятий, по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи;
- создание детьми совместно со взрослым образца-ориентира коммуникативных действий в процессе выполнения совместной деятельности;
- создание проблемных ситуаций для самостоятельной оценки детьми сформированности коммуникативных УУД.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа теории и практики специального образования охарактеризовать процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи, определить понятийно-категориальное поле исследования;
2) разработать показатели и выявить уровни развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи;
3) определить и апробировать комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретические основы исследования:
- концептуальные положения о развитии универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- положения о коммуникативной компетентности личности (М.М. Бахтин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев);
- исследования о психическом развитии детей с ОНР (Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, Г. В. Чиркина, С.Н. Шаховская);
- положения о новой модели обучения, основанной на учебном сотрудничестве учащихся (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
- эмпирические (беседы с детьми, анализ ситуаций; наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования, Т-критерий Вилкоксона, метод наглядного представления материалов).
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа 88» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие дети 7-8 лет с общим недоразвитием речи в количестве 12 человек.
Организация и этапы исследования.
Исследования проводились в три этапа в период с 2016 - 2018гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2016 - 2017гг.). На данном этапе была проанализирована психологическая и педагогическая литература по проблеме исследования, определена цель, гипотеза, задачи исследования, определен категориальный аппарат, разработана программа исследования, проведен констатирующий этап эксперимента и анализ его результатов.
Второй этап - экспериментальный (2017 - 2018гг.). На данном этапе был проведен формирующий этап эксперимента. Были апробированы психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи. Также был проведен контрольный этап эксперимента.
Третий этап - заключительный (2018г.). На данном этапе осуществлялся анализ и обобщение полученных результатов экспериментальной работы, систематизация, формулировка выводов и текстовое оформление диссертационных материалов.
Научная новизна исследования: выявлена возможность развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи в созданных психолого-педагогических условиях; определен комплекс диагностических методик по выявлению у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи, охарактеризованы психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги-психологи могут использовать разработанный комплекс диагностических методик для выявления уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи; а также комплекс заданий по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи с учетом выделенных психолого-педагогических условий.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается проведением исследований с опорой на теоретические положения психологии и педагогики; использованием и применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам исследования; количественным и качественным анализом;
экспериментальной проверкой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» в ТГУ» (11 апреля 2018г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются как навыки общения, которые обеспечивают успешную социализацию ребенка в общество сверстников и взрослых.
2. Развитие у детей с общим недоразвитием речи коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: организацией разработанного комплекса
занятий, по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи; созданием детьми совместно со взрослым образца-ориентира коммуникативных действий в процессе выполнения совместной деятельности; созданием проблемных ситуаций для самостоятельной оценки детьми сформированности коммуникативных УУД.
3. Показателями развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи являются: 1) навыки группового взаимодействия учащихся; 2) навыки связной речи; 3) умение учитывать различные позиции собеседника; 4) умение находить общее решение проблемы со сверстником; 5) умение понимать задачи общения; 6) умение понимать состояния сверстника; 7) умение выражать свое отношение ко взрослому; 8) умение выражать свое отношение к сверстнику.
Структура диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников), 4 приложений. Текст иллюстрирован 19 рисунками, 1 таблицей.
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме диссертационного исследования, мы пришли к выводу, что проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи является актуальной.
С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Г.С. Васильев, Л.Р. Мунирова, А.Г. Асмолов определяют коммуникативные универсальные учебные действия через систему знаний и умений. Р.Е. Левиной были выделены три уровня речевого недоразвития.
На основе исследований различных авторов мы выделили следующие показатели развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с ОНР: 1) навыки группового взаимодействия учащихся; 2) навыки связной речи; 3) умение учитывать различные позиции собеседника; 4) умение находить общее решение проблемы со сверстником; 5) умение понимать задачи общения; 6) умение понимать состояния сверстника; 7) умение выражать свое отношение ко взрослому; 8) умение выражать свое отношение к сверстнику.
Анализируя результаты констатирующего этапа эксперимента мы пришли к выводу о недостаточности уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с ОНР.
Учитывая результаты констатирующего этапа эксперимента, определили два этапа формирующего этапа эксперимента: мотивационный и практический.
На мотивационном этапе мы провели с детьми занятия, на которых отрабатывали различные коммуникативные действия, выделяли правила и зарисовывали их в виде картинок. Также на данном этапе мы отрабатывали следующие психолого-педагогические условия:
- организация разработанного комплекса занятий, по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи;
- создание детьми совместно со взрослым образца-ориентира коммуникативных действий в процессе выполнения совместной деятельности.
Практический этап был разделен на два блока: «Проблемные ситуации» и «Маленький театр».
В блоке «Проблемные ситуации» мы предлагали детям проблемные ситуации, вместе продумывали возможные варианты решения. Затем предлагали детям самим показать правильное решение в ходе театрализованной деятельности с учетом правил, выделенных на мотивационном этапе. Перед каждым занятием взрослый вывешивал схематичные рисунки правил, подходящих к теме занятия, которые выделяли совместно с детьми на мотивационном этапе. Пока одни дети показывали сценку, другие проверяли их, опираясь на подсказки с доски. После проигрывания ситуации дети в классе оценивали результат и сообщали ошибки, которые нарушали «актеры».
В блоке «Маленький театр» мы предлагали детям в парах показать театральную постановку на свободную тему с включением коммуникативных действий, изученных ранее. Также в классах была организована выставка рисунков с правилами, которые дети рисовали на занятиях на мотивационном этапе.
На практическом этапе нами были реализованы следующие психолого-педагогические условия:
- организация разработанного комплекса занятий, по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи;
- создание проблемных ситуаций для самостоятельной оценки детьми сформированное™ коммуникативных УУД.
Анализируя полученные на контрольном этапе эксперимента результаты, было выявлено, что высокий уровень сформированное™ коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи повысился на 34% и составил 50%. Средний уровень остался на прежнем уровне и составил 42%. А низкий уровень уменьшился на 34% и составил 8%.
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи. Отсюда следует вывод о том, что цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза исследования доказана.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 № 2357. // Режим доступа: URL: ййр://минобрнауки.рф/ документы/336 (дата обращения: 01.12.2017).
2. Арефьева, О.М. Формирование коммуникативных универсальных
учебных умений младших школьников [Электронный ресурс] : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. / Оксана Михайловна Арефьева; - М., 2012. // Режим доступ; URL: https://dlib.rsl.ru/viewer(дата обращения:
10.03.2018).
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли [Электронный ресурс] : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. // Режим доступа; URL:http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Material/univers_uchebn_dejstv.pdf (дата обращения:
10.03.2018).
4. Бабудоржиева, Э.Д. Исследование проблемы коммуникативных и
организаторских способностей в психологии [Электронный ресурс] // Вестник Бурятского Государственного Университета : электрон. научн. журн. 2012. № 5. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. // Режим доступа: URL: http://www.f/issledovanie-problemy-kommunikativnyh-i-organizatorskih-
sposobnostey-v-psihologii.pdf (дата обращения: 10.02.2018).
5. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учебное
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. - М. :
Издательский центр Академия, 2000. - 192 с.
6. Брушлинский, А.В. Социальная психология в России и теория Сержа
Московичи [Электронный ресурс] / Сайт bookup.info «Психологическая библиотека». // Режим доступа: URL:
http://bookap.info/sociopsy/moskovichi_vek_tolp (дата обращения 21.12.2017).
7. Бушлякова, Р.Г. Современные педагогические технологии в работе с первоклассниками с ОНР [Текст] / Р.Г. Бушлякова // Логопед, 2016. - № 8. - С. 77-85.
8. Васильев, Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.психол.наук. (09.00.05) / Васильев Геннадий Семенович; АН СССР. Ин-т психологии. - Москва, 1977. - 21 с.
9. Вакуленко, Е.А. Организация учебного диалога на уроках
литературного чтения [Электронный ресурс] / Е.А. Вакуленко // Начальная школа. - 2012. - № 5. // Режим доступа: URL:http://ekrost.ru/poster/razvitie-kommunikativnyh-universalnyh-deistvii-u-mladshih-shkolnikov.html (дата
обращения: 18.02.2018).
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / под ред. А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1984. - 433 с.
11. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Электронный ресурс] : Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М. : ИНФРА-М, 2008. // Режим доступа: URL: clck.ru/DakTx(дата обращения: 08.02.2018).
12. Дмитриев, А.Е. Моделирование и реализация технологий формирования готовности учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности [Текст] / А.Е. Дмитриев. - М. : Прометей, 2012. - 312 с.
13. Землянская, Е.Н. Инновационные процессы в системе начального образования [Текст] / Е.Н. Землянская, Л.К. Веретенникова, А.Е. Дмитриев и др. - М.: Прометей, 2012. - 212 с.
14. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь [Текст] /
Л.А. Карпенко. - М. : Феникс, 2010. - 320 с.
15. Клюева, Т.Н. Применение психодиагностического инструментария
педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС [Электронный ресурс] : Методические рекомендации для педагогов- психологов образовательных учреждений Самарской области / Т.Н. Клюева, Ю.В. Бубнова, Т.В. Ларина и др. - Самара: Региональный
социопсихологический центр, 2011. // Режим доступа: URL: http://rspc-
samara.ru/function/rediz/books(дата обращения: 10.02.2018).
16. Коротина, Ю.В. Формирование социальной компетентности
младших школьников средствами учебных предметов [Электронный ресурс]: автореферат дисс. канд.пед.н. (13.00.02) / Юлия Викторовна Коротина. - Тамбов, 2011. // Режим доступа: URL:http://www.dissercat.com (дата обращения 11.12.2017).
17. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Электронный ресурс] / Р.Е. Левина. - М. : Просвещение, 1967. // Режим доступа: URL: http://pedlib.rU/Books/4/0286/4_0286-53.shtml (дата обращения 11.01.2018).
18. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст] : Книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М. : Просвещение, 1990. - 192 с.
19. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик. - М. : Педагогика, 1984. - 111 с.
20. Мунирова Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры [Электронный ресурс] : Дис. канд. пед. наук. (13.00.01) / Лейла Ринатовна Мунирова. Моск. пед. ун-т. - Москва, 1993. // Режим доступа: URL: https://search.rsl.ru(дата обращения 11.01.2018).
21. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей
дошкольного возраста [Электронный ресурс] : диссертация ... кандидата педагогических наук (13.00.07) / Светлана Владимировна Проняева. -
Екатеринбург, 1999. // Режим доступа: URL:https://clck.ru/DbCvz (дата
обращения: 21.03.2018).
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2006. - 720 с.
23. Соловьева, Л.Г. Логопедия [Текст] : учебник и практикум для прикладного бакалаврита / Л.Г. Соловьева, Г.Н. Градова. - М. : Юрайт, 2016. - 208 с.
24. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Электронный ресурс] : Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. // Режим доступа: URL:http://pedlib.ru/Books (дата обращения: 11.02.2018).
25. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-Пресс, 2008. // Режим доступа: URL: https://clck.ru (дата обращения: 11.02.2018).
26. Bunker, B. Managing conflict through large-group methods, The handbook of conflict resolution [Text] : Theory and practice / В. Bunker,
D. Morton, P. Coleman, E. Marcus. - San Francisco: Wiley Imprint, 2006. - 780 p.
27. Frydenberg, E. Coping Competencies [Text] / Е. Frydenberg. - N.Y. : Currency/Doubleday, 2004. - 204 p.
28. Habermas, J. Toward a theory of communicative competence [Text] / J. Habermas. - N.Y. : Macmillan, 2007. - 148 p.
29. Hassel, T. Communication apprehension in UK and Spanish students [Text] / T. Hassel, J. Joyce . - N.Y. : Education + Training, 2000. - 36 p.
30. Hymes, D. On communicative competence, Sociolinguistics [Text] : Selected Readings. / D. Hymes. - Harmondsworth: Penguin, 2008. - 167 p.