ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО ЖУРНАЛА
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала 8
1.1 Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Роль устного журнала в формировании у детей 5-6 лет представлений о родном городе 14
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала 34
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе 39
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Количественные результаты экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента 55
Приложение Б Тематическое планирование 57
Приложение В Количественные результаты экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента 59
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала 8
1.1 Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Роль устного журнала в формировании у детей 5-6 лет представлений о родном городе 14
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала 34
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе 39
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Количественные результаты экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента 55
Приложение Б Тематическое планирование 57
Приложение В Количественные результаты экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента 59
Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современной педагогике представляется одной из самых важных задач, так как детский возраст является сензитивным возрастом для привития священного чувства любви к Родине. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, у детей 5-6 лет необходимо целенаправленно формировать чувство гордости за Родину, которое вырабатывается через формирование у детей представлений о природе родного края, о родном городе. Таким образом, представления о родном городе являются важной частью патриотического воспитания дошкольников, которое следует развивать с самого раннего детства, так как именно в этот период в сознании полностью формируется образ Родины и личное отношение к этому образу.
Аспекты формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе описывались многими отечественными учеными. Общие тезисы воспитания патриотизма у дошкольников описывались в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П. Куницына, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, И.М. Ястребцовой. Методические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе как метода патриотического воспитания разрабатывали такие ученые, как И.А. Каиров, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, М.А. Терентий, В.И. Шахненко.
Анализ трудов данных авторов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время актуализируется необходимость организации совместной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста для полноценного формирования представлений у дошкольников о родном городе.
Устный журнал представляет собой нетрадиционную форму работы по воспитанию патриотизма у детей 5-6 лет, которая способствует наиболее яркой и эмоционально насыщенной презентации изучаемого материала.
Отличительной чертой данной формы работы является то, что устный журнал может быть сделан самими детьми. Возможности устного журнала в формировании у детей 5-6 лет представлений о родном городе описаны в работах Ш.А. Амонашвили, Л.Д. Вавиловой, Н.А. Стародубовой, И.С. Хомяковой.
Отметим, что огромное влияние на формирование у детей 5-6 лет представлений о родном городе оказывает устный журнал. В последнее время область применения этого средства существенно расширилась, и она набирает популярность и у педагогов дошкольных образовательных организаций.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе и недостаточным использованием педагогами дошкольных образовательных организаций устного журнала в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
Предмет исследования: устный журнал как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала возможно, если:
• отобран материал о родном городе в соответствии с возрастными особенностями детей и географическими особенностями региона;
• обеспечена поэтапная организация работы детей с устным журналом.
Задачи исследования.
1. Изучить проблему формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала.
4. Определить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
Теоретическо-методологической основой исследования явились:
• теоретические положения Р.С. Буре, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, В.А. Сухомлинского, И.В. Сушковой, А.С. Спиваковской, Н.Е. Щурковой о формировании у дошкольников нравственно-патриотических представлений;
• теоретические положения Н.Ф. Виноградовой, Г.А. Марковой, Л.В. Загик, С.А. Козловой в области формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе;
• теоретические положения И.С. Хомяковой, Л.Д. Вавиловой, Н.А. Стародубовой, Ш.А. Амонашвили о возможностях устного журнала в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Родничок» Карасукского района Новосибирской области. В исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание занятий в форме устных журналов для детей 5-6 лет по формированию у детей представлений о родном городе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована возможность использования устного журнала в формировании у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание устных журналов могут использовать в своей работе по формированию у детей 5-6 лет представлений о родном городе педагоги дошкольных образовательных организаций города Карасук.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование) и 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 3 таблицы, 12 рисунков. Основной текст работы изложен на 54 страницах.
Аспекты формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе описывались многими отечественными учеными. Общие тезисы воспитания патриотизма у дошкольников описывались в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П. Куницына, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, И.М. Ястребцовой. Методические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе как метода патриотического воспитания разрабатывали такие ученые, как И.А. Каиров, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, М.А. Терентий, В.И. Шахненко.
Анализ трудов данных авторов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время актуализируется необходимость организации совместной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста для полноценного формирования представлений у дошкольников о родном городе.
Устный журнал представляет собой нетрадиционную форму работы по воспитанию патриотизма у детей 5-6 лет, которая способствует наиболее яркой и эмоционально насыщенной презентации изучаемого материала.
Отличительной чертой данной формы работы является то, что устный журнал может быть сделан самими детьми. Возможности устного журнала в формировании у детей 5-6 лет представлений о родном городе описаны в работах Ш.А. Амонашвили, Л.Д. Вавиловой, Н.А. Стародубовой, И.С. Хомяковой.
Отметим, что огромное влияние на формирование у детей 5-6 лет представлений о родном городе оказывает устный журнал. В последнее время область применения этого средства существенно расширилась, и она набирает популярность и у педагогов дошкольных образовательных организаций.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе и недостаточным использованием педагогами дошкольных образовательных организаций устного журнала в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
Предмет исследования: устный журнал как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала возможно, если:
• отобран материал о родном городе в соответствии с возрастными особенностями детей и географическими особенностями региона;
• обеспечена поэтапная организация работы детей с устным журналом.
Задачи исследования.
1. Изучить проблему формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала.
4. Определить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
Теоретическо-методологической основой исследования явились:
• теоретические положения Р.С. Буре, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, В.А. Сухомлинского, И.В. Сушковой, А.С. Спиваковской, Н.Е. Щурковой о формировании у дошкольников нравственно-патриотических представлений;
• теоретические положения Н.Ф. Виноградовой, Г.А. Марковой, Л.В. Загик, С.А. Козловой в области формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе;
• теоретические положения И.С. Хомяковой, Л.Д. Вавиловой, Н.А. Стародубовой, Ш.А. Амонашвили о возможностях устного журнала в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Родничок» Карасукского района Новосибирской области. В исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание занятий в форме устных журналов для детей 5-6 лет по формированию у детей представлений о родном городе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована возможность использования устного журнала в формировании у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание устных журналов могут использовать в своей работе по формированию у детей 5-6 лет представлений о родном городе педагоги дошкольных образовательных организаций города Карасук.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 наименование) и 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 3 таблицы, 12 рисунков. Основной текст работы изложен на 54 страницах.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Изучив теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала, мы установили, что патриотизм представляет собой сложное новообразование, которое характеризует человека как социальное существо, способное жить в обществе, способное действовать в соответствии с нормами социума.
Устный журнал является нетрадиционным методом формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
На констатирующем этапе исследования, на базе проведенного теоретического анализа работ Т.Г. Кобзевой и М.Д. Маханевой мы выделили показатели сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе и в соответствии с ними подобрали диагностические методики.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что низкий уровень сформированности у детей представлений о родном городе имеют 7 детей (35%) экспериментальной группы и 7 детей (35%) контрольной группы; к среднему уровню сформированности у детей представлений о родном городе мы условно отнесли 11 детей (55%) экспериментальной группы и 11 детей (55%) контрольной группы; к высокому уровню сформированности у детей представлений о родном городе мы условно отнесли 2 детей (10%) экспериментальной группы и 2 детей (10%) контрольной группы. Полученные результаты свидетельствовали о том, что необходимо организовать проведение специальной работы с детьми 5-6 лет по формированию представлений о родном городе.
Целью формирующего эксперимента: цель формирующего эксперимента - разработать содержание и организовать работу по формированию у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала
Мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала возможно, если:
• отобран материал о родном городе в соответствии с возрастными особенностями детей и географическими особенностями региона;
• обеспечена поэтапная организация работы детей с устным журналом.
Нами были разработаны следующие этапы формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала:
• на первом этапе работы нами был отобран материал о родном городе Карасук в соответствии с возрастными особенностями детей и географическими особенностями региона;
• на втором этапе работы было разработано тематическое планирование, состоящее из 10 занятий;
• на третьем этапе работы была обеспечена организация работы детей с устным журналом.
По окончанию формирующей работы был проведен контрольный эксперимент, и была выявлена следующая динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе в результатах в экспериментальной группе:
• количество детей 5-6 лет с низким уровнем сформированности представлений о родном городе снизилось на 25%,
• количество детей 5-6 лет со средним уровнем сформированности представлений о родном городе увеличилось на 15%,
• количество детей 5-6 лет с высоким уровнем сформированности представлений о родном городе увеличилось на 10%.
Результаты детей в контрольной группе практически не изменились.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности поэтапной работы формированию у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.
Изучив теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала, мы установили, что патриотизм представляет собой сложное новообразование, которое характеризует человека как социальное существо, способное жить в обществе, способное действовать в соответствии с нормами социума.
Устный журнал является нетрадиционным методом формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
На констатирующем этапе исследования, на базе проведенного теоретического анализа работ Т.Г. Кобзевой и М.Д. Маханевой мы выделили показатели сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе и в соответствии с ними подобрали диагностические методики.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что низкий уровень сформированности у детей представлений о родном городе имеют 7 детей (35%) экспериментальной группы и 7 детей (35%) контрольной группы; к среднему уровню сформированности у детей представлений о родном городе мы условно отнесли 11 детей (55%) экспериментальной группы и 11 детей (55%) контрольной группы; к высокому уровню сформированности у детей представлений о родном городе мы условно отнесли 2 детей (10%) экспериментальной группы и 2 детей (10%) контрольной группы. Полученные результаты свидетельствовали о том, что необходимо организовать проведение специальной работы с детьми 5-6 лет по формированию представлений о родном городе.
Целью формирующего эксперимента: цель формирующего эксперимента - разработать содержание и организовать работу по формированию у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала
Мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала возможно, если:
• отобран материал о родном городе в соответствии с возрастными особенностями детей и географическими особенностями региона;
• обеспечена поэтапная организация работы детей с устным журналом.
Нами были разработаны следующие этапы формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала:
• на первом этапе работы нами был отобран материал о родном городе Карасук в соответствии с возрастными особенностями детей и географическими особенностями региона;
• на втором этапе работы было разработано тематическое планирование, состоящее из 10 занятий;
• на третьем этапе работы была обеспечена организация работы детей с устным журналом.
По окончанию формирующей работы был проведен контрольный эксперимент, и была выявлена следующая динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе в результатах в экспериментальной группе:
• количество детей 5-6 лет с низким уровнем сформированности представлений о родном городе снизилось на 25%,
• количество детей 5-6 лет со средним уровнем сформированности представлений о родном городе увеличилось на 15%,
• количество детей 5-6 лет с высоким уровнем сформированности представлений о родном городе увеличилось на 10%.
Результаты детей в контрольной группе практически не изменились.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности поэтапной работы формированию у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством устного журнала, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОЙ СТРАНЕ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РИСУНКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня посредством создания мультипликации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021





