Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование муниципального управления

Работа №119689

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретико-правовые основы муниципального управления в России 6
1.1 Становление и развитие системы муниципального управления в России 6
1.2 Правовая природа государственного и муниципального управления: общее и особенное 10
2 Специфика муниципального управления в предметах ведения и полномочиях органов Североуральского городского округа 21
2.1 Характеристика показателей развития Североуральского городского округа 21
2.2 Оценка деятельности органов муниципального управления в Североуральском городском округе 29
3 Проблемы совершенствования правового регулирования муниципального управления в Североуральском городском округе 44
3.1 Совершенствование деятельности муниципального управления в Североуральском городском округе 44
3.2 Полномочия муниципального образования и местное нормотворчество в сфере муниципального управления 52
Заключение 57
Список используемой литературы 64

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что повышение эффективности муниципального управления является одним из приоритетных направлений стратегии инновационного развития страны в целом и регионов в частности. Профессионализм и компетентность положены в основу муниципального управления в целях обеспечения эффективной деятельности органов местного самоуправления. Служебная профессиональная практика свидетельствует о том, что чем выше правовая культура муниципальных служащих, тем меньше конфликтных ситуаций и правонарушений в служебной профессиональной деятельности.
Актуальность темы исследования подчеркивает и то обстоятельство, что общество хочет видеть муниципальное управление социально эффективным, не все время отстающим от общественных процессов, не только ориентированным на экономику, а владеющим комплексным подходом в решении проблем местного значения. Возможно, произойдут и другие позитивные изменения в законодательстве о муниципальном управлении и будут предъявлены новые требования к профессиональной деятельности и поведению муниципального служащего.
Сложность и противоречивость процесса реформирования местного самоуправления в Российской Федерации свидетельствуют о необходимости расширения комплексных исследований в этой сфере. Целью этих исследований должно являться формирование устойчивой теоретической модели местного самоуправления и соответствующей ей концепции развития и совершенствования нормативного правового регулирования конституционного института местного самоуправления в системе организации публичной власти, адекватно отражающих исторические традиции организации местного самоуправления в России, учитывающих, в том числе, традиции организации государственной власти в советский период. Необходимо также дать теоретическую оценку соответствия современного содержания законодательного и подзаконного регулирования конституционным положениям, Европейской хартии местного самоуправления, последним резолюциям и рекомендациям Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области конституционно-правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации, урегулированные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и нормативными актами местного самоуправления.
Предмет исследования составляют законодательные акты, закрепляющие требования к квалификации лица, претендующего на занятие должности муниципального служащего и лиц уже осуществляющих профессиональную деятельность в данной области, а также сама система образования муниципальных служащих.
Гипотеза исследования состоит в том, что внешне выглядит так, что деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации и ее внутренне устройство строится по принципам, предлагаемым зарубежными достижениями, исключая возможность выбора самостоятельного пути развития, в действительности местное самоуправление в нашей стране претерпевает существенные изменения, что свидетельствует о выборе своего, особенного пути развития органов местного самоуправления, в частности в требованиях, предъявляемых к деятельности муниципальных служащих и совершенствовании правовой основы деятельности органов.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Администрации Североуральского городского округа, Свердловской области.
Базовыми для настоящего исследования явились также теоретические положения, практические рекомендации и научные труды по вопросам муниципального управления, менеджмента и рыночной экономики в сфере муниципальных услуг.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам повышения эффективности управления органов государственной и муниципальной власти и способах ее оценки по существующей методике посвящены многие труды ученых (В.Г. Игнатов, Р.М. Мусин, А. Кочеткова, Е.В. Евтушенко, В.Л. Романова, М.В. Казаков, Ю.В. Дубровская, М.Н. Афанасьева).
Научная новизна исследования заключается в представленном комплексном анализе существующих проблем муниципального управления, его места в системе управления социально-экономических отношений. Выявлена закономерность в соотношении государственного и муниципального управления, а также раскрыто содержание муниципального управления с позиции главной цели, основных функций и методов управления.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Содержание диссертационного исследования выражается в нескольких логически взаимосвязанных аспектах - теоретических, методических и практических. В процессе исследования получены знания о применяемой в Российской Федерации системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, выявлены ее положительные и отрицательные стороны, рассмотрены показатели для оценки эффективности деятельности на примере муниципальных учреждений дополнительного образования городского округа Тольятти.
Безусловно, органы власти должны определять показатели эффективности с учетом интересов развития муниципального образования, предусматривать комбинированный целевой и функциональный подходы, учитывать разнообразие направлений деятельности органов местного самоуправления, специфику их территориальной принадлежности, проблемы и особенности субъекта.
В настоящее время в методике оценки преобладает целевой подход. Функциональный подход необходим для формирования критериев в зависимости от области проводимой оценки (например, разделение перечня показателей на виды предоставляемых муниципальных услуг).
Оценка эффективности деятельности муниципальных учреждений и внедрение по ее результатам инновационных управленческих практик является актуальной задачей совершенствования системы муниципального управления. Предложенные подходы к оценке эффективности позволят муниципальным учреждениям сосредоточиться на своей основной деятельности, отодвинув на второй план работу, направленную на достижение формальных показателей.
Данные изменения позволят увеличить результативность органов власти и повысить качество предоставления муниципальных услуг населению. Следовательно, улучшится их уровень жизни, что, в свою очередь, поспособствует активному социально-экономическому развитию муниципального образования.
Важно отметить, что образовательные услуги - это не производство, не экономика и тем более не бизнес, они не должны нести ценовой характер. Нельзя забывать про стратегические задачи ради цифровых значений. В образовании нужно тратиться на неэффективные вещи [18].
Однако, даже в условиях нестабильной социально-экономической обстановки необходимо принимать конструктивные управленческие решения, направленные на выполнение стратегических задач. Разработка и внедрение управленческих решений и мероприятий по повышению эффективности деятельности муниципального учреждения помогут ему не только обеспечить устойчивое положение на рынке услуг, но и встать на ступень развития. Это сложный путь, требующий много усилий и внимания.
Местное самоуправление - это административная, экономическая и социальная деятельность местных органов власти, направленная на поддержание и расширение социальной и промышленной инфраструктуры города или другого поселения, а также эффективное управление объектами, принадлежащими городской казне. Такая деятельность осуществляется в рамках местных правовых норм.
Российское муниципальное право в настоящее время является самостоятельной отраслью российского права, которая характеризуется:
• особой схема правового регулирования;
• существованием отдельной правовой системы;
• наличием особых вопросов правовых отношений между государством и общественными потребностями в повседневной жизни муниципалитетов;
• высокой значимостью в социально-экономических отношениях, которые оно регулирует.
На вершине вертикальной структуры местных правовых источников находится Конституция Российской Федерации. Международные договоры играют решающую роль в регулировании внутреннего местного законодательства. Это, прежде всего, Европейская хартия местного самоуправления.
Аналогичное толкование заложено в российских законодательных актах в соответствии с местным законодательством. При проведении различий между источниками местного права, основанными на количестве правовых материалов, которые они выделяют, следует учитывать федеральные законы об общих принципах местного самоуправления, другие правовые акты, полностью или в значительной степени посвященные местному самоуправлению, и правовые акты (они могут быть федеральными и региональными и муниципальные), которые, среди многих других вопросов, также регулируют вопросы местного самоуправления. Российские ученые, которые говорят о федеральном законодательстве как об источнике местного права, также сужают его до законов, которые непосредственно связаны с вопросами, связанными с организацией и функционированием актов местного самоуправления и нормативных актов, социальными отношениями в различных сферах и, в некоторой степени, иногда с одним большая часть, местное самоуправление.
К последним относятся, например, Земельный, Налоговый, Жилищный, Бюджетный, Гражданский и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Необходимо проводить различие между темой правового регулирования, которая представляет собой группу однородных социальных отношений, и предметом влияния нормативных требований.
Местное самоуправление как объект правового регулирования затрагивается рядом различных отраслей права. Большинство социальных отношений могут складываться в этой области: гражданское и жилищное право, бюджетные правоотношения, уголовное право, что будет предметом правового регулирования соответствующих отраслей права. Вопрос самоидентификации местного права как отрасли в настоящее время особенно важен, поскольку процессы, связанные с формированием различных правовых источников, могут быть разными.
Поэтому субъекты Российской Федерации не могут регулировать особенности приобретения и прекращения прав муниципальной собственности своими законами. Необходимо различать собственные, то есть стандартные отраслевые источники местного права и правовые акты, от другой отрасли промышленности, которая регулирует определенные вопросы, связанные с деятельностью местных органов власти, но сохраняет свою независимость от отрасли. Поскольку такие «заимствованные» источники влияют на социальные отношения, которые являются предметом муниципального права, они также выступают в качестве источников местного права.
По итогам проведенного анализа можно выделить основные проблемы в сфере муниципального управления Североуральского городского округа.
1. Ослабление экономического и, следовательно, налогового потенциала экономики городского округа в связи с уменьшением добычи градообразующего предприятия (закрытие шахт), снижение оборота малых и средних предприятий.
2. Финансовая зависимость бюджета городского округа от поступлений общих и целевых трансфертов из бюджетной системы РФ, особенно регионального бюджета Свердловской области, при этом сокращение в динамике дотаций и возрастание объема субвенций и субсидий, требующих особого оформления при подаче заявок и контроля за целевым и срочным использованием. Следует отметить, что большая часть муниципальной инфраструктуры строится и капитально ремонтируется за счет средств регионального бюджета на условиях софинансирования.
3. Отсутствие необходимых ресурсов для финансирования инвестиционных проектов по разработке месторождений полезных ископаемых и природных ресурсов.
Совершенствование деятельности муниципального управления в Североуральском городском округе происходит разными вариантами.
Внесенные поправки в Конституцию Российской Федерации, принятые всенародным голосованием 1 июля 2020 года, самые ощутимые изменения в части урегулирования правового статуса органов местного самоуправления в структуре органов государственной власти в Российской Федерации за последние 30 лет. Они раскрывают возможности правотворческой инициативы от местных органов власти, взаимодействующих непосредственно с гражданами, для полноценной передачи «на места» большого количества полномочий, ранее закрепленных за государственными структурами, и подкрепляемых соответствующим финансированием.
Первыми шагами по модернизации сложившейся модели местного самоуправления в регионе должны стать проведение комплексного сравнительного изучения полномочий, возложенных на местное самоуправление с целью их оптимизации исходя из финансовых и иных ресурсных возможностей муниципалитетов.
По результатам проведенного изучения, предлагается перейти к решению ряда проблем малых городов и удаленных территорий:
• закрепление за органами местного самоуправления (далее - ОМС) гарантированного перечня финансовых механизмов поддержки местных инициатив по созданию малых предприятий (уже работает на территории Североуральского городского округа). Таким образом, появляется возможность организации занятости местного населения, увеличения количества квалифицированных кадров и создание устойчивой экономической составляющей территории муниципального образования;
• повышение квалификации работников ОМС для наиболее грамотного, рационального, эффективного, стратегического и современного развития конкретной территории;
• разработка и принятие правовых механизмов (самостоятельность в выборе, обеспеченность в финансировании) для создания условий комфортного проживания местного населения, устранения эффекта «отрезанности» от внешнего мира (реализуется на территории Североуральского городского округа);
• делегирование части государственных полномочий и функций, имеющих отношение к организации социально-экономической жизни территории, такие как охрана правопорядка, первичная медицина, оказание услуг в сфере образования, общественных и коммерческих авиа, железнодорожных и автоперевозок, энергоснабжения. Реализация данных видов возможна лишь при строгом соблюдении ряда требований, на начальном этапе, под контролем государственных структур;
• реформа системы местных выборов в части ужесточения требований к выборным высшим должностным лицам ОМС и депутатам местных представительных органов;
• разработка правовых стандартов моделирования дифференцированного подхода к выбору вариантов развития территории, учитывающих особенности муниципального образования - национальные, климатические, отраслевые.
Следует принять во внимание попытки создания муниципальных агломераций, которые как показала практика не демонстрирует ожидаемой эффективности (исключения составляют близлежащие города, объединенные транспортной и производственной инфраструктурой), так как в них появляется доминирующий населенный пункт, с централизацией в нем управленческих структур, что лишает возможности развития входящих в группу населенных пунктов, даже учитывая выявляемые реальные возможности.
Указанные выше предложения позволяют исключить подобные ошибочные практики.


1. Конституция Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2.03.2007 № 25 (ред. от 26.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 № 131 (ред. от 29.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
5. Указ Президента РФ «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» от 19.11.2007 N 1532 (ред. от 16.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 26.11.2007, N 48 (2 ч.), ст. 5949.
6. Указ Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы» от 11.08.2016 № 403// Собрание законодательства РФ. N 33, 15.08.2016, ст.5165.
7. Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления (очерки)/ А.С. Автономов. - М.: Формула права, 2002. - 80 с.
8. Атаманчук Г.В. Сущность советского государственного управления/ Г.В. Атаманчук. - М.: Юрид.лит., 1980. - 256 с.
9. Балицкий И.И., Дядя С.А., Михайлов Ю.И. Совершенствование правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. - 2015. - № 2 (20). - С. 64-67.
10. Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник/ В.А. Баранчиков. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 383 с.
11. Басов С.Л. Правовые основы публичной службы в Российской Федерации. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2012. - 234 с.
12. Бахрах Д.Н. Административное право России/ Д.Н. Бахрах. - М.: НОРМА, 2014. - 640 с.
13. Бахрах Д.Н. Административное право. - М., 1993. - 426 с.
14. Борзункова О.А., Краснов Ю.К. Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный). - М., 2007. - 340 с.
15. Братановский С.Н. Проблемы совершенствования муниципальной службы в России: Монография [Электронный ресурс]/ С.Н. Братановский, А.Е. Епифанов, В.А. Санеев. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ