Введение 5
Глава 1 Общественная безопасность 8
1.1 Понятие, сущность, цели и задачи общественной безопасности . 8
1.2 Принципы общественной безопасности 12
1.3 Система органов, обеспечивающих общественную
безопасность 16
Глава 2 Охрана общественной безопасности в разных отраслях права 25
2.1 Административные правонарушение, посягающие на
общественную безопасность и общественный порядок 25
2.2 Преступления против общественной безопасности 32
Глава 3 Современные проблемы обеспечения общественной безопасности и пути их решения 43
3.1 Современные проблемы обеспечения общественной
безопасности в РФ 43
3.2 Пути совершенствования законодательства и решения
проблем в области обеспечения общественной безопасности 55
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 65
На сегодняшний день в Российской Федерации особую актуальность приобрело понятие «безопасность», а именно обеспечение различных видов безопасности, в том числе общественной безопасности. Так как общественная безопасность играет особую роль в жизни государства, регулируя общественные массы, отношения между отдельными людьми и сохраняя правопорядок в обществе.
Актуальность исследования можно подтвердить тем, что в 21 веке достаточно много угроз безопасности не только конкретного государства, но и мира в целом. Количество угроз, к сожалению, движется в сторону возрастания, и человечество совместными усилиями, на международном уровне находится на поиске путей и решений в области обеспечения безопасности.
Еще с давних времен понятие обеспечения безопасности является одной из важнейших целей существования личности, общества и государства. Российские специалисты выделяют фразу: «безопасность личная и имущественная является залогом человеческого развития. Отсутствие безопасности личности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для которых они делаются». Понятие безопасность появилось одновременно с появлением человеческого общества. Такие философы как, Аристотель, Платон и Геродот в своих трудах часто поднимали проблему обеспечения безопасности, о контрактных государствах, их устройстве, функциях и задачах.
В современное время количество угроз безопасности для страны остается на высоком уровне. Проблемы угроз общественной безопасности выходят за границы государства и имеют общечеловеческую значимость во всем мире. Текущие проблемы в государстве, а именно несовершенство организационной системы страны, повышение уровня преступности, массовые нарушения правопорядка, положение экономики, отношения с другими странами создают опасность внутренней безопасности, в частности общественной безопасности. Повышение уровня общественной безопасности относится не к какому-то отдельному государству, а к всем странам одновременно. Так страны и государства на международном уровне ищут пути и способы, способствующие сокращению уровня угроз безопасности. Сплоченность умов специалистов различных наций и народов способствует более грамотному и быстрому пути повышения уровня безопасности в мире. Российская Федерация, согласно конституции, определяет высшей ценностью - права и свободы человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются наиболее важными в рамках правового регулирования общественной безопасности. Государство должно обеспечить и организовать так работу всех органов безопасности, чтобы они, имея все условия для работы могли обеспечить успешное выполнение поставленных задач, чтобы помимо основных задач и обязанностей, они могли наделяться дополнительными обязанностями, для разрешения ситуаций связанных, например, с авариями, природными катастрофами или стихийными бедствиями.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов обеспечения общественной безопасности, охраны со стороны административного и уголовного права, а также анализ деятельности органов общественной безопасности, задачей которых является защита граждан, их прав и свобод, а также обеспечение общественного порядка в целом.
В настоящий момент нормативно-правовую базу составляют Федеральный закон от 5.10.2015 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Указ Президента от 31.12.2015 г. № 683, данный акт определяет Стратегию национальной безопасности в Российской Федерации, Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 14.11.2013 и иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области обеспечения безопасности.
Проводя исследование общественной безопасности, применялись следующие методы научного познания: анализ, синтез, системный метод. В качестве специально правовых методов можно отнести сравнительно-правовой, формально-юридический. На сегодняшний день проведено достаточно много исследований посвященных вопросам обеспечения общественной безопасности.
Актуальность и новизну данной работы подтверждают предложения по совершенствованию системы обеспечения общественной безопасности, пути устранения существующих в Российской Федерации пробелов в законодательстве.
Структура исследования отражает логику достижения цели и задач, и состоит из аннотации, введения, трех глав, которые разбиты на параграфы, заключения, а также списка используемой литературы.
Введение определяет актуальность выбранной темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость выпускной квалификационной работы.
Таким образом, государству необходимо как можно чаще совершенствовать систему обеспечения общественной безопасности, дополняя ее новыми инструментами взаимодействия населения с органами внутренних дел, посредством мобильных устройств, специализированных сайтов быстрого доступа, мобильных приложений. Угрозы, к сожалению, не могут исчезнуть за раз, поэтому необходимо постоянно вносить изменения и дополнения в существующие акты, совершенствовать законодательство в сфере обеспечения общественной безопасности, ведь особенностью деяний против общественной безопасности является то, что они имеют исключительно негативный характер для широкого круга лиц, в незаконном нарушении их прав и свобод, общественных отношений, складывающихся между людьми. Привлекать как можно больше как отдельных граждан, так и общественные объединений для повышения уровня раскрытия преступлений, правонарушений, нарушения прав других граждан, содействия органам полиции. Ставить на повестку вопрос материального поощрения граждан, так как данный инструмент будет эффективно стимулировать как можно больше граждан принимать участие в обеспечении общественной безопасности Российской Федерации, ведь целью поддержания общественного порядка является создание благоприятной спокойной обстановки в обществе для нормального функционирования как основного звена - государства, так и организаций, общественных объединений, создание условий для отдыха и труда граждан, соблюдении их прав, уважения их чести и человеческого достоинства. Стоит отметить, что Россия уже выстраивает международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения традиций и интересов [16].
Необходимо выходить с вопросами обеспечения общественной безопасности на международный уровень, привлекать как можно больше стран для совместного решения общих проблем. Сплоченность умов специалистов различных наций и народов способствует более грамотному и быстрому пути повышения уровня безопасности в мире. Осуществлять деятельность по защите мира и обеспечению безопасности на международном уровне:
- принимать международные соглашения и программы по сокращению вооружений;
- включать в системы программы контроля за производством вооружений и ограничения на их торговлю;
- проводить переговоры между враждующими сторонами, привлекать иные страны для разрешения конфликтов;
- запрещать продажу оружия, а также производить наложение ареста на экспорт или импорт стран-участниц конфликтов;
- проводить международные конференции по проблемам безопасности, производить возможные ситуации развития конфликтов между странами, предотвращать наступление данных ситуаций;
- опираться на исторические события, повлекшие угрозу жизни и здоровью человека, например, как в случаях с атомными электростанциями.
1. Безопасность человека сегодня: доклад Комиссии по безопасности человека ООН / пер. с англ. - Нью-Йорк, 2003. С. 11-13.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. - 1995. -№67.
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 28.04.2020) // "Российская газета", № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.
4. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 24.04.2020) "О защите прав потребителей" // "Российская газета", № 8, 16.01.1996.
5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ ч. 3 ст. 20.1 (ред. от 24.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2020).
6. Кондрашов, Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: автореферат М., 2017. - 62 с.
7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) ст. 2 // интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
8. «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685).
9. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // "Российская газета", № 198, 20.10.2009.
10. Коротких, А. Г. О сути значений понятий «Общественный порядок» и Общественная безопасность»: Журнал Вестник Воронежского Института России, 2016. 236 с.
11. «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", № 12, 1994.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 № 2-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова".
13. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // "Ведомости Федерального Собрания РФ", 01.01.2002, № 1, ст. 1.
14. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // "Российская газета", № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.
15. Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 (ред. от 28.10.2019) "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" ст. 7.
16. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212 - Россия в современном мире.
17. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об участии граждан в охране общественного порядка".
18. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-Ф (ред. от 02.12.2019) "О
федеральной службе безопасности" // "Российская газета", № 72, 12.04.1995.
19. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О
противодействии терроризму" // "Российская газета", № 48, 10.03.2006.
20. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции", ст.3. // "Российская газета", № 28, 10.02.2011.
21. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об
оперативно-розыскной деятельности" ст. 17 // "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
22. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об
общественных объединениях" ст. 17 // "Российская газета", № 100,
25.05.1995.
23. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
24. Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О
государственной охране" ст. 4. // "Российская газета", №106, 06.06.1996.
25. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О
безопасности" ст. 2. // "Парламентская газета", № 1-2, 14-20.01.2011.
26. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от
03.07.2016) "О чрезвычайном положении" ст. 3 // "Парламентская газета", № 99, 01.06.2001.