Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр

Работа №119541

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2022
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1740
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы исследования межличностных конфликтов у детей 4-5 лет и их решение посредством игр 10
1.1 Психологические особенности межличностных конфликтов
у детей 4-5 лет 10
1.2 Влияние игр на формирование межличностных отношений и
решения конфликтных ситуаций у детей 4-5 лет 21
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр 28
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет умений
решать конфликтные ситуации 28
2.2 Содержание работы по формированию у детей 4-5 лет
умений решать конфликтные ситуации посредством игр 49
2.3 Изучение динамики уровня сформированности
у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации 81
Заключение 93
Список используемой литературы 95
Приложения


Актуальность исследования обусловлена тем, что в теоретическом плане проблема является одной из самых дискуссионных, что приводит к определенным разногласиям в позициях исследователей. Также определяется практическим отсутствием методик подавления и предупреждения конфликтных ситуаций у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Не редко конфликты рассматривают как результат неблагоприятных отношений, вызывающих прогрессирующую
отчужденность, повышенную тревожность, агрессивность, потенциальную конфликтность.
Предварительный анализ причин возникновения противоречий, приводящих к конфликту детей среднего дошкольного возраста, как правило, проводится редко, вследствие чего работа педагогов по подавлению и предупреждению конфликтов у дошкольников остается на низком уровне.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных организациях выявил следующее противоречие: между декларируемой задачей формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр и недостаточным обоснованием действенных игр для реализации данного процесса.
Для решения данного противоречия определенна проблема исследования: каковы возможности игр в процессе формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
Предмет исследования: педагогический процесс формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр результативно при:
- определении компонентов умений решать конфликтные ситуации со сверстниками;
- подборе игр, направленных на формирование компонентов умений детьми решать конфликтные ситуаций со сверстниками;
- организации следующих психолого-педагогических условий
(активизация детского опыта в процессе решения конфликтных ситуаций; повышение теоретических знаний педагогов по проблеме предупреждения конфликтов; обеспечение нарастающей
самостоятельности детей в процессе решения конфликтных ситуаций через последовательное овладение способами (вербальные и невербальные).
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования.
1. Выявить состояние проблемы в современных исследованиях; уточнить компоненты умений решать конфликтные ситуации со сверстниками.
2. Определить диагностический инструментарий, показатели и уровни сформированности у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
3. Обосновать и экспериментально доказать результативность игр как средства формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- идеи о взаимосвязи взаимодействия с межличностными взаимоотношениями и общением (А.В. Киричук, Б.Ф. Ломов,
B. Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Г.П. Щедровицкий,
C. Г. Якобсон);
- идеи об интерперсональном познании человека человеком в процессе
взаимодействия (А.А. Бодалев, Э. Берн, А.Г. Ковалев,
Р.Л. Кричевский);
- идеи о том, что игра, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, наиболее сенситивна к сфере человеческой деятельности и межличностных отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические: общий анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, интерпретация теоретических и экспериментальных данных, системный анализ;
- эмпирические: беседы с педагогами, анкетирование воспитателей, диагностические задания, эксперименты (констатирующий, формирующий и контрольный);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 189 «Спутник» г. Тольятти Самарской области. В исследовании приняли участие 19 детей - группы общеобразовательной направленности.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2020 по 2022 год.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2020 г. - сентябрь 2021 г.) На первом этапе осуществлялись: выбор темы магистерской диссертации, утверждение темы и обоснование актуальности исследования, определение проблемы исследования и накопление материала. Было проведено изучение, анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме предупреждения детских конфликтов по средствам игровой деятельности у детей 4-5 лет. Определялись теоретико¬методологические основания исследования, подобраны методики констатирующего эксперимента по изучаемой проблеме. Осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный. В ходе второго этапа (октябрь 2021 г. - март 2022 г.) провелась диагностика особенностей проявления конфликтного поведения у детей среднего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и реализована программа опытно¬экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Третий этап - заключительно-обобщающий. В результате проведения заключительного этапа (апрель 2022 г. - май 2022 г.) производились обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, а именно: обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены сущностные характеристики и компоненты умений решать конфликтные ситуации; выявлены психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации со сверстниками.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- уточнено понятие «умения решать конфликтные ситуации» у детей 4-5 лет, представленное наличием знаний о возможностях взаимного диалога, способах согласования своего мнения с мнением партнера, учитывая его эмоциональное состояние и умением реализовывать знания и способы в поведении и деятельности;
- теоретически и экспериментально доказана возможность формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации со сверстниками;
- определены основные показатели формирования у детей 4 -5 лет умения решать конфликтные ситуации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать диагностический инструментарий по выявлению у детей среднего дошкольного возраста умений решать конфликтные ситуации со сверстниками, а также организовывать психолого-педагогические условия формирования данных умений.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивались научной методологией, использованием достижений психолого-педагогической науки, применением методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели и задачам научного поиска, личного участия автора в исследовании и получении научно-обоснованных результатов.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в теоретическом и практическом выявлении проблемы исследования, в определении цели и задач для решения обозначенной проблемы, а также корректной организацией опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: итоговых конференция по практике, научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» ТГУ (2022 г.). По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Умения решать конфликтные ситуации со сверстниками рассматриваются, как умение понимать возможности взаимного диалога, умение согласовывать свое мнение с мнением партнера, учитывая его эмоциональное состояние и умение реализовывать знания и способы в поведении и деятельности.
2. Развитие у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации со сверстниками обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями (активизация детского опыта в процессе решения конфликтных ситуаций; обеспечение нарастающей самостоятельности детей в процессе решения конфликтных ситуаций через последовательное овладение способами (вербальные и невербальные); ориентирование педагогического процесса на индивидуальные и личностные особенности детей 4 -5 лет с учетом трудностей и достижений в освоении способов решения конфликтных ситуаций со сверстниками).
3. Показатели и уровни сформированности у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации со сверстниками характеризуются степенью осознания норм и правил понимания сверстников, степенью овладения способами разрешения конфликтных ситуаций в игре, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности при достижении результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации позволило установить, что данная проблема является одной из самых дискуссионных, а потому остается и по сей день актуальной как на теоретическом, так и на практическом аспектах, и нуждается в ее дальнейшем осмыслении.
С этой целью нами была изучена не только психолого-педагогическая литература по проблеме, но и проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению и формированию у детей средней дошкольной группы умений решать конфликтные ситуации с помощью игр, в результате которой мы смогли сделать выводы о проделанной работе, опираясь на данные, полученные в ходе экспериментальной деятельности.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у детей недостаточно сформированы умения решать конфликтные ситуации. Дети недостаточно активны, чаще всего не проявляли инициативу, организаторские качества, затруднялись самостоятельно выполнять предложенные задания. На помощь взрослого не всегда реагировали.
Поэтапная реализация образовательной работы с детьми с использованием сюжетно-ролевых игр для детей 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей, игровое содержание которых позволило им быть творческими преобразователями в разнообразных сферах человеческой деятельности и отношениях с окружающим миром, предполагает свободную, творческую природу самой игры, доставляющую детям естественную радость и удовольствие, а также природную активность ребенка.
Решение образовательных задач осуществлялось постепенно по трем блокам:
Создание и реализация педагогами плана работы с детьми среднего дошкольного возраста на неделю, где использовали сюжетно-ролевые игры, такие как: «Наша дружная семья», «Строим дом», «Детский сад», «Пожарные» и «Морские приключения».
Работа с педагогами (анкетирование и консультация педагогов).
Взаимодействие педагогов с детьми, направленного на активацию интереса детей к созданию и использованию в играх пособий-мирилок, осуществлялось по следующим формам, методам и приемам работы: дидактические игры, разучивание мирилок, беседы, игровые ситуации.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента в экспериментальной группе показал, что у детей экспериментальной группы динамика в уровне сформированности умений решать конфликтные ситуации существенно возросла. Это доказывает эффективность проведенной образовательной работы с детьми 4-5 лет по формированию умений решать конфликтные ситуации посредствам игр и позволяет сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи полностью решены, гипотеза доказана.



1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.
2. Батюта М. Б. Возрастная психология: учеб. пособие.: Логос, 2011. 306 с.
3. Боева В. В. Особенности общения дошкольников со сверстниками. [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/ URL: https://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2014/05/29/osobennosti-obshcheniya-doshkolnikov-so-sverstnikami
4. Букрева Е. А., Белокопытова С. А., Малышева О. В., Труфанова Т. В. Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников // Молодой ученый. Международный научный журнал. 2018. № 19 (205). 259 с. С. 185-186.
5. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов: методическое пособие. 2-е изд., испр. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 144 с.
6. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Дорофеева Э. М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Издание пятое (инновационное), испр. и доп. М.: Мозайка-Синтез, 2019. 336 с.
7. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 544 с.
8. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Пособие для ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006. 105 с.
9. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2021. 640 с.
10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений 11-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия»,
2010. 416 с.
11. Коричко Н. А. Постановка проблемы формирования бесконфликтных взаимоотношений старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. сб. науч. трудов Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы IV Всероссийской научно¬практической конференции. Нижневартовск, 12-13 февраля 2015. С. 378-382.
12. Король Л. Г., Малимонов И. В., Рахинский Д. В. Конфликтология: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям 37.04.01 Психология, 38.04.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом. Ульяновск: Зебра, 2015. 248 с.
13. Леонов Н. И. Конфликтология.: общая и прикладная: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 4-е изд., пер. и доп. М.: Издательство: Юрайт, 2019. 395 с. С. 85-86
14. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении: Питер. СПб. 2009. 68 с.
15. Литвинова С. Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх [Электронный ресурс] https://search.rsl.ru // URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01000174537
16 Магомедова П. К., Алиева Р. Р., Булуева Ш. И. Конфликтология. учебное пособие. М.: Берлин. Директ-Медиа. 2019. 380 с.; С. 39.
17. Магомедова З. Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников. Педагогика. 2007. 118 с.
18. Масачутов Р. М. Гендерные различия в проявлении агрессии у детей. // Вопросы психологии. 2003. 140 с.
19. Мартынович Р. В. Пособие «Мерилка». Международный
образовательный портал Свидетельство: СМИ ЭЛ
№ ФС 7757008. [Электронный ресурс] Maam.ru URL: https: //www. maam.ru/det skij sad/posobie-mirilka.html
20. Нифонтова О. В. Учим детей разрешать конфликт. М.: ТЦ Сфера.
2011. 128 с.
21. Обухова Л. Ф., Павлова М. К., Концепция М. И. Лисиной и
современная психология: перекличка идей. Культурно-историческая
психология. 2009. [Электронный ресурс] URL:https://psyjournals.ru/kip/2009/n 2/index.shtml
22. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Академия. Москва. 2003. 134 с.
23. Салаватулина Л. Р. Возрастная психология. Справочные и практические материалы учеб. методич. пособие. Челябинск. Южно-Уральский центр РАО. 2019. 143 с.
24. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. Дошкольное воспитание. 2003. 277 с.
25 Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. изд. Центр Владос. 2005. 158 с.
26. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Конфликтные дети. М.: Эксмо. 2009. 176 с.
27. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для СПО. 3-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт. 2019. 575 с.
28. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр Владос. 1999. 360 с. [Электронный ресурс] URL:http://psychlib.ru/mgppu/EPi- 1999/EPI-001.HTM#hid12)
29. Jennifer M. Zosh, Emily J. Hopkins, Hanne Jensen, Claire Liu, Dave Neale, Kathy Hirsh-Pasek, S. Lynneth Solis and David Whitebread. «Learning through play: a review of the evidence». / November 2017. The LEGO Foundation, DK. [Электронный ресурс] URL:http://creativecommons.org/license s/by-nc-sa/3.09
30. Ruth Ingrid Skoglund «When «words do not work». Intervening in children’s conflicts in kindergarten». Source: International Research in Early Childhood Education. Copyright 2019 Monash University, Western Norway
University of Applied Sciences. [Электронный ресурс]
URL: https: //files. eric.ed. gov/fulltext/EJ1209273.pdf
31. Robert Thornberg. «The Situated Nature of Preschool Children's Conflict Strategies». 2006. [Электронный ресурс] URL:http://urn.kb.se/resolve?urn=urn:n bn:se:liu:diva-11768)
32. Kathleen Moritz Rudasill, Leslie Hawley, Victoria J. Molfese, Xiaoqing Tu, Amanda Prokasky, Kate Sirota. «Temperament and teacher-child conflict in preschool: the moderating roles of classroom instructional and emotional support». 2016. pp 859-874. Copyright, 2016 [Электронный ресурс]. URL:https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1227&context=e dpsychpapers)
33. Thomas G. O’Connor and Stephen B.C. Scott. «Parenting and outcomes for children». [Электронный ресурс].URL:https://www.jrf.org.uk/sites/default/fil es/jrf/migrated/files/parenting-outcomes.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ