Формирование у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр
|
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы исследования межличностных конфликтов у детей 4-5 лет и их решение посредством игр 10
1.1 Психологические особенности межличностных конфликтов
у детей 4-5 лет 10
1.2 Влияние игр на формирование межличностных отношений и
решения конфликтных ситуаций у детей 4-5 лет 21
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр 28
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет умений
решать конфликтные ситуации 28
2.2 Содержание работы по формированию у детей 4-5 лет
умений решать конфликтные ситуации посредством игр 49
2.3 Изучение динамики уровня сформированности
у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации 81
Заключение 93
Список используемой литературы 95
Приложения
Глава 1 Теоретический анализ проблемы исследования межличностных конфликтов у детей 4-5 лет и их решение посредством игр 10
1.1 Психологические особенности межличностных конфликтов
у детей 4-5 лет 10
1.2 Влияние игр на формирование межличностных отношений и
решения конфликтных ситуаций у детей 4-5 лет 21
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр 28
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет умений
решать конфликтные ситуации 28
2.2 Содержание работы по формированию у детей 4-5 лет
умений решать конфликтные ситуации посредством игр 49
2.3 Изучение динамики уровня сформированности
у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации 81
Заключение 93
Список используемой литературы 95
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, что в теоретическом плане проблема является одной из самых дискуссионных, что приводит к определенным разногласиям в позициях исследователей. Также определяется практическим отсутствием методик подавления и предупреждения конфликтных ситуаций у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Не редко конфликты рассматривают как результат неблагоприятных отношений, вызывающих прогрессирующую
отчужденность, повышенную тревожность, агрессивность, потенциальную конфликтность.
Предварительный анализ причин возникновения противоречий, приводящих к конфликту детей среднего дошкольного возраста, как правило, проводится редко, вследствие чего работа педагогов по подавлению и предупреждению конфликтов у дошкольников остается на низком уровне.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных организациях выявил следующее противоречие: между декларируемой задачей формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр и недостаточным обоснованием действенных игр для реализации данного процесса.
Для решения данного противоречия определенна проблема исследования: каковы возможности игр в процессе формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
Предмет исследования: педагогический процесс формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр результативно при:
- определении компонентов умений решать конфликтные ситуации со сверстниками;
- подборе игр, направленных на формирование компонентов умений детьми решать конфликтные ситуаций со сверстниками;
- организации следующих психолого-педагогических условий
(активизация детского опыта в процессе решения конфликтных ситуаций; повышение теоретических знаний педагогов по проблеме предупреждения конфликтов; обеспечение нарастающей
самостоятельности детей в процессе решения конфликтных ситуаций через последовательное овладение способами (вербальные и невербальные).
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования.
1. Выявить состояние проблемы в современных исследованиях; уточнить компоненты умений решать конфликтные ситуации со сверстниками.
2. Определить диагностический инструментарий, показатели и уровни сформированности у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
3. Обосновать и экспериментально доказать результативность игр как средства формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- идеи о взаимосвязи взаимодействия с межличностными взаимоотношениями и общением (А.В. Киричук, Б.Ф. Ломов,
B. Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Г.П. Щедровицкий,
C. Г. Якобсон);
- идеи об интерперсональном познании человека человеком в процессе
взаимодействия (А.А. Бодалев, Э. Берн, А.Г. Ковалев,
Р.Л. Кричевский);
- идеи о том, что игра, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, наиболее сенситивна к сфере человеческой деятельности и межличностных отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические: общий анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, интерпретация теоретических и экспериментальных данных, системный анализ;
- эмпирические: беседы с педагогами, анкетирование воспитателей, диагностические задания, эксперименты (констатирующий, формирующий и контрольный);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 189 «Спутник» г. Тольятти Самарской области. В исследовании приняли участие 19 детей - группы общеобразовательной направленности.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2020 по 2022 год.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2020 г. - сентябрь 2021 г.) На первом этапе осуществлялись: выбор темы магистерской диссертации, утверждение темы и обоснование актуальности исследования, определение проблемы исследования и накопление материала. Было проведено изучение, анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме предупреждения детских конфликтов по средствам игровой деятельности у детей 4-5 лет. Определялись теоретико¬методологические основания исследования, подобраны методики констатирующего эксперимента по изучаемой проблеме. Осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный. В ходе второго этапа (октябрь 2021 г. - март 2022 г.) провелась диагностика особенностей проявления конфликтного поведения у детей среднего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и реализована программа опытно¬экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Третий этап - заключительно-обобщающий. В результате проведения заключительного этапа (апрель 2022 г. - май 2022 г.) производились обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, а именно: обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены сущностные характеристики и компоненты умений решать конфликтные ситуации; выявлены психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации со сверстниками.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- уточнено понятие «умения решать конфликтные ситуации» у детей 4-5 лет, представленное наличием знаний о возможностях взаимного диалога, способах согласования своего мнения с мнением партнера, учитывая его эмоциональное состояние и умением реализовывать знания и способы в поведении и деятельности;
- теоретически и экспериментально доказана возможность формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации со сверстниками;
- определены основные показатели формирования у детей 4 -5 лет умения решать конфликтные ситуации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать диагностический инструментарий по выявлению у детей среднего дошкольного возраста умений решать конфликтные ситуации со сверстниками, а также организовывать психолого-педагогические условия формирования данных умений.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивались научной методологией, использованием достижений психолого-педагогической науки, применением методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели и задачам научного поиска, личного участия автора в исследовании и получении научно-обоснованных результатов.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в теоретическом и практическом выявлении проблемы исследования, в определении цели и задач для решения обозначенной проблемы, а также корректной организацией опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: итоговых конференция по практике, научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» ТГУ (2022 г.). По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Умения решать конфликтные ситуации со сверстниками рассматриваются, как умение понимать возможности взаимного диалога, умение согласовывать свое мнение с мнением партнера, учитывая его эмоциональное состояние и умение реализовывать знания и способы в поведении и деятельности.
2. Развитие у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации со сверстниками обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями (активизация детского опыта в процессе решения конфликтных ситуаций; обеспечение нарастающей самостоятельности детей в процессе решения конфликтных ситуаций через последовательное овладение способами (вербальные и невербальные); ориентирование педагогического процесса на индивидуальные и личностные особенности детей 4 -5 лет с учетом трудностей и достижений в освоении способов решения конфликтных ситуаций со сверстниками).
3. Показатели и уровни сформированности у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации со сверстниками характеризуются степенью осознания норм и правил понимания сверстников, степенью овладения способами разрешения конфликтных ситуаций в игре, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности при достижении результатов.
отчужденность, повышенную тревожность, агрессивность, потенциальную конфликтность.
Предварительный анализ причин возникновения противоречий, приводящих к конфликту детей среднего дошкольного возраста, как правило, проводится редко, вследствие чего работа педагогов по подавлению и предупреждению конфликтов у дошкольников остается на низком уровне.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных организациях выявил следующее противоречие: между декларируемой задачей формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр и недостаточным обоснованием действенных игр для реализации данного процесса.
Для решения данного противоречия определенна проблема исследования: каковы возможности игр в процессе формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
Предмет исследования: педагогический процесс формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр результативно при:
- определении компонентов умений решать конфликтные ситуации со сверстниками;
- подборе игр, направленных на формирование компонентов умений детьми решать конфликтные ситуаций со сверстниками;
- организации следующих психолого-педагогических условий
(активизация детского опыта в процессе решения конфликтных ситуаций; повышение теоретических знаний педагогов по проблеме предупреждения конфликтов; обеспечение нарастающей
самостоятельности детей в процессе решения конфликтных ситуаций через последовательное овладение способами (вербальные и невербальные).
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования.
1. Выявить состояние проблемы в современных исследованиях; уточнить компоненты умений решать конфликтные ситуации со сверстниками.
2. Определить диагностический инструментарий, показатели и уровни сформированности у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
3. Обосновать и экспериментально доказать результативность игр как средства формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- идеи о взаимосвязи взаимодействия с межличностными взаимоотношениями и общением (А.В. Киричук, Б.Ф. Ломов,
B. Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Г.П. Щедровицкий,
C. Г. Якобсон);
- идеи об интерперсональном познании человека человеком в процессе
взаимодействия (А.А. Бодалев, Э. Берн, А.Г. Ковалев,
Р.Л. Кричевский);
- идеи о том, что игра, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, наиболее сенситивна к сфере человеческой деятельности и межличностных отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические: общий анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, интерпретация теоретических и экспериментальных данных, системный анализ;
- эмпирические: беседы с педагогами, анкетирование воспитателей, диагностические задания, эксперименты (констатирующий, формирующий и контрольный);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 189 «Спутник» г. Тольятти Самарской области. В исследовании приняли участие 19 детей - группы общеобразовательной направленности.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2020 по 2022 год.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2020 г. - сентябрь 2021 г.) На первом этапе осуществлялись: выбор темы магистерской диссертации, утверждение темы и обоснование актуальности исследования, определение проблемы исследования и накопление материала. Было проведено изучение, анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме предупреждения детских конфликтов по средствам игровой деятельности у детей 4-5 лет. Определялись теоретико¬методологические основания исследования, подобраны методики констатирующего эксперимента по изучаемой проблеме. Осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный. В ходе второго этапа (октябрь 2021 г. - март 2022 г.) провелась диагностика особенностей проявления конфликтного поведения у детей среднего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и реализована программа опытно¬экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Третий этап - заключительно-обобщающий. В результате проведения заключительного этапа (апрель 2022 г. - май 2022 г.) производились обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, а именно: обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены сущностные характеристики и компоненты умений решать конфликтные ситуации; выявлены психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации со сверстниками.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- уточнено понятие «умения решать конфликтные ситуации» у детей 4-5 лет, представленное наличием знаний о возможностях взаимного диалога, способах согласования своего мнения с мнением партнера, учитывая его эмоциональное состояние и умением реализовывать знания и способы в поведении и деятельности;
- теоретически и экспериментально доказана возможность формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации со сверстниками;
- определены основные показатели формирования у детей 4 -5 лет умения решать конфликтные ситуации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать диагностический инструментарий по выявлению у детей среднего дошкольного возраста умений решать конфликтные ситуации со сверстниками, а также организовывать психолого-педагогические условия формирования данных умений.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивались научной методологией, использованием достижений психолого-педагогической науки, применением методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели и задачам научного поиска, личного участия автора в исследовании и получении научно-обоснованных результатов.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в теоретическом и практическом выявлении проблемы исследования, в определении цели и задач для решения обозначенной проблемы, а также корректной организацией опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: итоговых конференция по практике, научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» ТГУ (2022 г.). По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Умения решать конфликтные ситуации со сверстниками рассматриваются, как умение понимать возможности взаимного диалога, умение согласовывать свое мнение с мнением партнера, учитывая его эмоциональное состояние и умение реализовывать знания и способы в поведении и деятельности.
2. Развитие у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации со сверстниками обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями (активизация детского опыта в процессе решения конфликтных ситуаций; обеспечение нарастающей самостоятельности детей в процессе решения конфликтных ситуаций через последовательное овладение способами (вербальные и невербальные); ориентирование педагогического процесса на индивидуальные и личностные особенности детей 4 -5 лет с учетом трудностей и достижений в освоении способов решения конфликтных ситуаций со сверстниками).
3. Показатели и уровни сформированности у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации со сверстниками характеризуются степенью осознания норм и правил понимания сверстников, степенью овладения способами разрешения конфликтных ситуаций в игре, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности при достижении результатов.
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации позволило установить, что данная проблема является одной из самых дискуссионных, а потому остается и по сей день актуальной как на теоретическом, так и на практическом аспектах, и нуждается в ее дальнейшем осмыслении.
С этой целью нами была изучена не только психолого-педагогическая литература по проблеме, но и проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению и формированию у детей средней дошкольной группы умений решать конфликтные ситуации с помощью игр, в результате которой мы смогли сделать выводы о проделанной работе, опираясь на данные, полученные в ходе экспериментальной деятельности.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у детей недостаточно сформированы умения решать конфликтные ситуации. Дети недостаточно активны, чаще всего не проявляли инициативу, организаторские качества, затруднялись самостоятельно выполнять предложенные задания. На помощь взрослого не всегда реагировали.
Поэтапная реализация образовательной работы с детьми с использованием сюжетно-ролевых игр для детей 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей, игровое содержание которых позволило им быть творческими преобразователями в разнообразных сферах человеческой деятельности и отношениях с окружающим миром, предполагает свободную, творческую природу самой игры, доставляющую детям естественную радость и удовольствие, а также природную активность ребенка.
Решение образовательных задач осуществлялось постепенно по трем блокам:
Создание и реализация педагогами плана работы с детьми среднего дошкольного возраста на неделю, где использовали сюжетно-ролевые игры, такие как: «Наша дружная семья», «Строим дом», «Детский сад», «Пожарные» и «Морские приключения».
Работа с педагогами (анкетирование и консультация педагогов).
Взаимодействие педагогов с детьми, направленного на активацию интереса детей к созданию и использованию в играх пособий-мирилок, осуществлялось по следующим формам, методам и приемам работы: дидактические игры, разучивание мирилок, беседы, игровые ситуации.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента в экспериментальной группе показал, что у детей экспериментальной группы динамика в уровне сформированности умений решать конфликтные ситуации существенно возросла. Это доказывает эффективность проведенной образовательной работы с детьми 4-5 лет по формированию умений решать конфликтные ситуации посредствам игр и позволяет сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи полностью решены, гипотеза доказана.
С этой целью нами была изучена не только психолого-педагогическая литература по проблеме, но и проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению и формированию у детей средней дошкольной группы умений решать конфликтные ситуации с помощью игр, в результате которой мы смогли сделать выводы о проделанной работе, опираясь на данные, полученные в ходе экспериментальной деятельности.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у детей недостаточно сформированы умения решать конфликтные ситуации. Дети недостаточно активны, чаще всего не проявляли инициативу, организаторские качества, затруднялись самостоятельно выполнять предложенные задания. На помощь взрослого не всегда реагировали.
Поэтапная реализация образовательной работы с детьми с использованием сюжетно-ролевых игр для детей 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей, игровое содержание которых позволило им быть творческими преобразователями в разнообразных сферах человеческой деятельности и отношениях с окружающим миром, предполагает свободную, творческую природу самой игры, доставляющую детям естественную радость и удовольствие, а также природную активность ребенка.
Решение образовательных задач осуществлялось постепенно по трем блокам:
Создание и реализация педагогами плана работы с детьми среднего дошкольного возраста на неделю, где использовали сюжетно-ролевые игры, такие как: «Наша дружная семья», «Строим дом», «Детский сад», «Пожарные» и «Морские приключения».
Работа с педагогами (анкетирование и консультация педагогов).
Взаимодействие педагогов с детьми, направленного на активацию интереса детей к созданию и использованию в играх пособий-мирилок, осуществлялось по следующим формам, методам и приемам работы: дидактические игры, разучивание мирилок, беседы, игровые ситуации.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента в экспериментальной группе показал, что у детей экспериментальной группы динамика в уровне сформированности умений решать конфликтные ситуации существенно возросла. Это доказывает эффективность проведенной образовательной работы с детьми 4-5 лет по формированию умений решать конфликтные ситуации посредствам игр и позволяет сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи полностью решены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- Организационно-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Развитие у детей 5-6 лет умений игрового сотрудничества в процессе игр - фантазирования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством интерактивных настольных игр
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и игровых заданий
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с легкой
умственной отсталостью посредством игровых упражнений
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020



