Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Работа №119326

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2021
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к психологическому консультированию и терапии тревожности личности 9
1.1 Теоретический обзор отечественных и зарубежных источников, посвященных проблеме психологического консультирования 9
1.2 Основные отечественные и зарубежные теоретические подходы к пониманию тревожных состояний личности 17
1.3 Когнитивно-поведенческая терапия как метод коррекции тревожных состояний 23
Глава 2 Экспериментальное изучение когнитивно-поведенческого консультирования тревожных состояний 31
2.1 Описание структуры выборки и используемых методик 31
2.2 Описание хода и результатов исследования 47
Заключение 79
Список используемой литературы 81

Актуальность исследования. Современный мир характеризуется достаточно высоким уровнем ритма жизни. К жителю мегаполиса сейчас предъявляются высокие требования. Для адаптации к быстрым переменам от индивида требуется высокая социальная активность и устойчивое эмоциональное состояние. Например, многие области трудовой деятельности связаны с нервно-психическим напряжением. Особенно это касается руководящих должностей. Ускоренный темп жизни, усиливая это напряжение, может привести к эмоциональным расстройствам, стрессовым состояниям и повышенному уровню тревоги.
Принято различать понятия «тревога» и «тревожность». Это применяется, как для отечественной (Н.Д. Левитов [47], А.М. Прихожан [57]), так и для зарубежной психологии (Ч.Д. Спилбергер [99], Х. Хекхаузен [78]). В целом, ряд исследователей говорит о тревоге, как о базовом, нормальном состоянии, являющейся ответом организма на угрозу и о тревоге, как свойстве личности. Стоит отметить, что длительно существующее состояние тревоги может становиться свойством личности, переходя в категорию тревожности и тревожного расстройства.
По данным Европейской психиатрической ассоциации тревожные расстройства очень распространены. Ими страдают от 15-20 до 40% людей в мире. Исходя из этого, можно сделать выводы, что доля тревожных расстройств в популяции велика и требует особого внимания и изучения, что является проблематикой данного исследования.
Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики нарушений адаптации, а также их своевременной коррекции. Специфика тревожных расстройств такова, что часто человек обращается за помощью, когда симптомы тревоги начинают существенно влиять на качество жизни и зачастую требуется комплексная помощь. На сегодняшний день для коррекции уровня тревоги существует множество методов психофармакотерапии, психотерапии и психологического консультирования.
Золотым стандартом в коррекции и лечении тревожных расстройств считается когнитивно-поведенческая терапия (далее - КПТ) А. Бека [39]. Существует множество исследований об эффективности КПТ в лечении тревожных расстройств, однако в результате теоретического анализа было выявлено, что таких исследований в России проведено очень мало.
Таким образом, анализ научных исследований и источников литературы позволил нам выявить следующие противоречия: между необходимостью психообразовании населения о природе тревоги в связи с необходимостью адаптации к условиям жизни в современном мире и недостаточным внедрением в общую культуру этих знаний; между необходимостью популяризации и интеграции возможностей современных подходов к психологическому консультированию и их недостаточным применением в консультативной работе специалистами.
Для разрешения описанных противоречий в теории и практике психологического консультирования была сформулирована проблема исследования: существует ли необходимость, возможность разработки и апробации на русскоязычной выборке программы консультаций, включающие в себя психообразовательные и тренинговые блоки для снижения уровня тревожности?
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность разработки и применения индивидуального плана консультаций, включающих когнитивные и поведенческие техники в решении проблемы тревожности.
Объект исследования: процесс изменения уровня тревожности личности.
Предмет исследования: изменение уровня тревожности личности при использовании индивидуального плана консультаций с использованием когнитивных и поведенческих техник.
Гипотеза исследования: разработанная программа консультаций позволяет снизить уровень личностной тревожности благодаря действию следующих механизмов:
• психообразование клиента о тревоге, её эволюционном значении, функциях, особенностях работы нервной системы, руминациях, беспокойстве;
• социализация клиентов в когнитивную модель при использовании метода концептуализации (динамической структуры, формулируемой в рамках когнитивной теории и предоставленной клиентом информации);
• обучению клиентов в рамках сократического диалога когнитивным техникам работы с автоматическими мыслями и убеждениями (за и против, наихудший исход, альтернативные объяснения, поиск когнитивных искажений, поведенческие эксперименты, техника решения проблем, техника дерево принятия решений, использование метафор, копинг-карточек);
• использованию клиентами поведенческих техник (поведенческая активация, экспозиция, тренинг навыков ассертивности);
• обучению клиентов техникам майндфулнесс и техникам самосострадания.
Цель и гипотеза исследования обуславливают необходимость решения следующих задач исследования:
1) проанализировать современные научные подходы, описывающие проблему исследования и уточнить возможности психологического консультирования при работе с повышенным уровнем тревожности;
2) определить психодиагностический инструментарий для выявления уровня тревожности;
3) разработать, теоретически обосновать и апробировать программу консультаций, основанную на классических когнитивно - поведенческих протоколах, направленную на снижение уровня тревожности личности;
4) выявить динамику уровня тревожности респондентов после работы по индивидуальному плану консультаций.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• теоретические положения, описанные в рамках системного подхода, согласно которому, все внешнее и внутреннее единство психической деятельности личности стоит рассматривать как единое целое (Б.Ф. Ломов [19, 20, 36]);
• идеи, описанные в рамках теории личностных конструктов, согласно которым, при взаимодействии с окружающим миром личность использует созданные ей на основе предыдущего опыта когнитивные схемы и шаблоны (Дж. Келли [39]);
• идеи и теоретические положения, описанные в рамках когнитивно - поведенческого подхода, согласно которому, мысли и когнитивные схемы личности определяют эмоциональные реакции и поведение (А.Т. Бек, Дж. Бек, А. Эллис, Р. Лихи [39]);
• идеи, описанные в рамках майндфулнесс - подхода, об управлении эмоциональным состоянием, используя медитации и практики осознанности (Дж. Кабат-Зинн [42]).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (обзор и анализ литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение практического опыта);
2) эмпирические (клиническое интервью, констатирующий эксперимент, тестирование уровня тревожности с использованием психодиагностических методик, формирующий эксперимент);
3) проведение индивидуальных консультаций, согласно разработанному плану с использованием техник и методов, применяемых в когнитивно-поведенческой терапии, контрольный эксперимент - повторное измерение уровня тревожности);
4) методы анализа и обработки результатов (количественный анализ полученных данных с использованием программ Microsoft Excel, Statistica 10 и качественный анализ - описание кейсов).
Экспериментальная база исследования и выборка: общую выборку исследования составили 20 человек. Исследование проходило на базе онлайн-сервиса по подбору психологов Alter (ООО «Альтер»).
Научная новизна исследования: выявление уровня психологических знаний населения о проблеме тревожности и влиянии психообразования на изменение уровня тревоги; апробация разработанных индивидуальных планов консультаций с использованием когнитивных и поведенческих техник в работе современного специалиста.
Теоретическая значимость исследования. Результаты магистерской диссертации обобщают актуальные данные по проблеме тревожности, характеристик понятия «тревожность» и способов работы с повышенным уровнем тревожности в рамках психологического консультирования.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты, а именно разработка индивидуальных планов консультаций для людей с повышенным уровнем тревожности и их апробация, представляют практический интерес для психологов - консультантов в целях успешной психологической работы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретической и методологической обоснованностью работы; репрезентативностью выборки испытуемых; количественным и качественным анализом полученных данных; применением комплекса методов, соответствующих целям, предмету, задачам исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключается в осуществлении целенаправленного обзора и анализа научных источников по проблеме исследования, планировании и проведении исследования, математико-статистической обработке полученных данных, интерпретации результатов исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Разработанный консультативный протокол имеет сильные стороны (использование модульного подхода, интеграция методов третьей волны, субъект-субъектное отношение) и ограничения (сложности в поддержании контракта, «дрейф» в работе, малую применимость экспериенциальных техник, меньшие возможности в проведении совместной экспозиции, невидимость языка тела и удобство в сокрытии клиентом некоторой информации).
2. У респондентов, после проведения консультаций, согласно индивидуальному плану, происходит снижение уровня личностной тревожности за счет совместного построения концептуализации и наличия в индивидуальном плане блоков психообразовательной, когнитивной и поведенческой работы.
3. Совместное построение концептуализации и психообразование о природе тревоги улучшает раппорт между консультантом и клиентом, создает условия для продуктивного сотрудничества и улучшает субъективное самочувствие респондентов.
Апробация и внедрение результатов работы. Материалы диссертационного исследования были представлены в двух научных статьях
Структура магистерской работы. Работа состоит из введения, теоретической главы, содержащей три параграфа, эмпирической главы, выводов, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 101 наименований (в том числе 16 на иностранном языке), приложений. Для иллюстраций текста используется 4 таблицы и 14 рисунков. Работа изложена на 88 страницах текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы был произведён теоретический анализ проблемы тревожности и была сформулирована гипотеза, согласно которой, проведение консультаций по индивидуальному плану в рамках когнитивно-поведенческого подхода снижает уровень тревожности респондентов за счет использования специальных приемов и техник.
В ходе исследования были подобраны методики, с помощью которых можно выявить уровень тревожности респондентов. Для каждого клиента был составлен индивидуальный план консультационной работы, согласно совместно разработанным целям. Далее с целью оценки эффективности консультационной работы была произведена повторная оценка уровня тревоги.
Составленный план исследования был успешно реализован, полученные данные проанализированы. Установлено, что индивидуальная работа в рамках когнитивно-поведенческого направления снижает уровень тревожности респондентов. Результаты исследования показали, что показатели уровня тревоги по шкалам Бека и Гамильтона до проведения консультационной работы выше, чем после. Анализ результатов по Т- критерию Вилкоксона подтверждает наличие статистически значимых различий до и после проведения консультаций по индивидуальному плану.
Кроме количественного анализа, был проведен качественный анализ случаев, выполненный в формате описания кейсов. Были подробно описаны индивидуальные планы консультационной работы, описаны блоки и модули, используемые при работе с высоким уровнем тревоги, индивидуальные концептуализации. В результате такого подробного описания, были проанализированы причины формирования проблемы и причины, поддерживающие ее. Таким образом, удалось заметить, что совместное построение концептуализации и психообразование о природе тревоги улучшает раппорт между консультантом и клиентом, создает условия для продуктивного сотрудничества и улучшает субъективное самочувствие респондентов.
Исследование показало, что у респондентов, после проведения консультаций, согласно индивидуальному плану, наблюдается снижение уровня личностной тревожности. Это происходит за счет совместного построения концептуализации и наличия в индивидуальном плане блоков психообразовательной, когнитивной и поведенческой работы. Разбор кейсов показал, что индивидуальные планы консультаций могут быть очень гибкими и включать в себя разные элементы, в зависимости от целей работы. Несмотря на проанализированные далее преимущества и недостатки онлайн- формата психологического консультирования, в общем, респонденты отметили снижение уровня беспокойства, способность управлять своим настроением, редукцию физиологических симптомов тревоги. Также они отмечают, что приобрели понимание того, что такое тревога и как она возникает.
По результатам исследования был сделан вывод об эффективности индивидуальной консультационной работы в рамках когнитивно-поведенческого подхода для снижения уровня тревоги.


1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. СПб.: Речь, 2004.166с.
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.336 с.
3. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающей системе // Психология формирования и развития личности. М.: Изд-во «Наука», 1981. 364с.
4. Аракелов Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. Психофизиологический метод оценки тревожности// Психол. журн. 1997. Т. 18, № 2. С. 102-113.
5. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология.1999. № 1. С. 41-47.
6. Астапов В .М. Тревожность у детей. М.: ПЕРСЭ, 2008. - 160 с.
7. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. С. 156-165.
8. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92-100.
9. Беляев В. П. Тревоги прожитого дня. М.: Граница, 2011. 488 с.
10. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.270 с.
11. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. том 17, № 4. С.64-73.
12. Бороздина Л. В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: дис. ... д-ра психол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
13. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психологии. 1993.№ 4. С. 104-113.
14. Бороздина Л. В., Пукинска О. В., Щедрова Л. В. Верификация «триады риска» на материале первичной артериальной гипертонии // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология.2002. С. 3-24.
15. Бохан Т. Г. Онтогенетический подход к проблеме преодоления критических ситуаций в отечественных и зарубежных исследованиях / Т.Г. Бохан // Сибирский психологический журнал. 1999. Выпуск 10. С. 40-45.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ