Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические характеристики консультантов, использующих символизм духовных смыслов в психологическом консультировании

Работа №127071

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы130
Год сдачи2023
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
Введение 8
Глава 1. Теоретический обзор литературы 15
1.1 Психологические характеристики психологов-консультантов как факторы консультативного процесса и результата 17
1.1.1 Связь личностных особенностей консультантов и эффективность психологической работы 18
1.1.2 Связь личностных особенностей консультантов и межличностных отношений в консультировании 20
1.1.3 Терапевтическая позиция консультанта и отношение к клиенту в зависимости от различных подходов 23
1.2 Психологические подходы в рамках исследования: юнгианский, экзистенциально-гуманистический, когнитивно-поведенческий 27
1.3 Определение духовности и духовных смыслов 35
1.3.1 Определение духовности 35
1.3.2 Понятие духовных смыслов 42
1.4 Символизация в психологии 43
1.5 Духовно ориентированные направления в психологии 52
Глава 2.Методы и организация исследования 58
2.1 Цель, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования 59
2.2 Описание выборки 59
2.3 Процедура исследования 61
2.4 Методы исследования 61
2.4.1 Социально-демографическая анкета 61
2.4.2 «Пятифакторный опросник личности» («Большая пятерка», 5PFQ, Хиджиро Тсуйи, адаптирован А.Б.Хромовым) 62
2.4.3 Тест аксиологической направленности личности А.В.Капцова 64
2.4.4 Опросник «Ценности в действии: инвентаризация достоинств» (К. Петерсон, М. Селигман, 2002, адаптация Башкатова, 2008) 66
2.4.5 «Шкала самотрансцендентности» (П.Г. Рид, 1986) 68
2.5 Методы обработки и анализа данных 70
Глава 3. Описание результатов исследования 71
3.1 Описание социально-демографических данных консультантов юнгианского, экзистенциального и когнитивно-бихевиорального направления 71
3.2 Описание результатов многофакторного дисперсионного анализа 72
3.3 Сравнение средних значений психологических характеристик у трех групп консультантов 73
3.4. Описание результатов корреляционного анализа 84
3.4.1 Описание взаимосвязей параметра «самотрансцендентность» у консультантов юнгианского направления 85
3.4.2 Описание взаимосвязей параметра «самотрансцендентность» у консультантов экзистенциального направления 88
3.4.3 Описание взаимосвязей параметра «самотрансцендентность» у консультантов когнитивно-бихевиорального направления 90
3.4.4 Описание взаимосвязей параметра «духовность» у консультантов юнгианского направления 96
3.4.5 Описание взаимосвязей параметра «духовность» у консультантов экзистенциального направления 99
3.4.6 Описание взаимосвязей параметра «духовность» у консультантов когнитивно-бихевиорального направления 102
3.5 Обсуждение результатов исследования 104
Выводы 114
Заключение 116
Список использованных источников 118
Приложение 128

Тема духовности, надперсонального опыта самоосознания, неизменно вытесняемая в нашей технократической современности, является одновременно дефицитной и обладающей потенциалом: сегодня перевес в сторону ценностей накопления, потребления, автоматизации, жесткой ориентации на результат, эмоционального разобщения людей, объективизации достижений, чувств, отношений, болезненной зависимости от внешних факторов (престижа, внешности, статуса, информационного потока, социальных, экономических, политических условий, разительных необратимых перемен от пандемии и политической обстановки) к тому же, стремительно меняющихся, выглядит поистине масштабно. В такой ситуации легко теряются ориентиры, связь личности с собой, повышается невротизация личности, растет тревожность. Возможно, для более эффективного совладания с такими вызовами реальности требуется нечто большее, что поможет оптимизировать терапевтический процесс и укрепить психическое здоровье. Одним из ориентиров, к которым можно прибегнуть и что не раз уже доказывало свою действенность, является опора на духовную сферу, обращение к трансцендентной функции психики (от лат. transcendens, переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) - находящийся за пределами имманентного (посюстороннего) существования).
Безусловно, тема синтеза духовного, религиозного подхода и академической психологии не нова. И если за рубежом психология духовности особо оформлена, освещена в периодических изданиях, представляется в конференциях, интегрирована в официальную науку, то в России нет четкой, устоявшейся концептуально и методологически, профессиональной прикладной ветви. И это несмотря на широкое изучение темы духовности (С.А. Белорусов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Зелинченко А.И., Знаков В.В., В.Е. Каган, Т.А. Флоренская...). Примечательно, что в западной традиции психологического консультирования укрепилось понятие духовной компетентности терапевта. Многие профессиональные ассоциации, такие, как, например, German Association for Psychiatry and Psychotherapy и World Psychiatry Association, предъявляют требования к компетенции, согласно которым специалист, оказывающий психологическую помощь, должен уметь разбираться в сфере, касающейся духовных ценностей клиента, уметь говорить с ним на одном языке и владеть духовным подходом в консультировании. Разработаны профессиональные тесты, направленные на выявление такого рода компетенций у практикующих психологов и психотерапевтов (Religion/Spiritual Gap; Spiritual Competency; Spiritual Care Competence Questionnaire; Religious Coping).
Личность психолога является важнейшей составляющей терапевтического процесса. «Техника лечения заложена в вас» (Адлер, 1997, с.34); «Личная позиция психотерапевта несоизмеримо важнее, чем теории и методы психотерапии» (Юнг, цит. по Корбетт, с.15). Мета-анализ, включающий 15 исследований и посвященный взаимосвязи исхода терапии и личности терапевта (P. Crits-Christophand, J. Mintz,1991;P. Crits-Christophetal, 1991)) показывает, что позитивный результат консультирования достигается за счет личностных характеристик психологов-консультантов и не зависит от уровня и типа подготовки, используемого ими теоретического направления и их пола. Поэтому, чтобы осуществлять психологическую работу, ориентированную на духовный пласт личности и способную раскрыть духовные смыслы человека, психолог-консультант должен обладать определенными качествами и навыками.
Среди устоявшихся подходов в консультировании юнгианское направление представляется не просто наиболее толерантным к духовности - но и непосредственно с ней связанным и рассматривающим ее как уникальный способ «примирения» сознательного и бессознательного (Миллер, 2014).
Манифестом именно юнгианской парадигмы звучит призыв включить в процесс консультирования область сакрального, восстановить связь с трансцедентным и обратиться к жизни духа и специфическому языку, на котором общается с нами трансцендентное: «Мы потеряли способность к непосредственному восприятию великих реальностей духа - а именно этот мир воплощает вся подлинная мифология» (Юнг, 2004, с.6). Идея об априорном присутствии в конструкте психики трансцендентной функции является одной из магистральных в трудах Юнга; эту концепцию он совершенствовал 42 года; данное исследование будет ссылаться на нее неоднократно.
Обзор научной литературы на тему привнесения в процесс психологической работы духовных содержаний (мировоззрения, инструментария) и конструкта трансцендентной ориентации личности позволяет сделать вывод о значимой связи духовности с психическим здоровьем, субъективным благополучием, потенциальной роли в терапии и консультировании. В современных западных исследованиях, посвященных взаимосвязи духовности и психического здоровья содержится множество данных, говорящих в пользу положительно взаимосвязанных уровня духовной активности и психического здоровья. «Духовный взгляд на убеждения, отношения, ценности и поведение влияет на биохимию и физиологию. Эти воздействия на разум и тело называются духовным здоровьем» - пишут Akbari et al (2018, c. 23), обобщая результаты исследования, в котором, в частности, выявляется более высокий уровень адаптации к стрессовым факторам, меньшее чувство вины и большая способность к эмоциональной регуляции у духовно-ориентированных людей по сравнению с остальными. Альтон пишет об интегративной психодуховной модели, к которой он пришел в процессе опыта консультирования, пытаясь соединить динамику терапии с динамикой духовности (Alton, 2020).
В этой связи формируется желание вносить вклад в расширение поля духовности в отечественной психологии, изучать более подробно определенные аспекты и подробно рассмотреть вариант взаимодействия личностных характеристик психолога и обращения к духовным смыслам.
Исследование психологических характеристик консультантов в связи с подходом в консультировании, направленном на символизацию духовных смыслов, позволит не только глубже понять концепцию трансцендентности личности, эффект символизации духовных смыслов, но и будет потенциально полезным в психологическом сопровождении развития компетенций консультирующих специалистов. Особенный интерес для исследования представляют характеристики консультантов, связанные с духовностью, а именно - самотрансцендентность, духовность, ценности, аксиологическая направленность ценностей, ценности в действии, а также характеристики, позволяющие осуществлять работу с символизмом духовных смыслов - образность мышления, тонкость восприятия, активное воображение, кретивность, пластичность, спонтанность, артистичность, широкий кругозор, склонность к поиску новых форм, исследованию, познанию как таковому.
Для участия в исследовании были выбраны представители трех направлений консультирования: наиболее ориентированное на духовную реальность и символизацию сакральных переживаний личности - юнгианское, в сравнении с одним из классических направлений в психологическом консультировании - экзистенциальным, а также когнитивно-бихевиоральным подходом, активно применяющимся в терапии и базирующимся на технических проработках иррациональных убеждений.
Экзистенциальное направление выбрано для изучения по причине смежных с юнгианским консультированием областей - поиска мета-смыслов, определения места человека в мире и его отношений с ним (отношения с большим - сутевое ядро духовно ориентированности личности). При этом экзистенциальное консультирование не склонно привносить в терапевтический процесс такой объем символизации, а метафизическое зачастую занимает место вовне, как данности, с которыми личность выстраивает те или иные отношения - в отличие от юнгианского мировидения, где сакральное рассматривается как неотъемлемая часть психики; область духовного пребывает непосредственно внутри ее. Когнитивно-бихевиоральное направление консультирование выбрано как контрольная группа, как направление, ориентированное на техники, призванные корректировать дисфункциональное поведение, без затрагивания области смыслов, ценностей, символизации, природы характеров и духовных устремлений человека.
Актуальность исследования
Именно сейчас, когда личность столкнулась с необходимостью проживать все сопровождающие пандемии и социальных потрясений, разобщенность, изоляцию, потерю безопасности, значительно возросшую тревогу и неуверенность в здоровье, завтрашнем дне - обращение к опоре духовности, к которой человечество всегда прибегало в период жестоких кризисов - выглядит особенно актуальным.
Необходимо отметить возрастающий сегодня интерес у широкой аудитории к духовному знанию и его возможностям для жизненного благополучия. Темы расширения сознания, личностного роста, повышения осознанности, мотивации, высвобождения энергии, духовных телесных практик (йога, медитации, дыхательные практики, методы майндфулнесс, подходы трансперсональной психологии, интегративная психология, психосинтез, экопсихология) привлекают внимание все большего круга читателей и практиков.
Научная новизна
Данное исследование освещает особый аспект профессиональной компетенции консультанта, а именно - духовной компетенции (способности консультанта поддержать клиента в его религиозно-духовных воззрениях, ориентироваться в религиозном контексте, уважительно относиться к вопросам веры, разделять ценности клиента). Современные исследования выявили универсальные характеристики психологов-консультантов, не зависящие от подходов - эмпатия, включенность, устойчивость, конгруэнтность, интерес, уважение к клиенту, - и при этом современная ситуация требует от консультантов расширения сферы компетенции до над-личностного, трансцендентного уровня, которым является духовность и способность к символизации духовных смыслов. Таких исследований крайне мало.
Объектом данного исследования являются психологические характеристики консультантов.
Предмет исследования - психологические характеристики психологов- консультантов различных направлений.
Цель - изучить психологические характеристики консультантов юнгианского направления, как использующего символизм духовных смыслов, в сравнении с консультантами экзистенциального и когнитивно-бихевиорального направлений.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Изучить личностные характеристики, личные ценности, ценности в действии и уровень самотрансцендентности у консультантов юнгианского подхода в консультировании.
2. Изучить личностные характеристики, личные ценности, ценности в действии и уровень самотрансценденции у консультантов экзистенциального подхода в консультировании.
3. Изучить личностные характеристики, личные ценности, ценности в действии и уровень самотрансценденции у консультантов когнитивно-бихевиорального подхода в консультировании.
4. Сравнить показатели всех характеристик у трех групп участников исследования
5. Проанализировать взаимосвязи показателей характеристик участников исследования внутри каждой группы
6. Сравнить структуру взаимосвязей изучаемых психологических характеристик у разных групп консультантов
Гипотеза:
Консультанты юнгианского направления обладают более выраженными психологическими характеристиками, важными для психологического консультирования с использованием символизации духовных смыслов, по сравнению с консультантами экзистенциального и когнитивно-бихевиорального направлений.
Дизайн исследования:
Сравнительный анализ показателей психологических характеристик консультантов юнгианского, экзистенциального и когнитивно-поведенческого подхода.
Описание выборки исследования:
Психологи-консультанты, мужчины и женщины, от 30 до 65 лет. В выборку включены представители разного пола, разных возрастных групп и разных регионов страны (Санкт-Петербург, Москва, Республика Карелия, Пермский край, Томск).
Анализ и обработка данных:
Собранные количественные данные обработаны статистической программой SPSS 22.0; применен сравнительный анализ (критерий Краскала-Уоллиса, критерий Манна-Уитни, Х-квадрат), многофакторный дисперсионный анализ и корреляционный анализ Спирмена.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование было посвящено изучению психологических характеристик психологов-консультантов юнгианского направления, как наиболее ориентированного на использование символизма духовных смыслов в практической работе.
Полученные данные подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что консультанты юнгианского направления обладают более выраженными психологическими характеристиками, важными для психологического консультирования с использованием символизации духовных смыслов, по сравнению с консультантами экзистенциального и когнитивно-бихевиорального направлений.
Полученные данные иллюстрируют характер взаимосвязи между психологическими характеристиками личности и предрасположенностью к работе со сферой символизма духовных смыслов, а также расширяют существующие представления о ней и указывают на возможные дальнейшие шаги в изучении духовной компетенции, как части профессиональной компетенции.
Были получены данные о различиях в степени проявленностии характеристик и о различиях в характере взаимосвязей уровней самотрансцендентности и духовности у консультантов юнгианского, экзистенциального и когнитивно-бихевиорального направлений. Эти данные могут быть как результатом изначальной предрасположенности личности к выбору того или иного направления в консультировании, так и результатом внутренних изменений от практики подхода.
Консультанты юнгианского направления в сравнении с консультантами экзистенциального и когнитивно-бихевиорального направлений демонстрируют большую внешнюю ориентированность, выражаемую в экстравертированности, большую проявленность в социуме, большую восприимчивость, чуткость, естественность и способность переключаться между вымышленным и реальным мирами, большую тягу к познанию и поиску новых нестандартных решений, а также большую гуманистическую направленность в сфере профессии, образования и увлечений и большую ориентированность на отношения, выходящие за пределы прагматизма.
Структура корреляционных связей консультантов когнитивно-бихевиорального направления и их количество весьма сходны со структурой связей юнгианских консультантов, за исключением взаимосвязи с престижем и достижениями и прагматической направленностью сфер профессии, семьи, образования, увлечений у консультантов когнитивно-бихевиорального направления. У консультантов экзистенциального направления наблюдается наименее разветвленная структура взаимосвязей, отличающаяся склонностью к установлению устойчивых теплых взаимоотношений.
В дальнейших исследованиях интересно изучить специфику терапевтического процесса в подходе, использующем символизм духовных смыслов.
Дальнейшее практическое применение полученных данных возможно при создании лекционных материалов, мастер-классов и семинаров, посвященных теме «Личность консультанта», «Формирование профессиональной компетенции», «Духовная компетенция как часть профессиональной компетенции», «Духовность как элемент терапевтического процесса».


1. Аверьянов А.И. Личностные качества экзистенциального терапевта: зарубежный опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 2. С. 139-151.
2. Адлер А. Техника лечения. Киев:Наука жить,1997, С. 335
3. Андрушкевич А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования. Н. Новгород: 2001. С. 176
4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж, 1996. С. 382.
5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. Под ред. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 616
6. Бек Д. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. СПб.: Питер, 2018. С.416
7. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. М.:АСТ, Хранитель, 2006. С.224
8. Братусь Б.С., Инина Н.В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №1. С. 25-38
9. Братусь Б.С. Общая психология: метафизический и прагматический смыслы // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 2. С. 121 -128
10. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. С. 60
11. Василюк Ф.Е. Типы духовного совладания // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 5. С. 139—151.
12. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.6/ под ред. Э.И.Борзяк. М.: Педагогика, 1984. С. 400
13. Ганди М. Моя жизнь. М.: Изд-во вост. лит., 1959. С. 443
14. Герберсгаген А. В. Взаимосвязь представлений о психологическом консультировании и особенностей личности. Диссертация на соискание степени магистра. / Научный руководитель Ковалева Ю. Л. Санкт-Петербургский государственный университет. 2008.
15. Горобец Н.Л. Основные характеристики профессии психотерапевта // Высшее образование сегодня. 2007. № 4. С. 58-61.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ