Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологический компонент гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики (Психотерапия в клинической психологии: теория и практика, Алтайский государственный университет)

Работа №119250

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2023
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: КГБУЗ «Родильный дом №1» и КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства», г. Барнаул.
Выборка: 221 беременные женщины на позднем сроке гестации.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики 9
1.1 Понятие и сущность тревожно-депрессивной симптоматики беременных женщин 9
1.2 Формирование материнской сферы беременных женщин 19
1.3 Ранние дезадаптивные схемы как предпосылки к развитию тревожно – депрессивной симптоматики 32
Глава 2 Эмпирическое исследование типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики 47
2.1 Программа и методы эмпирического исследования 47
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики 53
Заключение 86
Список использованной литературы 89
Приложения 100

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что беременность и рождение ребенка - короткий, но очень важный этап в жизни женщины. В то же время, психологию и физиологию беременной женщины и будущего ребенка необходимо рассматривать не отдельно, а как единую систему. Часто, психологические нарушения, выявленные у детей и преследующие их на протяжении всей жизни, связаны с особенностями перинатального развития ребенка.
На современном этапе в условиях увеличения уровня социально-психологического дистресса, ухудшение демографического кризиса и снижение показателей здоровья населения, вопросы охраны психического здоровья женщин и детей, безусловно, один из самых актуальных в психологии. Исследованиями в течение последнего десятилетия установлено широкое распространение аффективной патологии, в частности депрессивных и тревожных расстройств у женщин во время беременности и в постнатальном периоде. Частота возникновения постнатальных депрессий согласно проведенным исследованиям составляет от 3,6 до 19%. Несмотря на то, что депрессивные расстройства являются объектом постоянного внимания ученых, до сих пор недостаточно изучены ассоциированные с беременностью и послеродовым периодом у женщин перинатальные и постнатальные депрессивные расстройства, и их влияние на психологические состояние матери и развитие ребенка.
Поскольку данная проблема стоит так остро и мало освещена, то она требует новых исследований, путей решений, которые могли бы использоваться в практике психологических служб родильных домов и женских консультаций.
Также, в современном мире особую значимость приобретает проблема психологической готовности женщины к беременности, к родам и материнству особенно на поздних этапах, поскольку готовность является одним из важных факторов, влияющих на сам процесс родов, здоровье матери и ребенка, а также на благополучие его дальнейшей жизни.
Беременность - очень специфический и сложный период в жизни женщины. Как указывалось выше, сопутствующие изменения наблюдаются не только в биологическом, физиологическом плане, но и в ее психологическом и социальном функционировании. Изменения психологического функционирования могут происходить с самого начала и до конца беременности, включая послеродовой период. Во время беременности происходят видимые изменения во внешнем виде, а также в женской идентичности, привязанностях и сексуальности, статус и роль женщины приобретают новые качества. В большей или меньшей степени каждая будущая мама испытывает психологическую амбивалентность, частые смены настроения от истощения до экзальтации, эмоциональные нарушения и смешанные тревожно-депрессивные расстройства. Кроме того, беременность вызывает ряд специфических опасений относительно ее течения и исхода, что делает женщину особенно уязвимой и требует адекватного лечения в зависимости от адаптационных возможностей ее личности. В психосоциальном аспекте беременность можно рассматривать как специфическое высокоэмоциональное состояние, которое может быть мощным стрессовым фактором. Перинатальный и постнатальный материнский стресс может привести к различным осложнениям, которые могут иметь негативные последствия, как для соматического, так и для психического состояния ребенка.
Изученность проблемы исследования: исследования адаптации женщины к беременности, психологической подготовки к родам, онтогенетических и филогенетических аспектов становления материнства и других вопросов психологии беременности и материнства можно найти в работах таких ученых, как О.В. Баженова, О.А. Копыл, Л.Л. Баз, В.В. Бойко, Н.В. Боровикова, В.И. Брутман, А.Я. Варга, А.С. Васильева, Ж. В. Завьялова, С.Ю. Мещерякова, М.Г. Панкратова, М.С. Радионова, Г.Г. Филиппова и др. Теоретические и практические исследования глубинно-психологических аспектов беременности, особенностей ее переживания как фактора влияния на развитие личности матери и ребенка рассмотрены представителями зарубежной психологии (Э. Бадинтер, Д. Боулби, Д. Винникотт, С. Гроф, М. Кляйн, М.Марконе, М. Мид, Д. Пайнз и др.).
В исследованиях В.В. Абрамченко, В.М. Астахова, В.И. Брутмана, М.С. Радионовой, И.В. Добрякова, С.Ю. Мещеряковой, М.С. Радионовой, Г.Г. Филипповой, Н.П. Коваленко и др. установлено, что аффективная область беременной женщины оказывает непосредственное влияние на мать и ребенка, как в перинатальном, так и в постперинатальном периоде.
Развитие знаний в области психологии материнства и перинатальной психологии раскрывает целый ряд научных перспектив. Ведь нерешенными остаются вопросы теоретико-методологической базы, терминологического аппарата, возрастают требования к построению новых стратегий развития ее прикладной части. В России только начался процесс становления системы психологической помощи беременным женщинам и семейным парам, ожидающим рождения ребенка, что требует повышенного внимания ученых к разработке адекватных методов работы.
Цель исследования – исследовать тип психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики.
Объект исследования: тревожно-депрессивная симптоматика беременных женщин.
Предмет исследования: особенности типов психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики.
2. Изучить основания формирования материнской сферы беременных женщин.
3. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики.
4. Сравнить показатели тревожно-депрессивной симптоматики женщин на поздних сроках беременности с различными социально-демографическими характеристиками (возраст, семейное положение, количество родов в анамнезе).
5. Предложить программу психотерапии беременных женщин по профилактике тревожно-депрессивной симптоматики.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, для женщин с высоким уровнем тревожно-депрессивной симптоматики будет более характерен тревожный и гипогестогнозический тип психологического компонента гестационной доминанты.
2. Вероятно, существуют различия в показателях тревожно-депрессивной симптоматики у женщин на поздних сроках беременности с различными социально – демографическими характеристиками.
Теоретико-методологические основания исследования: психологическая теория отношений личности В.Н. Мясищева, когнитивно-поведенческий подход А. Бека, схема-терапия Дж. Янга, концепция Ухтомского-Аршавского о материнской доминанте, исследования в области перинатальной психологии Г.Г. Филипповой, И.В. Добрякова.
Методы исследования:
Теоретические методы анализа текста - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Эмпирические методы – тестирование и анкетирование.
Психологическая диагностика с использованием психологических методик.
Методики исследования: госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (HADS); схемный опросник Дж. Янга; опросник когнитивных ошибок (ОКО), в адаптации на русский язык А. Бобровым и Е. В Файзрахмановой; тест отношений беременной – ТОБ(б) И. В. Добрякова.
Эмпирическая база: в исследовании приняли участие 221 беременная женщина на позднем сроке гестации, которые являлись пациентками КГБУЗ «Родильный дом №1» и КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства», г. Барнаул. Из выборочной совокупности были исключены женщины, имеющие перинатальные и постнатальные потери (выкидыши, замершие беременности), имеющие в анамнезе аборты, и более 3 детей. Также исключены женщины, имеющие психические и хронические соматические заболевания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный теоретический анализ проблемы исследования типа психологического компонента гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики и эмпирическое исследование позволяют сформулировать ряд следующих выводов и обобщений:
1) Беременность – сложный и специфический период в жизни женщины. Сопутствующие изменения наблюдаются в биологическом, психологическом и социальном функционировании. Эти изменения происходят с самого начала и до конца беременности, включая послеродовой период, в котором главным фактором риска является развитие постнатальной депрессии.
2) Многочисленные исследования подтверждают значимость перинатального периода не только для развития ребёнка, но и для формирования привязанности между матерью и ребенком, становления диады «мать-дитя». Огромное значение имеет развитие материнской сферы, на которое влияет множество факторов, но в первую очередь, взаимодействие женщины с собственной матерью в раннем детстве.
3) Психологические особенности переживаний беременных женщин проявляются в следующих аспектах: состояние беременности обуславливает глубокие изменения самосознания, отношение к другим людям, к миру в целом, трансформацию ценностно-смысловых компонентов образа мира и личной идентичности женщины. В период беременности женщины склонны проявлять следующие психологические особенности: высокий уровень тревожно-депрессивной симптоматики, эмоциональную неустойчивость, повышенную чувствительность, раздражительность, слабость, мнительность, неадекватную самооценку, снижение активности. В процессе беременности формируется феноменология перинатальной привязанности к будущему ребенку. Особенности отношения женщины к беременности, особенности развития сферы материнства и психологическая готовность к материнству приобретают важное значение в процессе внутриутробного развития ребенка.
4) Для беременных женщин с выраженной тревожно – депрессивной симптоматикой характерен тревожный тип психологического компонента гестационной доминанты, который характеризуется острыми и болезненными реакциями на какие-либо осложнения, семейные проблемы и материально-бытовые трудности, постоянными предчувствиями вероятных плохих новостей, повышенным нервно-психическим напряжением. А также преобладает гипогестогнозический тип психологического компонента гестационной доминанты, характеризующийся недооцениванием важности и серьезности происходящего. Женщины не склонны менять жизненный стереотип. Для беременных с низкими показателями тревоги и депрессии характерен оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты, который выражается в адекватном отношении женщины к происходящим в ней изменениям, к предстоящим трудностям, высокой степенью ответственности за свое дитя.
5) Выраженность тревожно-депрессивной симптоматики женщин на поздних сроках беременности обусловлена тем, что: беременных женщины испытывают сильный страх одиночества, плохого обращения к ним, ощущают себя неполноценными, несовершенными, неспособными к самостоятельным действиям, испытывают страх неизбежности какой-либо плохой ситуации, угрожающей собственному здоровью или жизни ребенка, постоянно сосредотачиваются на боли, страданиях, неудачах и невзгодах жизни и преуменьшают ее положительные стороны.
6) Ранние дезадаптивные схемы и когнитивные ошибки выступают предикторами развития тревожно-депрессивной симптоматики женщин на поздних сроках беременности. А именно вносят вклад: повышенная зависимость от других, постоянное ожидание, что другие люди будут причинять боль, унижать, манипулировать, сосредоточенность в основном на негативных сторонах жизни, склонность преувеличивать значимость проблем и бурно реагировать на них, обесценивать собственное «я», принижать свои возможности и способности.
7) Выявлены достоверные различия по показателям тревожно-депрессивной симптоматики в зависимости от возраста, семейного положения и количества родов беременных женщин. Так, симптомы тревоги и депрессии характерны для беременных женщин более молодого возраста, матерей-одиночек и имеющих третьи роды в анамнезе.
8) Предложенный формат применения результатов исследования в рамках когнитивно-бихевиорального подхода может быть эффективно использован для психотерапии тревожно - депрессивной симптоматики во время беременности и в послеродовом периоде. Развитие навыков регуляции эмоций, работа с убеждениями, особенностями мышления, а также расширение поведенческих стратегий являются важными мишенями психотерапевтического воздействия.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотезы исследования подтверждены.



1. Абрамченко В. В. Психические состояния при нормальном и осложненном течении беременности. Перинатальная психология и медицина: сборник материалов конференции по перинатальной психологии. Санкт-Петербург, 2001. С. 24 –28.
2. Абрамченко В. В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: теория, методология, опыт. Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. 350 с.
3. Азизова Г. Ф. Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности. Медицина и здравоохранение: материалы II Международной научной конференции (г. Уфа, май 2014 г.). Уфа: Лето, 2014. С. 21–25.
4. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. Пятое издание. Arlington, VA: Американская психиатрическая ассоциация; 2013. 992 с.
5. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
6. Аршавский И.A. Роль гестационной доминанты в качестве фактора, определяющее нормальное или уклоняющееся от нормы развитие зародыша // Актуальные вопросы акушерства и гинекологии. М., 1957. С. 320-333.
7. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. Тревога и тревожность: хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова. Москва: ПЕР СЭ, 2008. С. 151–160.
8. Баранова Е. В. Психологические аспекты беременности. Москва: Мир книги, 2008. (Школа материнства в вопросах и ответах). 160 с.
9. Батуев A. C. Психофизиологические основы доминанты материнства // Валеология. 2003. № 3. С. 7-29.
10. Батуев А. С. Возникновение психики в дородовый период: краткий обзор современных исследований. Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 6. С. 51–56.
11. Батуев А. С., Соколова Л. В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования система «мать—дитя» // Вестник Ленингр. ун-та. Сер. 3. 1994. Вып. 2 (№ 10). С. 85–102.
12. Боровикова, Н. В. Психологическая помощь беременным. Москва: Апрель, 2007. 87 с.
13. Братусь И. В. Постнатальная депрессия: характеристики, особенности, профилактика. 2002. № 4. С. 34-39.
14. Брутман В. И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. В. Нежеланная беременность жертв сексуального насилия (психолого-психиатрические аспекты). Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 33–40.
15. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 38-47.
16. Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов. Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 59−68.
17. Василенко Т. Д. Особенности системы ролей беременной женщины, ожидающей первого ребенка // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 5. URL: http:// medpsy.ru
18. Василенко Т.Д., Ившина М.Е. Место материнской роли в системе социальных ролей у беременных женщин // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).
19. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: Смысл, МГППУ, 2003. 275 c.
20. Винникотт Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. 395 с.
21. Вишневская Е. Е. Влияние психического состояния беременной на развитие раннего токсикоза. Журнал акушерства и женских болезней. 2015. Т. LXIII, № 2. С. 78–83.
22. Голубев М. В. Страхи беременных. 9 месяцев. 2005. № 2. URL: http://www.9months.ru/psihologia/690 (дата обращения: 15.10.2022).
23. Гурьянова Т. А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: материалы сибирского психологического форума. Томск: Томский гос. ун-т. 2004. С. 553 - 559.
24. Денисова В. А. Материнство как социально-культурный феномен с позиции различных психологических направлений // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.2012. №2. С. 115– 118.
25. Добряков И. В. Диагностика и лечение невротических расстройств у беременных женщин // Перинатальная психология в родовспоможении: Сборник материалов конференции. СПб.,1997.
26. Добряков И. В. Перинатальная психология (Серия «Мастера психологии»). СПб.: Питер, 2011.272 с.
27. Добряков И. В. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. СПб. 2010. 122 с.
28. Добряков И. В. Организация работы психотерапевтического кабинета в женской консультации. Методические рекомендации. 06/370/855. Москва – 2009. 32 с.
29. Добряков И. В. Случай тревожно-фобического синдрома у женщины до и после родов // Журнал практического психолога. 1999. № 7–8.
30. Добряков И. В. Тревожный тип психологического компонента гестационной доминанты // Психология и психотерапия. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов: Материалы V ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (8–9 февраля 2003 г.). СПб.: СПбГУ, 2003.
31. Добряков И. В., Колесников И. А. Депрессии в период беременности // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Т. 108, № 7, 2008. С. 91–97.
32. Добряков И. В., Колесников И. А. Пренатальные депрессивные расстройства: клинический случай // Материалы Всемирного конгресса «Внутриутробный ребенок и общество. Роль пренатальной психологии в акушерстве, неонатологии, психотерапии, психологии и социологии». 20–24 мая 2007 г
33. Ефимова И.В. Коррекционная программа по активации смысло-жизненных ценностей и развитию помогающих отношений у женщин, испытывающих трудности с принятием состояния материнства и жизни ребенка. 2004. № 4. С. 29-31.
34. Залевский Г. В., Мамышева Н. Л., Шелехов И. Л. Исследование сюжетного содержания сновидений беременных женщин. Сибирский психологический журнал. 2004. № 20. С. 105–108.
35. Захарова Е. И. Условия становления материнской идентичности // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2011. №4(4). С. 38-48.
36. Иолев Б. В. Психология отношений. Концепция В. Н. Мясищева и медицинская психология. СПб.: Сенсор, 1999. С.76.
37. Исенина Е. И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Перинатальная психология и психология родительства. 2003. №4-5. С. 49-63.
38. Коваленко Н. П., Смагин С. Ф. Нервно-психические расстройства у женщин до и после родов. Сборник материалов конференции по перинатальной психологии. Санкт-Петербург, 2001. С. 173.
39. Ланцбург М. Е. О применении экзистенциально-гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей // Журнал практического психолога, 2003. № 4-5. С. 22-37.
40. Ланцбург М. Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организиция. Материалы Рос. конф. Санкт-Петербуг. Иваново. 2000. С. 312-320.
41. Леус Т. В. Представление женщины о себе как о матери до и после родов. Перинатальная психология и психология родительства. 2006. № 1. С. 114−122.
42. Лихи Р. Л. Терапия эмоциональных схем // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29. № 3. С. 45—57. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2021290304.
43. Мамышева Н. Л., Шелехов И. Л. Материнство в зеркале невротического конфликта. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. Выпуск 1 (45). Серия: Психология. С. 91–94.
44. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству. Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18−27.
45. Микляева А. В. Адаптация к роли матери в первый год жизни ребенка // Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. СПБ. 2007. С. 61-69.
46. Мухина В.С. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы // Развитие личности. 2003. № 1. С. 141-154.
47. Мясищев В. Н., Голиков Н. В. Теория отношений и принцип доминанты в психофизиологической деятельности человека. Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 171 с.
48. Нечаева М. А. Беременность как проявление третьего состояния в континууме «здоровье-болезнь» и внутренняя картина беременности. Проблемы медицинской науки, технологии и профессионального образования: материалы V Уральской научно-практ. конф. Челябинск, 2003. Вып. 5. С. 156–159.
49. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб.: Восточно-европейский Ин-тут психоанализа, 1997. 356 с.
50. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. 659 с.
51. Подобина О. Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. психологических наук: спец. 19.00.05. «Социальная психология». Санкт-Петербург, 2005. С. 16.
52. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 192 с.
53. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва–Воронеж, 2000. 304 с.
54. Рудина Л. М. Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин к состоянию беременности: автореф. дис. на соиск. учен. ступени канд. психол. наук: 19.00.01 “Общая психология, психология личности, история психологии”. Институт психологии РАН. Москва, 2003. 21 с.
55. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 67-81.
56. Сорокина Т. Т. Роды и психика: Практическое руководство. Минск: Новое знание, 2003. 352 с.
57. Швецов М. В., Старцева Н. В. Психотерапия у женщин с угрозой невынашивания беременности // Журн. Акушерства и жен. болезней, 1998, № 1. С. 77–79.
58. Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. и общая редакция В. М. Астапова. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 247 с.
59. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. 318 с.
60. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психол. журн. 1999. Т. 20, № 5. С. 26–34.
61. Филиппова Г. Г. Психологические факторы нарушения беременности и материнства. Сборник научных трудов по материалам II-й Международной конференции / под ред. И. В. Добрякова. СанктПетербург, 2003. С. 34–35.
62. Филиппова Г. Г. Психология материнства. Москва: Изд-во Института психотерапии. 2002. 240 с.
63. Филиппова Г. Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. 1996. Вып. 3. С. 133.
64. Филиппова Г.Г., Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога. Эксмо Москва. 2008. 220 с.
65. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. 2001. №2. С. 22-35.
66. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2011. №1-2(2). С. 48-61.
67. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. 1998. №5. С. 81-88.
68. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / пер. с англ. В. Светлова. Москва: Академический проект, 2008. 224 с.
69. Шмуклер А. Б. Психозы беременности: обзор литературы. Проблемы репродукции. 1995. № 2. С. 19–22.
70. Шмурак Ю. И. Пренатальная общность // Человек. 1993. № 6. С. 24-37.
71. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. СПб.: Речь, 2003. 336 с.
72. Эйзенберг А., Муркофф Х., Хатавей С. В ожидании ребенка. Москва: ООО» Издательство», 2003. 356 с.
73. Aaron T. Beck and Emily A.P. Haigh. Advances in Cognitive Theory and Therapy: The Generic Cognitive Model, 2014. P. 1-24.
74. Blackburn N. Identity and the new mother // A Dissertation Submitted to the Faculty of the Institute for Clinical Social Work in Partial Fulfillment for the Degree of Doctor of Philosophy. Chicago, Illinois, 2006. 211 p.
75. Brockington I. Postpartum psychiatric disorders. Lancet. 2004; 363:303–10. [PubMed: 14751705]
76. Cudeck, R (1989).Analysis of correlation matrices using covariance structure models. Psychological Bulle-tin, 105, 317–327. Derogatis, L.R. (1992). The SCL90-R, administration, scoring and procedures manual (2nd Ed.). Towson, MD: Clinical Psychometric Research.
77. Fati, Ladan; Birashak, Behrouz; Atef Vahid, Mohammad Kazem; Dobson, Kate Stephen (2006). Emotional states and cognitive processing of emotional information: Comparison of two conceptual frameworks. Quarterly Journal of Thoughts and Behavior. 11th year, 3, 326-311
78. Greenberg, L. S., & Safran,J. D. (1987). Emotion in psychotherapy: Affect, cognition, and the process of change. New York: Guilford Press.
79. Grossarth-Maticek, R., Kanazir, D. T., Schmidt, E, & Vetter, H. (1985). Psychosocial and organic variables as predictors of lung cancer, cardiac infarct and apoplexy: Some differential predictors. Person- ality and Individual Differences, 6, 313 – 321.
80. Hernandes - Martines C, Val VA, Murphy M, Busquets PS. Relation between positive and negative maternal emotional states and obstetrical outcomes . Women Health. 2011;51 (2): 124-135.
81. Ickovics JR, Reed E, Magriples U, Westdahl C, Schindler Rising S. Effects of group prenatal care on psychosocial risk in pregnancy: results from a randomised controlled trial . Psychol Health. 2011; 26(2): 235-250.
82. Kendell RE, Chalmers JC, Platz C. Epidemiology of puerperal psychoses. Br J Psychiatry. 1987; 150:662–73. [PubMed: 3651704]
83. Klein DF, Skrobala AM, Garfinkel RS. Preliminary look at the effects of pregnancy on the course of panic disorder. Anxiety. 1994-1995;1(5):227-32. PMID: 9160579
84. Leahy, R. L., Tirch, D., & Napolitano, L. A. (2011). Emotion regulation in psychotherapy: A practitioner’s guide. Guilford Press.
85. Nager A, Johansson LM, Sundquist K. Are sociodemographic factors and year of delivery associated with hospital admission for postpartum psychosis? A study of 500,000 first-time mothers. Acta Psychiatr Scand. 2005 Jul;112(1):47-53. doi: 10.1111/j.1600-0447.2005.00525.x. PMID: 15952945.
86. Prevention of childhood injuries: evaluation of the Statewide Childhood Injury Prevention Program (SCIPP) Public Health 1992 / C. Caplan, B. Guyer, S. S. Gallagher et al. Psychiatry Relation Science. 2002. Vol. 79 (11). P. 1521– 1527.
87. Reeves RR, Pinkofsky HB. Postpartum psychosis induced by bromocriptine and pseudoephedrine. J Fam Pract. 1997; 45:164–6. [PubMed: 9267376]
88. Rubin R. Attainment of the maternal role. Part 1:Processes. // Nursing Research.1967. No. 16. P. 237-245.
89. Sharma V, Mazmanian D. Sleep loss and postpartum psychosis. Bipolar Disord. 2003; 5:98–105. [PubMed: 12680898]
90. Sharma V, Smith A, Khan M. The relationship between duration of labour, time of delivery, and puerperal psychosis. J Affect Disord. 2004; 83:215–20. [PubMed: 15555716]
91. Sit D, Rothschild AJ, Wisner KL. A review of postpartum psychosis. J Womens Health. 2006; 15:352–68.
92. Terp IM, Engholm G, Moller H, Mortensen PB. A follow-up study of postpartum psychoses: prognosis and risk factors for readmission. Acta Psychiatr Scand. 1999; 100:40–6. [PubMed: 10442438]
93. Young J. (1990). Cognitive therapy of schema-oriented personality disorders. Translated by Sa-hebi A and Hamidpour H. Tehran: Arjmand publications.
94. Young, J. E. (1999). Cognitive Therapy for personality disorders: A Schema Focused approach. Sarasota,FL: Professional Resourse Press. https://www.amazon.com/Cognitive-Therapy-Personality-Disorders-SchemaFocused/...
95. Young, J. E. (2005). Young Schema Questionnaire – Short Form3 (YSQ-S3). New York, NY: Cognitive Therapy Center.
96. Young, J. E., & Brown, G. (2001). Young Schema Questionnaire: Special Edition. New York: Schema Therapy Institute .
97. Young, J. E., & Lindemann, M. (1992). An integrative schema-focused model for personality disorders. In Journal of Cognitive Psychotherapy. https://www.researchgate.net/.../290800082_An_integrative_schemafocused_model_for.
98. Young, J. E., Klosko J.S. & Weishaar M.E. (2003). Schema Therapy a Practitioner’s guid. New York: Guilford Press. https://www.amazon.com/SchemaTherapy-Practitioners-Jeffrey.../dp/1593853726.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ