Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений об истории родного края в процессе проектной деятельности 10
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений об истории родного края 10
1.2 Характеристика проектной деятельности в аспекте формирования у детей 6-7 лет представлений об истории родного края 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений об истории родного края в процессе проектной деятельности 29
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений об истории родного края 29
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений об истории родного края в процессе проектной деятельности 42
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений об истории родного края 48
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Результаты по диагностическому заданию 1 «Родное село» (констатирующий этап) 63
Приложение Б Результаты по диагностическому заданию 2 «Факты села Поярково» (констатирующий этап) 64
Приложение В Результаты по диагностическому заданию 3 «Достопримечательности села Поярково» (констатирующий этап) 65
Приложение Г Результаты по диагностическому заданию 4 «Исторические личности родного края» (констатирующий этап) 66
Приложение Д Результаты по диагностическому заданию 5 «Личностное отношение к родному краю» (констатирующий этап) 67
Приложение Е Результаты уровня сформированности представлений об истории родного края у детей 6-7 лет на констатирующем этапе 68
Приложение Ж Результаты по диагностическому заданию 1 «Родное село» (контрольный этап) 69
Приложение И Результаты по диагностическому заданию 2 «Факты села Поярково» (контрольный этап) 70
Приложение К Результаты по диагностическому заданию 3 «Достопримечательности села Поярково» (контрольный этап) 71
Приложение Л Результаты по диагностическому заданию 4 «Исторические личности родного края» (контрольный этап) 72
Приложение М Результаты по диагностическому заданию 5 «Личностное отношение к родному краю» (контрольный этап) 73
Приложение Н Результаты уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений об истории родного края на контрольном этапе 74
Данная тема является актуальной на сегодняшний день и обуславливается тем, что эффективное развитие современного общества определено тщательным вниманием к духовным и материальным ценностям, которые имеют важнейшее значение. Наиболее значимым является патриотизм, который непременно связан с историей, культурой, экономикой и политикой каждого народа и государства в целом. Важность патриотического воспитания отражена также в законодательных документах, которые утверждены на государственном уровне в Российской Федерации. Например, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает такие принципы, которые предполагают приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей, что свидетельствует об актуальности направления в дошкольной педагогике по формированию знаний и представлений о своей малой Родине в патриотическом воспитании детей. Целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста является организация становления и формирования ценностного отношения к малой родине, Родине, а высшим проявлением данного процесса станет патриотизм.
Сутью формирования представлений о малой родине в детском саду является формирование у детей основополагающих чувств, которые способствуют развитию и становлению ребенка как личности: это любовь и уважение к семье, к дому, к природе, к культуре и истории своей родины, все то, что создавалось многими поколениями трудом родных и близких людей. Дети 6-7 летнего возраста, благодаря возросшим умственным и познавательным способностям, смогут проявить достаточно устойчивый интерес к Родине, к происходящим в ней событиям.
В методической и психолого-педагогической литературе проблема формирования представлений об истории родного края представлена достаточно широко, что можно проследить в работах представителей российской педагогики: Т.Н. Антоновой, Е.П. Арнаутовой, В.Г. Белинского, М.И. Богомоловой, Н.А. Добролюбова, Т.Т. Зубовой, О.Л. Князевой, А.С. Макаренко, Е.И. Радиной, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского, которые освещали данные вопросы в рамках нравственно-патриотического и познавательного развития.
На современном этапе тему формирования представлений о родном крае разрабатывали также Н.В. Алешина, А.Л. Захарчук, С.Г. Назарова. В данных исследованиях раскрываются отдельные стороны ознакомления детей дошкольного возраста с малой Родиной, рассматриваются методы и приемы работы, которые отображают региональные особенности.
Для формирования и развития интереса к окружающему миру, а также представлений об истории родного края необходимо определить эффективные виды деятельности.
В качестве средств познания окружающего мира выступали игровая деятельность (Л.В. Артемова, Р.И. Жуковская, Н.А. Короткова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко); художественная деятельность (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина); познавательная деятельность (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Е.И. Радина, П.Г. Саморукова, А.П. Усова); трудовая деятельность (Р.С. Буре, М.В. Крулехт, В.Г. Нечаева,); коммуникативная деятельность (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина). Средством познания окружающего мира может выступить проектная деятельность, которая способна совместить в себе все выше перечисленные деятельности. Проектная деятельность имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и предполагает выделение нескольких этапов проектирования: выработка концепции; определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности; создание плана; организация деятельности по реализации проекта.
Технология проектной деятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, Б.В. Игнатьева, У.Х. Килпатрика, М.В. Крупенина, В.Н. Шульгина и др.; в современном поколении ученых исследователей - В.В. Гузеев, Г.И. Кругликов, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко.
Проявленное внимание ученых в начале XXI в. к проектной деятельности, как средству познания окружающего мира детьми дошкольного возраста, обусловлено стремительным развитием информационного общества, возрастанием потребности граждан в структурном обновлении знаний, освоении новых видов деятельности. В последнее время активно разрабатываются новые средства обучения, однако внимание к проектной деятельности, которая может развить позицию субъекта познания, проявляется недостаточно. На сегодняшний день нет разработанной единой последовательной системы работы с детьми посредством проектной деятельности. В каждом городе, в каждом населенном пункте есть свои региональные особенности, особенности исторического развития, специфические черты культуры и традиций, которые формируют в человеке интерес и привязанность к родному краю.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений об истории родного края и недостаточным использованием проектной деятельности.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет представлений об истории родного края в процессе проектной деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений об истории родного края в процессе проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений об истории родного края в процессе проектной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об истории родного края.
Предмет исследования: формирования у детей 6-7 лет представлений об истории родного края в процессе проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений об истории родного края в процессе проектной деятельности возможно, если:
• определено содержание работы по формированию у детей представлений об истории родного края в соответствии с педагогическими принципами и историческими событиями региона;
• обеспечено поэтапное формирование представлений у детей 6-7 лет об истории родного края в соответствии с этапами проекта;
• включены родители в совместную проектную деятельность.
В соответствии с выявленной проблемой, предметом, объектом и целью работы поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования у детей 6-7 лет представлений об истории родного края в процессе проектной деятельности;
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений об истории родного края;
3. Выявить возможность организации проектной деятельности в ходе формирования представлений об истории родного края у детей 6-7 лет;
4. Выявить эффективность проведенной работы.
Методами исследования явились: теоретические — анализ педагогической и психологической литературы; эмпирические - психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
• концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков);
• концепция социального развития ребенка дошкольного возраста (С.А. Козлова);
• теория формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста (Т.А. Березина, Д.Н. Дубинина, О.Л. Князева, Н.Ю. Майданкина, С.Г. Назарова, Е.К. Ривина, Т. Поштарева);
• исследования об организации проектной деятельности в дошкольном образовании (В.В. Афанасьева, Л.Л. Тимофеева, Г.Е. Трофимова, Е.С. Полат)
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования проектной деятельности в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений об истории родного края.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность формирования у детей 6-7 лет представлений об истории родного края в процессе проектной деятельности;
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что организованная нами проектная деятельность по формированию у детей 6-7 лет представлений об истории родного края может быть использована в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Экспериментальной базой исследования явился МДОУ Поярковский детский сад №2 «Амурчонок» Амурской области. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник), 11 таблиц и 3 рисунков.
В данной работе была теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность проектной деятельности по формированию у детей 6-7 лет представлений об истории родного края.
На основании вышеизложенного можем сделать ряд выводов.
В ходе исследования нами были выявлены теоретические аспекты формирования у детей 6-7 лет представлений об истории родного края в процессе проектной деятельности. Также было сформулировано понятие «представления об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста».
Исследование показало, что в процессе проектной деятельности дети могут усвоить даже сложный исторический материал путем совместного поиска решения проблемы, благодаря этому, познавательный процесс становится интересным и мотивационным. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников, а также способствует повышению компетентности педагога.
Во второй главе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению сформированности представлений у детей 6-7 лет об истории родного края.
По результатам констатирующего этапа эксперимента нами был сделан вывод, что уровень представлений детей 6-7 лет об истории родного села находится на низком уровне, что говорит о необходимости работы по повышению знаний.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и экспериментально проверена работа по реализации проектной деятельности, которая направлена на формирование у детей 6-7 лет представлений об истории родного края.
По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика уровня сформированности представлений об истории родного края у детей 6-7 лет по таким же диагностическим заданиям, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты контрольного этапа показали, что высокий уровень сформированности вырос на 15%, средний уровень сформированности представлений вырос на 10%, низкий уровень уменьшился на 25%.
Проведенное нами исследование подтвердило, что формирование представлений об истории родного края было эффективным благодаря следующим условиям:
• определено содержание работы по формированию у детей представлений об истории родного края в соответствии с принципами проектной деятельности;
• обеспечено поэтапное формирование представлений у детей 6-7 лет об истории родного края;
• включены родители в совместную проектную деятельность.
Таким образом, можем говорить о результативности проектной деятельности в процессе формирования представлений у детей 6-7 лет об истории родного края, следовательно, гипотезу, выдвинутую нами во введении нашего исследования, можем считать подтвержденной в полной мере.
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М. : Учитель, 2007. 203 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. : ЦГЛ, 2004. 156 с.
3. Алтабаева Е. Б. Организация историко-краеведческой работы в дошкольном учебном заведении. Севастополь. : Рибэст, 2011. 108 с.
4. Афанасьева В. В., Мишанина, В. И. Проектная деятельность как средство формирования представлений о малой родине у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2017. №43. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17522 (дата обращения: 12.02.2020)
5. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия Российского гос. университета им. А.М. Герцена, 2008. № 76 (2). С. 30-35.
6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. СПб. : Питер, 2006. 304 с.
7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика - синтез, 2008. 112 с.
8. Герасина Е. В. Детская психология. Владос-Пресс, 2012. 288 с.
9. Готовые проекты в детском саду [Электронный ресурс] : Проектная деятельность по ФГОС. URL: https://www.resobr.ru/article/63216- qqq-17-m11-gotovye-proekty-v-detskom-sadu (дата обращения: 2.03.2020)
10. Гогоберидзе А. Г., Бабаева Т. И., Солнцева О. В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 280 с.
11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИН-ТОР, 1996. 544 с.
12. Деркач Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. 2012. № 2 (51). С. 2126.
13. Захарчук А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. №2. С. 25-27.
14. Кабушко А. Ю., Соломатина Г. Н. Методика ознакомления дошкольников с социальным миром в системе предшкольного образования // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 4. С. 12-16.
15. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2013. № 9. С. 98-101.
...