Конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства в РФ
|
Введение 5
Глава 1 Понятие и общая характеристика института гражданства в Российской Федерации 8
1.1 Понятие и сущность гражданства 8
1.2 Общая характеристика порядка приобретения и прекращения
гражданства в РФ 14
Глава 2 Понятие, история возникновения и особенности института двойного гражданства в РФ 24
2.1 Понятие и история возникновения института двойного
гражданства 24
2.2 Анализ особенностей института двойного гражданства в РФ 38
Глава 3 Проблемы и перспективы развития института двойного гражданства в РФ 50
3.1 Проблемы правоприменения, связанные с институтом двойного
гражданства 50
3.2 Анализ дальнейших перспектив развития института двойного
гражданства в РФ 53
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 68
Глава 1 Понятие и общая характеристика института гражданства в Российской Федерации 8
1.1 Понятие и сущность гражданства 8
1.2 Общая характеристика порядка приобретения и прекращения
гражданства в РФ 14
Глава 2 Понятие, история возникновения и особенности института двойного гражданства в РФ 24
2.1 Понятие и история возникновения института двойного
гражданства 24
2.2 Анализ особенностей института двойного гражданства в РФ 38
Глава 3 Проблемы и перспективы развития института двойного гражданства в РФ 50
3.1 Проблемы правоприменения, связанные с институтом двойного
гражданства 50
3.2 Анализ дальнейших перспектив развития института двойного
гражданства в РФ 53
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 68
Актуальность исследования. Значение той правовой связи, что соединяет государство и личность, в качестве которой выступает гражданство, сложно переоценить, что, в определённой мере, и обуславливает актуальность обсуждения широкого круга научных и практических вопросов данной сферы.
Как отмечается авторами, «гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей совокупностью конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законами обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом» [54, с. 217].
Такая устойчивая правовая связь личности и государства создаёт баланс интересов, ведь с одной стороны благодаря номинальной принадлежности лица к числу граждан страны личность попадает под защиту данного государства, а с другой стороны - через институт гражданства государство защищает свои интересы, ведь права не мыслятся без обязанностей, возлагаемых на граждан.
В контексте вопросов, связанных с гражданством, отдельный интерес представляет институт двойного гражданства. Наличие двойного гражданства, а тем более второго гражданства является сравнительно новым явлением в государствах постсоветского пространства, что обуславливает определённые сложности как теоретического, так и практического плана, в свете изменений, внесённых законодателем в последние годы в действующее нормативно-правовое регулирование, в контексте реализации соответствующих положений Конституции Российской Федерации [41] (Конституции РФ).
Таким образом, данная тема актуальна, в особенности в связи с развитием различных интеграционных процессов, происходящих в современном обществе.
Цель исследования: проанализировать современные проблемы, связанные с институтом двойного гражданства в Российской Федерации, в контексте существующего правового регулирования данного спектра вопросов.
Задачи исследования:
- сформулировать подходы к определению понятия и сущности института гражданства;
- охарактеризовать ряд вопросов приобретения и прекращения российского гражданства;
- сформулировать дефиницию понятия гражданства;
- уделить внимание историческому аспекту двойного гражданства;
- проанализировать особенности, а также ряд актуальных проблем, связанных с исследуемым институтом.
Объект исследования: общественные отношения, связанные с институтом двойного гражданства в российском государстве.
Предмет исследования: положения нормативно-правовых актов, связанные с институтом двойного гражданства, а также материалы правоприменительной практики, затрагивающие исследуемую сферу.
Методология исследования: в основе проведенного дипломного исследования лежат как общие, так и частные методы научного познания, такие как: исторический метод, логико-структурный анализ правовых норм, а также многие иные методы научного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с институтом двойного гражданства, выступают, в той, или иной мере, предметом исследования многих специалистов.
Следует особо выделить работы таких авторов как: С.А. Авакьян, В.Т. Кабышев, В.Я. Кикоть, Э.Э. Клокова, О.Е. Кутафин, А.А. Самойленко, М.А. Шафир и других авторов.
Научно-практическая значимость исследования. Научная значимость проведённого исследования состоит в пополнении потенциала науки конституционного права теоретическими выводами и научными предложениями, связанными с исследуемой проблематикой института двойного гражданства. Также, полученные теоретические результаты исследования в рамках выполненной выпускной квалификационной работы предоставляет возможность совершенствования научных подходов к проблемам двойного гражданства в российском государстве в современных условиях правового регулирования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных выводов и предложений по совершенствованию отдельных нормативных положений в плане изменения действующего законодательства в целях совершенствования правового регулирования, а также правоприменительной деятельности по анализируемому кругу вопросов.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, разделённой на три главы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Как отмечается авторами, «гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей совокупностью конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законами обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом» [54, с. 217].
Такая устойчивая правовая связь личности и государства создаёт баланс интересов, ведь с одной стороны благодаря номинальной принадлежности лица к числу граждан страны личность попадает под защиту данного государства, а с другой стороны - через институт гражданства государство защищает свои интересы, ведь права не мыслятся без обязанностей, возлагаемых на граждан.
В контексте вопросов, связанных с гражданством, отдельный интерес представляет институт двойного гражданства. Наличие двойного гражданства, а тем более второго гражданства является сравнительно новым явлением в государствах постсоветского пространства, что обуславливает определённые сложности как теоретического, так и практического плана, в свете изменений, внесённых законодателем в последние годы в действующее нормативно-правовое регулирование, в контексте реализации соответствующих положений Конституции Российской Федерации [41] (Конституции РФ).
Таким образом, данная тема актуальна, в особенности в связи с развитием различных интеграционных процессов, происходящих в современном обществе.
Цель исследования: проанализировать современные проблемы, связанные с институтом двойного гражданства в Российской Федерации, в контексте существующего правового регулирования данного спектра вопросов.
Задачи исследования:
- сформулировать подходы к определению понятия и сущности института гражданства;
- охарактеризовать ряд вопросов приобретения и прекращения российского гражданства;
- сформулировать дефиницию понятия гражданства;
- уделить внимание историческому аспекту двойного гражданства;
- проанализировать особенности, а также ряд актуальных проблем, связанных с исследуемым институтом.
Объект исследования: общественные отношения, связанные с институтом двойного гражданства в российском государстве.
Предмет исследования: положения нормативно-правовых актов, связанные с институтом двойного гражданства, а также материалы правоприменительной практики, затрагивающие исследуемую сферу.
Методология исследования: в основе проведенного дипломного исследования лежат как общие, так и частные методы научного познания, такие как: исторический метод, логико-структурный анализ правовых норм, а также многие иные методы научного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с институтом двойного гражданства, выступают, в той, или иной мере, предметом исследования многих специалистов.
Следует особо выделить работы таких авторов как: С.А. Авакьян, В.Т. Кабышев, В.Я. Кикоть, Э.Э. Клокова, О.Е. Кутафин, А.А. Самойленко, М.А. Шафир и других авторов.
Научно-практическая значимость исследования. Научная значимость проведённого исследования состоит в пополнении потенциала науки конституционного права теоретическими выводами и научными предложениями, связанными с исследуемой проблематикой института двойного гражданства. Также, полученные теоретические результаты исследования в рамках выполненной выпускной квалификационной работы предоставляет возможность совершенствования научных подходов к проблемам двойного гражданства в российском государстве в современных условиях правового регулирования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных выводов и предложений по совершенствованию отдельных нормативных положений в плане изменения действующего законодательства в целях совершенствования правового регулирования, а также правоприменительной деятельности по анализируемому кругу вопросов.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, разделённой на три главы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В заключении работы следует подвести её общие итоги и обозначить рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в аспекте исследования.
Как явление социально-правовой действительности, институт гражданства предопределяет состояние взаимосвязи большей части проживающего на территории страны населения с государством, выступая своеобразным связующим элементом между обществом и государством, как политическим институтом.
Институт гражданства неразрывно связан с таким свойством государства, как суверенитет, поскольку обособленность и самостоятельность государства порождает связь со своими гражданами на началах такой суверенной организации.
Также представляется, что в рамках института гражданства органично сочетаются индивидуальные и коллективные начала, что находит отражение в определении меры социальной свободы личности.
Таким образом устанавливается единство взаимных прав и обязанностей личности и государства, ведь праву индивида соответствует обязанность государства, это право обеспечить, что находит своё проявление в определённой ответственности государства перед своими гражданами (как перед всеми вместе, так и относительно каждого в отдельности).
Определяющим, относительно основ двойного гражданства, является взаимодействие государства и личности, поскольку именно в таком взаимодействии, основанном на нормативном регулировании, проявляется конституционно-правовая природа и сущность института двойного гражданства.
В конкретизации соответствующих нормативных основ и правоприменительных процедур, связанных с институтом двойного гражданства заинтересованы как личность, обладающая соответствующим статусом (или претендующим на обладание таковым), так и само государство, которое прямо заинтересовано в защите прав своих граждан и в недопущении нарушения основ государственности и суверенитета.
Достаточно внятной может выступать следующая видовая категоризация института двойного гражданства, применительно к российским правовым реалиям:
- двойное гражданство, признанное государствами;
- двойное гражданство непризнанное государствами.
Соответственно, второй разновидностью двойного гражданства - непризнанной государствами, будет являться, так называемое, «спящее гражданство», или «отложенное гражданство».
При этом, наличие непризнанного государством двойного гражданства у лица, не исключает, а наоборот, обуславливает наличие в нормативном регулировании, на уровне внутригосударственного права, ряда ограничений для лиц данной категории.
Данные действия со стороны государства направлены на предупреждение возможных негативных последствий в отношении своих интересов, в контексте обеспечения национальной безопасности в широком смысле слова.
Представляется, что как категория «двойное гражданство», так и категория «множественное гражданство» используются в научных и практических целях для определения, фактически, одного и того же явления политико-правовой действительности.
На сегодняшний момент комплекс вопросов, связанных с институтом двойного гражданства не находит своего целостного регулирования, будучи урегулированным в целом ряде правовых документов разного уровня. Более того, подобный подход к регулированию обозначенного круга вопросов обуславливает фрагментарность и непоследовательность в регламентации правового статуса лиц с двойным гражданством.
Базисом нормативного регулирования анализируемого института закономерно выступает соответствующее конституционно-правовое положение ст. 62 Конституции РФ, а также нормы Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Исходя из существующего правового регулирования, конституционно- правовая возможность гражданина обладать двойным гражданством, признаваемым со стороны государства в качестве такового, сводится к наличию или отсутствию заключенного Российской Федерацией соответствующего международно-правового документа, по обозначенному спектру вопросов правового регулирования.
В сфере двойного гражданства у Российской Федерации крайне малое число заключённых международно-правовых договоров, что нивелирует важность и широту возможного применения анализируемых конституционно-правовых положений.
Относительно рассматриваемой сферы правоприменения, Российской Федерацией заключен и действует, на данный момент, единственный договор подобного плана: международный договор - с Таджикистаном по вопросам двойного гражданства.
В итоге, на данный момент прослеживается устойчивая тенденция к сужению сферы применения института двойного гражданства - выведения его из обозначенного ранее правоприменительного спектра.
В практическом плане, сложившаяся на данный момент ситуация предполагает, что гражданин нашей страны, имея дополнительно гражданство другого зарубежного государства, с которым нет заключённого соглашения по вопросу двойного гражданства, считается в формальном аспекте со стороны России, в лице органов власти, только лишь как гражданин России.
Тем не менее, это не соответствует имеющимся реалиям и особенностям смежного правового регулирования - лица, имеющие гражданство другого государства, поимо российского, находятся в ином правовом положении, чем граждане России, не имеющие гражданства зарубежного государства. Права таких лиц в определённых аспектах сужаются, что предусматривает действующее российское законодательство.
Данные подходы и существующее в указанном направлении регулирование связано с тем, что гражданство другой страны, даже не создавая правовых последствий, которые возникают в случае признания двойного гражданства в силу имеющегося международного договора или соглашения, создаёт риски, связанные с тем, или иным, аспектом государственной или общественной безопасности.
Таким образом, можно сделать обоснованный вывод о том, что правовое регулирование вопросов двойного гражданства в Российской Федерации строится на отрицании федеральным законодателем у лица соответствующего правового статуса, при отсутствии у России заключённого и действующего международно-правового договора с соответствующим государством.
Несмотря на нормативное закрепление института двойного гражданства, его дальнейшее развитие на законодательном уровне требует некоторых дополнений.
Вызывает неоднозначную реакцию со стороны учёных и практиков введение в действующее правовое регулирование вопросов двойного гражданства уведомительного порядка, который должен соблюдаться гражданами, получившими иное гражданство, помимо российского. При этом, наиболее пристального внимания заслуживает вопрос законодательного закрепления, применительно к нарушению обозначенного порядка, возможности применения к лицу юридической ответственности - вплоть до ответственности в наиболее жёсткой и серьёзной её форме - уголовной.
Несмотря на то, что данное преступление относится к категории преступлений небольшой тяжести, сам факт применения к лицу, не исполнившему такого рода обязанность самого сурового вида ответственности, а также применения уголовного наказания и правовых последствий в виде судимости, не может не вызывать определённое недоумение, особенно с учётом того, что на протяжении многих лет порядок, связанный с наличием двойного гражданства был весьма либеральным.
Установление возможности привлечение лица к уголовной ответственности за обозначенное деяние вряд ли является обоснованным, ввиду того, что преступность и наказуемость соответствующего поведения, его криминализация должна строится лишь на основе серьёзных обоснований, имеющих как научную, так и практическую составляющую. Стихийная криминализация, как реакция на изменение политической конъюнктуры, не допустима.
С учётом того, что современное нормативно-правовое регулирование не исходит из предпосылок необходимости расширения основы для практики применения института двойного гражданства, следует внести в действующее законодательство определённые изменения.
В частности, положения ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в рамках которых закреплены основные термины, используемые в законе, нуждаются в дополнении и конкретизации.
Необходимо уточнить само концептуальное понятие института двойного гражданства и ввести в используемую терминологию понятие «множественное гражданство», в целях совершенствования существующего регулирования.
Также в рамках отдельной правовой нормы (новой ст. 6.1) следует обозначить порядок уведомления лица о наличии у него иного гражданства, а также непосредственно в тексте закона предусмотреть нормативный порядок привлечения к ответственности лиц, нарушивших установленный порядок уведомления.
Также следует сделать вывод о том, что проблема двойного гражданства - это многоаспектная проблема, причём, не только правовая, но и политическая, являющаяся актуальной как для нашей страны, так и для множества иных зарубежных государств, с учётом продолжающихся процессов глобализации, являющихся неизбежной составляющей цивилизационного развития мирового сообщества.
Решение данных проблем также видится многоаспектным и многомерным, поскольку соответствующее регулирование производится на разных уровнях: на уровне международных нормативно-правовых документов, а также и на уровне внутригосударственного права, что очень важно.
Государствам, на уровне международного сообщества, следует планомерно развивать международно-договорную базу: проводить взаимные многосторонние консультации по проблемам, связанным с двойным гражданством и его регулированием, производить взаимообмен опыта в указанной сфере, а также развивать договорные процессы, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства.
Только таким образом можно рассчитывать на то, что проводимая в указанном направлении работа будет приносить результаты, способствуя полноценной и эффективной защите прав и свобод личности.
Как явление социально-правовой действительности, институт гражданства предопределяет состояние взаимосвязи большей части проживающего на территории страны населения с государством, выступая своеобразным связующим элементом между обществом и государством, как политическим институтом.
Институт гражданства неразрывно связан с таким свойством государства, как суверенитет, поскольку обособленность и самостоятельность государства порождает связь со своими гражданами на началах такой суверенной организации.
Также представляется, что в рамках института гражданства органично сочетаются индивидуальные и коллективные начала, что находит отражение в определении меры социальной свободы личности.
Таким образом устанавливается единство взаимных прав и обязанностей личности и государства, ведь праву индивида соответствует обязанность государства, это право обеспечить, что находит своё проявление в определённой ответственности государства перед своими гражданами (как перед всеми вместе, так и относительно каждого в отдельности).
Определяющим, относительно основ двойного гражданства, является взаимодействие государства и личности, поскольку именно в таком взаимодействии, основанном на нормативном регулировании, проявляется конституционно-правовая природа и сущность института двойного гражданства.
В конкретизации соответствующих нормативных основ и правоприменительных процедур, связанных с институтом двойного гражданства заинтересованы как личность, обладающая соответствующим статусом (или претендующим на обладание таковым), так и само государство, которое прямо заинтересовано в защите прав своих граждан и в недопущении нарушения основ государственности и суверенитета.
Достаточно внятной может выступать следующая видовая категоризация института двойного гражданства, применительно к российским правовым реалиям:
- двойное гражданство, признанное государствами;
- двойное гражданство непризнанное государствами.
Соответственно, второй разновидностью двойного гражданства - непризнанной государствами, будет являться, так называемое, «спящее гражданство», или «отложенное гражданство».
При этом, наличие непризнанного государством двойного гражданства у лица, не исключает, а наоборот, обуславливает наличие в нормативном регулировании, на уровне внутригосударственного права, ряда ограничений для лиц данной категории.
Данные действия со стороны государства направлены на предупреждение возможных негативных последствий в отношении своих интересов, в контексте обеспечения национальной безопасности в широком смысле слова.
Представляется, что как категория «двойное гражданство», так и категория «множественное гражданство» используются в научных и практических целях для определения, фактически, одного и того же явления политико-правовой действительности.
На сегодняшний момент комплекс вопросов, связанных с институтом двойного гражданства не находит своего целостного регулирования, будучи урегулированным в целом ряде правовых документов разного уровня. Более того, подобный подход к регулированию обозначенного круга вопросов обуславливает фрагментарность и непоследовательность в регламентации правового статуса лиц с двойным гражданством.
Базисом нормативного регулирования анализируемого института закономерно выступает соответствующее конституционно-правовое положение ст. 62 Конституции РФ, а также нормы Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Исходя из существующего правового регулирования, конституционно- правовая возможность гражданина обладать двойным гражданством, признаваемым со стороны государства в качестве такового, сводится к наличию или отсутствию заключенного Российской Федерацией соответствующего международно-правового документа, по обозначенному спектру вопросов правового регулирования.
В сфере двойного гражданства у Российской Федерации крайне малое число заключённых международно-правовых договоров, что нивелирует важность и широту возможного применения анализируемых конституционно-правовых положений.
Относительно рассматриваемой сферы правоприменения, Российской Федерацией заключен и действует, на данный момент, единственный договор подобного плана: международный договор - с Таджикистаном по вопросам двойного гражданства.
В итоге, на данный момент прослеживается устойчивая тенденция к сужению сферы применения института двойного гражданства - выведения его из обозначенного ранее правоприменительного спектра.
В практическом плане, сложившаяся на данный момент ситуация предполагает, что гражданин нашей страны, имея дополнительно гражданство другого зарубежного государства, с которым нет заключённого соглашения по вопросу двойного гражданства, считается в формальном аспекте со стороны России, в лице органов власти, только лишь как гражданин России.
Тем не менее, это не соответствует имеющимся реалиям и особенностям смежного правового регулирования - лица, имеющие гражданство другого государства, поимо российского, находятся в ином правовом положении, чем граждане России, не имеющие гражданства зарубежного государства. Права таких лиц в определённых аспектах сужаются, что предусматривает действующее российское законодательство.
Данные подходы и существующее в указанном направлении регулирование связано с тем, что гражданство другой страны, даже не создавая правовых последствий, которые возникают в случае признания двойного гражданства в силу имеющегося международного договора или соглашения, создаёт риски, связанные с тем, или иным, аспектом государственной или общественной безопасности.
Таким образом, можно сделать обоснованный вывод о том, что правовое регулирование вопросов двойного гражданства в Российской Федерации строится на отрицании федеральным законодателем у лица соответствующего правового статуса, при отсутствии у России заключённого и действующего международно-правового договора с соответствующим государством.
Несмотря на нормативное закрепление института двойного гражданства, его дальнейшее развитие на законодательном уровне требует некоторых дополнений.
Вызывает неоднозначную реакцию со стороны учёных и практиков введение в действующее правовое регулирование вопросов двойного гражданства уведомительного порядка, который должен соблюдаться гражданами, получившими иное гражданство, помимо российского. При этом, наиболее пристального внимания заслуживает вопрос законодательного закрепления, применительно к нарушению обозначенного порядка, возможности применения к лицу юридической ответственности - вплоть до ответственности в наиболее жёсткой и серьёзной её форме - уголовной.
Несмотря на то, что данное преступление относится к категории преступлений небольшой тяжести, сам факт применения к лицу, не исполнившему такого рода обязанность самого сурового вида ответственности, а также применения уголовного наказания и правовых последствий в виде судимости, не может не вызывать определённое недоумение, особенно с учётом того, что на протяжении многих лет порядок, связанный с наличием двойного гражданства был весьма либеральным.
Установление возможности привлечение лица к уголовной ответственности за обозначенное деяние вряд ли является обоснованным, ввиду того, что преступность и наказуемость соответствующего поведения, его криминализация должна строится лишь на основе серьёзных обоснований, имеющих как научную, так и практическую составляющую. Стихийная криминализация, как реакция на изменение политической конъюнктуры, не допустима.
С учётом того, что современное нормативно-правовое регулирование не исходит из предпосылок необходимости расширения основы для практики применения института двойного гражданства, следует внести в действующее законодательство определённые изменения.
В частности, положения ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в рамках которых закреплены основные термины, используемые в законе, нуждаются в дополнении и конкретизации.
Необходимо уточнить само концептуальное понятие института двойного гражданства и ввести в используемую терминологию понятие «множественное гражданство», в целях совершенствования существующего регулирования.
Также в рамках отдельной правовой нормы (новой ст. 6.1) следует обозначить порядок уведомления лица о наличии у него иного гражданства, а также непосредственно в тексте закона предусмотреть нормативный порядок привлечения к ответственности лиц, нарушивших установленный порядок уведомления.
Также следует сделать вывод о том, что проблема двойного гражданства - это многоаспектная проблема, причём, не только правовая, но и политическая, являющаяся актуальной как для нашей страны, так и для множества иных зарубежных государств, с учётом продолжающихся процессов глобализации, являющихся неизбежной составляющей цивилизационного развития мирового сообщества.
Решение данных проблем также видится многоаспектным и многомерным, поскольку соответствующее регулирование производится на разных уровнях: на уровне международных нормативно-правовых документов, а также и на уровне внутригосударственного права, что очень важно.
Государствам, на уровне международного сообщества, следует планомерно развивать международно-договорную базу: проводить взаимные многосторонние консультации по проблемам, связанным с двойным гражданством и его регулированием, производить взаимообмен опыта в указанной сфере, а также развивать договорные процессы, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства.
Только таким образом можно рассчитывать на то, что проводимая в указанном направлении работа будет приносить результаты, способствуя полноценной и эффективной защите прав и свобод личности.
Подобные работы
- Конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Международно-правовое регулирование двойного гражданства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Двойное гражданство: вопросы теории и истории
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Трансформация института гражданства
Курсовые работы, законодательство и право. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2020 - Понятие гражданства
Курсовые работы, законодательство и право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2020 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



