Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства в РФ

Работа №119071

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Понятие и общая характеристика института гражданства в Российской Федерации 8
1.1 Понятие и сущность гражданства 8
1.2 Общая характеристика порядка приобретения и прекращения
гражданства в РФ 14
Глава 2 Понятие, история возникновения и особенности института двойного гражданства в РФ 24
2.1 Понятие и история возникновения института двойного
гражданства 24
2.2 Анализ особенностей института двойного гражданства в РФ 38
Глава 3 Проблемы и перспективы развития института двойного гражданства в РФ 50
3.1 Проблемы правоприменения, связанные с институтом двойного
гражданства 50
3.2 Анализ дальнейших перспектив развития института двойного
гражданства в РФ 53
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 68

Актуальность исследования. Значение той правовой связи, что соединяет государство и личность, в качестве которой выступает гражданство, сложно переоценить, что, в определённой мере, и обуславливает актуальность обсуждения широкого круга научных и практических вопросов данной сферы.
Как отмечается авторами, «гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей совокупностью конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законами обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом» [54, с. 217].
Такая устойчивая правовая связь личности и государства создаёт баланс интересов, ведь с одной стороны благодаря номинальной принадлежности лица к числу граждан страны личность попадает под защиту данного государства, а с другой стороны - через институт гражданства государство защищает свои интересы, ведь права не мыслятся без обязанностей, возлагаемых на граждан.
В контексте вопросов, связанных с гражданством, отдельный интерес представляет институт двойного гражданства. Наличие двойного гражданства, а тем более второго гражданства является сравнительно новым явлением в государствах постсоветского пространства, что обуславливает определённые сложности как теоретического, так и практического плана, в свете изменений, внесённых законодателем в последние годы в действующее нормативно-правовое регулирование, в контексте реализации соответствующих положений Конституции Российской Федерации [41] (Конституции РФ).
Таким образом, данная тема актуальна, в особенности в связи с развитием различных интеграционных процессов, происходящих в современном обществе.
Цель исследования: проанализировать современные проблемы, связанные с институтом двойного гражданства в Российской Федерации, в контексте существующего правового регулирования данного спектра вопросов.
Задачи исследования:
- сформулировать подходы к определению понятия и сущности института гражданства;
- охарактеризовать ряд вопросов приобретения и прекращения российского гражданства;
- сформулировать дефиницию понятия гражданства;
- уделить внимание историческому аспекту двойного гражданства;
- проанализировать особенности, а также ряд актуальных проблем, связанных с исследуемым институтом.
Объект исследования: общественные отношения, связанные с институтом двойного гражданства в российском государстве.
Предмет исследования: положения нормативно-правовых актов, связанные с институтом двойного гражданства, а также материалы правоприменительной практики, затрагивающие исследуемую сферу.
Методология исследования: в основе проведенного дипломного исследования лежат как общие, так и частные методы научного познания, такие как: исторический метод, логико-структурный анализ правовых норм, а также многие иные методы научного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с институтом двойного гражданства, выступают, в той, или иной мере, предметом исследования многих специалистов.
Следует особо выделить работы таких авторов как: С.А. Авакьян, В.Т. Кабышев, В.Я. Кикоть, Э.Э. Клокова, О.Е. Кутафин, А.А. Самойленко, М.А. Шафир и других авторов.
Научно-практическая значимость исследования. Научная значимость проведённого исследования состоит в пополнении потенциала науки конституционного права теоретическими выводами и научными предложениями, связанными с исследуемой проблематикой института двойного гражданства. Также, полученные теоретические результаты исследования в рамках выполненной выпускной квалификационной работы предоставляет возможность совершенствования научных подходов к проблемам двойного гражданства в российском государстве в современных условиях правового регулирования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных выводов и предложений по совершенствованию отдельных нормативных положений в плане изменения действующего законодательства в целях совершенствования правового регулирования, а также правоприменительной деятельности по анализируемому кругу вопросов.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, разделённой на три главы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении работы следует подвести её общие итоги и обозначить рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в аспекте исследования.
Как явление социально-правовой действительности, институт гражданства предопределяет состояние взаимосвязи большей части проживающего на территории страны населения с государством, выступая своеобразным связующим элементом между обществом и государством, как политическим институтом.
Институт гражданства неразрывно связан с таким свойством государства, как суверенитет, поскольку обособленность и самостоятельность государства порождает связь со своими гражданами на началах такой суверенной организации.
Также представляется, что в рамках института гражданства органично сочетаются индивидуальные и коллективные начала, что находит отражение в определении меры социальной свободы личности.
Таким образом устанавливается единство взаимных прав и обязанностей личности и государства, ведь праву индивида соответствует обязанность государства, это право обеспечить, что находит своё проявление в определённой ответственности государства перед своими гражданами (как перед всеми вместе, так и относительно каждого в отдельности).
Определяющим, относительно основ двойного гражданства, является взаимодействие государства и личности, поскольку именно в таком взаимодействии, основанном на нормативном регулировании, проявляется конституционно-правовая природа и сущность института двойного гражданства.
В конкретизации соответствующих нормативных основ и правоприменительных процедур, связанных с институтом двойного гражданства заинтересованы как личность, обладающая соответствующим статусом (или претендующим на обладание таковым), так и само государство, которое прямо заинтересовано в защите прав своих граждан и в недопущении нарушения основ государственности и суверенитета.
Достаточно внятной может выступать следующая видовая категоризация института двойного гражданства, применительно к российским правовым реалиям:
- двойное гражданство, признанное государствами;
- двойное гражданство непризнанное государствами.
Соответственно, второй разновидностью двойного гражданства - непризнанной государствами, будет являться, так называемое, «спящее гражданство», или «отложенное гражданство».
При этом, наличие непризнанного государством двойного гражданства у лица, не исключает, а наоборот, обуславливает наличие в нормативном регулировании, на уровне внутригосударственного права, ряда ограничений для лиц данной категории.
Данные действия со стороны государства направлены на предупреждение возможных негативных последствий в отношении своих интересов, в контексте обеспечения национальной безопасности в широком смысле слова.
Представляется, что как категория «двойное гражданство», так и категория «множественное гражданство» используются в научных и практических целях для определения, фактически, одного и того же явления политико-правовой действительности.
На сегодняшний момент комплекс вопросов, связанных с институтом двойного гражданства не находит своего целостного регулирования, будучи урегулированным в целом ряде правовых документов разного уровня. Более того, подобный подход к регулированию обозначенного круга вопросов обуславливает фрагментарность и непоследовательность в регламентации правового статуса лиц с двойным гражданством.
Базисом нормативного регулирования анализируемого института закономерно выступает соответствующее конституционно-правовое положение ст. 62 Конституции РФ, а также нормы Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Исходя из существующего правового регулирования, конституционно- правовая возможность гражданина обладать двойным гражданством, признаваемым со стороны государства в качестве такового, сводится к наличию или отсутствию заключенного Российской Федерацией соответствующего международно-правового документа, по обозначенному спектру вопросов правового регулирования.
В сфере двойного гражданства у Российской Федерации крайне малое число заключённых международно-правовых договоров, что нивелирует важность и широту возможного применения анализируемых конституционно-правовых положений.
Относительно рассматриваемой сферы правоприменения, Российской Федерацией заключен и действует, на данный момент, единственный договор подобного плана: международный договор - с Таджикистаном по вопросам двойного гражданства.
В итоге, на данный момент прослеживается устойчивая тенденция к сужению сферы применения института двойного гражданства - выведения его из обозначенного ранее правоприменительного спектра.
В практическом плане, сложившаяся на данный момент ситуация предполагает, что гражданин нашей страны, имея дополнительно гражданство другого зарубежного государства, с которым нет заключённого соглашения по вопросу двойного гражданства, считается в формальном аспекте со стороны России, в лице органов власти, только лишь как гражданин России.
Тем не менее, это не соответствует имеющимся реалиям и особенностям смежного правового регулирования - лица, имеющие гражданство другого государства, поимо российского, находятся в ином правовом положении, чем граждане России, не имеющие гражданства зарубежного государства. Права таких лиц в определённых аспектах сужаются, что предусматривает действующее российское законодательство.
Данные подходы и существующее в указанном направлении регулирование связано с тем, что гражданство другой страны, даже не создавая правовых последствий, которые возникают в случае признания двойного гражданства в силу имеющегося международного договора или соглашения, создаёт риски, связанные с тем, или иным, аспектом государственной или общественной безопасности.
Таким образом, можно сделать обоснованный вывод о том, что правовое регулирование вопросов двойного гражданства в Российской Федерации строится на отрицании федеральным законодателем у лица соответствующего правового статуса, при отсутствии у России заключённого и действующего международно-правового договора с соответствующим государством.
Несмотря на нормативное закрепление института двойного гражданства, его дальнейшее развитие на законодательном уровне требует некоторых дополнений.
Вызывает неоднозначную реакцию со стороны учёных и практиков введение в действующее правовое регулирование вопросов двойного гражданства уведомительного порядка, который должен соблюдаться гражданами, получившими иное гражданство, помимо российского. При этом, наиболее пристального внимания заслуживает вопрос законодательного закрепления, применительно к нарушению обозначенного порядка, возможности применения к лицу юридической ответственности - вплоть до ответственности в наиболее жёсткой и серьёзной её форме - уголовной.
Несмотря на то, что данное преступление относится к категории преступлений небольшой тяжести, сам факт применения к лицу, не исполнившему такого рода обязанность самого сурового вида ответственности, а также применения уголовного наказания и правовых последствий в виде судимости, не может не вызывать определённое недоумение, особенно с учётом того, что на протяжении многих лет порядок, связанный с наличием двойного гражданства был весьма либеральным.
Установление возможности привлечение лица к уголовной ответственности за обозначенное деяние вряд ли является обоснованным, ввиду того, что преступность и наказуемость соответствующего поведения, его криминализация должна строится лишь на основе серьёзных обоснований, имеющих как научную, так и практическую составляющую. Стихийная криминализация, как реакция на изменение политической конъюнктуры, не допустима.
С учётом того, что современное нормативно-правовое регулирование не исходит из предпосылок необходимости расширения основы для практики применения института двойного гражданства, следует внести в действующее законодательство определённые изменения.
В частности, положения ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в рамках которых закреплены основные термины, используемые в законе, нуждаются в дополнении и конкретизации.
Необходимо уточнить само концептуальное понятие института двойного гражданства и ввести в используемую терминологию понятие «множественное гражданство», в целях совершенствования существующего регулирования.
Также в рамках отдельной правовой нормы (новой ст. 6.1) следует обозначить порядок уведомления лица о наличии у него иного гражданства, а также непосредственно в тексте закона предусмотреть нормативный порядок привлечения к ответственности лиц, нарушивших установленный порядок уведомления.
Также следует сделать вывод о том, что проблема двойного гражданства - это многоаспектная проблема, причём, не только правовая, но и политическая, являющаяся актуальной как для нашей страны, так и для множества иных зарубежных государств, с учётом продолжающихся процессов глобализации, являющихся неизбежной составляющей цивилизационного развития мирового сообщества.
Решение данных проблем также видится многоаспектным и многомерным, поскольку соответствующее регулирование производится на разных уровнях: на уровне международных нормативно-правовых документов, а также и на уровне внутригосударственного права, что очень важно.
Государствам, на уровне международного сообщества, следует планомерно развивать международно-договорную базу: проводить взаимные многосторонние консультации по проблемам, связанным с двойным гражданством и его регулированием, производить взаимообмен опыта в указанной сфере, а также развивать договорные процессы, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства.
Только таким образом можно рассчитывать на то, что проводимая в указанном направлении работа будет приносить результаты, способствуя полноценной и эффективной защите прав и свобод личности.



1. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994. 255 с.
2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность. М. 2000. 311 с.
3. Алиева М.Н. Актуальные проблемы гражданства в свете развития норм национального и международного права // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. Т. 23. 2017. № 3. С. 63-67.
4. Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16.05.2016 г. по делу № 33а-2262/2016 // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
5. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 25.01.2016 г. по делу № 33-1415/2016 // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
6. Апелляционное определение Московского областного суда от 07.08.2013 г. по делу№ 33-17103/2013 // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
7. Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 05.03.2014 г. № 33-1007-2014 // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
8. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 07.06.2016 г. по делу № 33-8033/2016 // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
9. Апелляционное постановление Московского городского суда от 01.06.2016 г. по делу № 10-8053/2016 // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
10. Багдасарян С.Д., Петрова С.В., Толчанов А.А. Институт двойного гражданства в российском законодательстве: проблемы и перспективы // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 1. С. 46-53.
11. Батырь В.А. Международное гуманитарное право: учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2011. 293 с.
12. Белкин А.А. О некоторых доктринальных вопросах института гражданства // Правоведение. 1995. № 6. С. 10-15.
13. Белковец Л.П. Правовое регулирование выхода из советского гражданства в 1920 - 1930-е годы // Миграционное право. 2008. № 1. С. 15-18.
14. Белов А.В. Международно-правовые аспекты двойного гражданства: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. 250 с.
15. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. 121 с.
16. Ванюшин Я.Л. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный). М., 2014. 155 с.
17. Варлен М.В. Новые аспекты института российского гражданства // Законность. 2002. № 12. С. 13-17.
18. Васильева Т.А. Регламентация двойного гражданства в
европейских странах: современные тенденции // Сравнительное
Конституционное Обозрение. 2011. № 4. С. 53-56.
19. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. 448 с.
20. Волох В.А., Воронина Н.А. К вопросу о двойном гражданстве // Право и политика. 2018. № 1. С. 39-47.
21. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. № 67. 1995.
22. Голик Ю.В., Балашова Т.Н., Балашов З.В., Дук Ю.И. Основные направления противодействия нелегальной миграции в Российской Федерации на современном этапе // Общество и право. 2008. № 1. С. 17-20.
23. Головко А.А. Человек, личность, гражданин. Минск, 1982. 123 с.
24. Декрет ВЦИК от 05.04.1918 г. «О приобретении прав российского гражданства» // СУ РСФСР. 1918. № 31. Ст. 405.
25. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 23.11.1917 г. «Об уничтожении гражданских сословий и чинов» // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. № 9.
26. Дмитриев Ю.А., Моисеева Е.Ю. Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный). М.: Деловой двор, 2014. 147 с.
27. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (подписан в г. Москве 07.09.1995 г.) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5683.
28. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г. «О создании Союзного государства» // СЗ РФ. 2000. № 7. Ст. 786.
29. Европейская конвенция о гражданстве (ETS № 166) (Заключена в г. Страсбурге 06.11.1997 г.) // СПС «Консультант плюс».
30. Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. 13.10.1997. № 41. С. 8220-8235.
31. Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в
Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.
32. Закон РФ от 28.11.1991 г. № 240 «О гражданстве» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 48. Ст. 1694.
33. Закон СССР от 23.05.1990 г. «О гражданстве СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 23. Ст. 435.
34. Кабышев В.Т. С Конституцией по жизни: Избранные научные труды. М. 2013. 188 с.
35. Капранова Ю.В., Трифонов С.Г. Ретроспективный анализ института гражданства // Философия права. 2019. № 3 (90). С. 53-56.
36. Клокова Э.Э. Институт двойного гражданства в Российской Федерации: теоретические аспекты, законодательство и правоприменение: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 200 с.
37. Клокова Э.Э. Перспективы развития двойного гражданства // Юридическая наука. 2019. № 2. С. 90-93.
38. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
39. Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (Заключена в г. Гааге 12.04.1930 г.) // Сборник действующее международное право в 2-х томах. Т. 1. М. 2007.
40. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12.04.1978 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
41. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144.
42. Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 томах. Том 3. Российское гражданство: монография. М., 2011. 350 с.
43. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2004. 345 с.
44. Международное право: учебник / отв. ред. С.А. Егоров. М., 2015. 652 с.
45. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
46. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 г. № 250-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации» // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
47. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. № 797- О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 26.12.2007. № 290.
48. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от
26.10.2015 г. по делу № А56-77509/2014 // Документ официально
опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
49. Постановление ВС РФ от 22.11.1991 г. № 1920-1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
50. Прудников А.С. Правовые основы российского гражданства: учебное пособие. М., 2012. 181 с.
51. Распоряжение Президента РФ от 15.09.2008 г. № 538-рп «О подписании Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия» // СЗ РФ. 2008. № 38. Ст. 4294.
52. Распоряжение Президента РФ от 15.09.2008 г. № 539-рп «О подписании Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия» // СЗ РФ. 2008. № 38. Ст. 4295.
53. Российское гражданство: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 383 с.
54. Самойленко А.А. Гражданство Российской Федерации на современном этапе развития: понятие, принципы, основания и способы приобретения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 1-2 (40). С. 217-219.
55. Самойлов В.Д., Соловьёва М.В. Двойное гражданство как конституционно-правовой институт обеспечения безопасности государства // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 6. С. 34-37.
56. Смирнова Е.С. Институт гражданства: статичность или
перспективы национального и международно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 25-29.
57. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Заключено в г. Ашхабаде 23.12.1993 г.) // СЗ РФ. 1996. № 10. Ст. 830.
58. Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1998. 559 с.
59. Трофимова Л.А. Понятие и значение судебной практики в российской правовой системе // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. № 2. С. 7-12.
60. Трыканова С.А. Организационно-правовое регулирование миграции в России и Европе: сравнительный анализ: Учебное пособие. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2012. 191 с.
61. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63- ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
62. Федеральный закон от 04.06.2014 г. № 142-ФЗ «О внесении
изменений в ст. 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2927.
63. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 02.08.2004 г. № 31. Ст. 3215.
64. Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 2 части 2 статьи 22 Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в связи с реорганизацией государственного управления в сфере миграции и в сфере внутренних дел» // СЗ РФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8454.
65. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
66. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 507-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 60.
67. Черниченко С.В. Вопросы гражданства в современном международном праве. М., 1963. 173 с.
68. Черниченко С.В. Двойное гражданство и права человека в контексте взаимоотношений России с другими членами СНГ // Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995. С. 123-125.
69. Чертков А.Н. Территориальное устройство Древнерусского государства: поиск правовой основы // История государства и права. 2010. № 21. С. 34-36.
70. Шафир М.А. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование / Конституционный строй России. Вып. 1. М., 1992. 280 с.
71. Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. М., 1969. 166 с.
72. Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене. // Адвокатская практика. 2009. № 1. С. 23-27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ