Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение образовательного квеста, как средства развития коммуникативных умений у младших школьников д
1.1 Психологическая характеристика младшего школьного возраста 9
1.2 Изучение особенностей коммуникативных умений у
младших школьников 12
1.3 Возможности образовательного квеста в развитии
коммуникативных умений у младших школьников 15
Глава 2 Экспериментальное изучение образовательного квеста как средства развития коммуникативных умений у младших школьников .. 19
2.1 Организация и методы исследования 19
2.2 Анализ полученных результатов констатирующего этапа
исследования 23
2.3 Содержание работы по развитию коммуникативных умений у младших школьников посредством образовательного квеста 33
2.4 Определение эффективности работы по развитию
коммуникативных умений у младших школьников посредством образовательного квеста 38
Заключение 48
Список используемой литературы 52
Приложение А Характеристика выборки исследования 55
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 56
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 58
Реализация ФГОС начального образования предполагает создание условий для развития личности каждого ребенка, поддержки инициативы и самостоятельности «на основе индивидуального подхода к детям школьного возраста и специфичных для детей школьного возраста видов деятельности».
Главным компонентом успешного общения на личностном уровне является развитие коммуникативных умений, длительный путь, к овладению которыми начинается в раннем детстве. Коммуникативные умения - такой вид умений, которые способствуют тому, что человек может контактировать и общаться с другими людьми, группой людей, обществом. Они отличаются тем, что представляют собой осознанные действия, которые помогают выстроить поведение человека с целью наиболее эффективного взаимодействия с окружающей средой.
Высокий темп развития учащихся начальных классов требует широчайшего привлечения их к активной учебной и общественной деятельности. Особенности воспитания учащихся начальных классов обусловлены ощутимым влиянием ряда определяющих факторов: качественно новым образом жизни и деятельности.
Вместе с тем, использование жанра образовательного квеста, способствует развитию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации, раскрытия своего потенциала и профессионального самоопределения. Квест - это интерактивная игра, которая может проводиться на улицах поселков, городов, в музее, в парке, но обязательно должна проводиться в соответствии с правилами, в основе которых лежит целенаправленный поиск.
Повышение интереса к проблеме межличностного взаимодействия приводит к разработке и открытию разнообразных направлений психологии, в рамках которых осуществляется рассмотрение как общих вопросов взаимодействия - социальная психология (Г.М. Андреева), так и частных: психология общения (Б.Д. Парыгин, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев), социально- перцептивных-особенностей личности (О.К. Агавелян, В.Н. Мясищев, Р.О. Агавелян), психология невербального общения (В.А .Лабунская), соционика (Е.С. Филатова), физиогномика (В.В. Куприянов, В.А. Кузнецова, Г.В. Стовичек), имиджелогия (В.М. Шепель и другие).
Обзор работ российских педагогов и психологов показал, что коммуникативные умения, их формирование и развитие у детей - объект исследования многих ученых (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, О.Е. Смирнова, Г.А. Урунтаева, М.И. Яшина и другие).
Анализ научной литературы дает нам возможность утверждать, что в настоящее время актуализируется необходимость организации целенаправленной работы с детьми младшего школьного возраста по развитию коммуникативных умений.
Таким образом, в данной работе нами выявлено противоречие между необходимостью развития коммуникативных умений у младших школьников и недостаточным использованием образовательного квеста.
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы возможности образовательного квеста как средства развития коммуникативных умений у младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Образовательный квест как средство развития
коммуникативных умений у младших школьников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность образовательного квеста как средства развития коммуникативных умений у младших школьников.
Объект исследования: коммуникативная сфера младших школьников.
Предмет исследования: образовательный квест как средство развития коммуникативных умений у младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что одним из средств развития коммуникативных умений у младших школьников может служить образовательный квест. Образовательный квест позволяет развить вербальные средства общения, проявляющиеся в умении вести конструктивно дискуссию, объяснять и аргументировать собственную точку зрения партнеру по совместной деятельности для достижения результата, и умения договариваться в конфликтной ситуации.
Задачи исследования:
- представить теоретический анализ по проблеме развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте;
- выявить уровень развития коммуникативных умений у младших школьников;
- разработать и апробировать содержание работы по развитию коммуникативных умений у младших школьников посредством образовательного квеста;
- определить эффективность работы по развитию коммуникативных умений у младших школьников посредством образовательного квеста.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
- теоретические исследования в области развития коммуникативных умений: Я. Йирасек, Г.И. Капчеля, А. Целик, Г. Гетпер, С. Штребел, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин;
- исследования об особенностях развития у детей младшего школьного
возраста коммуникативных умений: Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравпов, Е.Е. Кравпова;
- работы с исследованием особенностей работы по развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста посредством образовательного квеста: В.Р. Кисловская, Т.А. Репина, В.С. Мухина, А.В. Кривчук.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность образовательного квеста, как средства развития коммуникативных умений у младших школьников; определены показатели и уровни развития коммуникативных умений у младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована эффективность образовательного квеста, как средства развития коммуникативных умений у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию коммуникативных умений у младших школьников посредством образовательного квеста может быть использовано в образовательном процессе других школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Государственное учреждение «Общеобразовательная средняя школа № 25 города Актобе». В данном исследовании - 40 испытуемых детей в возрасте 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 10 рисунками.
В ходе теоретического изучения образовательного квеста как средства развития коммуникативных умений у младших школьников нами было установлено, что коммуникативные умения - такой вид умений, которые способствуют тому, что человек может контактировать и общаться с другими людьми, группой людей, обществом. Они отличаются тем, что представляют собой осознанные действия, которые помогают выстроить поведение человека с целью наиболее эффективного взаимодействия с окружающей средой.
Образовательный квест и происходящая в его процессе деятельность направлена на стимулирование активной речи, так как происходит обогащение словарного запаса. Квест - это не только полезная интеллектуальная альтернатива стандартным играм для детей, но и уход от типового сценария, которые не учат думать, а лишь способствуют следованию правилам. Приключенческие квесты - это набор заданий, которые обязательно имеют несколько способов решения. Школьники сами выбирают приемлемый способ решения поставленной задачи и тем самым развивают не только свои лидерские навыки, но и умение работать в команде. Главная цель игры - повышение заинтересованности в изучении некоторых предметов, а также развитие коммуникативных умений детей. Все это способствует развитию коммуникативных умений. В образовательном квесте должна реализовываться работа по развитию обучающихся в таких направлениях, как общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, общекультурное, физкультурно-спортивное, оздоровительное.
Констатирующий этап эксперимента позволил установить, что низкий уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников можно диагностировать у 45% детей. Понимание эффективности методов общения отсутствует, ребенок не демонстрирует установку на конструктивное общение с другими школьниками в процессе деятельности. Школьник не стремится сделать в работе какой-либо общий рисунок или узор, с партнерами по деятельности общается минимально. У школьника не наблюдается умение грамотно приводить аргументы в защиту своей позиции, навыки уступать в парном общении и общаться конструктивно в случае конфликта также отсутствуют. Школьник не стремится сделать в работе какой-либо общий узор, с партнерами по деятельности общается минимально, попыток договориться не наблюдается. Стремлений к помощи партнеру не наблюдается. Школьник рассортировать фишки не может, общаться в ходе сортировки не желает, не уступает партнеру. Школьник не может выразить свою точку зрения так, чтобы она стала ясна партнеру. Вопросы другому ребенку задавать не стремится, свою точку зрения донести или объяснить не старается.
Средний уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников можно диагностировать у 55% детей данной возрастной группы. Понимание эффективности методов общения сформировано частично, ребенок демонстрирует установку на конструктивное общение с другими школьниками в процессе деятельности, но навыков договариваться и уступать не демонстрирует. Школьник в целом стремится сделать в работе какой-либо общий рисунок или узор, однако с партнерами по деятельности общается минимально. У школьника частично сформировано умение грамотно приводить аргументы в защиту своей позиции, навыки уступать в парном общении диагностируются, но сформированы частично. Школьник не стремится сделать в работе какой-либо общий узор, с партнерами по деятельности общается минимально, попыток договориться не наблюдается. У школьника наблюдается частично сформированное умение грамотно приводить аргументы в защиту своей позиции, навыки уступать в парном общении и общаться конструктивно в случае конфликта отсутствуют. Стремление к помощи партнеру наблюдается, но в случае конфликта интересов оно пропадает. Школьник рассортировать фишки не может, общаться в ходе сортировки не желает, партнеру уступает неохотно и после долгого обсуждения на повышенных тонах. Школьник может выразить свою точку зрения так, чтобы она стала ясна партнеру, но тратит на это много времени. Вопросы другому ребенку задавать не стремится, свою точку зрения донести или объяснить в целом старается.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено. Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание работы по развитию коммуникативных умений у младших школьников посредством образовательного квеста.
Нами было доказано, что одним из средств развития коммуникативных умений у младших школьников может служить образовательный квест. Образовательный квест позволяет развить вербальные средства общения, проявляющиеся в умении вести конструктивно дискуссию, объяснять и аргументировать собственную точку зрения партнеру по совместной деятельности для достижения результата, и умения договариваться в конфликтной ситуации.
На контрольном этапе эксперимента установлено, что в экспериментальной группе уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников существенно повысился: количество детей младшего школьного возраста с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников выявлен у 10%, тогда как ранее этот показатель был равен 0.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М. : Педагогика,
2014. 318 с.
2. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно- коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М. : 2017. 126 с.
3. Архипова А. Ю. Я - концепция в подростковом возрасте. СПб. : Реноме, 2014. С. 16-18.
4. Батуев A. C. Критические периоды детства и среда воспитания (начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка) // Мир психологии. 2016. №1. С. 13-18.
5. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : «Педагогика», 2018. 352 с.
6. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999.
7. Волкова М. В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект. Казань : Издательство Казанского университемата, 2018. 228 с.
8. Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная
мотивация: основные теории и оно подходы // Северо - Кавказский
психологический вестник. 2016. № 3. С. 45- 51.
9. Гузеев В. В. Образовательная технология от приема до философии. М. : Сентябрь, 2018. 112 с.
10. Жебровская О. О. Международный вебинар «Живые квесты в образовании (современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013-qq-q- q.html.
11. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в контексте
требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517.
12. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Спб. : КАРО, 2018. 368 с.
13. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: «Модэк», 2017. 384 с.
14. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М. : Просвещение, 2019. 196 с.
15. Маслова Т. С. Современные теории еще мотивации в образовательной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 850-852.
16. Мухина B. C. Психология детства и отрочества. М. : Слово, 2015. 237 с.
17. Остапенко А. А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технология. М. : Нар. образ., НИИ шк. техн., 2014. 384 с.
18. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н.,
Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования.
2015. №1-2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=20247.
19. Патяева Е. Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение. М. : Смысл, 2015. 343 с.
20. Подласый М. П. Педагогика. М. : Высшее образование, 2015. 540 с.
21. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М. : НИИ шк. техн., 2015. 224 с.
22. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М. : НИИ шк. техн. 2017. 288 с.
23. Семенова Т. В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 185- 194.
24. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. : АПК и ПРО, 2015. 118 с.
25. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. Ростов-на- Дону : Феникс, 2013. 361 с.
26. Степанов С. А. Кому неуютно в школе? // Школьный психолог. 2016. № 12. 153 с.
27. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся // Начальная школа. 2016. № 9. С. 34-38.
28. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. : Просвещение, 2014. 315 с.