Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов

Работа №118080

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников 6
1.1. Понятие «познавательные универсальные учебные действия» и его содержание в контексте ФГОС НОО 6
1.2. Экологический проект как средство развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в ходе экологических проектов 31
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников 31
2.2. Реализация экологических проектов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников 41
2.3. Анализ результатов исследования уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста при реализации экологических проектов 52
Заключение 62
Список используемой литературы 64

Одна из приоритетных задач современного отечественного образования - не только освоение обучающимися знаний и умений по учебным предметам, но также и формирование универсальных учебных действий. На это указывает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) как на требование, обязательное при реализации основной образовательной программы ФГОС НОО (начального общего образования). Именно эти учебные действия рассматриваются как основа для отбора и структурирования содержания образования, приемов, методов и форм обучения.
К наиболее эффективным способам развития универсальных учебных действий (УУД) как в учебной, так и во внеучебной деятельности можно отнести, к примеру, практико-ориентированные методы, создающие условия для самостоятельного освоения обучающимися опыта получения новых знаний, умений, навыков, и, в целом, умения учиться. В данном случае, универсальные учебные действия являются итогом образовательного процесса и условием дальнейшего успешного обучения. В частности, развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся может быть организовано в рамках проектной деятельности.
Как указывает Г.А. Цукерман, обучение посредством проектной деятельности - это условие формирования «проектного способа» взаимодействия обучающегося с миром, формирования и усовершенствования познавательных универсальных учебных действий.
Теория и практика применения проектной деятельности обучающихся рассмотрены в публикациях И.С. Сергеевой, А.В. Бычкова и др. Специфические черты реализации экологических проектов раскрываются в исследованиях Л.И. Буровой, Ф.И. Гиренка, Н.Н. Моисеева, Л.П. Симоновой, И.В. Цветковой др.
Проблема исследования: каковы возможности проектной деятельности для развития познавательных УУД детей младшего школьного возраста?
Цель исследования - разработать содержание экологических проектов и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность для развития познавательных универсальных учебных действий учащихся младших классов.
Объект исследования - учебно - воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - процесс развития познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы при реализации экологических проектов.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы при осуществлении экологических проектов будет эффективен, если:
• мотивировать младших школьников к участию в экологических проектах;
• включить школьников в процесс выявления социально значимых экологических проблем, постановки целей и планирования деятельности, в поиск необходимой экологической информации, ее анализ и структурирование;
• организовать природоохранную деятельность детей в процессе выполнения экологического проекта;
• включить обучающихся в выбор продукта экологического проекта, его презентацию, рефлексию проектной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1. Провести анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования, на основе анализа раскрыть сущность познавательных универсальных учебных действий и специфику реализации экологических проектов в начальной школе.
2. Спроектировать диагностический инструментарий и выявить актуальный уровень развития познавательных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и реализовать экологические проекты, цель которых - развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
4. Дать оценку результатам опытно-экспериментальной работы.
Для реализации основных задач, а также для проверки гипотезы исследования были использованы следующие методы:
• метод анализа (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности);
• методы диагностики (выявление уровня развития познавательных УУД младших школьников);
• метод эксперимента (педагогический эксперимент).
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Пискалы муниципального района Ставропольский Самарской области (далее - ГБОУ СОШ с. Пискалы).
Практическая значимость работы состоит в том, что выработанный комплекс экологических проектов может быть использован учителями начальной школы для развития познавательных универсальных действий младших школьников.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы (54 источника), 11 таблиц, 11 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под познавательными универсальными учебными действиями понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.
Развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников способствует проектная деятельность, в том числе и экологического содержания. В результате участия в проектной деятельности у младших школьников развиваются операции мышления: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации и обобщения объектов. Экологический проект направлен на сохранение или улучшение качества окружающей среды, либо сопровождения (разработки компонентов) проектов деятельности, которая должна соответствовать определенным экологическим требованиям.
Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: мотивация младших школьников к выполнению проектов экологической тематики; включение обучающихся в выявление социально значимой экологической проблемы, целеполагание и планирование деятельности; включение младших школьников в поиск необходимой экологической информации, ее анализ и структурирование; организация природоохранной деятельности детей в процессе выполнения экологического проекта; включение младших школьников в выбор продукта экологического проекта, его презентацию, рефлексию проектной деятельности и пр.
В ГБОУ СОШ с. Пискалы нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством реализации экологических проектов.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития познавательных УУД обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание очень низкого и низкого уровней.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию экологических проектов, направленных на развитие познавательных учебных действий учащихся 2 «А» класса (опытной группы) с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанных нами экологических проектов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованные экологические проекты являются эффективными в процессе развития познавательных УУД младших школьников в рамках изучения предмета «Окружающий мир» и в рамках внеурочной деятельности.


1. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. М.: Просвещение, 2010. 150 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. М.: Просвещение, 2008. С. 70-103.
3. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей / Л.А. Бойко // Начальная школа. 2005. № 6. С. 13-18.
4. Боронина Л.Н. Основы управления проектами: Учебное пособие / Л.Н. Боронина, З.В. Сенук. Москва : Флинта, Изд-во Урал. ун-та. 2017. 112 с.
5. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках окружающего мира / Л.Ю. Бритвина // Начальная школа. 2005. № 6. С. 31-33.
6. Бритвина Л.Ю. Метод экологических проектов в начальной школе / Л.Ю. Бритвина // Начальная школа. 2007. № 3. С. 24-27.
7. Брыкина Е.К. Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром / Е.К. Брыкина, Е.С. Немкина // Педагогика и психология образования. 2017. №2. С.28-33.
8. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычкова. М.: Просвещение, 2010. 136 с.
9. Володин А.А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143-150.
10. Вергелес, Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников : учеб. пособие / Г.И. Вергелес. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : ИНФРА-М, 2020. 174 с.
11. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации : метод. пособие / под ред. И.В. Муштавинской, Т.С. Кузнецовой. Санкт-Петербург : КАРО, 2016. 256 с.
12. Головко О.С. Экологическая педагогика? Да! / О.С. Головко // Учитель. 2000. № 2. С. 15-18.
13. Гринько М.Н. Опыт организации исследовательской деятельности обучающихся : учебное пособие / М. Н. Гринько, И. Н. Мешерякова, А. Н. Персунько [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Моисеевой. Москва : ФЛИНТА, 2016. 152 с.
14. Гузеев В.В. Консультации: проектная деятельность / В.В. Гузеев, Н.В. Новожилова, А.В. Рафаева. М.: Просвещение, 2000. 240 с.
15. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. 2011. № 6. С. 45-47.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ