Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся при работе с контурными картами

Работа №14763
Тип работыДипломные работы
Предметгеография
Объем работы64стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся при
работе с контурными картами 7
1.1. Характеристика универсальных учебных действий как результат
освоения образовательной программы по ФГОС 7
1.2. Требования ФГОС к географическому образованию 19
1.3. Методические приемы работы с контурными картами, глобусом и
атласом как средство формирования УУД 32
Выводы по главе 1 41
Глава II. Опытно-эмпирическое исследование проблемы развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся при работе с контурными картами 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 45
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список используемых источников 49
Приложения 52
В современном обществе перед системой школьного образования стоит
ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический
характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигнуты
обучающимися уже сегодня, будут востребованы в течение всей жизни.
Таким образом, главной задачей современной географии является
формирование совокупности универсальных учебных действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», т.е. способность субъекта
к сознательному и активному приобретению нового социального опыта, а не
только овладение обучающимися конкретными знаниями и навыками в
рамках предмета.
В условиях введения ФГОС нового поколения тема развития и
формирования универсальных учебных действий (УУД) становятся
актуальной и для школьной географии. Под УУД подразумеваются
обобщённые способы деятельности, способствующие саморазвитию и
самосовершенствованию обучающегося. Современная система образования
призвана вооружить ребенка универсальными способами действий, которые
помогут ему совершенствоваться и развиваться, а формирование
способности и готовности обучающихся реализовывать УУД, позволит
повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в
школе.
Контурные карты являются значимой составляющей школьной
географии. С их помощью обучающиеся легко усваивают материал, учатся
творчески мыслить и делать выводы.
Вышесказанное обусловило выбор темы «Развитие познавательных
универсальных учебных действий обучающихся при работе с контурными
картами». Цель исследования:осуществить развитие познавательных
универсальных учебных действий обучающихся при работе с контурными
картами.
Объект исследования: процесс развития познавательных
универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии
Предмет исследования: работа обучающихся с контурными картами
как средство развития познавательных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: предполагаем, что эффективным средством
развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся на
уроках географии является работа с контурными картами.
Задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования;
2) выявить эмпирически актуальный уровень сформированности
познавательных УУД обучающихся (на примере географического
материала);
3) осуществить опытную работу по развитию познавательных УУД
обучающихся с использованием контурных карт
4) разработать методический материал
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы
по теме исследования);
2. Эмпирические методы: тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки данных
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось
на базе МБОУ «Верх-Катунская СОШ». В исследовании принимали участие
обучающихся 8 классов в количестве 20 человек.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут использоваться в работе учителя географии.
В работе рассматривается проблема развития познавательных универсальных учебных действий при работе с контурными картами, обосновывается ее актуальность.
В первой главе был проведен теоретический анализ проблемы, рассмотрено определение универсальные учебные действия, их методы и виды.
Так же, мы описываем методы формирования познавательных УУД на уроках географии при использовании контурных карт. Объясняем эффективность и значимость контурных карт.
Использование контурных карт позволяет развивать у учащихся чувство пространства, умение по географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое
использование на уроках географии контурных карт способствует также
формированию умения по словесной географической характеристике территории определять её положение на карте.
Во второй главе приводится описание исследования и анализ результатов исследования. В проведенном исследовании доказано, что большинство
учащихся обладают средним уровнем навыка пользования контурными картами, а при проведении профилактических мероприятий уровень умений и
навыков работы с картами увеличивается.
Таким образом, исходя из нашего исследования, можно сделать вывод
о том, что проблема нехватки навыков и практики работы с контурными картами имеет достаточное распространение среди учащихся. Поэтому актуальной задачей становится проведение профилактической работы через систему
мероприятий, включающих различные новые и эффективные методы, одним
из которых является работа в группе и игры. Эмпирическим путем мы доказали эффективность методов использования контурных карт. В результате
цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы.
Анисимов, В. В., Общие основы педагогики: учеб.для вузов [Текст]: учеб. Пособие для студентов / Сост.: В. В. Анисимова, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров - М.: Просвещение, 2013. – 587 с.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной
школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя, А.
Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская – М.: Просвещение, 2010.
3. Беловолова, Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие [Текст]: под.ред. Е. А. Беловолова. –
М.: Вентана-Граф, 2015. – 224 с.
4.Букина, Т. В. «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://nsportal.ru (2016г.)
5. Володина, Г. В. «Активные методы и формы обучения географии» [Текст]:
метод.рекомендация / Г. В. Володина; - М.:-1988.
6. Гакаев, Р. А., Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета [Текст]: под ред. Р. А. Гакаева, М. Ж. Чатаева; -
Научное обозрение 2014 - № 4 - С. 45-56
7. Галай, И. П. Методика обучения географии [Текст]: под ред. И. П. Галай; -
Минск.: Аверсэв, - 2012. - 116 с.
8. Голов, В. П. Средства географии и условия их эффективного использования
[Текст]: учеб.пособие / В. П. Голов – М.: Просвещение, 1987.
9.Гореленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их
формирования [Текст]: под ред. Н.М. Горленко [и др.] - Народное образование. -
2012. - № 4. - С. 153-160
10. Дмитрук, Н. Г. Методика обучения географии: учебник для вузов подисц.
«Методика обучения географии» [Текст]: под ред. Н. Г. Дмитрук; - М. : Академия, 2012. - 320 с.50
11. Душина, И. В., География в школе. Практическая составляющая обучения
географии [Текст]: И. В. Душина, А. А. Летягин, Е. А. Беловолова – основа
формирования компетенций школьников; – 2009. - № 1. – с. 43.
12. Душина, И. В., Методики и технологии обучения географии в школе [Текст]:
под ред. И. В. Душиной, Е. А. Таможня, В. Б. Пятунин. – М.: AСT Астрель,
2002. - 203 с.
13. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического
исследования [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /
В.И.Загвязинский, Р.А.Атаханов. М.: Академия, 2015. - 208 с.
14. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии: учебно-методический
комплекс для студентов географического факультета [Текст]: под ред. Ю. А.
Иванова; – Брест: БрГУ, 2013. – 290 с.
15. Карабанова, О. А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.prosv.ru (2010г.)
16. Касьянов, А. Е. Контроль знаний и умений школьников по географии. География в школе [Текст]: под ред. А. Е. Касьянова; - 1990. – №1, с. 23-25.
17. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб.пособие для студентов
/ Б. Т. Лихачев; - М., 1993.
18. Мамонтов, А. П. Формирование универсальных учебных действий на уроках
географии [Текст]: под ред. А. П. Мамонтова; - Вестник КГПУ - 2012 - №2
19. Матрусова, И. С. Методика обучения географии в средней школе [Текст]:
пособие для учителя; под ред. И.С. Матрусова. - М.: Просвещение, 1985.
20. Мишакина, Т.Л., Формирование универсальных учебных действий [Текст]:
под ред. Т. Л. Мишакина, С. А. Гладкова – М.: Ювента, 2009. – 48с.
21. Новенко, Д. В. О новых технологиях в преподавании географии. География в
школе [Текст]: под ред. Д. В. Новенко; – 1999. – № 7, с.53.
22. Оценочные исследования в географии [Текст]: учебно-методическое пособие
для студентов и магистрантов географического факультета / Сост.: С. М. Токарчук, О. В. Токарчук; – Брест: БрГУ, 2016. – 85 с.51
23. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных
действий школьника [Текст]: под ред. Петрова И. В. - Молодой ученый. – 2011.
– №5. Т.2. – С. 151-155.
24. Педагогика: Учеб. пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст]: учеб. пособие для студентов / Под ред. Пидкасистого П. И. - М.:
Педагогическое общество России, 2002.
25. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст]: учеб.пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.
Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997.
26.Рыщенко, Л. А. Работа с картами на уроках географии [Текст]/ Л.А.
Рыщенко. М.: Дрофа, 2014. 164 с.
27. Ступникова, А.Д. "Справочник учителя географии" [Текст]: А. Д. Ступникова, Л. В. Бражникова; - Волгоград: "Учитель", 2013.
28. Система развивающегообучения [Текст]: пособие для студентов педагогических вузов / Сост.: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов; - М.: издательский центр "Союз", 2009. - С.153-157.
29. Татарченкова, С. А. Технология развития универсальных учебных действий
учащихся в урочной и неурочной деятельности [Текст]: под ред. С. А. Татарченкова - Изд. « Каро» - 2014.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт основногообщегообразования: Федер. закон Рос. Федерации от 17 декабр

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.