Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРОСТКОВ

Работа №46179

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
404
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Содержательная характеристика универсальных учебных действий 7
1.2 Характеристика подросткового возраста и особенности развития
мышления на данном этапе 11
1.3 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования
познавательных универсальных учебных действий у подростков 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ И
ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРОСТКОВ 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования ... 30
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 64


Первостепенной на данный момент задачей для современной общеобразовательной системы стало развитие у обучающихся умения учиться, что подразумевает под собой развитие способности ставить учебные цели самостоятельно, моделировать всевозможные варианты их реализации, производить контроль и оценку собственных достижений вместо стандартных, для еще недавнего времени, субъект - объектных отношениях и передачи знаний умений и навыков от учителя к ученику. В такой системе обучающийся становиться активным субъектом образовательного процесса, помогая выстраивать и конструировать его. Одним из ключевых факторов, помогающим в достижении этой цели, является формирование и внедрение в общеобразовательные программы системы универсальных учебных действий (УУД), которые являются важным элементом содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Овладение обучающимися УУД дает им возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие им ориентироваться в различных предметных областях познания.
На сегодняшний день универсальным учебным действиям придается колоссальное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые необходимо закладывать в начальной школе на всех уроках [2, с.38].
Актуальность данного исследования состоит в том, что с момента введения универсальных учебных действий в образовательные программы, в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), было проведено достаточное количество научных исследований. Однако, объектом их изучения являлись младшие школьники.
Степень сформированности УУД влияет на последующее обучение школьников. Поэтому процесс их дальнейшего формирования и развития необходимо продолжать на следующих ступенях обучения. Учитывая возрастные особенности подростков, мы не можем перенести все, что разработано для младших школьников, что обуславливает изучение УУД подростков приоритетным направлением для исследований.
Целью нашей работы является выявление динамики формирования познавательных универсальных учебных действий в подростковом возрасте.
Объектом нашего исследования являются обучающиеся 7-8 классов. Предметом же исследования выступают познавательные УУД и мыслительные операции (абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Для достижения поставленной нами цели были поставлены и реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «универсальные учебные действия», особенности их формирования, в частности особенности познавательных УУД в научной литературе.
2. Рассмотреть особенности подросткового возраста и развитие теоретического мышления в данном возрастном периоде.
3. Подобрать комплекс методик для диагностики уровня сформированности мыслительных операций и уровня сформированности познавательных УУД.
4. Сформировать репрезентативную выборку для проведения эмпирического исследования.
5. Оценить уровень сформированности мыслительных операций у обучающихся подросткового возраста в динамике (в период обучения с 7 по 8 класс).
6. Оценить уровень сформированности познавательных УУД у учащихся среднего звена в динамике (в период обучения с 7 по 8 класс).
7. Выявить динамику развития мыслительных операций и познавательных УУД в подростковом возрасте.
8. Сделать выводы о специфике и особенностях развития познавательных УУД в подростковом возрасте (в период обучения с 7 по 8 класс).
Решение этих задач научным исследованием поможет нам проверить выдвинутую нами гипотезу: в подростковом возрасте познавательные универсальные учебные действия быстро совершенствуются, формируются в большей степени логические универсальные учебные действия.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: тесты (методика «Выделение существенных признаков»; методика «Сравнение понятий» Л.С. Сахарова — Л.С. Выготского; методика «ШТУР» задание №4 К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова; методика «Толкование пословиц» С.Я. Рубинштейн; методика «Исключение понятий» С.Х. Сафоновой; методика «Краткий интеллектуальный тест» Н.В. Бузина в модификации Г.В. Резапкиной).
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что появится возможность на основе полученных данных предоставить рекомендации для улучшения реализации программы ФГОС по развитию познавательных УУД у обучающихся среднего звена.
Новизна исследования состоит в том, что до настоящего исследования не были разобраны особенности динамики развития познавательных универсальных учебных действий в подростковом возрасте.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе XXXVII Международной научной конференции «Актуальные научные исследования в современном мире» (26-27 мая 2018г., г. Переяславль- Хмельницкий), по проблеме исследования опубликована статья на тему «Взаимосвязь уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий с уровнем развития мыслительных операций подростков». Также опубликована статья в научно-методическом журнале «Достижения науки и образования» (Выпуск № 08(29), июнь 2018 г.) на тему «Динамика развития познавательных универсальных учебных действий подростков».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В зависимости от формирования личности происходит формирование мышления. На разнообразных стадиях существования мыслительные операции проходят также разнообразные рубежи своего развития. Личность устремляется к самосовершенствованию, и в соответствии с этим развивается и его мышление. Начиная с произведения на свет и вплоть до самой гибели человека, его мыслительные операции равномерно усложняются, формируются творческие способности, а также интеллект.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства. Поэтому для успешного внедрения программы по формированию универсальных учебных действий необходимо учитывать возрастные особенности развития ребенка, выделяя его основные потребности, сильные и слабые стороны.
В данной работе нами была достигнута цель нашего исследования: выявление динамики и особенностей развития и формирования познавательных универсальных учебных действий в подростковом возрасте.
Объектом нашего исследования выступали обучающиеся 7-8 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района. Предметом же исследования выступали познавательные УУД.
Для достижения поставленной нами цели были реализованы следующие задачи:
1. Проанализировано понятие «универсальные учебные действия», особенности их формирования, в частности особенности познавательных УУД в научной литературе.
2. Рассмотрены особенности подросткового возраста и особенности их влияния на развитие теоретического мышления в данном периоде.
3. Подобран комплекс методик для диагностики уровня сформированности мыслительных операций и для диагностики уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
4. Сформирована репрезентативная выборка для проведения эмпирического исследования.
5. Оценен уровень сформированности мыслительных операций у обучающихся подросткового возраста в динамике (в период обучения с 7 по 8 класс).
6. Оценен уровень сформированности познавательных УУД у учащихся среднего звена в динамике (в период обучения с 7 по 8 класс).
7. Выявлена динамика развития мыслительных операций и познавательных УУД в подростковом возрасте.
8. Сделаны выводы о специфике и особенностях развития познавательных универсальных учебных действий в подростковом возрасте (в период обучения с 7 по 8 класс).
Исходя из данных эмпирического исследования, проведенного нами с ноября 2016 по март 2018 года, можно с уверенностью говорить, что в период с начала обучения в седьмом классе по третью четверть восьмого класса произошел значительный скачок в развитии познавательных универсальных учебных действий.
Наиболее сильный скачок в развитии произошел в таких мыслительных операциях, как - абстрагирование, классификация и синтез. Такие данные говорят можно объяснить особенностями подросткового возраста. Для данной возрастной категории свойственно отходить от стандартных приемов постановки и решения задач, поиск новых смыслов в привычных, казалось бы вещах. Данная особенность дает начало переходу от наглядно - действенного к абстрактному, образному мышлению, которое невозможно без умения отходить от стандартов, моделировать различные пути решения проблемы, рассматривая ее со всех сторон.
При детальном рассмотрении, стоит отметить, что наибольшее развитие в данном временном отрезке получили такие изучаемы явления как:
- мыслительная операция абстрагирования;
- мыслительная операция классификации;
- логическое развитие (по результатам методики КИТ Н.В. Бузина);
- математические способности;
- пространственные представления.
Рассматривая структуру познавательных универсальных учебных действий, можно отметить, что в большей степени скачок в своем развитии получили операции и умения, связанные с логическими универсальными учебными действиями.
Таким образом, нами была полностью доказана наша гипотеза о том, что в период обучения с седьмого по восьмой класс у подростков происходит значительный скачок в развитии познавательных универсальных учебных действий и в большей степени в этот временной промежуток развиваются логические познавательные универсальные учебные действия.
Полученные в ходе исследования данные вполне могут быть использованы как в научной деятельности, так и в практической деятельности педагога - психолога среднего звена общеобразовательных учреждений, как основание для более глубоких исследований и составления рекомендаций при составлении плана по реализации внедрения программ, подразумевающих под собой развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся среднего звена.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 379 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова
О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZproektirovanie-
universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-starshey-shkole (дата обращения:
6.11.2017).
4. Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Мышление. - М.: Медицина, 2007. - 240 с.
5. Башмакова В.А. Условия развития универсальных учебных действий старших подростков в системе среднего профессионального образования// Сибирский педагогический журнал, Выпуск № 6, 2012. - С. 167 - 169.
6. Белавина Ольга Вячеславовна Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий в средней школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена,, 2013, Выпуск №155. - С. 151 - 156.
7. Будаева С.Д. Развитие творческого мышления подростков в
процессе решения неопределенных проблемных ситуаций // Вестник БГУ. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-
myshleniya-podrostkov-v-protsesse-resheniya-neopredelennyh-problemnyh- situatsiy (дата обращения: 22.03.2018).
8. Буравлева Н.А., Грицкевич Н.К. Личностное развитие школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения // Вестник ТГПУ. 2014. №1 (142). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/lichnostnoe-razvitie-shkolnikov-v- usloviyah-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta- novogo-pokoleniya(дата обращения: 11.04.2018).
9. Васильева З.И. и др. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: Академия, 2011. - 432 с.
10. Волочков А.А. Интегративный подход в диагностике универсальных учебных действий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология.
2012. №19 (278). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/integrativnyy-podhod- v-diagnostike-universalnyh-uchebnyh-deystviy(дата обращения: 13.11.2017).
11. Выгодский Л.С. Психология искусства. - М.: Лабиринт, 2008. - 352 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ,
2008. - 317 с.
13. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект,
2015. - 368 с.
14. Глухова Е.И. Специфика формирования самооценки в
подростковом возрасте и ее влияние на социальное поведение // Вестник ГУУ. 2013. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZspetsifika-
formirovaniya-samootsenki-v-podrostkovomvozraste-i-ee-vliyanie-na- sotsialnoe-povedenie (дата обращения: 24.02.2018).
15. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2009. - 368 с.
16. Евстратова Т.А. Взаимосвязь креативности мышления и
адаптационного процесса в подростковом возрасте: теоретические предпосылки // СИСП. 2013. №4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-kreativnosti-myshleniya-i- adaptatsionnogo-protsessa-v-podrostkovom-vozraste-teoreticheskie-predposylki(дата обращения: 22.03.2018).
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
18. Истратова О.Н. Справочник психолога средней школы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 511 с.
19. Казанская В.Г., Нагаева Л.Г. Психологические особенности понимания и его развития у учащихся младшего школьного и подросткового возраста // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-ponimaniya-i- ego-razvitiya-u-uchaschihsya-mladshego-shkolnogo-i-podrostkovogo-vozrasta(дата обращения: 22.03.2018).
20. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. - 940 с.
21. Крюкова Е.М., Гофенберг И.В. Модель комплексной оценки
качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZmodel-
kompleksnoy-otsenki-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 14.01.2018).
22. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Академия, 2008. - 511 с.
23. Лифанова Н.В. Развитие творческого потенциала личности на
основе формирования универсальных учебных действий // Символ науки. 2015. №7-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-
potentsiala-lichnosti-na-osnove-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 22.03.2018).
24. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 368 с.
25. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 800 с.
26. Маклаков А.Г Общая психология. - СПб.: Питер, 2011. - 583 с.
27. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 688 с.
28. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 496 с.
29. Нетребина А.В. Учет психологических особенностей
идентификации индивида в подростковом возрасте // Вестник ТИУиЭ.
2013. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-psihologicheskih- osobennostey-identifikatsii-individa-v-podrostkovom-vozraste (дата
обращения: 27.01.2018).
30. Остапенко Г.С. Развитие когнитивной сферы в онтогенезе
подростка // ПНиО. 2014. №2 (8). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kognitivnoy-sfery-v-ontogeneze- podrostka(дата обращения: 17.11.2017).
31. Петухова В. В. Хрестоматия по общей психологии. - М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.
32. Подольский А.И., Идобаева О.А., Идобаев Л.А. Подросток в современном мире: Заметки психолога - СПб.: КАРО, 2009. - 272 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2011. - 713 с.
34. Ручка О.Н. Особенности проектной деятельности старших
подростков при формировании универсальных учебных действий // ИСОМ. 2017. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-
proektnoy-deyatelnosti-starshih-podrostkov-pri-formirovanii-universalnyh- uchebnyh-deystviy (дата обращения: 22.02.2018).
35. Сафронова С.А. Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач // Концепт.
2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-divergentnogo- myshleniya-starshih-podrostkov-v-protsesse-resheniya-kreativnyh-zadach(дата обращения: 15.01.2018).
36. Семёнова Н.А. Преемственность в исследовательской
деятельности детей на разных этапах обучения // Вестник ТГПУ. 2016. №5 (170). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preemstvennost-v-
issledovatelskoy-deyatelnosti-detey-na-raznyh-etapah-obucheniya (дата
обращения: 22.03.2018).
37. Сиденко Е.А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-starshego-podrostkovogo-vozrasta(дата обращения: 16.03.2018).
38. Скосарева С.Н. Формирование исследовательской
компетентности обучающихся в условиях реализации ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2014, №2. - С. 43 - 46.
39. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2011. - 608 с.
40. Смирнова В.А. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников // Ярославский педагогический вестник, 2015, №2. - С. 21 - 28.
41. Соколов В.Ю. Особенности программы формирования универсальных учебных действий в пространстве совместной деятельности (основная школа) // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 2015, №4. - С. 15 - 23.
42. Соловьева А.В. Специфика психологической защиты в подростковом возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2007. №2.
URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/spetsifika-psihologicheskoy-zaschity-v-
podrostkovom-vozraste (дата обращения: 02.01.2018).
43. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. - СПб.: Питер,
2009. - 208 с.
44. Степанов П.В. Воспитание в новом стандарте начального
общего образования: пособие для учителей/ П.В. Степанов. - М.:
Просвещение, 2010. - С.4-20.
45. Столяренко Л. Детская психодиагностика и профориентация. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 178 с.
46. Толбатова Е.В. Психолого-педагогические особенности
организации учебной деятельности школьников подросткового возраста // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2015. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-
osobennosti-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-shkolnikov-podrostkovogo- vozrasta (дата обращения: 10.04.2018).
47. Федеральный Государственный образовательный стандарт
основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.
[Электронный ресурс]. URL:Ьйр://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 15.12.2017).
48. Хнычкина Е.Е. Познавательные универсальные учебные действия и их оценка - стратегия развития учителя // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2014, Выпуск №4. - С. 18 - 20.
49. Чернецкая Н.И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте // Концепт. 2012. №8. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-razvitiya-tvorcheskogo- myshleniya-v-mladshem-shkolnom-i-podrostkovom-vozraste(дата обращения: 03.03.2018).
50. Шац И.К. Характеристика дефицитарных особенностей психической сферы в детском и подростковом возрасте // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/harakteristika- defitsitarnyh-osobennostey-psihicheskoy-sfery-v-detskom-i-podrostkovom- vozraste(дата обращения: 12.12.2017).
51. Щеулова Е. А., Митичева Т. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий как психолого-педагогическая проблема ZZ Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 425-428.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ