Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛЭПБУКОВ

Работа №117659

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет связной речи посредством лэпбуков 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет
связной речи 8
1.2 Характеристика лэпбука как средства формирования у детей 6-7 лет
связной речи 12
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет связной речи посредством лэпбуков 20
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет связной речи 20
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет связной речи
посредством лэпбуков 26
2.3 Выявление динамики сформированности у детей 6-7 лет связной речи.. 33
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Приложения

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, поскольку от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с друзьями, сверстниками и общее интеллектуальное развитие.
Законы развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях О.С. Ушаковой, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирновой, В.П. Глухова и других. Они показали, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования данных форм протекает параллельно. Формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов, а также другие авторы считают, что формирование грамматически правильной, логической, сознательной, последовательной речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием для развития речи и подготовки детей к школе.
Как показывают исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой и других авторов, возможность построения связного высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлена возникновением регуляторных, планировочных функций речи в старшем дошкольном возрасте.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет нас на формирование личности ребенка через различные виды деятельности.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения программы в виде целевых показателей дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования, включая показатели развития речи детей дошкольного возраста.
Учитывая особенности возраста детей, вовлечение их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. В психологии и дидактике описано множество приемов, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка, основанных на ведущей деятельности этого чувствительного периода - игре. В последнее время педагоги дошкольных учреждений стали использовать новый дидактический инструмент для развития речи - лэпбук.
Одной из инновационных форм работы по речевому развитию детей дошкольного возраста является создание лэпбуков различной тематики.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет связной речи и недостаточным использованием лэпбуков в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет связной речи посредством лэпбуков?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет связной речи посредством лэпбуков».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет связной речи посредством лэпбуков.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет связной речи.
Предмет исследования: лэпбук как средство формирования у детей 6-7 лет связной речи.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет связной речи посредством лэпбука будет эффективен, если:
- отобраны задания и дидактические игры для лэпбуков;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда тематическими лэпбуками по развитию связной речи;
- определены и апробированы этапы работы с лэпбуками (ознакомительный, основной, заключительный) по развитию связной речи.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет связной речи посредством лэпбуков.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет связной речи.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет связной речи посредством лэпбуков и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются: исследования о развитии связной речи детей дошкольного возраста (О.С. Ушакова, М.В Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов); теория развития познавательной деятельности (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.)
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования лэпбуков в формировании у детей 6-7 лет связной речи; определены показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет связной речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования лэпбуков в формировании у детей 6¬7 лет связной речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет связной речи посредством лэпбуков может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБОДУ «Детский сад №29 «Серебряное копытце» комбинированного вида, г. Минусинск. В исследовании приняли участие 34 дошкольника 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (26 источников) и 2 приложения. Текст работы иллюстрирован 8 таблицами, 2 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с другими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские произведения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей» [8].
«При рассмотрении особенностей и задач развития связной речи детей дошкольного возраста установлено, что в старшем дошкольном возрасте имеют место существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, оформление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь- планирование) а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Основным условием развития связной речи является развитие различных сторон речи» [8].
«Лэпбук - это складная книга с кармашками, дверцами, окошками, вкладками и подвижными частями, в которой размещены материалы по одной теме. Лэпбук является самостоятельным полноценным средством развития детей, отвечающим всем требованиям ФГОС. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений о мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи [2].
Результаты констатирующего исследования привели к поиску новых форм работы с детьми для повышения уровня развития связной речи.
Мы предположили, что процесс формирования у детей 6-7 лет связной речи посредством лэпбука будет эффективен, если:
- отобраны задания и дидактические игры для лэпбуков;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда тематическими лэпбуками по развитию связной речи;
- определены и апробированы этапы работы с лэпбуками (ознакомительный, основной, заключительный) по развитию связной речи.
Контрольное исследование сосредоточено на анализе результатов экспериментального исследования влияния лэпбука на уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Результаты показали положительную динамику.
В результате исследования уровень развития связной речи детей в группе увеличилась. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение в результатах исследования.



1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст] Российская газета - Федеральный выпуск - №6241 (265) - 2013.
2. Андрюшина, Н.Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на логопункте дошкольной образовательной организации. Азбука детства [Текст] / Н.Н. Андрюшина. - Самара: ООО «НТЦ». - 2017. - С. 84¬86.
3. Блохина, Е. Лэпбук - наколенная книга [Текст] / Т. Лиханова, Л. Морозова, О. Харина // Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. - 2015. - № 4. - С. 29-30.
4. Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.О. Болотова // Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С.35¬38.
5. Брынзарей, Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования [Текст] / Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко. - Мозырь: Белый Ветер, 2014 - 111 с.
6. Бурачевская, Н.И. Интерактивные средства формирования произносительной стороны речи [Электронный ресурс] / Н.И. Бурачевская // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24-28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017. — С. URL: http://birskin.ru/index.php/2012-02-07-11-31-02/46-6-/295-2017-04-24-04- 36-47.
7. Бурачевская, О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №2 (6). - С. 95-97.
8. Бурачевская, О. В. Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи [Текст] / О.В. Бурачевская, Т.В. Бурачевская, Н.И. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №4. -С. 12¬14.
9. Бурачевская, О.В. Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития [Электронный ресурс] / О. В. Бурачевская // Педагогические инновации: от теории к практике. // URL: https://interactive- plus.ru/ru/article/113096/discussion_platform.
10. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е.Н. Винарская. - М. : Просвещение, 2011. - 212 с.
11. Волков, Б.С. Учим общаться детей 3-7 лет [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2014 - 128с.
12. Гатовская, Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д.А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. Пермь, апрель 2015 г. - Пермь : Меркурий, 2015. - С.162-164.
13. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. [Текст] / В.В. Гербова - Москва: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 с.
14. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева - СПб.: Питер, 2015 - 464 с.
15. Киракосян, А. В. Лэпбук как результат проектной деятельности
[Электронный ресурс] / А.В. Киракосян. // URL:
/https: //www. maam. ru/detskij sad/lyepbuk-kak-rezultat-proektnoi-dej atelnosti. html
16. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Просвещение, 2009. - 180 с.
17. Лукашук, О.С. Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности [Электронный ресурс] / О.С. Лукашук. // URL: http: //www. maam. ru/detskij sad/lyepbuk-novaj a-forma-organizaci-obrazovatelnoi- dejatelnosti.html
18. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 352 с.
19. Нурисламова, А.Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования [Текст] / А.Д. Нурисламова, Н.С. Давыдова, Ю.С. Тазова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. Самара, март 2016 г. - Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 89-91.
20. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка- дошкольника: ближние и дальние горизонты [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М.: Обруч. - 2013. - 190 с.
21. Попова, Л.Д. Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения [Текст] / Л.Д. Попова // журнал «Коррекционная работа в ДОУ» - 2015 - №5 - с.30-32.
22. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
23. Радыгина, П.Н. Речевые проблемы современных дошкольников [Текст] // Международный журнал экспериментального образования. - 2014 - № 6-1.
24. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. [Текст] / Под редакцией О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 192с.
25. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. - М: Эксмо, 2015. - 161 с.
26. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1994. - 87 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ