Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ РОДНОГО КРАЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №117658

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр... 9
1.1 Сущность и содержание понятия «представления о животных» в
психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о животных
родного края 15
1.3 Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края
посредством дидактических игр 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр... 28
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о
животных родного края 28
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о
животных родного края посредством дидактических игр 45
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 6-7 лет
представлений о животных родного края 52
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения 65


Актуальность исследования. В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Исследованиям в области экологического воспитания дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые, педагоги: Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци (развитие чувства природы каждого ребенка), К.Д. Ушинский (влияние природы на формирование личностных качеств ребенка), В.А. Сухомлинский (природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей).
Для психолого-педагогической науки рассматриваемая нами проблема не является абсолютно новой. Большой вклад в решение проблем экологического образования внесли, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т.С уравегина, В.А. Ясвин,и др. Ими обоснованы принципы, цели, задачи, методы экологического образования, разработаны основы его содержания, рекомендации по формированию экологических знаний, умений и навыков поведения в природе, определены условия реализации идей экологического образования в разных аспектах.
В области экологического образования, как особого направления педагогической науки и практики, работали А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др. Проблемой формирования экологических представлений занимаются такие ученые, как: Л.И. Егоренко, М.Д. Маханева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Федосеева, Л.В. Шинкарева и др.
В окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы. Поэтому, одним из направлений экологического образования, является формирование у детей представлений о животных. Ознакомление дошкольника с животными неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.
С.Н. Николаева подробно исследовала формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира. А.М. Федотова в своих исследованиях уделяла внимание знаниям о животных у детей старшего дошкольного возраста. Исследования Е.И. Золотовой, Е.Ф. Терентьевой отражают особенности знаний о животных у старших дошкольников.
Изучение животного мира родного края оставит большой след в жизни детей, они с гордостью будут рассказывать о своем крае и не вырастут равнодушными к своей малой родине.
В последние годы резко возросло внимание к использованию в воспитательном процессе дидактических игр. Это связанно с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников с введением игровых приемов в практику обучения.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть не только определенный живой организм, но и экосистему, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречия:
- между необходимостью экологического образования детей 6-7 лет и недостаточной изученностью условий формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края;
- между потребностью в формировании у детей 6-7 лет представлений о животных родного края и недостаточной разработанностью дидактических игр и с учетом возрастных особенностей детей.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности дидактических игр в формировании у детей 6-7 лет представлений о животных родного края?
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр».
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и путем экспериментальной работы проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть гипотезу исследования.
Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края будет эффективным, если:
- работа с данной возрастной группой детей будет осуществляться поэтапно: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения к животным и природе;
- разработана и организована серия занятий с использованием дидактических игр о животном мире, в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми дидактического характера.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ проблемы экологического образования детей данной возрастной группы в психолого-педагогической литературе; сформулировать понятие «представление о животных у детей 6-7 лет».
Уточнить особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
2. Разработать критерии и показатели сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных.
3. Разработать и организовать поэтапную работу по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр.
4. Выявить динамику в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Теоретическую основу исследования составили:
- теоретическо-практические исследования проблемы экологического воспитания детей 6-7 лет С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И Д. Зверева, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегиной, В.А. Ясвина и др.;
- работы по изучению проблемы формирования экологических представлений у дошкольников (Л.И. Егоренко, М.Д. Маханева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Федосеева, Л.В. Шинкарева и др.);
- исследования в области формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира А.М. Федотовой, Е.И. Золотовой, Е.Ф. Терентьевой;
- исследования А.В. Скачковой, О.Г. Романенко, Л. Бобылевой, Т.Зерщиковой и др., изучавших вопросы формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, индивидуальные беседы, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ эксперимента.
Новизна исследования: уточнено и конкретизировано понятие «представления о животных», определены специфика и содержание процесса формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края, разработана и организована серия занятий с использованием дидактических игр о животном мире, в соответствии с возрастными особенностями детей 6¬7 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании влияния дидактических игр на формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная серия занятий по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр может быть использована в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений в процессе экологического воспитания.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Волошка» города Ноябрьск. В эксперименте приняли участие воспитанники двух старших групп 6-7 лет (24 дошкольника в экспериментальной группе и 29 детей в контрольной группе).
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (включает 56 наименования), приложений (5 приложений). Объем работы: 65 страниц компьютерного текста (без приложений).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в ходе исследования нами был проведен анализ проблемы экологического образования детей данной возрастной группы в психолого-педагогической литературе. Также было сформулировано понятие «представление о животных». Мы уточнили особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края. Нами было выявлено, что большую роль в развитии у детей представлений о животном мире играют дидактические игры.
Для осуществления выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных были выделены критерии / показатели:
- когнитивный /наличие представлений у детей о названиях животных в родном крае, о внешнем виде и облике животных края, об образе жизни животных края в разные времена года;
- эмоционально-мотивационный / наличие у детей представлений о ценностном и бережном отношении к животным разных видов;
- деятельностный / наличие у детей представлений о правильном обращении с животными.
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что 64,3% детей экспериментальной группы и 35,7% детей контрольной группы имеют низкий уровень сформированности представлений о животных.
Формирующий эксперимент содержал в себе:
- работу с данной возрастной группой детей, осуществляемой поэтапно: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения к животным и природе;
- разработанную и организованную серию занятий с использованием дидактических игр о животном мире, в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды играми дидактического характера.
После проведенной работы была организована повторная диагностика.
Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента показали, что высокий уровень на контрольном этапе стал выше на 25%, средний не изменился, а низкий уровень снизился на 25%. Как видим, после проведения эксперимента у дошкольников экспериментальной группы уровень сформированности представлений о животных повысился.
Таким образом, выявленная динамика в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр, подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Цель исследования достигнута, задачи - решены.



1. Бобылева, Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? [Текст] / Л. Бобылева / Дошкольное воспитание. - 2004. - №7.- С. 38-46.
2. Бобылева, Л.О. программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] /Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание
- 2005. - № 7 - С.36-42.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Педагогика, 1985. - 437 с.
4. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А.И. Васильева. - М: АСТ, 2002. - 56 с.
5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии - 2006. - № 6. - С.45-52.
6. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Газина. - М.: Прометей, 2013. -254 с.
7. Данюкова, А.И. Экологическое воспитание и развивающая природная среда детского сада: (опыт дет. сада экол.-предмет, профиля № 2333 г. Москвы) [Текст] / А.И. Данюкова. // Экол. образование. -2000. - № 1.
- С.46-51.
8. Дерябо С.Д., Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.П. Ясвин. Ростов на Дону: Феникс, - 2006. - 312 с.
9. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст] / В.А. Дрязгунова. - М.: Просвещение, 1981. - 287 с.
10. Егоренко, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л. И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2009. - 126 с.
11. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2006. - 102 с.
12. Захарова, И. Воспитание у старших дошкольников любви к природе
[Текст] / И. Захарова // Дошкольное воспитание. -1981. - №5.
13. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. Зебзеева// Дошкольное воспитание. - 2004. -№ 7. - С.45-49.
14. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / В.А. Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 288 с.
15. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С.3-9.
16. Знакомство детей с природой [Текст] / под ред. Е.И.Волковой. М.: Учпедгиз, 2008. 192 с.
17. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст] / Е.И. Золотова. - М. : Просвещение, 2008. - 159с.
18. Золотова, Е.И. Роль сравнений в ознакомлении детей с животными [Текст] / Е.И. Золотова// Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. - С. 33-39.
19. Ибраимова, М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным [Текст] / М. Ибраимова // Дошкольное воспитание. - 1990. - №1.
20. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2006. -№ 3. - С.10-12.
21. Игнаткина, Л.С. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием животных [Текст] / Л.С. Игнаткина.: Автореферат, дисс. канд. пед. наук. - М., -1989.
22. Игнаткина, Л.С. Содержание знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.С. Игнаткина. - М.: Педагогика, 1996.
23. Карпова, Е.В. Дидактические игры [Текст] / Е.В. Карпова. Ярославль: Академия развития, 2006. - С.34-35.
24. Колодина, Л. Воспитание бережного отношения к природе [Текст] / Л. Колодина // Дошкольное воспитание. - 1981. - №10.
25. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий [Текст] /Н.В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 144 с.
26. Лаврентьева, Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Г. Лаврентьева. Чита, Изд-во ЗабГПУ, - 2010. - 219 с.
27. Маневцова, Л.М. Ребенок познает мир природы [Текст] / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 8. - С. 17-19.
28. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ,2011. - 187 с.
29. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: - Детство-пресс, 2003. - 319 с.
30. Миронов, А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы, методы деятельности [Текст] / А.В. Миронов. Волгоград: Учитель, 2016, - 260 с.
31. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] / Л.П. Молодова. - М.: Асар, 1996. - С.128.
32. Николаева, С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9. - С.52-64.
33. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: БЕК, 1996. - 289 с.
34. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с живой природой [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2006. -№7. - С.31.
35. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2003. - С. 32.
36. Николаева, С.Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7-9.
37. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.: Просвещение, 2001. - 89 с.
38. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 368 с.
39. Плохий, З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни[Текст] / З.П. Плохий // На материале животного мира. Киев.: 1983, дис. канд. пед. наук.
40. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика [Текст] / Н. А. Рыжова.
- М.: Карапуз, 2009. - 227 с.
41. Силаева, О. М. Формирование представлений о животных у детей
младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Текст] / О.М. Силаева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №4. - С. 51-54. URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2696/(дата
обращения: 28.02.2019)
42. Смаженкова, Е.П. Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Е.П. Смаженкова // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания. Материалы II Международной научно-практической конференции. 20-21 марта 2012 года. - М., 2012. - С.326-331.
43. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О. Соломенникова //Дошкольное воспитание. - 2004. -№2. - С.21 -27.
44. Сорокина, А.И. Дидактическая игра в детском саду [Текст] /А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 329 с.
45. Суркина, С.А. Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности [Текст] / С.А. Суркина. Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. - 68 с.
46. Теремов, А. В. Изучение природы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / А.В. Теремов, С. К. Пятунина // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 3. - С. 34- 39.
47. Терентьева, Е.Ф. Формирование у детей дошкольного возраста элементарных знаний о приспособленности животных к условиям среды [Текст] / Е.Ф. Терентьева // Содержание обучения и воспитания в детском саду. - М., 1978.
48. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. [Текст] / Е.И. Удальцова. - Минск, 1976. - 219 с.
49. Федосеева, П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа [Текст] / П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей», - 2009. - 96 с.
50. Федотова, А.М. Формирование представлений о животном мире. [Текст] / А.М. Федотова // Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста; методические рекомендации для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1999.
51. Шинкарева, Л. В. Социально-экологические представления старших дошкольников: теория и технология формирования [Текст] / Л.В. Шинкарева. М: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА»,- 2008. - 202 с.
52. Эльконин, Д.Б. Основные вопросы теории детской игры [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Знание, 1966. - С.11-37.
53. Романенко, О.Г. Метод моделирования в экологическом воспитании детей [Электронный ресурс] / О.Г. Романенко, Л.И. Данилова, Т.В. Дорошина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.).- Чита: Издательство Молодой ученый, -
2012.- С. 60-62. Режим доступа:
URL:http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/59/2433/(от 20.04.2014)
54. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных
[Электронный ресурс]/Е.И.Золотова - Режим доступа:
URL:https://sheba.spb.ru/za/mir-zhivotnyh-1982.htm
55. Особенности знаний детей о животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: - URL:https://lektsii.org/11-97740.html,свободный.
56. Скачкова, А.В. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира [Электронный ресурс] / А.В. Скачкова. - Режим доступа: URL:http://www.openclass.ru/node/201593, свободный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ