ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ РОДНОГО КРАЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр... 9
1.1 Сущность и содержание понятия «представления о животных» в
психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о животных
родного края 15
1.3 Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края
посредством дидактических игр 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр... 28
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о
животных родного края 28
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о
животных родного края посредством дидактических игр 45
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 6-7 лет
представлений о животных родного края 52
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения 65
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр... 9
1.1 Сущность и содержание понятия «представления о животных» в
психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о животных
родного края 15
1.3 Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края
посредством дидактических игр 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр... 28
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о
животных родного края 28
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о
животных родного края посредством дидактических игр 45
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 6-7 лет
представлений о животных родного края 52
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения 65
Актуальность исследования. В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Исследованиям в области экологического воспитания дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые, педагоги: Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци (развитие чувства природы каждого ребенка), К.Д. Ушинский (влияние природы на формирование личностных качеств ребенка), В.А. Сухомлинский (природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей).
Для психолого-педагогической науки рассматриваемая нами проблема не является абсолютно новой. Большой вклад в решение проблем экологического образования внесли, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т.С уравегина, В.А. Ясвин,и др. Ими обоснованы принципы, цели, задачи, методы экологического образования, разработаны основы его содержания, рекомендации по формированию экологических знаний, умений и навыков поведения в природе, определены условия реализации идей экологического образования в разных аспектах.
В области экологического образования, как особого направления педагогической науки и практики, работали А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др. Проблемой формирования экологических представлений занимаются такие ученые, как: Л.И. Егоренко, М.Д. Маханева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Федосеева, Л.В. Шинкарева и др.
В окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы. Поэтому, одним из направлений экологического образования, является формирование у детей представлений о животных. Ознакомление дошкольника с животными неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.
С.Н. Николаева подробно исследовала формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира. А.М. Федотова в своих исследованиях уделяла внимание знаниям о животных у детей старшего дошкольного возраста. Исследования Е.И. Золотовой, Е.Ф. Терентьевой отражают особенности знаний о животных у старших дошкольников.
Изучение животного мира родного края оставит большой след в жизни детей, они с гордостью будут рассказывать о своем крае и не вырастут равнодушными к своей малой родине.
В последние годы резко возросло внимание к использованию в воспитательном процессе дидактических игр. Это связанно с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников с введением игровых приемов в практику обучения.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть не только определенный живой организм, но и экосистему, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречия:
- между необходимостью экологического образования детей 6-7 лет и недостаточной изученностью условий формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края;
- между потребностью в формировании у детей 6-7 лет представлений о животных родного края и недостаточной разработанностью дидактических игр и с учетом возрастных особенностей детей.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности дидактических игр в формировании у детей 6-7 лет представлений о животных родного края?
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр».
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и путем экспериментальной работы проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть гипотезу исследования.
Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края будет эффективным, если:
- работа с данной возрастной группой детей будет осуществляться поэтапно: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения к животным и природе;
- разработана и организована серия занятий с использованием дидактических игр о животном мире, в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми дидактического характера.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ проблемы экологического образования детей данной возрастной группы в психолого-педагогической литературе; сформулировать понятие «представление о животных у детей 6-7 лет».
Уточнить особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
2. Разработать критерии и показатели сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных.
3. Разработать и организовать поэтапную работу по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр.
4. Выявить динамику в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Теоретическую основу исследования составили:
- теоретическо-практические исследования проблемы экологического воспитания детей 6-7 лет С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И Д. Зверева, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегиной, В.А. Ясвина и др.;
- работы по изучению проблемы формирования экологических представлений у дошкольников (Л.И. Егоренко, М.Д. Маханева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Федосеева, Л.В. Шинкарева и др.);
- исследования в области формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира А.М. Федотовой, Е.И. Золотовой, Е.Ф. Терентьевой;
- исследования А.В. Скачковой, О.Г. Романенко, Л. Бобылевой, Т.Зерщиковой и др., изучавших вопросы формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, индивидуальные беседы, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ эксперимента.
Новизна исследования: уточнено и конкретизировано понятие «представления о животных», определены специфика и содержание процесса формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края, разработана и организована серия занятий с использованием дидактических игр о животном мире, в соответствии с возрастными особенностями детей 6¬7 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании влияния дидактических игр на формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная серия занятий по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр может быть использована в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений в процессе экологического воспитания.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Волошка» города Ноябрьск. В эксперименте приняли участие воспитанники двух старших групп 6-7 лет (24 дошкольника в экспериментальной группе и 29 детей в контрольной группе).
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (включает 56 наименования), приложений (5 приложений). Объем работы: 65 страниц компьютерного текста (без приложений).
Исследованиям в области экологического воспитания дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые, педагоги: Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци (развитие чувства природы каждого ребенка), К.Д. Ушинский (влияние природы на формирование личностных качеств ребенка), В.А. Сухомлинский (природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей).
Для психолого-педагогической науки рассматриваемая нами проблема не является абсолютно новой. Большой вклад в решение проблем экологического образования внесли, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т.С уравегина, В.А. Ясвин,и др. Ими обоснованы принципы, цели, задачи, методы экологического образования, разработаны основы его содержания, рекомендации по формированию экологических знаний, умений и навыков поведения в природе, определены условия реализации идей экологического образования в разных аспектах.
В области экологического образования, как особого направления педагогической науки и практики, работали А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина и др. Проблемой формирования экологических представлений занимаются такие ученые, как: Л.И. Егоренко, М.Д. Маханева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Федосеева, Л.В. Шинкарева и др.
В окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы. Поэтому, одним из направлений экологического образования, является формирование у детей представлений о животных. Ознакомление дошкольника с животными неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.
С.Н. Николаева подробно исследовала формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира. А.М. Федотова в своих исследованиях уделяла внимание знаниям о животных у детей старшего дошкольного возраста. Исследования Е.И. Золотовой, Е.Ф. Терентьевой отражают особенности знаний о животных у старших дошкольников.
Изучение животного мира родного края оставит большой след в жизни детей, они с гордостью будут рассказывать о своем крае и не вырастут равнодушными к своей малой родине.
В последние годы резко возросло внимание к использованию в воспитательном процессе дидактических игр. Это связанно с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников с введением игровых приемов в практику обучения.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть не только определенный живой организм, но и экосистему, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречия:
- между необходимостью экологического образования детей 6-7 лет и недостаточной изученностью условий формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края;
- между потребностью в формировании у детей 6-7 лет представлений о животных родного края и недостаточной разработанностью дидактических игр и с учетом возрастных особенностей детей.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности дидактических игр в формировании у детей 6-7 лет представлений о животных родного края?
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр».
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и путем экспериментальной работы проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть гипотезу исследования.
Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края будет эффективным, если:
- работа с данной возрастной группой детей будет осуществляться поэтапно: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения к животным и природе;
- разработана и организована серия занятий с использованием дидактических игр о животном мире, в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми дидактического характера.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ проблемы экологического образования детей данной возрастной группы в психолого-педагогической литературе; сформулировать понятие «представление о животных у детей 6-7 лет».
Уточнить особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
2. Разработать критерии и показатели сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных.
3. Разработать и организовать поэтапную работу по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр.
4. Выявить динамику в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Теоретическую основу исследования составили:
- теоретическо-практические исследования проблемы экологического воспитания детей 6-7 лет С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И Д. Зверева, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегиной, В.А. Ясвина и др.;
- работы по изучению проблемы формирования экологических представлений у дошкольников (Л.И. Егоренко, М.Д. Маханева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Федосеева, Л.В. Шинкарева и др.);
- исследования в области формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира А.М. Федотовой, Е.И. Золотовой, Е.Ф. Терентьевой;
- исследования А.В. Скачковой, О.Г. Романенко, Л. Бобылевой, Т.Зерщиковой и др., изучавших вопросы формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, индивидуальные беседы, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ эксперимента.
Новизна исследования: уточнено и конкретизировано понятие «представления о животных», определены специфика и содержание процесса формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края, разработана и организована серия занятий с использованием дидактических игр о животном мире, в соответствии с возрастными особенностями детей 6¬7 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании влияния дидактических игр на формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная серия занятий по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр может быть использована в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений в процессе экологического воспитания.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Волошка» города Ноябрьск. В эксперименте приняли участие воспитанники двух старших групп 6-7 лет (24 дошкольника в экспериментальной группе и 29 детей в контрольной группе).
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (включает 56 наименования), приложений (5 приложений). Объем работы: 65 страниц компьютерного текста (без приложений).
Таким образом, в ходе исследования нами был проведен анализ проблемы экологического образования детей данной возрастной группы в психолого-педагогической литературе. Также было сформулировано понятие «представление о животных». Мы уточнили особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края. Нами было выявлено, что большую роль в развитии у детей представлений о животном мире играют дидактические игры.
Для осуществления выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных были выделены критерии / показатели:
- когнитивный /наличие представлений у детей о названиях животных в родном крае, о внешнем виде и облике животных края, об образе жизни животных края в разные времена года;
- эмоционально-мотивационный / наличие у детей представлений о ценностном и бережном отношении к животным разных видов;
- деятельностный / наличие у детей представлений о правильном обращении с животными.
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что 64,3% детей экспериментальной группы и 35,7% детей контрольной группы имеют низкий уровень сформированности представлений о животных.
Формирующий эксперимент содержал в себе:
- работу с данной возрастной группой детей, осуществляемой поэтапно: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения к животным и природе;
- разработанную и организованную серию занятий с использованием дидактических игр о животном мире, в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды играми дидактического характера.
После проведенной работы была организована повторная диагностика.
Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента показали, что высокий уровень на контрольном этапе стал выше на 25%, средний не изменился, а низкий уровень снизился на 25%. Как видим, после проведения эксперимента у дошкольников экспериментальной группы уровень сформированности представлений о животных повысился.
Таким образом, выявленная динамика в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр, подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Цель исследования достигнута, задачи - решены.
Для осуществления выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных были выделены критерии / показатели:
- когнитивный /наличие представлений у детей о названиях животных в родном крае, о внешнем виде и облике животных края, об образе жизни животных края в разные времена года;
- эмоционально-мотивационный / наличие у детей представлений о ценностном и бережном отношении к животным разных видов;
- деятельностный / наличие у детей представлений о правильном обращении с животными.
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что 64,3% детей экспериментальной группы и 35,7% детей контрольной группы имеют низкий уровень сформированности представлений о животных.
Формирующий эксперимент содержал в себе:
- работу с данной возрастной группой детей, осуществляемой поэтапно: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения к животным и природе;
- разработанную и организованную серию занятий с использованием дидактических игр о животном мире, в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды играми дидактического характера.
После проведенной работы была организована повторная диагностика.
Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента показали, что высокий уровень на контрольном этапе стал выше на 25%, средний не изменился, а низкий уровень снизился на 25%. Как видим, после проведения эксперимента у дошкольников экспериментальной группы уровень сформированности представлений о животных повысился.
Таким образом, выявленная динамика в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством дидактических игр, подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Цель исследования достигнута, задачи - решены.
Подобные работы
- Формирование у детей 4-5 лет представлений о родном крае посредством экологических проектов
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ РАСПОЗНАЮЩИХ НАБЛЮДЕНИЙ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования представлений о живой природе родного края у детей 6-7 лет
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТИНОК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Информационно-образовательная среда как условие оптимизации процесса ознакомления детей с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Обогащение представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - Педагогические условия воспитания бережного отношения к миру природы малой родины у детей дошкольного возраста (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством календаря природы
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020



