Специфика адаптивного физического воспитания учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (на примере детского церебрального паралича)
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Роль адаптивного физического воспитания в развитии двигательных качеств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на примере детского церебрального паралича) 7
1.1 Характеристика и классификация детей с ДЦП 7
1.2 Адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 16
Глава 2 Методы и организация исследования 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Организация исследования 30
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 32
3.1 Содержание экспериментальной методики, направленной на развитие двигательных способностей детей и коррекцию нарушений, вызванных последствиями церебрального паралича 32
3.2 Результаты исследования эффективности экспериментальной методики 36
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Введение 4
Глава 1 Роль адаптивного физического воспитания в развитии двигательных качеств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на примере детского церебрального паралича) 7
1.1 Характеристика и классификация детей с ДЦП 7
1.2 Адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 16
Глава 2 Методы и организация исследования 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Организация исследования 30
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 32
3.1 Содержание экспериментальной методики, направленной на развитие двигательных способностей детей и коррекцию нарушений, вызванных последствиями церебрального паралича 32
3.2 Результаты исследования эффективности экспериментальной методики 36
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Актуальность исследования. В условиях современности из года в год отмечается повышение количества детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (в дальнейшем - НОДА) с раннего возраста, что влияет на физическое и интеллектуальное развитие ребенка. В число наиболее тяжелых заболевания входит детский церебральный паралич (ДЦП).
По данным научных исследований Мукушевой Л.А. «ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают молодые отделы мозга - большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается» [12].
Баранов А.А. с соавторами утверждают, что «дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Чрезвычайно важна роль своевременной и качественной диагностики, профилактики и коррекции поведенческих, нервно-психических, двигательных и патохарактерологических расстройств для успешной социальной интеграции детей с ДЦП» [11].
В свою очередь, процесс социальной адаптации невозможен без достаточного уровня развития двигательных способностей ребенка.
Знакомство со многими работами специалистов в исследуемой области свидетельствуют о единстве их взглядов на важную роль развития двигательных навыков в системе комплексной реабилитации детей данной нозологической группы, особенно, в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Так, Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В., авторы работы «Детские церебральные параличи» [6], пишут: «На протяжении многих лет органы здравоохранения, по существу, не занимались организацией медицинской помощи этим детям, так как большинство из них рассматривалось как неперспективные для терапии, а в связи с этим и не создавались специализированные учреждения для их лечения, не готовились квалифицированные специалисты. Дети с церебральными параличами направлялись почти не леченными в учреждения социального обеспечения. И только за последние 10-15 лет, после того как были разработаны эффективные методы лечения, отношение к этим детям изменилось. Наблюдения последних лет показали, что комплексное, систематическое лечение может значительно снизить степень инвалидизации ребенка с ДЦП».
В отечественной и зарубежной литературе вопрос об организации всесторонней, наиболее эффективной помощи детям с церебральными параличами еще не получил полного отражения.
Однако, социальная значимость этой проблемы настолько велика, что актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений.
Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания в коррекционном классе для детей с ДЦП.
Предмет исследования - методика адаптивного физического воспитания и ее влияние на развитие двигательных способностей детей и коррекцию нарушений, вызванных последствиями церебрального паралича.
Цель исследования - изучение влияния адаптивного физического воспитания на развитие двигательных качеств детей и коррекцию нарушений, вызванных последствиями церебрального паралича.
Задачи исследования:
1) Оценить двигательные способности у детей с ДЦП, участников исследовательской работы.
2) Разработать методику адаптивного физического воспитания, направленную на развитие двигательных способностей детей и коррекцию нарушений, вызванных последствиями церебрального паралича.
3) Оценить эффективность влияния разработанной методики адаптивного физического воспитания на двигательные способности детей и коррекцию нарушений, вызванных последствиями церебрального паралича в условиях педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования - предполагалось, что экспериментальная методика адаптивного физического воспитания повысит уровень двигательных способностей детей и положительно повлияет на исправление нарушений, вызванных последствиями церебрального паралича.
Практическая значимость исследования - экспериментально обоснованная методика адаптивного физического воспитания может быть применена в учреждениях специального (коррекционного) образования, в реабилитационных центрах, где обучаются и воспитываются дети с патологиями опорно-двигательного аппарата.
Для решения поставленных нами задач применялись следующие методы исследования:
• Анализ литературных источников.
• Педагогическое наблюдение.
• Педагогический эксперимент.
• Тестирование координационных способностей.
• Метод математической обработки.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 2 таблицы, 6 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 51 страницах.
По данным научных исследований Мукушевой Л.А. «ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают молодые отделы мозга - большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается» [12].
Баранов А.А. с соавторами утверждают, что «дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Чрезвычайно важна роль своевременной и качественной диагностики, профилактики и коррекции поведенческих, нервно-психических, двигательных и патохарактерологических расстройств для успешной социальной интеграции детей с ДЦП» [11].
В свою очередь, процесс социальной адаптации невозможен без достаточного уровня развития двигательных способностей ребенка.
Знакомство со многими работами специалистов в исследуемой области свидетельствуют о единстве их взглядов на важную роль развития двигательных навыков в системе комплексной реабилитации детей данной нозологической группы, особенно, в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Так, Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В., авторы работы «Детские церебральные параличи» [6], пишут: «На протяжении многих лет органы здравоохранения, по существу, не занимались организацией медицинской помощи этим детям, так как большинство из них рассматривалось как неперспективные для терапии, а в связи с этим и не создавались специализированные учреждения для их лечения, не готовились квалифицированные специалисты. Дети с церебральными параличами направлялись почти не леченными в учреждения социального обеспечения. И только за последние 10-15 лет, после того как были разработаны эффективные методы лечения, отношение к этим детям изменилось. Наблюдения последних лет показали, что комплексное, систематическое лечение может значительно снизить степень инвалидизации ребенка с ДЦП».
В отечественной и зарубежной литературе вопрос об организации всесторонней, наиболее эффективной помощи детям с церебральными параличами еще не получил полного отражения.
Однако, социальная значимость этой проблемы настолько велика, что актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений.
Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания в коррекционном классе для детей с ДЦП.
Предмет исследования - методика адаптивного физического воспитания и ее влияние на развитие двигательных способностей детей и коррекцию нарушений, вызванных последствиями церебрального паралича.
Цель исследования - изучение влияния адаптивного физического воспитания на развитие двигательных качеств детей и коррекцию нарушений, вызванных последствиями церебрального паралича.
Задачи исследования:
1) Оценить двигательные способности у детей с ДЦП, участников исследовательской работы.
2) Разработать методику адаптивного физического воспитания, направленную на развитие двигательных способностей детей и коррекцию нарушений, вызванных последствиями церебрального паралича.
3) Оценить эффективность влияния разработанной методики адаптивного физического воспитания на двигательные способности детей и коррекцию нарушений, вызванных последствиями церебрального паралича в условиях педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования - предполагалось, что экспериментальная методика адаптивного физического воспитания повысит уровень двигательных способностей детей и положительно повлияет на исправление нарушений, вызванных последствиями церебрального паралича.
Практическая значимость исследования - экспериментально обоснованная методика адаптивного физического воспитания может быть применена в учреждениях специального (коррекционного) образования, в реабилитационных центрах, где обучаются и воспитываются дети с патологиями опорно-двигательного аппарата.
Для решения поставленных нами задач применялись следующие методы исследования:
• Анализ литературных источников.
• Педагогическое наблюдение.
• Педагогический эксперимент.
• Тестирование координационных способностей.
• Метод математической обработки.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 2 таблицы, 6 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 51 страницах.
Анализ результатов экспериментального апробирования в занятиях с детьми с ДЦП разработанной методики адаптивного физического воспитания позволяет сделать выводы:
1) Анализ специальной литературы позволил установить, что большинство авторов признают положительную роль физических упражнений в реабилитации детей с детским церебральным параличом. Специалисты едины во мнении, что процесс развития двигательных способностей у детей с ДЦП требует усилий. Низкий уровень двигательных способностей проявляется в выполнении даже самых элементарных физических упражнений. Также в силу низкого уровня развития двигательных способностей у детей быстро наступает как физическое, так и умственное утомление. У детей возникает двигательное беспокойство, они начинают путаться, сильно жестикулировать и гримасничать.
2) Подобрана методика адаптивного физического воспитания, направленная на развитие двигательных способностей детей с ДЦП спастической формы. В основу занятий вошли упражнения для исправления порочного положения кисти и пальцев рук, упражнения для удержания головы в вертикальном положении, а также комплекс упражнений, направленный на развитие подвижности и укрепления поясничного отдела позвоночника и формирования поясничного лордоза.
3) В результате повторного тестирования было выявлено, что в экспериментальной группе наблюдается значительный прирост результатов, по сравнению с контрольной группой. По всем тестам экспериментальная группа показала результаты выше, чем контрольная группа. Это говорит о том, что предложенная методика повышает уровень развития двигательных способностей у детей с ДЦП, что подтверждает нашу гипотезу.
1) Анализ специальной литературы позволил установить, что большинство авторов признают положительную роль физических упражнений в реабилитации детей с детским церебральным параличом. Специалисты едины во мнении, что процесс развития двигательных способностей у детей с ДЦП требует усилий. Низкий уровень двигательных способностей проявляется в выполнении даже самых элементарных физических упражнений. Также в силу низкого уровня развития двигательных способностей у детей быстро наступает как физическое, так и умственное утомление. У детей возникает двигательное беспокойство, они начинают путаться, сильно жестикулировать и гримасничать.
2) Подобрана методика адаптивного физического воспитания, направленная на развитие двигательных способностей детей с ДЦП спастической формы. В основу занятий вошли упражнения для исправления порочного положения кисти и пальцев рук, упражнения для удержания головы в вертикальном положении, а также комплекс упражнений, направленный на развитие подвижности и укрепления поясничного отдела позвоночника и формирования поясничного лордоза.
3) В результате повторного тестирования было выявлено, что в экспериментальной группе наблюдается значительный прирост результатов, по сравнению с контрольной группой. По всем тестам экспериментальная группа показала результаты выше, чем контрольная группа. Это говорит о том, что предложенная методика повышает уровень развития двигательных способностей у детей с ДЦП, что подтверждает нашу гипотезу.
Подобные работы
- Управление качеством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физкультуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018





