Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет исследовательских умений посредством игр и игровых заданий 8
1.1 Формирование у детей 4-5 лет исследовательских умений как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Характеристика игровой деятельности как средства формирования у
детей 4-5 лет исследовательских умений 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей
4-5 лет исследовательских умений посредством игр и игровых заданий . 24
2.1 Исследование уровня сформированности исследовательских умений 24
у детей 4-5 лет
2.2 Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет
исследовательских умений посредством игр и игровых заданий 39
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности исследовательских умений 45
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение 55
Дошкольное образование является важнейшим фактором формирования личности ребенка, способствует раскрытию всех его способностей, создавая условия для его развития. В связи с этим на современном этапе происходит модернизация как в самой системе дошкольного образования, так и в его содержании и организации образовательной деятельности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) в области познавательно-исследовательской деятельности, которая направлена на познание и исследование окружающего мира, дошкольное образование призвано способствовать развитию исследовательских умений.
Опираясь на исследования ряда авторов (Л.А. Венгер, О.В. Дыбина, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков и др.), мы можем сказать о том, что исследовательская деятельность выделяется в особую деятельность ребенка и имеет свои познавательные мотивы, намерения понять, узнать, как устроены вещи, мир, явления, стремится упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию комплекса исследовательских умений.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) мы можем выделить средство формирования у детей среднего дошкольного возраста исследовательских умений. Этим средством являются игры и игровые задания, включая игру с правилами.
Выбор игры как средства формирования исследовательских умений, обусловлен тем, что игра является ведущей деятельностью дошкольника (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Анализ научных исследований позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования у детей 4-5 лет исследовательских умений и недостаточным использованием возможностей игр и игровых заданий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.
Проблема исследования: Каковы возможности игр и игровых заданий в формировании у детей 4-5- исследовательских умений?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности игр и игровых заданий в формировании у детей 4 -5 лет исследовательских умений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет исследовательских умений.
Предмет исследования: формирование у детей 4-5 лет исследовательских умений посредством игр и игровых заданий.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование у детей 4-5 лет исследовательских умений возможно посредством игры и игровых заданий, если:
- определен перечень исследовательских умений детей данного возраста и уточнен их операционально-деятельностный состав;
- реализован комплекс игр и игровых заданий, обеспечивающих освоение детьми всех исследовательских умений с учетом возрастных особенностей детей;
- реализована логика образовательной работы с детьми, предполагающая использование игр сначала в совместной деятельности педагога с детьми, а затем организацию самостоятельной игровой деятельности детей в игротеке.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования предусматривается решение следующих задач исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы и выявить степень исследования проблемы
2) определить диагностический инструментарий и осуществить исследование сформированности у детей 4-5 лет исследовательских умений;
3) определить и апробировать комплекс игр и игровых заданий,
обеспечивающих формирование у детей 4-5 лет исследовательских умений;
4) выявить динамику сформированности у детей 4-5 лет
исследовательских умений после реализации разработанных игр и игровых заданий.
Теоретические основы исследования:
- идеи о формировании у детей исследовательских умений (А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.В. Щетинина и др. );
- деятельностный подход к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн др.);
- идеи об организации игровой деятельности детей (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.)
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
- эмпирические (беседы с детьми, анализ выполнения игр игровых заданий; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы в современных исследованиях, доказана возможность формирования у детей 4-5 лет исследовательских умений посредством игр и игровых заданий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были уточнены критерии и показатели проявления у детей 4-5 лет исследовательских умений, охарактеризованы их уровни.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению у детей 4-5 лет уровня исследовательских умений; комплекс игр и игровых заданий по формированию у детей 4-5 лет исследовательских умений.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада»» детский сад № 201 «Волшебница» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 4-5 лет, (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа), 4 педагога.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований), 7 приложениями. Текст иллюстрирован 5 рисунками, 10 таблицами.
В соответствии с требованиями общества, а также системой дошкольного образования, выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать способность к применению собственных решений. Мы рассматриваем исследовательскую деятельность как наиболее предпочтительный вид деятельности, способствующий появлению и развитию данных качеств. В такой деятельности мы предположили эффективным формирование исследовательских умений у дошкольников, развитие которых дает ребенку возможность быть самостоятельным и инициативным.
В своей работе мы выдели операциональный состав исследовательских умений, выделили умения, по которым проводили диагностику (и разработали к ним показатели): умение задавать вопросы об объекте познания; умение определять проблему; умение выдвигать гипотезу и предположения; умение давать определение понятиям; умение осуществлять классификацию; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать текстовый материал.
Анализ результатов диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности у детей 4-5 лет исследовательских умений посредством игр и игровых заданий. Анализ календарно-тематического плана и анкетирование воспитателей показало недостаточное проведение работы по формированию выделенных умений посредством игр и игровых заданий.
Нами был разработан и реализован комплекс игр и игровых заданий, обеспечивающих освоение детьми всех исследовательских умений с учетом возрастных особенностей детей.
Формирующий эксперимент проводился в 2 этапа. Реализовывалась логика образовательной работы с детьми, предполагающая использование игр сначала в совместной деятельности педагога с детьми, а затем организацию самостоятельной игровой деятельности детей в игротеке.
На каждом этапе были определены цели и задачи и разработан план деятельности с детьми по формированию каждого исследовательского умения.
Повторная диагностика детей позволила нам выявить положительную динамику в уровне сформированности исследовательских умений у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента: высокий уровень повысился на 15%, средний уровень понизился на 15%.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Министерство образования науки России от 17 октября 2013 года № 1155 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. - 14.11.2013; Российская газета. - 2013. - 14 ноя. - N 30384
2. Советский энциклопедический словарь. - М. : Большая российская энциклопедия, 2002 - 1456 с.
3. Словарь. Исследовательская деятельность [Текст] / Е.А. Шашенкова. - М. : УЦ «Перспектива»,2010. - 88 с.
4. Богуславская, М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / М. Богуславская, Е.О Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / А.К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 2008. - 175 с.
6. Васильченко, Л.В. Воспитание и развитие дошкольников [Текст] / Л.В. Васильченко. - М. : Просвещение, 2000. - 50 с.
7. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте: Пособие для воспитателей детских садов [Текст] / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьёва. - М. : Воспитание дошкольника, 2010. - 128 с.
8. Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр -занятий для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
9. Дыбина, О.В. Организация поисково-познавательной деятельности - один из путей развития познавательной активности ребенка [Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина. / Психологические аспекты социального развития детей дошкольного возраста. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003. - С. 91¬96.
10. Дыбина, О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2002. - 131 с.
11. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 157 с.
12. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина и др.; Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
13. Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации [Текст] / Под ред. Н.В. Ивановой. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
14. Короткова, Н.А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре [Текст] / Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко // Журнал Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3. - С.10-15
15. Короткова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду [Текст] / Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание». - 2003. - №3 - С. 11-12.
16. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей [Текст] /
А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1996. - 304 с.
17. Лозовая, В.И. Формирование познавательной активности
школьников [Текст] / В.И. Лозовая, Е.Н. Камышанченко. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2000. - 231 с.
18. Михайленко, Н.Я. Игры с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - Екатеринбург : Деловая книга,
1999. - 160 с.
19. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М. : Линка-Пресс, 2012. - 176 с.
20. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. - М. : Издательство «Гном и Д», 2000. - 96с.; 3-е изд., испр. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 96 с.
21. Морозова, И.С. Познавательная деятельность личности [Текст] /
И.С. Морозова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 214 с.
22. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии
познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддьяков. -
М. : Просвещение, 2000. - 266 с.
23. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. - М. : Педагогика, 1986. - 224с.
24. Савенков, А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании [Текст] / А.И. Савенков // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2004. № 2 . - С. 22-56.
25. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / А.И. Савенков // «Дошкольное воспитание». - 2005. - № 12. - С. 3-7.
26. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / А.И. Савенков // «Дошкольное воспитание». - 2006. - № 1. - С. 21-24.
27. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в
дошкольном образовании» [Текст] / А.И. Савенков // «Дошкольное
воспитание». - 2006. - № 4. - С. 10-12.
28. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков. - Ярославль:
Академия развития, 2002. - 240 с.
29. Савенков, А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду [Текст] / А.И. Савенков. - Самара : Издательство «Ученая литература», 2005. - 32 с.
30. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / А.И. Савенков. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
31. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А.И. Савенков. - М. : «Ось-89», 2006. - 408 с.
32. Савенков, А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов [Текст] / А.И. Савенков. - М. : Генезис, 2005. - 203 с.
33. Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. - СПб. : Питер, 2004г. - 272 с.
34. Савенков, А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методик [Текст] / А.И. Савенков // «Дошкольное воспитание». -
2000. - № 2. - С. 8-10.
35. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение
сюжетных игр детей [Текст] / О.В. Солнцева. - М. : Сфера, 2010. - 17 с.
36. Щетинина, В.В. К вопросу о развитии познавательно- исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной и др. // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып.10; в 2-х частях, Ч.2. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, - 2012. - С.133-143.
37. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 4 - С. 441-444.
38. Щетинина, В.В. Определение подходов к характеристике поисково-информационных умений дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина // Волжский вестник науки - № 1 - 2016. - С 32-38.
39. Щетинина, В.В. Познавательное развитие дошкольников: учебно-методическое пособие для бакалавров очной и заочной форм обучения [Текст] / В.В. Щетинина. - Тольятти : ТГУ, 2010. - 64с.
40. Щукина И.Н. Пути формирования исследовательских умений у детей [Текст] И.Н. Щукина // Вектор науки ТГУ. - № 4 - (22) - 2012. С. 445¬447.