Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития выносливости у легкоатлетов 7
1.2 Характеристика общей выносливости, её виды. Факторы,
определяющие выносливость 12
1.3 Выносливость - показатель работоспособности спортсмена.
Аэробная выносливость 17
Глава 2 Методы и организация исследования 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Организация исследования 29
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 31
3.1 Результаты исследования физической подготовленности,
выносливости легкоатлетов 11-12 лет 31
3.2 Обоснование педагогической технологии тренировки общей
выносливости у легкоатлетов 11-12 лет 33
3.3 Результаты педагогического эксперимента 38
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Актуальность исследования. Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных и индивидуальных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, высокого уровня выносливости, специфики избранного вида спорта, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков.
Повышенные требования, которые предъявляет большой спорт, вызывают необходимость вооружить тренеров знаниями о современных, объективных критериях тренировки как общего результата, так и конкретного двигательного навыка, качества. Тренеру в своей работе необходимо обобщать передовой спортивный опыт и результаты научных исследований, посвященных проблемам воспитания физических качеств, развития спортивной выносливости, а также постоянно искать новые методы реализации педагогических задач тренировочного процесса.
Актуальность исследования обусловлена рядом причин: высокие требования, предъявляемые к личности будущего спортсмена, обладающего развитыми физическими качествами, среди которых выносливость занимает одну из ведущих позиций; важностью совершенствования педагогического мастерства учителя-тренера; необходимостью создания целостной системы построения, организации и управления учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки; экспериментального обоснования выбора конкретных методов тренировки выносливости.
Теоретической базой исследования послужили:
- работы В.П. Губы, З.Б. Белоцерковского, В.М. Зациорского, Ф.А Иорданской, В.Л. Карпмана, А.А. Николаева, Э.С. Озолина; раскрывающие особенности и биохимические основы физического качества выносливость;
- научные и методические основы подготовки спортсменов В.Б. Иссурина, В.И. Ляха, Л.П Матвеева, М.Я Набатниковой, В.Н. Платонова, Т.В. Самоленко, В.Г. Семёнова, В.П Филина, А.М. Якимова;
- теория и методика физического воспитания, культуры и спорта Б.А. Ашмарина, Т.Ю. Карась, В.С. Кузнецова, В.Г. Никитушкина, Ж.К. Холодова;
- теоретические основы по физиологии М.Я. Коц, А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуба;
Объектом исследования выступает учебно-тренировочный процесс воспитания выносливости на этапе начальной подготовки.
Предметом исследования является физическое качество выносливость и педагогическая технология ее воспитания на начальном этапе подготовки легкоатлета.
В связи с выбором темы нашей работы, целью исследования явилось теоретическое обоснование педагогической технологии развития выносливости на основе повышения уровня физической подготовленности легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
Поставленная цель и предмет исследования предопределили решение следующих задач:
1) Изучить и обобщить современные подходы в воспитании выносливости на начальном этапе спортивной подготовки.
2) Оценить уровень физической подготовленности и выносливости школьников.
3) Создать педагогическую технологию тренировки общей выносливости и аргументировать её эффективность путём проведения эксперимента.
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность выявления специфики воспитания выносливости её развития возможны при условии внедрения в учебно-тренировочные занятия спроектированной теоретически обобщенной педагогической технологии формирования особенностей воспитания выносливости, создания определенных педагогических условий для их реализации в спортивной тренировке на этапе начальной подготовки.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников,
- педагогическое наблюдение,
- контрольные испытания,
- педагогический эксперимент,
- математико-статистические.
Экспериментальная база исследования. Исследовательская работа проводилась в МБОУДО «Центр Гранит».
Научная новизна работы состоит в том, что разработанная нами педагогическая технология развития выносливости и повышения уровня физической подготовленности позволила существенно улучшить результаты у юных легкоатлетов 11-12 лет.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в расширении представления об особенностях общей выносливости, факторах, определяющих её и влияющих на выносливость. Проведён анализ применения педагогической технологии развития выносливости и повышения уровня физической подготовленности легкоатлетов в учебно-тренировочном процессе. Аналитические данные могут служить диагностическим и прогностическим целям.
Практическая значимость исследования определяется тем, что задан ориентир работы по развитию выносливости и повышению уровня физической подготовленности юных легкоатлетов 11-12 лет на этапе начальной подготовки. Представлена возможность использования полученных в процессе исследования результатов в практической работе различных СДЮСШОР, ДЮСШ.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы в количестве 32 источников. Объём работы - 49 страниц, текст иллюстрируют 2 таблицы и 5 рисунков.
Результаты проведённой исследовательской работы позволили прийти к следующим выводам:
1) Анализ научно-методической литературы свидетельствует о важных
оздоровительных и воспитательных функциях, которые несёт развитие выносливости, способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую
подготовленность, повышает функциональные показатели, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества спортсмена.
В процессе подготовки данной исследовательской работы изучены современные подходы в воспитании выносливости на начальном этапе спортивной подготовки. Ряд авторов считают: «Наиболее перспективным направлением улучшения спортивных результатов легкоатлетов, специализирующихся в беге на длинные дистанции, является повышение экономичности бега за счет оптимизации темпа, особенностей отталкивания, применения или наоборот исключения определённых тренировочных средств с учетом физиологической интенсивности спортсмена, половых признаков» [27, с. 33], [19], [30].
Существует и активно используется на практике положение о рациональном применении и количественной оценке тренировочных нагрузок для развития способностей к проявлению выносливости [9].
2) На этапе констатирующего эксперимента произведена оценка уровня физической подготовленности и выносливости юных легкоатлетов посредством специально подобранных, доступных, информативных тестовых заданий. Выявлено отсутствие значимых отличий в средних показателях выносливости и физической подготовленности спортсменов испытуемых групп (р>0,05).
3) Формирующий эксперимент в экспериментальной группе протекал с применением сформированной педагогической технологии, основанной на средствах лёгкой атлетики и направленной на развитие выносливости путём повышения уровня физической подготовленности легкоатлетов на этапе начальной подготовки. Тренировочные занятия в контрольной группе проходили по общепринятой программе с использованием традиционных методик. Эффективность применения педагогической технологии была подтверждена результатами легкоатлетов экспериментальной группы, результаты контрольной группы улучшились не столь значительно.
4) Показатели координационных способностей (тест «Челночный бег 3х10 м) легкоатлетов экспериментальной группы улучшились на 8,6%, в контрольной группе произошло улучшение на 4,2%; индексы скоростно-силовых способностей (тест «Прыжок в длину») экспериментальной группы выросли на 11,24%, в контрольной группе - на 5,5%; показатели скоростных способностей экспериментальной группы (тест «Бег 60 м») подросли на 8,18%, у легкоатлетов контрольной группы прирост составил 3,66%;
показатели силы и выносливости (тест «Подтягивание на перекладине») у спортсменов экспериментальной группы повысились на 84,84%, в контрольной группе - на 31,42%; прирост показателей выносливости в тесте «Бег в течение 6 мин» в экспериментальной группе - 10,67%, в контрольной группе - 1,84%; отмечен рост индексов выносливости в тесте «Бег на 1000 м» в экспериментальной группе на 18,53%, в контрольной группе произошло увеличение показателей на 3,3%. Выявлено достоверное увеличение показателей во всех тестах (p<0,01, р<0,05).
5) Наибольшая положительная динамика показателей, отмеченная в экспериментальной группе, является следствием эффективности применения педагогической технологии развития выносливости у легкоатлетов, повлиявшей и на развитие компонентов физической подготовленности. В результате исследования установлен факт более высокого уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем у юных спортсменов.
6) Установлены достоверные различия функционального состояния по показателям ЧСС и восстанавливаемости пульса. При ЧСС во время занятий у легкоатлетов экспериментальной группы 135-145 уд/мин физическая нагрузка оказывала более выраженный тренировочный эффект на организм юных спортсменов по сравнению с контрольной группой, в которой ЧСС отмечалась 125-135 уд/мин.
7) Анализ индексов пульсометрии, зафиксированных у легкоатлетов 11-12 лет в процессе занятий, свидетельствует о том, что при использовании педагогической технологии развития выносливости обеспечивалась нагрузка аэробной направленности, целесообразная для реализации задач периода начальной подготовки спортсменов. Спад индексов ЧСС и восстанавливаемость пульса у легкоатлетов экспериментальной группы доказывает проявление эффекта экономизации тренировки и совершенствовании функциональных возможностей организма.
Проведенное исследование показало, что использование беговых упражнений в экспериментальной группе, выполняемых в различных режимах, позволяет существенно влиять на воспитание выносливости у юных легкоатлетов 11-12 лет на учебно-тренировочных занятиях. Формирующий эксперимент доказал эффективность применения в учебно-тренировочном процессе педагогической технологии развития выносливости посредством повышения уровня физической подготовленности легкоатлетов 11-12 лет.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник. М. : Просвещение, 1990. 287 с.
2. Волков И.П. Теория и методика обучения в избранном виде спорта: пособие. Минск: РИПО, 2015. 196 с.
3. Врублевский Е.П. Легкая атлетика. Основы знаний (в вопросах и ответах) : учеб. пособие. М. : Спорт, 2016. 240 с.
4. Губа В.П. Теория и методика современных спортивных исследований. М. : Спорт, 2016. 232 с.
5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Электронный ресурс]. 5-е изд. М. : Спорт, 2020. 200 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/98647.html (дата обращения: 23.12.2020).
6. Зациорский В.М. Биомеханические основы выносливости. М. : Физкультура и спорт, 1982. 207 с.
7. Иорданская Ф.А. Гипоксия в тренировке спортсменов и факторы, повышающие ее эффективность. - 2-е изд. М. : Спорт, 2019. 160 c.
8. Иорданская Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений / Ф.А. Иорданская. - 2-е изд. - М. : Спорт, 2020. - 172 c.
9. Иссурин В.Б., Лях В.И. Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов [Электронный ресурс]. М. : Спорт, 2020. 176 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/94127.html (дата обращения: 6.01.2021).
10. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта : учебно-практ. пособие. 2-е изд. Комсомольск-на-Амуре, Саратов : АГПГУ, Ай Пи Ар Медиа, 2019. 131 c.
11. Карпман В.Л., Белоцерковский, З.Б., Гудков, И.А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. М. : ФиС, 1974. 96 с.
12. Коц М.Я. Спортивная физиология : учебник. М. : ФиС, 1986. 200 с.
13. Кравчук В.И. Легкая атлетика : учебно-метод. пособие. Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2013. 184 с.
14. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для вузов физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. 7-е изд. М. : Спорт, 2020. 344 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/98646.html (дата обращения: 6.01.2021)
15. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки : учеб. пособие. М. : ФиС, 1977. 271 с.
16. Нейгл Ф.Д. Физиологическая оценка максимальной физической работоспособности в книге «Наука и спорт», пер. с англ. М. : «Прогресс», 1982. С. 90-118.
17. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта. М. : Физическая культура, 2010. 202 с.
18. Никитушкин В.Г., Суслов, Ф.П. Спорт высших достижений: теория и методика: учеб. пособие [Электронный ресурс]. М. : Спорт, 2018. 320 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/epd-reader?publicationId=74302 (дата обращения: 23.12.2020).
19. Николаев А.А., Семёнов В.Г. Развитие выносливости у спортсменов. М. : Спорт, 2017. 144 c.
20. Озолин Э.С. Спринтерский бег. М. : Спорт, 2010. 170 c.
21. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 2007. 479 с.
22. Основы управления подготовкой юных спортсменов. Под ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 2002. 280 с.
23. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М. : ФиС, 1986. 284 с.
24. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов. М. : Спорт, 2019. 656 c.
25. Распоряжение Правительства РФ [Электронный ресурс] от 17.10.2018 г. №2245-р. URL: https://minsport.gov.ru/2019/doc/Koncepciya-podgotovki-sport-rezerva.pdf (дата обращения: 18.12.2020).
26. Самоленко Т.В. Методика индивидуального планирования спортивной подготовки легкоатлеток высокой квалификации, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции. М. : Спорт. 2016. 248 c.
27. Совершенствование подготовки резерва спортивных сборных
команд Российской Федерации в шорт-треке, биатлоне, легкой атлетике (виды на выносливость) [Электронный ресурс]. Сост. В.А. Аикин [и др.]. Омск : СГУФКиС, 2014. 71 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/65039.html (дата
обращения: 9.01.2021).
28. Современная система спортивной подготовки [Электронный
ресурс]. / Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.П. Филин [и др.]; под ред. Б.Н. Шустина. 2-е изд. М. : Спорт, 2020. 440 c. URL:
http://www.iprbookshop.ru/98643.html(дата обращения: 5.01.2021).
29. Солодков А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека: общая,
спортивная, возрастная : учебник. 7-е изд. М. : Спорт, 2017. 621 с.
30. Физиологические технологии повышения работоспособности в физической культуре и спорте : учеб. пособие. Сост. И.Н. Калинина, С.Ю. Калинин. Омск : СГУФКиС, 2014. 110 c.
31. Холодов Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник. 13-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2016. 496 с.
32. Якимов А.М., Ревзон А.С. Настольная книга бегуна на выносливость, или Технология подготовки «чистых» спортсменов. М. : Спорт, 2019. 312 c.