Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет представлений о доброте посредством художественной литературы 9
1.1 Проблема формирования у детей 4-5 лет представлений
о доброте в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Художественная литература, как средство формирования
у детей 4-5 лет представлений о доброте 13
1.3 Особенности методов и приёмов ознакомления детей 4-5 лет
с художественной литературой в процессе формирования представлений о доброте 18
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 4-5 лет представлений о доброте посредством художественной литературы 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет
представлений о доброте 24
2.2 Содержание и организация работы по формированию
у детей 4-5 лет представлений о доброте посредством художественной литературы 39
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 4-5 лет
представлений о доброте 45
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложение А Список произведений детской художественной литературы нравственного содержания 60
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России является основной задачей современной общегосударственной политики Российской Федерации.
Формирование нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста является осознанной и изучаемой проблемой среди отечественных и зарубежных педагогов и психологов. На современном этапе формирование представлений о доброте, у детей дошкольного возраста, безусловно, является актуальной и практически значимой темой. Нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста огромное внимание в своих трудах уделяли внимание следующие выдающиеся авторы: Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, А.Н. Виноградова, Н.С. Карпинская и другие ученые.
Одним из наиболее эффективных средств формирования представлений о доброте, психологи, педагоги и философы современности и древности называют художественную литературу. Р.С. Буре, Л.Н. Стрелкова, Н.К. Крупская отмечают, что дети, начиная с раннего возраста, довольно восприимчивы к детским художественным произведениям и очень живо, эмоционально и чувственно воспринимают все, что им читают - рассказы, стихи, сказки. Детская художественная литература доступна для восприятия детей, несёт в себе нравственную оценку описанных и происходящих событий, и очень важно, чтобы ребенок мог свой небольшой жизненный опыт сопоставлять с моралью в книге.
Анализ психолого-педагогических исследований убеждает в том, что нравственная воспитанность, эмоциональная зрелость и отзывчивость во многом определяются не запасом неких качеств, сформированных у ребёнка в дошкольные годы, а уровнем становления представлений о доброте, отзывчивости, наличием у ребёнка собственного опыта глубоких переживаний, приобретенных, в том числе, в процессе восприятия произведений детской художественной литературы.
Психологическая природа проявлений доброты у ребёнка 4-5 лет, её механизмы и особенности развития у детей нравственных чувств раскрыты в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других ученых. В.Г. Белинский, в свое время, говорил о том, что книги для детей пишутся для их воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека.
Только художественная литература питает воображение и умы детей, даря им новые модели поведения и образы, новые миры, являясь очень сильным средством духовного и нравственного развития личности.
Нельзя не отметить важность формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о доброте, именно в этом возрасте дети уже обладают необходимым собственным чувственным и эмоциональным опытом, способны к восприятию и пониманию нравственных составляющих тех или иных действий и поступков героев сказок, рассказов, стихов. В своих трудах выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский в свое время замечал, что пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет. Этот возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный период жизни дошкольника. Именно на этом этапе развиваются многие познавательные способности и появляются личностные особенности. В процессе развития ребёнок 4-5 лет в значительно большей степени приближается к старшему возрасту и в меньшей сохраняет черты предшествующего младшего возраста.
Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил нам выявить противоречие между необходимостью формирования представлений о доброте у детей 4 -5 лет и недостаточным использованием в образовательном процессе дошкольной образовательной организации детской художественной литературы нравственного содержания, понятной и доступной для восприятия детей.
Проблема исследования: каковы возможности формирования у детей 4-5 лет представлений о доброте посредством использования художественной литературы?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 4-5 лет представлений о доброте посредством художественной литературы.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о доброте.
Предмет исследования: художественная литература как средство формирования у детей 4-5 лет представлений о доброте.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о доброте посредством художественной литературы будет возможен если:
- оснастить книжный уголок в группе материалами в соответствии с
принципами: трансформируемости, доступности, сменяемости, эстетичности, в соответствии с возрастом детей и требованиями ФГОС ДО;
- отобрать произведения детской художественной литературы, имеющие нравственную направленность;
- организовать слушание и обсуждение произведений детской художественной литературы, направленных на формирование у детей доброты, в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме формирования у детей 4-5 лет представлений о доброте посредством художественной литературы.
2. Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет представлений о доброте.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о доброте посредством художественной литературы.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о доброте.
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, интерпретация и обобщение опыта педагогической деятельности; эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; беседа, проективный метод; методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Теоретической основой исследования явились:
- теоретические положения об эффективных путях и средствах осуществления морального и нравственного воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации (В.А. Сухомлинский, Л.Н. Стрелкова, Н.С. Карпинская, А.М. Виноградова, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Б.Т. Лихачёв, Ю.К. Бабанский и другие ученые);
- теоретические положения о признании среднего дошкольного возраста периодом начальной социализации, благоприятным для нравственного воспитания и социального развития ребёнка (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Белинский);
- теоретические положения об особом месте художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста (М.М. Конина, Н.С. Карпинская, Е.А. Флерина);
- теоретические положения об особенностях восприятия художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Т.А. Репина, Е.А. Флерина, Л.Я. Панкрата, Л.М. Гурович).
Новизна исследования состоит в следующем: обосновано и экспериментально проверено влияние художественной литературы на формирование у детей 4-5 лет представлений о доброте; определены показатели и уровни сформированности у детей 4-5 лет представлений о доброте.
Теоретическая значимость исследования: обосновано содержание работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о доброте посредством художественной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования воспитателями разработанного содержания работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о доброте в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МКОУ Уренокарлинская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Т. Пименова. В исследовании принимали участие 20 детей 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (20 источников), 1 приложение. В тексте работы представлены 11 таблиц, 3 рисунка.
Формирование нравственных качеств у детей 4-5 лет - это необходимое условие для начальной социализации каждого ребенка. Средний дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для нравственного и социального развития личности. Теоретический анализ исследований Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.С. Карпинской, А.Л. Венгера, Р.С. Буре, Л.Н. Стрелковой, А.Н. Виноградовой и других ученых, по проблеме формирования у детей 4-5 лет представлений о доброте, как нравственном качестве, средствами художественной литературы, показал, что формирование у детей доброты базируется на принципах постепенности и системного подхода. При правильной оценке взрослым поступков детей, у ребенка формируется привычка делать добрые дела, проявлять сочувствие, жалеть, оказывать помощь. Одним из важных качеств детской литературы является ориентация на положительный пример, выразительность, чёткое разграничение добрых и злых поступков и характеров героев произведений. Педагоги дошкольных образовательных организаций должны владеть методами, формами и приёмами ознакомления детей среднего дошкольного возраста с произведениями художественной литературы, чтобы использовать художественную литературу как средство формирования у детей 4-5 лет представлений о доброте.
С целью выявления уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о доброте нами было проведено экспериментальное исследование, для которого осуществлён подбор валидных и надёжных методик. В результате констатирующего эксперимента к низкому уровню сформированности представлений о доброте мы условно отнесли 6 детей (30%). Еще 12 детей (60%) испытывали те или иные затруднения при выполнении диагностических заданий. У них недостаточно сформированы уровни осознание нравственной нормы, эмоционального отношения к ней, понимания качественных характеристик нравственной нормы.
Целью формирующего эксперимента было разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о доброте посредством художественной литературы.
Мы предположили, что процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о доброте посредством художественной литературы будет возможен если:
- оснастить книжный уголок в группе материалами в соответствии с
принципами: трансформируемости, доступности, сменяемости, эстетичности, в соответствии с возрастом детей и требованиями ФГОС ДО;
- отобрать произведения детской художественной литературы, имеющие нравственную направленность;
- организовать слушание и обсуждение произведений детской художественной литературы, направленных на формирование у детей доброты, в совместной и самостоятельной деятельности.
На первом этапе мы оснастили развивающую предметно-пространственную среду группы - книжный уголок - материалами в соответствии с принципами ФГОС ДО.
На втором этапе мы отобрали произведения детской художественной литературы, имеющие нравственную направленность - это серия произведений художественной литературы, в которой ярко выражены проявления доброты в поступках и поведении героев.
На третьем этапе формирующей работы мы организовали слушание и обсуждение произведений детской художественной литературы, направленных на формирование у детей доброты, в совместной и самостоятельной деятельности.
Работа по формированию у детей 4-5 лет представлений о доброте посредством художественной литературы на формирующем этапе экспериментальной работы включала в себя: ежедневное чтение рассказов, сказок, стихов; самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций в книгах; общение педагога с детьми по произведениям художественной литературы; беседы с детьми по произведениям детской художественной литературы; рассматривание книжных иллюстраций; обогащение содержания книжного уголка; организацию тематических выставок детской художественной литературы; инсценирование небольших сказок, рассказов, заучивание отрывков стихотворений, творческий пересказ; консультационно- просветительскую работу с родителями.
Динамику уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о доброте мы проверили на этапе контрольного среза.
Была выявлена положительная динамика уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о доброте по следующим показателям:
- осознание нравственной нормы,
- эмоциональное отношение к нравственной норме,
- понимание индивидуального содержания нравственной нормы,
- эмоциональное отношение к качественной характеристике нравственной нормы.
О наличии положительной динамики свидетельствуют следующие данные:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 20%;
- количество детей со средним и высоким уровнем повысилось на 20%;
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза нашла своё подтверждение в ходе экспериментального исследования.
1. Венгер Л. С., Мухина В. С. Психология : учебное пособие. М. : Просвещение, 1988. С. 100.
2. Гриценко З. И. Ребенок и книга // Дошкольное воспитание. 2000. № 3. С. 49-52.
3. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост. : Т. М. Аникина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. М. : УЦ «Перспектива», 2012. 248 с.
4. Дошкольная педагогика : учебник для академического
бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей ред. Н. В. Микляевой. 2-е изд., переработанное и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 411 с. (Бакалавр. Академический курс).
5. Дошкольная педагогика : учебное пособие / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина [и др.]; под ред. Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1986. 415 с.
6. Кузьменкова Е. М., Рысина Г. М. Воспитание будущего читателя // Дошкольное образование. 2005. № 4. (Библиотека «Первое сентября»).
7. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). М. : Педагогика, 2012. 143 с.
8. Карпухина Г. А., Иванова А. И. Формирование чувства доброты и
милосердия у дошкольников. URL:
http: //dsilinkank.ucoz.com/publ/formirovanie_chuvstva_dobroty_i_miloserdij a_u_doshkolnikov/11062 (дата обращения: 12 02.2020).
9. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М. : Владос, 2010. 336 с.
10. Мерзлякова Е. В., Полетаева Е. П. Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 49 (235). С. 290-293. URL: https://moluch.ru/archive/235/54539/(дата обращения: 19.03.2020).
11. Мотоева Л. Л. Воспитание доброты у дошкольников URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/09/14/vospitanie- dobroty-u-doshkolnikov(дата обращения:20.03.2020).
12. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда : методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. М. : Айресс Пресс, 2007. 119 с.
13. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности : Теория и практика : учебное пособие. М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 25.
14. Первова Г. М. Детская литература и детское чтение [Электронный ресурс] : учебное пособие. Тамбов : Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2016. 225 с. URL: https://elibrary.tsutmb.ru/dl/docs/elib447.pdf(дата обращения: 10.02.2020).
15. Прудовская С. Н. Книжкины затеи // Дошкольное образование.
№ 2. М. : Чистые пруды, 2007. Библиотека «Первое сентября». Серия «Дошкольное образование». URL: http://nashideto4ki.ru/8832-knizhkiny-zatei-o-tom-chto-mozhno-delat-s-knigoy-malysham.html (дата обращения:
28.02.2020).
16. Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Нравственно воспитание в детском саду : Программа и метод. рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2006. 72 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : 2002. 720 с.
18. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Типичные трудности организации предметной игровой среды в ДОУ // Дошкольное воспитание. 2013. № 2. С. 93-99.
19. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : учебное пособие. 4-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 1999. С. 244-259.
20. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии : пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2000. С. 225-242.