Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование социальной компетентности у молодежи

Работа №117243

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы120
Год сдачи2020
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития социальной компетентности у молодежи 11
1.1 Ретроспективный анализ понятия социальной компетентности 11
1.2 Неформальное образование как один из видов образования 26
1.3 Виды социальных групп и их взаимодействие 41
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию социальной компетентности 57
2.1 Диагностика уровня сформированных компонентов социальной компетентности 57
2.2 Содержание авторского курса «Единство культур» по совершенствованию социальной компетентности у молодежи 73
2.3 Диагностика динамики результатов экспериментальной работы 80
Заключение 94
Список используемой литературы 96
Приложение А Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова) 104
Приложение Б Тест - типы религиозной идентичности 108
Приложение В Анкета-опрос о курсе для участников по завершению курса 116
Приложение Г Практическое занятие 117

Актуальность исследования обусловлена разнообразием национальностей, живущих на территории Российской Федерации. Многонациональность и поликультурность обязывают современного человека учиться взаимодействовать с разными народностями, уметь воспринимать и контактировать с различными социальными группами людей, имея при этом собственную позицию. Этот мировой запрос актуален и для Российского государства, в частности, для Поволжского региона страны, в котором проживает более 100 народностей и взаимодействуют между собой множество конфессий. В современном обществе необходимо умение толерантно и доброжелательно взаимодействовать с людьми различных конфессий и принимать иные убеждения. Уважение к личности человека, вне зависимости от его убеждений, закладывается в семье. Уважение к другим нациям и культурам - базовый принцип, который позиционируется в культуре российского народа на протяжении всего времени существования государства.
Очень важно сформировать у молодых людей социальную компетентность, так как в их жизненных целях уже закладывается создание семьи и воспитание собственных детей. Именно поэтому, чтобы уважение к другим нациям, культурам и убеждениям стали органичной частью последующего поколения, необходима сформированная социальная компетентность у молодежи. Так, собственным личным примером молодое поколение начнет прививать эти социальные компетентности своим детям. Это станет прочным фундаментом оздоровления общества, и заложит будущим поколениям понятие о единстве российского народа, несмотря на культурные, национальные и прочие различия.
Новое время ставит перед обществом не только новые вызовы, но и предоставляет новые возможности. Одной из таких возможностей является формирование, совершенствование или развитие социальной компетентности у современной молодежи.
Содержанием одного из компонентов развитой социальной компетентности является умение толерантно мыслить и взаимодействовать [19]. Сегодня имеет важнейшее значение развитие социальной адаптированности населения для нового доброжелательного взгляда на существующие меньшинства, их жизненные принципы и идеи. Для этого необходим набор личностных качеств для улучшения взаимопонимания и взаимоуважения людей с различными убеждениями. Один из способов решения такой педагогической задачи — внедрение образовательных программ в неформальном образовании. Систематическое влияние на восприятие различных групп внутри общества, приведет молодежь к формированию рационального и доброжелательного отношения к любым убеждениям.
На данный момент наблюдается тенденция у общества, где общечеловеческие качества не привиты и не имеют особую ценность. Соответственно, в случае уменьшения озлобленности и недопонимания к различным убеждениям, можно будет сформировать у молодежи компоненты социальной компетентности, такие как: милосердие, любовь к ближнему, сострадание, гуманность и другие общечеловеческие важные качества, вне зависимости, к какому «объекту» будут применяться вышеизложенные термины. Такая положительная динамика, может наблюдаться при доброжелательном отношении к тем «агрессорам» которые первично вызывали только негатив по разным причинам. Если на начальном этапе взрослой жизни избежать этого отрицательного настроя, и показать, что любые отличия в убеждениях у других представителей общества - являются полноценными идеями важными для существования мира, хоть и отличающимися от представления большинства, то это поможет избежать озлобленности и недопонимания в современном обществе.
Проблемой формирования социальной компетентности у молодежи занимались такие исследователи, как: И.А. Зимняя, Е.Н. Борисенко, С.З. Гончаров, С.Н. Краснокутская, З.Д. Макарчук и другие; исследования, рассматривающие неформальное образование для работы с молодежью, а также демонстрирующие опыт и практику работ на основе неформального образования отражены в трудах: О.В. Ройтблат, Е.А. Песковский, В.В. Афанасьев, О.А. Иванова, Е.М. Харланова и другие; социальные группы и их взаимодействия между собой рассматривали: С.О. Елишев, Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и другие.
Несмотря на то, что научных исследований, посвященных формированию социальной компетентности и работе с молодежью по средством неформального образования, а также взаимодействию социальных групп достаточное количество, исследований отвечающие на вопрос как совершенствовать социальную компетентность у молодежи (разных социальных групп), с использованием эффективных образовательных процессов (для бесконфликтного общества и толерантного мышления) в теории и практике мало.
Запрос на развитие «толерантного общества» был экспериментально реализован на территории Самарской области в начальных классах внедрением общеобразовательного предмета ОРКСЭ «основы религиозных культур и светской этики» на государственном уровне [26]. Эта программа была рассчитана на учащихся младших классов и показала положительные результаты. Но подобные программы для молодежи пока не разработаны.
Довольно серьезно стоит вопрос о совершенствовании социальной компетентности у современной молодежи, но он недостаточно проанализирован и изучен, в том числе на практическом уровне, какие образовательные программы поспособствуют эффективному совершенствованию социальной компетентности в неформальном образовании. Неформальное образование - тот ресурс, который позволит в современной среде проектировать курсы, исключающие социальное недопонимание и страхи перед различными убеждениями.
На основе анализа существующей ситуации и научных исследований, были выявлены следующие недостатки:
• дорогая реализация проекта;
• страх участия в неформальной программе;
• нежелание социума быть причастным к данной неформальной программе;
• отсутствие поддержки государства.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы выявлены противоречия между:
• запросом социума и мировых тенденций в умении толерантно мыслить и недостаточным обеспечением образовательно-воспитательных программ для формирования социальной компетентности;
• нежеланием общества меняться и совершенствоваться с одной стороны, а с другой потребностью жить в бесконфликтном обществе;
• потребностью государства и общества в доброжелательном взаимоотношении между различными убеждениями, и отдельно взятыми «единицами» распространяющими ненависть и рознь.
Выявление противоречий и необходимость их решений определило проблему исследования: как совершенствовать социальную компетентность у молодежи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформирована тема магистерской работы: «Совершенствование социальной компетентности у молодежи».
Объект исследования: процесс совершенствования социальной компетентности у социальных групп общества.
Предмет исследования: совершенствование компонентов социальной компетентности у молодежи на основе неформального образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность совершенствования социальной компетентности у молодежи на основе авторского курса.
Гипотеза исследования: совершенствование социальной компетентности у молодежи будет эффективным, если:
• проанализировать сущность, структуру и компоненты социальной компетентности, определить уровень сформированных компонентов (мотивационный и ценностно-смысловой) социальной компетентности у различных социальных групп и совершенствовать их;
• разработать авторский курс для совершенствования социальной компетентности;
• проверить эффективность разработанного курса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной и психолого-педагогической литературы по проблеме совершенствования социальной компетентности у молодежи.
2. Выявить социальные группы и определить уровень сформированности двух компонентов социальной компетентности.
3. Разработать авторский курс для совершенствования компонентов социальной компетентности у молодежи.
4. Экспериментально проверить эффективность авторского курса.
Теоретическую основу исследования составили:
В данной работе использовались научные труды следующих исследователей: анализировались и рассматривались труды о социальной компетентности И.А. Зимней, Г.К. Селевко, Т.И. Самсоновой, Е.Н. Борисенко и других. По неформальному образованию, его структуре и способам применения в образовательной сфере были рассмотрены научные труды: О.В. Ройтблат, Э.С. Бабаевой, А.В. Золоторевой и другие. О социальных группах и их взаимодействию между собой, рассматривали такие исследователи, как: Е.В. Маликова, С.О. Елишев.
Методы исследования. Для решения задач исследования магистерской диссертации использовались такие методы:
• теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, научных теоретических и практических исследований, учебных программ;
• эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа, создание и внедрение специального курса.
Этапы исследования.
На первом этапе (2018-2019 гг.) осуществлялась теоретическая часть исследования. Анализировалась научная и психолого-педагогическая литература, формировались проблема, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе (2019 г.) на основе проанализированной ситуации в стране и прошлого опыта «ОРКСЭ» был создан авторский курс «Единство культур», а также проведен констатирующий этап опытно - экспериментальной работы.
На третьем этапе (2020 г.) был завершен специальный курс на основе которого был осуществлен контрольный этап исследования, сформулированы выводы и заключения, оформлен текст работы.
База исследования. Опытно-экспериментальная часть работы осуществлялась с молодежью (от 16 до 25 лет) на базе благотворительного фонда.
Теоретическая значимость исследования состоит в:
• рассмотрено определения и различия социальных групп и их взаимоотношения между собой в системе толерантного общества;
• определена и доказана значимость и эффективность неформального образования для комплексного совершенствования социальной компетентности у молодежи.
Практическая значимость исследования.
Разработан авторский курс «Единство культур» для совершенствования социальной компетентности у молодежи с методами неформального образования и модернизированной программы «ОРКСЭ» (основы религиозных культур и светской этики). Этот курс продемонстрировал положительные результаты.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена:
• изучением мирового запроса и научных исследований проблемы в существующей теории и практике;
• опытно-экспериментальной работы, проводимой с определенной целью;
• выявлением положительных результатов по завершению практического этапа исследования.
Положение, выносимые на защиту:
1. Социальная компетентность у молодежи совершенствуется в течение всей жизни на основе личного опыта. Для совершенствования социальной компетентности у молодого поколения необходимо рассмотреть сущность, структуру и компоненты социальной компетентности. Совершенствования мотивационного и ценностно-смыслового компонента, определяются потребностью человека в саморазвитии и умение адекватно воспринимать полученную информацию.
2. Авторский курс «Единство культур», основной идеей которого является, развитие доброжелательного отношения к другим убеждениям, толерантного мышления и терпимости у молодежи. В тематический план включены теоретические и практические занятия, связанные с тремя мировыми конфессиями. Курс демонстрирует эффективность одного из способов совершенствования уже сформированных компонентов социальной компетентности у трех, отличающихся между собой, социальных групп. Эффективность разработанного курса обосновывается полученными результатами.
3. Результаты контрольных диагностик уровня совершенствования мотивационного и ценностно-смыслового компонента у молодежи, показывающие положительные результаты после прохождения курса.
Апробация и внедрение результатов исследования велась в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: городской обучающий семинар «Воспитание в современной школе: коллектив и личность», Всероссийская научно-практическая конференция «Жизнь в ее гуманитарно-культурном понимании». Написаны научные публикации по теме исследования («Значимость социальной компетентности у представителей религиозных конфессий «Молодежь. Наука. Общество», 2018 г.; «Опыт организации неформального образования на примере образовательной программы «Eurostars», Балтийский гуманитарный журнал, 2019 г.; «Значимость формирования социальной компетентности у представителей религиозных конфессий», Наука XXI века: взгляд в будущее: материалы ХI Всероссийская научно-практическая конференция учащейся молодежи, Шадринск, 2019).
Личный вклад автора: участие во всех этапах проводимой исследовательской работы; изучение состояния проблемы; создание специального курса по совершенствованию социальной компетентности у молодежи; подготовка научных публикаций и тезисов по исследуемой проблеме; непосредственное участие в реализации учебного курса в качестве преподавателя.
Структура и объём магистерской диссертации.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 12 таблиц, список использованной литературы (61 источник), 4 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части исследования был проведен анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме совершенствования социальной компетентности. В последнее время это направление эффективно, т.к. среди молодежи актуально заниматься саморазвитием и самосовершенствованием личностных качеств. В работе была рассмотрена сущность, структура социальной компетентности, а также компоненты: мотивационный; когнитивный; поведенческий; ценностно-смысловой; эмоционально-волевой. В эксперименте совершенствовалось два компонента: мотивационный и ценностно-смысловой. Выбор компонентов обосновывается тем, что первый относится лично к человеку и его желанию самосовершенствоваться. Второй компонент проявляется, как умение человека адекватно ориентироваться в пространстве и полученной информации, а также в грамотном восприятии и отражении полученных данных в окружающий социум.
В практической части исследования были отобраны три социальные группы, у которых уровень сформированности социальной компетентности теоретически был развит в разной степени. За время констатирующего эксперимента полученные результаты входной диагностики продемонстрировали, что молодым людям уместно совершенствование компонентов социальной компетентности для лучшего взаимодействия с социальным миром и снятием напряженности в межличностных отношениях. Для определения уровня развития этих компонентов были отобраны методики выявления динамики сформированности компонентов социальной компетентности.
Разработан авторский курс «Единство культур» на основе неформального образования. Цель курса заключается в совершенствовании компонентов социальной компетентности. Введу того, что неформальное образование отличается гибкостью и умением адаптироваться под любые задачи, в данной работе оно стало эффективной площадкой для реализации курса. Поскольку особое внимание в работе с участниками эксперимента было уделено развитию мотивационного компонента социальной компетентности, использовались те методы неформального образования, которые рассчитаны на высокую мотивированность участников. При этом мотивационные методы образовательного процесса были всего лишь вспомогательными. Основной целью являлось развитие ценностно-смыслового компонента (переоценка ценностей) участников. Курс был рассчитан на развитие у молодежи терпимости и понимания к людям с другими убеждениями, жизненными ценностями и способности адекватно реагировать на различные ситуации. Всё это имело ключевое значение при написании тематического плана и прописывания занятий, которые реализовывались в течение эксперимента с тремя группами молодых людей.
На завершающем этапе эксперимента были проведены контрольные диагностики по совершенствованию компонентов социальной компетентности (мотивационный и ценностно-смысловой) для отслеживания эффективности пройденного курса участниками. Финальные результаты и их анализ продемонстрировали эффективность разработанного авторского курса. Была отмечена положительная динамика у всех участников эксперимента. Так, результаты по мотивационному компоненту показали снижение от 4 до 9% по деструктивным компонентам методики, и повышение на 6% их личного отношения к людям с иными убеждениями.
Анализ входного и контрольного тестирования уровня сформированности ценностно-смыслового компонента у участников эксперимента показал высокую динамику его совершенствования. Некоторые пункты составили до +25% динамики совершенствования. Молодые люди изменили свое мнение об убеждениях других и стали более терпимо относиться к людям, жизненная позиция которых отличается от их собственной.


1. Ардабацкая И. А. Неформальное образование в школе: проблемы и перспективы // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 1. С. 17-20.
2. Афанасьев В. В., Иванова О. А. Использование ресурсов неформального образования в системе дополнительного профессионального образования педагогов// Вестник НГУ. 2016. № 1. С. 14-17.
3. Ахметжанова Г. В., Вавилина К. В. Опыт организации неформального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 4 (29). С. 17-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41462435 (дата обращения: 06.04.2020).
4. Бабаева Э. С. История неформального образования за рубежом // Гуманизация образования. 2015. № 2. С. 131-137.
5. Баркова Е. К., Кажарская О. Н. Теоретическая модель эмоциональной компетентности студентов-психологов // Молодой ученый. 2016. № 17 (121). С. 283-286. URL: https://moluch.ru/archive/121/33422/ (дата обращения: 18.05.2020).
6. Беккер Н. В. Основы формирования социальной компетентности школьников // Научно-педагогическое образование. 2015. № 2 (8). С. 54-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-formirovaniya-sotsialnoy-kompetentnosti-shkolnikov (дата обращения: 06.03.2020).
7. Бирюкова И. К. Неформальное образование: понятие и сущность // Известия Волгоградск. гос. пед. ун-та. 2012. № 10. Т. 74. С. 18 -20.
8. Борисенко Е. Н. Сущностная характеристика феномена «социальная компетентность студента // Вестник КемГу. 2011. №1 (45). С. 53-59.
9. Буйлова Л. Н. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации: методическое пособие. М. : Педагогическое общество России. 2016. - 192 с.
10. Букина Н. Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. 2010. № 1. С. 56-61.
11. Булгаков С. В., Чижов В. А. Социология : метод. пособие по практическим занятиям для студентов / Под ред. проф. Е. Б. Дудниковой. Саратов : ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». 2018. 94. с.
12. Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1197-1200. URL: https://moluch.ru/archive/114/29876/ (дата обращения: 29.07.2019).
13. Гончаров С. З. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение // Образование и наука. 2004. № 2 (26). С. 3-18.
14. Грехнёв В. С. Формы образования: философско-методологические основания их определения // [Электронный ресурс] : Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=28641 (дата обращения: 05.04.2020).
15. Данилюк А. Я., Емельянова Т. В., Марченко О. Н. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник примерных рабочих программ 4 класс. М. : «Просвещение». 2019. 160 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ