Работа сделана на примере МКОУ "Саметская основная общеобразовательная школа"(Костромская область, Костромской район, село Саметь) .
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Особенности проектной деятельности в образовательной организации. 6
1.2 Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии. 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 3 КЛАССЕ 23
2.1 Организация проектной деятельности на уроках технологии на базе МКОУ "Саметская основная общеобразовательная школа имени дважды Героя Социалистического Труда П.А.Малининой". 23
2.2 Реализация педагогических условий организации проектной деятельности на уроках технологии на базе МКОУ "Саметская основная общеобразовательная школа имени дважды Героя Социалистического Труда П.А.Малининой". 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
Уровень развития социума, с его социально-экономическими, культурными и политическими аспектами, включение в мировое образовательное пространство поставили перед образовательными учреждениями важнейшую задачу. Школа призвана сформировать личность, индивидуальность, человека, способного преодолеть любые трудности на жизненном пути. В будущем этой личности предстоит делать осознанный нравственный выбор, создавать свою жизнь творчески: «Успешность деятельности учителя начальной школы по развитию обучающихся в большой степени зависит от того, в какой мере он владеет приемами организации дифференцированного подхода к младшим школьникам» [11, 126].
Школа должна подготовить личность к жизни: «Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации» [27, 7]. Такой человек будет творчески мыслить, самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях. Что немаловажно – он будет ориентироваться в информационном пространстве. Это приоритетное направление в современном образовании. Достичь таких результатов возможно при помощи развивающих технологий, к которым относится метод проектов, который сегодня как в России, так в других зарубежных странах активно и весьма успешно развивается, приобретает все большую популярность, рационально сочетая теоретические знания и их практическое применение: «Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения «новых» для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями» [18, 45].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современная школа не может обойтись без технологии проектного обучения. Этому очевидному факту мешает противоречие. Оно заключается в необходимости школе внедрять проектное обучение, а с другой стороны имеет место неразработанность организации проектной деятельности учеников начальной школы на учебных занятиях, в том числе, на уроках технологии: «По оценке специалистов, сохранение профессиональной компетентности становится все более сложной задачей, поскольку начало XXI в. отмечено интенсивным ростом объема информации и огромной скоростью её обновления» [19].
Именно поэтому актуальна тема данного дипломного исследования: «Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии в 3 классе».
Цель исследования – выявить и обосновать педагогические условия эффективности организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии в 3 классе .
Объект исследования – процесс организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии в 3 классе
Предметом исследования являются педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии в 3 классе .
В соответствии с целью исследования мы поставили следующие задачи исследования:
1. Выполнить анализ научной литературы с целью исследования теоретических основ организации проектной деятельности младших школьников;
2. Раскрыть организацию проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.
3. Провести опытную работу по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии в третьем классе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования: теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент), графическое представление экспериментальных данных.
Исследование проведено на базе МКОУ "Саметская основная общеобразовательная школа имени дважды Героя Социалистического Труда П.А.Малининой". В исследовании приняли участие учащиеся МКОУ "Саметской основной общеобразовательной школы имени дважды Героя Социалистического Труда П.А.Малининой"в количестве 8 человек, классный руководитель 3 класса Малинина О.А.
Практическая значимость работы заключается в использовании ее результатов другими педагогами как методического пособия на уроках в образовательном учреждении.
Цели и задачи технологической подготовки школьников на современном этапе определяются необходимостью развития экономики страны, подготовки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Образовательная область «Технология» - основная практикоориентированная образовательная область в школе, которая помогает решить задачу огромной социальной важности: подготовку молодежи к деятельного участию в материальном и духовном общественном производстве. Трудовая подготовка и технологическое образование способствуют самореализации личности и ее гражданскому становлению. И в наибольшей степени соответствуют решению целей и задач технологического образования – проектная деятельность.
Необходимость использования проектной деятельности в образовательном процессе современной школы очевидна. В исследовании мы высказали предположение о том, что организация проектной деятельности школьников на уроках технологии позволит повысить заинтересованность школьников к изучению данного учебного предмета и результативность его изучения, знания будут более глубокими и прочными. А самым главным становится приобретение учащимися проектировочных и коммуникативных умений, что поможет учащимся в дальнейшем обучении.
Обучение младших школьников на уроках технологии предполагает смещение с «трансляционной» модели образования. Основными целями начальной школы в этой области являются содействие развитию личности ребенка, воспитание в нем желания и способности учиться и самоактуализации: «Предмет «Технология», обладая мощным развивающим потенциалом, в начальной школе выполняет сложнейшую функцию. Одной из особенностей этого предмета является то, что школьник занимается предметно-практической деятельностью. А она, в свою очередь, является необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития младшего ребенка 6-10 лет» [10, 124].
Условиями успешной реализации проектной деятельности служат: хорошо оборудованный класс(материальная база); выбор проблем и объектов труда, вызывающих наибольший интеллектуальный интерес и отклик; возможность индивидуальной и коллективной работы; посильность и привлекательность проекта; использование нетрадиционных форм и методов.
Эксперимент, проведенный на уроке технологии в 3 классе на базе МКОУ "Саметская основная общеобразовательная школа имени дважды Героя Социалистического Труда П.А.Малининой" показал, что проектная деятельность в образовании способна не просто дать знания, но и привить социально значимые качества, научить действовать самостоятельно и творчески.
1. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. 4-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2011;
2. Берестнева Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы// Начальная школа, 2011, № 6.– 115с.;
3. Булгакова Е. Г., Гондусова Е. О. Проектная деятельность как один из способов повышения мотивации к изучению иностранного языка// Международный научный журнал «Символ науки», 2021, № 8;
4. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2012;
5. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6;
6. Гущина Ю. А. Организация проектной деятельности младших подростков с учетом особенностей саморегуляции// Педагогика и психология в XXI в.: современное состояние и тенденции исследования: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, 2020;
7. Донских С. А., Дмитриева О.С. Использование пластилина и солёного теста на уроках технологии в начальной школе// Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова, 2022;
8. Дьюи Дж. Демократия и образование: [Пер. с англ.] / Дж. Дьюи. - М. : Педагогика-пресс, 2000;
9. Жмакина, Н.Л. Проектирование уроков «Технология» в начальной школе. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2021;
10. Зайцева С. А. Диагностические и развивающие возможности урока технологии в начальной школе//Проблемы современного педагогического образования, 2019;
11. Зайцева С. А. Особенности применения дифференцированного похода на уроках технологии в начальной школе//Проблемы современного педагогического образования, 2021;
12. Зайцева С. А. Формирование универсального учебного действия моделирование на уроках технологии в начальной школе// Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2020, Т. 9, №3;
13. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2013. – №2;
14. Килпатрик В. Х. Основы метода — М.: Л., 1928;
15. Колесникова Т. А. Применение математических знаний и умений на уроках технологии в начальной школе// Проблемы современного педагогического образования, 2022;
16. Колобова Л. В. Опыт развития самообразовательных умений школьников//Проблемы современного педагогического образования, 2022;
17. Колобова Л. В. Активизация творческих способностей школьников//Проблемы современного педагогического образования, 2022;
18. Лутцева Е. А. Эксперимент и инновации в школе 2012, №1, с. 45;
19. Махнева Н. С. Проектирование модели урока технологии с элементами мастер-класса//Концепт 2021, № 5, 2021;
20. Меньшиков В. М. Каким же должно быть российское образование, чтобы занять лидирующие позиции в мире?//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020, № 2 (54);
21. Моргунова И. Г. Ознакомление младших школьников с экономическими понятиями на уроках технологии// Вестник Бурятского государственного университета, 2016, с. 60;
22. Моргунова И. Г. К вопросу о типологии уроков технологии в начальной школе//Вестник Бурятского государственного университета, 2014, с. 23;
23. Новикова Н. Н., Некрасова Г.Н., Смирнова Н.П. Инновационные педагогические технологии: проектирование электронного сетевого образовательного курса//Концепт: науч-метод. электронный журнал. 2016. Т. 18, с. 68-71;
24. Норина О.К. Организация работы по внедрению метода проектов в образовательную деятельность школы//Пермский педагогический журнал №11, 2020;
25. Основина Т.Ю. Теория и методика профессионального образования// Universum: психология и образование, №9 (63), 2019, с. 5;
26. Рабинович П. Д., Школа возможностей: проектное обучение//Образовательная политика, № 1-2 (77-78), 2019, с. 33;
27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 2011, с. 7
28. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета 2012.
Электронные ресурсы:
29. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка//[Эл. ресурс]URL: https://onlinedic.net/ozhegov/page/word27198.php (дата доступа 01.12.2022г.);
30. Сазонова А.В. Генезис и сущность понятия «Проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (дата обращения: 29.11.2022).