ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ 6
1.1. Особенности личности в период студенчества 6
1.2. Понятие общения в психолого-педагогической литературе 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ 22
2.1. Организация эмпирического исследования 22
2.2. Методы и методики исследования 23
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Рассматривая возрастную психологическую периодизацию, можно отметить, что студенческий возраст совпадает с началом юношеского возраста, или молодости. В этом возрасте вчерашние школьники обычно поступают в высшие учебные заведения. Становясь студентом, молодой человек начинает активно овладевать знаниями, приобретать практические профессиональные умения, что требует от него реализации всех внутренних психологических ресурсов личности. В этом возрасте происходит проецирование социальных позиций и открываются перспективы связи с обществом.
Данный возраст считают одним из «самых решительных», так как именно в этом периоде определяется будущее человека, что связано с очень активной, интенсивной работой над собой. Исследованиями студенчества занимались такие ученые, как И.А. Зимняя, Б.Г. Ананьев, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович, и другие.
Студенческий возраст является кризисным периодом в жизни человека, периодом встречи со взрослостью. Возникновение трудностей в данный промежуток жизнедеятельности человека связано прежде всего с разногласием: при полном физиологическом созревании невозможна социальная реализация в профессиональной деятельности, поскольку учеба занимает основное время студента и тем самым тормозится возможность самоактуализации в полной мере.
Если анализировать социальную ситуацию развития личности студента, то мы видим, что в студенческом возрасте актуализируется внутренняя позиция с установкой на достижение глобальной цели – стратегии жизни, строятся планы для ее достижения.
В настоящее время существует необходимость эмпирического изучения процесса общения в студенческом сообществе, так как данный процесс представляет собой слабо изученную область психологического знания. Тем не менее, межличностное общение представляет собой один из важнейших факторов психологического климата студенческого коллектива, и эмоционально-психологического благополучия его членов. Межличностное общение никем специально не устанавливается, оно складывается стихийно в силу целого ряда обстоятельств. Проблемами общения занимались в своих исследованиях А.А. Бодалев, Е.П. Ильин, А.А. Леонтьев, В.И. Фефелова, и другие ученые.
Проведенный теоретический анализ позволил выявить проблему, которая заключается в том, что имеющиеся научные исследования, посвященные студенчеству, недостаточно затрагивают их межличностные взаимоотношениях и касаются в основном учебных отношений, организационной структуры коллектива, отношений товарищества и дружбы. Практически отсутствуют исследования, выявляющие влияние личностных особенностей на общение.
Цель данной курсовой работы – выявить влияние личностных особенностей на общение студентов.
Объект исследования: общение студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей и общения студентов.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что возможна взаимосвязь личностных особенностей и общения студентов.
Задачи исследования:
рассмотреть особенности личности в период студенчества;
проанализировать понятие общения в психолого-педагогической литературе;
провести эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на общение студентов;
осуществить анализ и интерпретацию результатов исследования.
Исследование проводилось на базе Челябинского государственного университета. В качестве испытуемых выступили 26 человек – студентов университета.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
Эмпирические методы: опросник Mini-Mult и методика «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского.
Методы математико-статистического анализа данных – статистический критерий Спирмена.
По результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы.
Как особая социальная группа, студенты характеризуются особым образом жизни, работы, условиями проживания, социальным поведением и ценностями.
Студенческие годы рассматриваются в контексте завершения и созревания процессов интеллектуального развития и описываются как наиболее ответственный и важный период. Студенчество от других групп населения достаточно гармоничным сочетанием высокого уровня образования, высокой познавательной мотивации, повышенной социальной активности, интеллектуальной и социальной зрелости.
Для студенческого возраста характерно достижение наилучших результатов, основанных на всех предшествующих биологических, психологических и социальных процессах развития. Это период нравственного, эстетического и эмоционального развития, формирования и стабилизации личности, и, прежде всего, это период, когда юноши полностью осваивают взрослые социальные роли, такие как гражданство, профессия и работа.
Личностные факторы, влияющие на саморазвитие студента во время учебы – это мотивация к обучению, самоактуализация, уровень притязаний, характер и темперамент.
В процессе профессионального образования и обучения важные характеристики саморазвития студентов, такие как индивидуальность, стремление к большей свободе, достижение целостности, личностное и профессиональное развитие, независимость, самоуважение, общественное одобрение или неодобрение, формируются через хорошо расположенную и организованную образовательную среду образовательной организации.
Общение – это разноплановый и многогранный процесс развития контактов между индивидами, возникающий из потребности в совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между субъектами общения. Этот обмен информацией может быть обозначен как коммуникативная сторона общения.
Вторая сторона процесса общения – взаимные действия общающихся индивидов – обмен в процессе коммуникации и общения не только словами, но и действиями, поступками.
И, наконец, третья сторона процесса общения – восприятие субъектами общения друг друга.
Таким образом, из единого процесса общения выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие), перцептивную (взаимопринятие).
Общение, рассматриваемое как единство этих сторон, определено как способ организации совместной деятельности и взаимных отношений индивидов, включенных в эту деятельность.
Во второй главе курсовой работы для выявления влияния личностных особенностей на общение студентов было проведено эмпирическое исследование. Участниками исследования стали студенты Челябинского государственного университета. В качестве испытуемых выступили 26 человек – студенты 2-го курса университета.
В качестве методик исследования были подобраны опросник Mini-Mult и методика «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского. В качестве метода математико-статистической обработки данных использовался критерий Спирмена.
Результаты, полученные по методике Mini-Mult в ходе исследования свойств личности, указывают на то, что подавляющее большинство респондентов демонстрируют средний уровень по всем шкалам методики, т.е. их показатели находятся в пределах нормы.
Результаты, полученные по методике В.Ф. Ряховского показали, что большинство из участников исследования – общительные или очень общительные люди. Тем не менее, слишком высокий уровень общительности не всегда представляет собой достаточное основание для продуктивного общения специалиста с другими людьми – партнерами, сотрудниками, и т.д. В ходе профессионального обучения будущих специалистов у них необходимо сформировать умения эффективного установления и поддержания такого уровня общения с окружающими, который смог бы обеспечить наиболее эффективную деятельность. Поэтому в большинстве случаев для продуктивного профессионального общения достаточно иметь средний уровень общительности, который позволит вести конструктивный диалог, и налаживать служебные отношения, не перегружая их избыточной информацией.
Результаты расчета коэффициента корреляции Спирмена не выявил значимых взаимосвязей между личностными особенностями и общительностью студентов.
Таким образом, гипотеза, состоящая в предположении того, что возможна взаимосвязь личностных особенностей и общения студентов, не подтверждена.