Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Работа №117049

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы37
Год сдачи2021
Стоимость3200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ 6
1.1. Особенности личности в период студенчества 6
1.2. Понятие общения в психолого-педагогической литературе 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ 22
2.1. Организация эмпирического исследования 22
2.2. Методы и методики исследования 23
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37


Рассматривая возрастную психологическую периодизацию, можно отметить, что студенческий возраст совпадает с началом юношеского возраста, или молодости. В этом возрасте вчерашние школьники обычно поступают в высшие учебные заведения. Становясь студентом, молодой человек начинает активно овладевать знаниями, приобретать практические профессиональные умения, что требует от него реализации всех внутренних психологических ресурсов личности. В этом возрасте происходит проецирование социальных позиций и открываются перспективы связи с обществом.
Данный возраст считают одним из «самых решительных», так как именно в этом периоде определяется будущее человека, что связано с очень активной, интенсивной работой над собой. Исследованиями студенчества занимались такие ученые, как И.А. Зимняя, Б.Г. Ананьев, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович, и другие.
Студенческий возраст является кризисным периодом в жизни человека, периодом встречи со взрослостью. Возникновение трудностей в данный промежуток жизнедеятельности человека связано прежде всего с разногласием: при полном физиологическом созревании невозможна социальная реализация в профессиональной деятельности, поскольку учеба занимает основное время студента и тем самым тормозится возможность самоактуализации в полной мере.
Если анализировать социальную ситуацию развития личности студента, то мы видим, что в студенческом возрасте актуализируется внутренняя позиция с установкой на достижение глобальной цели – стратегии жизни, строятся планы для ее достижения.
В настоящее время существует необходимость эмпирического изучения процесса общения в студенческом сообществе, так как данный процесс представляет собой слабо изученную область психологического знания. Тем не менее, межличностное общение представляет собой один из важнейших факторов психологического климата студенческого коллектива, и эмоционально-психологического благополучия его членов. Межличностное общение никем специально не устанавливается, оно складывается стихийно в силу целого ряда обстоятельств. Проблемами общения занимались в своих исследованиях А.А. Бодалев, Е.П. Ильин, А.А. Леонтьев, В.И. Фефелова, и другие ученые.
Проведенный теоретический анализ позволил выявить проблему, которая заключается в том, что имеющиеся научные исследования, посвященные студенчеству, недостаточно затрагивают их межличностные взаимоотношениях и касаются в основном учебных отношений, организационной структуры коллектива, отношений товарищества и дружбы. Практически отсутствуют исследования, выявляющие влияние личностных особенностей на общение.
Цель данной курсовой работы – выявить влияние личностных особенностей на общение студентов.
Объект исследования: общение студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей и общения студентов.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что возможна взаимосвязь личностных особенностей и общения студентов.
Задачи исследования:
 рассмотреть особенности личности в период студенчества;
 проанализировать понятие общения в психолого-педагогической литературе;
 провести эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на общение студентов;
 осуществить анализ и интерпретацию результатов исследования.
Исследование проводилось на базе Челябинского государственного университета. В качестве испытуемых выступили 26 человек – студентов университета.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
Эмпирические методы: опросник Mini-Mult и методика «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского.
Методы математико-статистического анализа данных – статистический критерий Спирмена.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы.
Как особая социальная группа, студенты характеризуются особым образом жизни, работы, условиями проживания, социальным поведением и ценностями.
Студенческие годы рассматриваются в контексте завершения и созревания процессов интеллектуального развития и описываются как наиболее ответственный и важный период. Студенчество от других групп населения достаточно гармоничным сочетанием высокого уровня образования, высокой познавательной мотивации, повышенной социальной активности, интеллектуальной и социальной зрелости.
Для студенческого возраста характерно достижение наилучших результатов, основанных на всех предшествующих биологических, психологических и социальных процессах развития. Это период нравственного, эстетического и эмоционального развития, формирования и стабилизации личности, и, прежде всего, это период, когда юноши полностью осваивают взрослые социальные роли, такие как гражданство, профессия и работа.
Личностные факторы, влияющие на саморазвитие студента во время учебы – это мотивация к обучению, самоактуализация, уровень притязаний, характер и темперамент.
В процессе профессионального образования и обучения важные характеристики саморазвития студентов, такие как индивидуальность, стремление к большей свободе, достижение целостности, личностное и профессиональное развитие, независимость, самоуважение, общественное одобрение или неодобрение, формируются через хорошо расположенную и организованную образовательную среду образовательной организации.
Общение – это разноплановый и многогранный процесс развития контактов между индивидами, возникающий из потребности в совместной деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между субъектами общения. Этот обмен информацией может быть обозначен как коммуникативная сторона общения.
Вторая сторона процесса общения – взаимные действия общающихся индивидов – обмен в процессе коммуникации и общения не только словами, но и действиями, поступками.
И, наконец, третья сторона процесса общения – восприятие субъектами общения друг друга.
Таким образом, из единого процесса общения выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие), перцептивную (взаимопринятие).
Общение, рассматриваемое как единство этих сторон, определено как способ организации совместной деятельности и взаимных отношений индивидов, включенных в эту деятельность.
Во второй главе курсовой работы для выявления влияния личностных особенностей на общение студентов было проведено эмпирическое исследование. Участниками исследования стали студенты Челябинского государственного университета. В качестве испытуемых выступили 26 человек – студенты 2-го курса университета.
В качестве методик исследования были подобраны опросник Mini-Mult и методика «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского. В качестве метода математико-статистической обработки данных использовался критерий Спирмена.
Результаты, полученные по методике Mini-Mult в ходе исследования свойств личности, указывают на то, что подавляющее большинство респондентов демонстрируют средний уровень по всем шкалам методики, т.е. их показатели находятся в пределах нормы.
Результаты, полученные по методике В.Ф. Ряховского показали, что большинство из участников исследования – общительные или очень общительные люди. Тем не менее, слишком высокий уровень общительности не всегда представляет собой достаточное основание для продуктивного общения специалиста с другими людьми – партнерами, сотрудниками, и т.д. В ходе профессионального обучения будущих специалистов у них необходимо сформировать умения эффективного установления и поддержания такого уровня общения с окружающими, который смог бы обеспечить наиболее эффективную деятельность. Поэтому в большинстве случаев для продуктивного профессионального общения достаточно иметь средний уровень общительности, который позволит вести конструктивный диалог, и налаживать служебные отношения, не перегружая их избыточной информацией.
Результаты расчета коэффициента корреляции Спирмена не выявил значимых взаимосвязей между личностными особенностями и общительностью студентов.
Таким образом, гипотеза, состоящая в предположении того, что возможна взаимосвязь личностных особенностей и общения студентов, не подтверждена.




1. Алтунина, И.Р. Структура и развитие мотивов и мотивации социального поведения. Дисс…к.пс.н. [Текст] / И.Р. Алтунина. – М, 2016. – 453 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2017. – 384 с.
3. Бодалев, А.А. Личность и общение [Электронный ресурс] / А.А. Бодалев. – Режим доступа : https://pidru4niki.com/12780212/psihologiya/bodalev_lichnost_obschenie (дата обращения: 05.05.2022)
4. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. С. 346.
5. Волкова, А.И. Психология общения: учеб. пособие [Текст] / А.И. Волкова. – Р-на/Д.: Феникс, 2017. – 447 с.
6. Гордиенко, Н.Н. Исследование психологических и психофизиологических особенностей студентов гуманитарных и технических специальностей в ракурсе повышения качества подготовки специалистов [Электронный ресурс] / Н.Н. Гордиенко. – Режим доступа: www.t21.rgups.ru/doc2009/10/03.doc (дата обращения: 05.05.2022)
7. Диагностический практикум по «Социальной психологии» [Текст] / сост. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕГПУ, 2015. – 32 с.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов по педагогике и психологии [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2020. – 384 с.
9. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2015. – С. 34
10. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Изд-во Московского ун-та: Академия, 2014. – 240 с.
11. Кон, И.С. Психология ранней юности [Электронный ресурс] / И.С. Кон. – Режим доступа: https://www.rulit.me/books/psihologiya-rannej-yunosti-download-168748.html (дата обращения: 05.05.2022)
12. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Электронный ресурс] / А.А. Леонтьев. – Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/books/id/9105.php (дата обращения: 05.05.2022)
13. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2021. – №1. – С. 34-42.
14. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Электронный ресурс] / М.И. Лисина ; под ред. А. Г. Рузской. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-383.html (дата обращения: 05.05.2022)
15. Лисовский, В.Т. Личность студента [Текст] / В.Т. Лисовский, А.В. Дмитриева. – Л.: ЛГУ, 2014. – 183 с.
16. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Электронный ресурс] / Б.Ф. Ломов. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21179127 (дата обращения: 05.05.2022)
17. Миронова А.В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-studentov-kak-subektov-professionalnogo-samorazvitiya (дата обращения: 05.05.2022)
18. Петровский, А.В. Введение в психологию [Электронный ресурс] / А.В. Петровский. – URL: http://yurpsy.com/files/biblio/petr/petr.htm (дата обращения: 05.05.2022)
19. Психологические тесты для профессионалов [Текст] / сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2017. – 496 с.
20. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] / С.Д. Смирнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2019. – 400 с.
21. Требухина, Н.В. Теоретические концепции коммуникативной дидактики ФРГ. Атореферат дисс...к.п.н. [Текст] / Н.В. Требухина. – Ростов н/Д., 2021. – 24 с.
22. Удовыдченко, Т.Н. Особенности развития личности студента [Текст] / Т.Н. Удовыдченко // Материалы II Международной научной конференции «Научный потенциал студенчества – будущему России». Т2. Общественные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2018. – С. 126-128.
23. Фефелова, В.И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте [Текст] / В.И. Фефелова // Прикладная психология и психоанализ. – 2017. – №1. – С. 34-36.
24. Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения [Электронный ресурс] / В.М. Целуйко. – URL: https://dogmon.org/celujko-v-m-psihologicheskie-osnovi-pedagogicheskogo-obsheniya.html?page=2 (дата обращения: 05.05.2022)
25. Церковский, А.Л. Личность студента и успешность его учебной деятельности [Электронный ресурс] / А.Л. Церковский. – URL: https://nihe.bsu.by/images/ideology/24_ВГМУ_ Личность студента.pdf (дата обращения: 05.05.2022)
26. Шипицына, Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Электронный ресурс] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. – URL: https://gigabaza.ru/doc/160856-pall.html (дата обращения: 05.05.2022)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ