Унитарное и федеративное государство: сравнительный анализ (Финансовый Университет при Правительстве РФ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИТАРНОЙ И ФЕДЕРАТИВНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Унитарная форма территориально-государственного устройства как элемент формы государства 5
1.2 Содержание Федерации как формы устройства государства 10
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСТРОЙСТВА ФЕДЕРАТИВНОГО И УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА 18
2.1 Сравнение федеративной и унитарной модели управления 18
2.2 Современная Россия между федерализмом и унитаризмом 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ГЛАВА 1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИТАРНОЙ И ФЕДЕРАТИВНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Унитарная форма территориально-государственного устройства как элемент формы государства 5
1.2 Содержание Федерации как формы устройства государства 10
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСТРОЙСТВА ФЕДЕРАТИВНОГО И УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА 18
2.1 Сравнение федеративной и унитарной модели управления 18
2.2 Современная Россия между федерализмом и унитаризмом 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Актуальностью обладает вопрос, который касается такой категории, как «государственное устройство». Применение указанного понятия осуществляется для дачи характеристики строй государства, а также системы государственного управления. Практическое использование приведенного термина осуществляется также для характеристики административно-территориальной и политико-территориальной организации страны, в том числе и для конкретизации отношений государства и его составных частей.
В содержания конституций практически всех мировых государства отражаются нормы, которые имеют отношение к государственному устройству. В некоторых конституциях происходит регламентирование вопросов, которые связаны с делением административно-территориального характера, а иных – закрепление государственных границ в конституциях, в других – вопросы, которые касаются автономии отдельных государственных частей, в следующих – отношения федерации и субъектов (штатов) и других территорий. В различные государства суть такого института, как «государственное устройство» может существенно отличаться друг от друга. В связи с указанным, при проведении сравнительного анализа в обязательном порядке следует учитывать все варианты такового, государственную и политическую практику, а не только нормы права.
При наличии многообразия форм государственного устройства, на сегодняшний день, главенствующими признаются федеративная и унитарная формы.
Степень научной разработанности. Существенный вклад в теоретическое развитие рассматриваемой темы внесли такие исследователи: В.Г. Анненкова, А.Ф. Исмаилов, С.В. Демченко, А.З. Куканов, А.В. Малько и иные авторы.
Объект работы являет собой общественные отношения, возникновение которых происходит в процессе организации государственного устройства.
Предметом работы являются научные разработки исследователей данной тематики.
Цель данного исследования состоит в проведении сравнительного анализа унитарной и федеративной формы государственного устройства.
Для достижения приведенной выше цели были поставлены следующие задачи:
изучить унитарную форму территориально-государственного устройства как элемента формы государства;
исследовать содержание Федерации как формы государственного устройства;
провести сравнение унитарной и федеративной модели государственного управления;
рассмотреть проблематику федеративного устройства на территории российского государства.
Методы, которые были применены в процессе проведения данного исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, логический метод.
Нормативная основа данного исследования представлена положения действующей Конституции РФ. Теоретическая значимость работы состоит в том, что при помощи современных научных методов и средств были определены базовые теоретические положения, которые касаются сравнительного анализа унитарной и федеративной форм государственного устройства. Практическая значимость исследования обоснована тем фактом, что объем материалов, изученный и проанализированный в рамках работы, может быть применен в ходе преобразования данной сферы на практическом уровне.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников и научной литературы.
В содержания конституций практически всех мировых государства отражаются нормы, которые имеют отношение к государственному устройству. В некоторых конституциях происходит регламентирование вопросов, которые связаны с делением административно-территориального характера, а иных – закрепление государственных границ в конституциях, в других – вопросы, которые касаются автономии отдельных государственных частей, в следующих – отношения федерации и субъектов (штатов) и других территорий. В различные государства суть такого института, как «государственное устройство» может существенно отличаться друг от друга. В связи с указанным, при проведении сравнительного анализа в обязательном порядке следует учитывать все варианты такового, государственную и политическую практику, а не только нормы права.
При наличии многообразия форм государственного устройства, на сегодняшний день, главенствующими признаются федеративная и унитарная формы.
Степень научной разработанности. Существенный вклад в теоретическое развитие рассматриваемой темы внесли такие исследователи: В.Г. Анненкова, А.Ф. Исмаилов, С.В. Демченко, А.З. Куканов, А.В. Малько и иные авторы.
Объект работы являет собой общественные отношения, возникновение которых происходит в процессе организации государственного устройства.
Предметом работы являются научные разработки исследователей данной тематики.
Цель данного исследования состоит в проведении сравнительного анализа унитарной и федеративной формы государственного устройства.
Для достижения приведенной выше цели были поставлены следующие задачи:
изучить унитарную форму территориально-государственного устройства как элемента формы государства;
исследовать содержание Федерации как формы государственного устройства;
провести сравнение унитарной и федеративной модели государственного управления;
рассмотреть проблематику федеративного устройства на территории российского государства.
Методы, которые были применены в процессе проведения данного исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, логический метод.
Нормативная основа данного исследования представлена положения действующей Конституции РФ. Теоретическая значимость работы состоит в том, что при помощи современных научных методов и средств были определены базовые теоретические положения, которые касаются сравнительного анализа унитарной и федеративной форм государственного устройства. Практическая значимость исследования обоснована тем фактом, что объем материалов, изученный и проанализированный в рамках работы, может быть применен в ходе преобразования данной сферы на практическом уровне.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников и научной литературы.
В заключение проведения данного исследования можно прийти к ряду выводов:
1. Унитарное государство представляет собой единое государственное образование. Деление государства производится на административные районы. Для такого государства характерны: наличие высших государственных и общих органов управления всей страны, единая правовая система и конституция. Данная форма государственного устройства вытекает из потребностей единого рынка, удобства государственного управления и не имеет ничего общего с этническим или расовым составом населения. Большинство современных унитарных государств являются мононациональными государствами.
2. Федерация, как форма устройства государства представляет собой единое государство, которое либо объединено, либо состоит из отдельных национальных единиц на своей территории, которые уполномочены решать вопросы, не входящие в юрисдикцию федерального правительства. Это означает, что федерация является уже не союзом разных государств, которым признается конфедерация, а единым государством, которое может стать союзным, если оно основано на союзном договоре или если оно не носит федеративного характера. Но при любых обстоятельствах это государство, которые существует совместно и сверх тех стран (или другими образованиями), частью которых оно является.
3. При проведении сравнения исследуемых форм государственного устройства удалось выяснить, что система государства с унитарной формой устройства не может быть признана достаточно гибкой в отношении разрешения вопросов, которые связаны с культурными особенностями, национальными традициями, характерными чертами языка и так далее. Указанное является фактом того, что в некоторых случаях более предпочтительным является федеративное устройство государства. Федеральная система государства стремится уравновесить национальное координирующее правительство с местными органами власти, защитить региональную, расовую и национальную идентичность и обеспечить максимально возможное самоуправление.
4. В настоящее время Российская Федерация устроена по национально-территориальному и территориальным принципам. Первый является основой для образования республик и автономных округов, а второй – городов федерального значения, областей и краев как федеративных субъектов. Разнообразие и асимметричность субъектов федерации требует четкого, преимущественно правового механизма функционирования государственных структур всех уровней и отлаженных федеративных отношений. Российская Федерация является федеративным государством, созданным на основании закона.
Проблематика российского федерализма проявляется в обеспечении единства и законности законодательства на всей территории Российской Федерации, да и единства государственной власти, что закреплено в Конституции РФ. По-видимому, наличие этих проблем явилось одним из факторов, побудивших Президента Российской Федерации ввести систему его полномочных представителей в рамках федеративного государства, которая направлена на укрепление вертикали власти государства.
1. Унитарное государство представляет собой единое государственное образование. Деление государства производится на административные районы. Для такого государства характерны: наличие высших государственных и общих органов управления всей страны, единая правовая система и конституция. Данная форма государственного устройства вытекает из потребностей единого рынка, удобства государственного управления и не имеет ничего общего с этническим или расовым составом населения. Большинство современных унитарных государств являются мононациональными государствами.
2. Федерация, как форма устройства государства представляет собой единое государство, которое либо объединено, либо состоит из отдельных национальных единиц на своей территории, которые уполномочены решать вопросы, не входящие в юрисдикцию федерального правительства. Это означает, что федерация является уже не союзом разных государств, которым признается конфедерация, а единым государством, которое может стать союзным, если оно основано на союзном договоре или если оно не носит федеративного характера. Но при любых обстоятельствах это государство, которые существует совместно и сверх тех стран (или другими образованиями), частью которых оно является.
3. При проведении сравнения исследуемых форм государственного устройства удалось выяснить, что система государства с унитарной формой устройства не может быть признана достаточно гибкой в отношении разрешения вопросов, которые связаны с культурными особенностями, национальными традициями, характерными чертами языка и так далее. Указанное является фактом того, что в некоторых случаях более предпочтительным является федеративное устройство государства. Федеральная система государства стремится уравновесить национальное координирующее правительство с местными органами власти, защитить региональную, расовую и национальную идентичность и обеспечить максимально возможное самоуправление.
4. В настоящее время Российская Федерация устроена по национально-территориальному и территориальным принципам. Первый является основой для образования республик и автономных округов, а второй – городов федерального значения, областей и краев как федеративных субъектов. Разнообразие и асимметричность субъектов федерации требует четкого, преимущественно правового механизма функционирования государственных структур всех уровней и отлаженных федеративных отношений. Российская Федерация является федеративным государством, созданным на основании закона.
Проблематика российского федерализма проявляется в обеспечении единства и законности законодательства на всей территории Российской Федерации, да и единства государственной власти, что закреплено в Конституции РФ. По-видимому, наличие этих проблем явилось одним из факторов, побудивших Президента Российской Федерации ввести систему его полномочных представителей в рамках федеративного государства, которая направлена на укрепление вертикали власти государства.
Подобные работы
- Развитие международных финансовых центров: особенности России и Китая
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ РЕЙТИНГОВАНИЯ НА КАДРОВУЮ ПОЛИТИКУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ «ЦЕНТР - РЕГИОНЫ
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика и управление. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Защита интересов публично-правового образования - собственника имущества должника при банкротстве унитарного предприятия
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019 - Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере образования: проблемы теории и Ирак гики
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - «КАТАЛОНСКИЙ СЕПАРАТИЗМ:
ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ В 21 ВЕКЕ»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - История и развитие государственных органов власти, проводящих национальную политику в России в XIX - начале XX века (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, история . Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2021 - РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ФЕДЕРАЛИЗМА: СОСТОЯНИЕ, ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004



