Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительное конституционно - правовое исследование порядка распределения компетенции в федеративных системах России и Германии

Работа №103938

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы98
Год сдачи2022
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Характеристика федерализма как формы политико-территориального устройства 11
1.1 Понятие и значение федерализма 11
1.2 Федеративные государства и их конституционно-правовые
особенности 26
Глава 2 Особенности федерализма в Российской Федерации и Германии .... 38
2.1 Федерализм в Российской Федерации 38
2.2 Характеристика федерализма в Германии 50
Глава 3 Конституционно-правовое исследование порядка распределения
компетенций в федеративных системах России и Германии 56
3.1 Конституционно-правовые особенности порядка распределения
компетенций в Российской Федерации 56
3.2 Конституционно-правовые особенности порядка распределения
компетенции в Германии 67
3.3 Конституционно-правовое исследование порядка распределения
компетенции в федеративных системах России и Германии: общее и особенное 78
Заключение 85
Список используемой литературы и используемых источников 90

Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Федерализм является одним из основных видов административно - территориального устройства государства, что наделяет государство определенными особенностями, которые влияют на его последующее политическое, экономическое, правовое и социальное развитие. Федерализм распространен в странах с большой территорией, что логически обосновано необходимостью более эффективного государственного управления на территории всего государства. Между тем, в зависимости от конкретного государства федерализм может быть реализован полностью, либо может являться формальной составляющей государственного строя государства.
Конституция РФ закрепляет то, что Российская Федерация является федерацией. Между тем, начиная с 2004 года, Россия не минуемо уходит от принципа федерализма, усиливая централизацию и подчинение регионов федеральным органам власти. Конституционные изменения 2020 года, окончательно интегрировали местное самоуправление в вертикаль публичной власти, которая так основательно формировалось на протяжении последних двадцати лет.
Вместе с тем, большинство экономически развитых стран в мире, являются федерациями (США, Канада, Германия, Австрия, Швейцария и другие), что свидетельствует об эффективности федерализма для построения развитого государства. Федеративная Республика Германия (далее - Германия, ФРГ) после Второй мировой войны в Основном законе 1949 года закрепила федеративное устройство государства. После объединения Германии в 1990 году единая Германия стала одним из основных федеративных государств в мире. Успехи Германии в различных областях экономики и политики обеспечили ей первенство среди стран Европейского Союза (далее - ЕС). На сегодня, Германия является одним из лидеров стран ЕС, НАТО, ООН и иных международных политических государств.
Многие исследователи немецкого федерализма, утверждают, что Германия исторически всегда являлась федерацией, в силу того что еще в 1871 году при её объединении важную роль играли интересы территорий (земель), входивших в состав Германской империи.
История российского федерализма имеет некоторые отличия. В первую очередь, Россия исконно являлась централизованным государством многие столетия и территории управлялись из «центра». В процессе присоединения новых территорий к Московскому государству, а затем к Российской империи, входившие в состав земли, фактически теряли властные полномочия.
Несмотря на разность исторических вех формирования федеративных систем Германии и России, с позиции конституционно- правового закрепления принципа федерализма в Германии и России есть много общего. Однако нормативная общность, не ведет к фактической реализации федерализма в государствах, что составляет особый научный интерес организации и функционирования федерализма в указанных странах.
Объект исследования: общественные отношения в сфере организации и функционирования федеративных систем России и Германии.
Предмет исследования: отношения, складывающиеся в рамках конституционно - правового развития федеративных систем России и Германии.
Цель исследования: выявить организационные и функциональные особенности федерализма на примере федеративных систем Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, определить основные аспекты позитивного и негативного развития федерализма и предложить законодательное совершенствование выявленных недостатков.
Гипотеза исследования состоит в том, что формальный и фактический федерализм имеют массу различий, которые в первую очередь отличаются, следующем:
- формальный федерализм, хотя и имеет конституционное закрепление, однако реально не существует в странах с авторитарным политическим режимом;
- реальный федерализм может существовать только в демократических странах с развитой представительной демократией, как в «центре», так и на местах;
- местное самоуправление и власть субъектов федерации являются основой федерализма;
- федерализм не может существовать в странах, где отсутствует верховенство закона;
- федерализм Российской Федерации является формальным федерализмом;
- федерализм Германии является формально закрепленным и фактически реализованным на территории этой страны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и определит значение федерализма;
- определить конституционно - правовые особенности федеративных государств;
- изучить федерализм в Российской Федерации;
- определить конституционно - правовые особенности федеративной системы Российской Федерации и выявить проблемные аспекты федерализма в Российской Федерации;
- изучить федерализм в Германии и выявить конституционно-правовые особенности федеративной системы Германии.
Теоретико - методологическую основу исследования составили работы, таких отечественных авторов, как К.В. Арановский, М.В.Баглай, К.А.Бекашев, Н.Б.Габричидзе, Э.П.Догржиев, A.B.Зиновьев, Д.Л. Златопольский, Е.Р. Кастель. Также использовались труды немецкий ученых исследовавших проблематику немецкого федерализма: Г. Дюриг, М. Закс, Е. Ипсен, Е. Изензе, Х. Маурер, Т.Маунц, В.Маихофер,И. Мюнх,Д. Раушнинг, В. Фогель, К. Хесс, Р.Циппелиус, Е.Штайн, Е.Шнайдер.
Базовыми для настоящего исследования явились также диссертационные исследования федеративных систем России и Германии А.В. Саленко, А. Штелер-Май, Е.Ю. Медведевой, Г.К. Садриева.
Методы исследования: используется диалектический метод познания, который подразумевает изучение общественно-политических и правовых явлений в их взаимной связи и обусловленности. Автор стремился отобразить образ российского и германского федерализма, существующего в реальной действительности; рассмотреть федерализм как динамическое государственно-правовое явление, которое подвержено постоянному развитию. В работе также используется метод сравнения и сопоставления, а именно две его разновидности сравнительно- исторический и сравнительно-правовой.
Опытно-экспериментальная базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Основной закон Федеративной Республики Германия, федеральные законы Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, материалы научно-практических конференций и семинаров по федеративным системам России и Германии.
Научная новизна исследования заключается в:
- использование в рамках исследования, новейших конституционных изменений в сфере федерализма;
- обширный анализ федеративных систем России и Германии, с учетом нормативных особенностей и фактического состояния;
- сравнительно - правовой анализ федеративных систем России и Германии.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
- теоретические положения могут быть использованы в исследовании проблем федерализма в России;
- содержащиеся в исследовании выводы и предложения могут позволить законодателю Российской Федерации более эффективно реализовывать принцип федерализма в Российской Федерации;
- исследованный теоретический аспект федерализма Германии позволит использовать его для нормативного совершенствования федерализма в России.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования материалов настоящего исследования для дальнейших научных исследований в области федерализма, федеративной системы России, федеративной системы Германии, а также в рамках сравнительно - правового исследования федерализма в России и Германии.
На защиту выносятся:
- формальное закрепление федерализма в основных законах страны, не зависит от фактической реализации федерализма на территории этого государства. Формальность конституций и основных законов государств, создает предпосылки для отсутствия необходимых факторов появления реального федерализма;
- федеративная система Российской Федерации определяется Конституцией РФ и регламентируется различными федеральными конституционными и федеральными законами. Федеративная система Российской Федерации имеет три уровня, на каждом из которых предусмотрен свой объем компетенций в процессе реализации государственного управления;
- федеральный уровень власти в России является основным, он определен в Конституции РФ и иных нормативных правовых актов. После административной реформы 2004 года, централизация России была усилена и федеральные органы власти, фактически, стали доминировать не только на федеральном, но и на региональном и местном уровне;
- централизация межгосударственных отношений и выхолащивание парламента превратили Россию в квазиунитарное государство, лишь на словах исповедующее принципы и практику федерализма. Руководители управлений региональных администраций теперь подчиняются как губернаторам регионов, так и руководителям территориальных управлений федеральных министерств. Губернаторы, в свою очередь, назначаются президентом по согласованию с региональными собраниями, контролируемыми партией, имеющей большинство в парламенте;
- в Российской Федерации изменения в порядке назначения членов верхней палаты превратили Совет Федерации в уступчивый и пассивный орган, который уже не может действовать как независимый форум для артикуляции региональных интересов. Точно также Госсовет и Совет законодателей не предоставили регионам ничего, кроме совещательного голоса при выработке федеральной политики;
- совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не имеет реальной политической силы, формируется из «представителей» субъектов федерации (большинство сенаторов не имеют никакой связи с регионами, которые они представляют), являясь таковыми лишь формально, назначаются органами исполнительной и законодательной власти в Совет Федерации, без прямого на то, волеизъявления народа;
- «немецкая система федерализма не является ни двойной, ни чисто вертикальной. Эта система имеет отлично выраженную кооперативную структуру, одной из особенностей которой является наличие общих федерально - региональных органов. Одним из таких органов является Федеральная Конвенция (Bundesversammlung), Конфликтный Комитет (Verrmittlungsausschuss), Бундесверт и другие органы совместного управления» [2];
- федерализм в Германии является принципом построения немецкого государства, тогда как в России федерализм - это система государственного устройства. Несмотря на это, Германию можно назвать в большей степени федеральным государством, в отличие от России, где субъекты федерации практически бесправны в решении политических и экономических вопросов на своей территории;
- федеральный принцип Основного закона обязывает федеральное правительство и правительства земель проявлять взаимное внимание и помощь (принцип лояльности федеральному правительству или поведения, дружественного федеральному правительству);
- федеральный порядок, реализованный в Основном законе ФРГ, как правило, основан не на разделении, а на сотрудничестве между федеральным правительством и правительствами земель. Федеральный порядок в России базируется на строгой иерархии, «вертикали власти», централизованной системе подчинения регионов - федеральным органам власти;
- кооперативный характер германского федерализма выражается также в том, что земли через Бундесрат участвуют в федеральном законодательстве, в федеральном управлении и в вопросах, касающихся Европейского Союза. Разделение федерального правительства на федеративные земли и принципиальное участие федеративных земель в федеральном законодательстве составляют часть неизменного ядра конституционного строя Германии;
- немецкий федерализм построен от «низшего к высшему», то есть органы муниципальной власти обладают достаточно обширными полномочиями на своей территории, являются независимыми и формируются путем прямых выборов. Российский федерализм исключает самостоятельность органов местного самоуправления. Поправки в Конституцию РФ 2020 года, интегрируют органы местного самоуправления в вертикаль публичной власти, тем самым решение местных вопросов, напрямую зависит от решений органов власти субъектов и федерации.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав (разделов), заключения, список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках проведенного исследования, следует отметить, что ключевым становится не изучение «классических федераций, а усиленное внимание к национальным федеративным системам, которые можно определить как «незрелые» федерации (не обладающие всеми признаками федеративного государства), а также к применению принципа федерализма на наднациональном уровне.
Субъекты федерации, хотя и имеют ряд признаков государства, при этом, как правило, лишены государственного суверенитета. Так, субъект федерации обычно не имеет права вести самостоятельную внешнюю политику и иметь собственные вооруженные силы, но некоторые исключения все же есть. Например, канадская провинция Квебек отличается от других провинций тем, что она имеет право вести самостоятельную политику в области приема иммигрантов. Это область внешнеполитической деятельности. Еще один пример - в США каждый штат имеет собственные вооруженные силы - Национальную гвардию, которая подчиняется губернатору штата. Однако президент США имеет право отменять приказы губернаторов и в случаях, предусмотренных законом, может взять управление национальной гвардией на себя.
Федеративное государство - это объединение двух или нескольких государственно-территориальных или национальных образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т. п.) в единое государство при отсутствии у них политической самостоятельности.
Федеральные системы России и Германии имеют, как сходства, так и различия, которые определяются в рамках определенных конституционных статусов этих государств.
В рамках проведенного исследования, были получены результаты.
1. Федерализм в «чистом виде» не существует среди современных федераций, в силу различных особенностей исторической, политической, культурной и экономической составляющей. При этом демократические государства, в большей степени являются федерациями, чем антидемократические государства. Отсутствие реального федерализма, при его формальном закреплении свидетельствует так о недемократичности политических режимов, о формальности законов, а, следовательно, о незаконных допущениях со стороны правящих элит.
Следует предложить необходимое обеспечение целостности и единства общественно - государственного организма и его составляющих частей, вездесущности и непрерывности осуществления административно - организационной и властно - регулирующей деятельности системы органов публичного управления, направленной на улучшение экономического, социального, экологического, культурного положения и благосостояния граждан.
2. Исходя из проанализированного опыта зарубежных стран, можно сделать вывод о том, что федерализм является достаточно распространенной формой территориального устройства государств. Основная идея доминирующего до недавнего времени подхода заключалась в том, что, создавая собственную дополнительную систему «сдержек и противовесов» - вертикальную, федерализм поддерживает и укрепляет демократический порядок. Государство, которое не состоялось как демократическое, не в силах реализовать федеративные проекты.
Практика, однако, свидетельствует о том, что политический режим федеративных государств может быть разным, он может характеризоваться разными уровнями демократии и свободы. Таким образом, федеративный государственный строй создает условия для большей демократии, свободы, политического участия, однако сами по себе эти условия не могут полностью определять необходимость демократического режима. Сравнение демократических политических систем показывает, что федеративные государства в принципе не отличаются высоким уровнем демократичности по сравнению с унитарными государствами. Однако когда страна имеет этнические, культурные или социально-экономические различия между территориями, федеративное устройство будет более демократическим.
3. Формальное закрепление федерализма в основных законах страны, не зависит от фактической реализации федерализма на территории этого государства. Формальность конституций и основных законов государств, создает предпосылки для отсутствия необходимых факторов появления реального федерализма.
4. Федеративная система Российской Федерации определяется Конституцией РФ и регламентируется различными федеральными конституционными и федеральными законами. Федеративная система Российской Федерации имеет три уровня, на каждом из которых предусмотрен свой объем компетенций в процессе реализации государственного управления.
Федеральный уровень власти в России является основным, он определен в Конституции РФ и иных нормативных правовых актов. После административной реформы 2004 года, централизация России была усилена и федеральные органы власти, фактически, стали доминировать не только на федеральном, но и на региональном и местном уровне.
Следует признать, что Россия за последние двадцать лет стала в большей степени унитарным государством, нежели федерацией. Россия является федерацией, исключительно номинально. Федеральные принципы не централизации и региональной автономии быстро заменяются централизованным командованием сверху и подчинением и подчинением снизу.
5. Централизация межгосударственных отношений и выхолащивание верхней палаты превратили Россию в квазиунитарное государство, лишь на словах исповедующее принципы и практику федерализма. Руководители управлений региональных администраций теперь подчиняются как губернаторам регионов, так и руководителям территориальных управлений федеральных министерств. Губернаторы, в свою очередь, назначаются президентом по согласованию с региональными собраниями, контролируемыми партией имеющей большинство в парламенте (с 2007 года).
6. Федеративные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами заменяются административными отношениями между федеральными и региональными органами государственной власти. Федеральные единицы являются административно-территориальными (термин, употребляемый для унитарных государств).
7. В Российской Федерации изменения в порядке назначения членов верхней палаты превратили Совет Федерации в уступчивый и пассивный орган, который уже не может действовать как независимый форум для артикуляции региональных интересов. Точно так же Госсовет и Совет законодателей не предоставили регионам ничего, кроме совещательного голоса при выработке федеральной политики.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не имеет реальной политической силы, формируется из «представителей» субъектов федерации (большинство сенаторов не имеют никакой связи с регионами, которые они представляют), являясь таковыми лишь формально, назначаются органами исполнительной и законодательной власти в Совет Федерации, без прямого на то, волеизъявления народа.
8. Немецкая система федерализма не является ни двойной, ни чисто вертикальной. Эта система имеет отлично выраженную кооперативную структуру, одной из особенностей которой является наличие общих федерально - региональных органов. Одним из таких органов является Федеральная Конвенция (Bundesversammlung), Конфликтный Комитет (Verrmittlungsausschuss), Бундесверт и другие.
9. Федерализм в Германии является принципом построения немецкого государства, тогда как в России федерализм - это система государственного устройства. Несмотря на это, Германию можно назвать в большей степени федеральным государством, в отличие от России, где субъекты федерации практически бесправны в решении политических и экономических вопросов на своей территории.
Федеральный принцип Основного закона обязывает федеральное правительство и правительства земель проявлять взаимное внимание и помощь (принцип лояльности федеральному правительству или поведения, дружественного федеральному правительству).
10. Федеральный порядок, реализованный в Основном законе ФРГ, как правило, основан не на разделении, а на сотрудничестве между федеральным правительством и правительствами земель. Федеральный порядок в России базируется на строгой иерархии, «вертикали власти», централизованной системе подчинения регионов - федеральным органам власти.
11. Кооперативный характер германского федерализма выражается также в том, что земли через Бундесрат участвуют в федеральном законодательстве, в федеральном управлении и в вопросах, касающихся Европейского Союза. Разделение федерального правительства на федеративные земли и принципиальное участие федеративных земель в федеральном законодательстве составляют часть неизменного ядра конституционного строя Германии.
12. Немецкий федерализм построен от «низшего к высшему», то есть органы муниципальной власти обладают достаточно обширными полномочиями на своей территории, являются независимыми и формируются путем прямых выборов. Российский федерализм исключает самостоятельность органов местного самоуправления. Поправки в Конституцию РФ 2020 года, интегрируют органы местного самоуправления в вертикаль публичной власти, тем самым решение местных вопросов, напрямую зависит от решений органов власти субъектов и федерации.



1. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 2. М.: Инфра- М, Норма, 2017. 912 с.
2. Абати-Нинет А., Гарднер Джеймс А. Требования признания
самобытности в федеративной системе: судебный надзор за региональной свободой часть 1 // СКО. 2017. №4 (119). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/trebovaniya- priznaniya- samobytnosti- v- federativnoy- sisteme- sudebnyy- nadzor- za- regionalnoy- svobodoy- chast- 1 (дата обращения: 02.02.2022).
3. Авдеева О.А. Основные направления новеллизации российского
федерализма // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2013. №2 (35). URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZosnovnye- napravleniya- novellizatsii-
rossiyskogo- federalizma (дата обращения: 02.02.2022).
4. Адлейба Э.Г. Федерализм в ЕС // Казанский вестник молодых
учёных. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federalizm- v-
evropeyskom- soyuze (дата обращения: 02.02.2022).
5. Ахмедов К.К. Изучение федеративной системы государств западной
Европы (Австрия, Германия, Швейцария, Бельгия, Испания) в условиях современности // Символ науки. 2020. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZizuchenie- federativnoy- sistemy- gosudarstv- zapadnoy- evropy- avstriya- germaniya- shveytsariya- belgiya- ispaniya- v- usloviyah (дата обращения: 02.02.2022).
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2000. 650 с.
7. Баев В. Г. Германский конституционализм (конец XVII - первая половина ХХ в.). Историко - правовое исследование: монография. Тамбов: Тамбов. гос. ун- т им. Г. Р. Державина, 2007. 422 с.
8. Бакулина Л.Т., Васин А.Л. Договорные отношения в практике российского федерализма // Учен. зап. Казан. ун- та. Сер. Гуманит. науки.
2019. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/dogovornye- otnosheniya- v-
praktike- rossiyskogo- federalizma (дата обращения: 02.02.2022).
9. Белякова А.М. К вопросу о некоторых проблемах современного российского федерализма ZZ Пробелы в российском законодательстве. 2013. №5. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZk- voprosu- o- nekotoryh- problemah- sovremennogo- rossiyskogo- federalizma (дата обращения: 02.02.2022).
10. Бурмистров К.Ю. Теоретические основы федерализма ZZ Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. 2016. №11. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticle/n/teoreticheskie- osnovy- federalizma (дата обращения: 02.02.2022).
11. Васильев С.А. Система регулирования и реализации, федеративных
конституционно - правовых отношений ZZ Образование и право. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema- regulirovaniya- i- realizatsii-
federativnyh- konstitutsionno- pravovyh- otnosheniy (дата обращения: 02.02.2022).
12. Вайль И. М., Вавилов А. И., Кастель Е. Р. [и др.]. Современный буржуазный федерализм Z отв. ред. И. Д. Левин, И. М. Вайль. М. : Наука, 1978. 288 с.
13. Власов Н.А., Филина Н.В. «Альтернатива для Германии» и
проблемы эволюции партийной системы Федеративной Республики Германия ZZ РСМ. 2020. №1 (106). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/alternativa- dlya- germanii- i- problemy- evolyutsii- partiynoy- sistemy- federativnoy- respubliki- germaniya (дата обращения: 02.02.2022).
14. Вульфович Р.М. Актуальные тенденции развития пенсионной
системы ФРГ ZZ ПОЛИТЭКС. 2020. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye- tendentsii- razvitiya- pensionnoy- sistemy- federativnoy- respubliki- germanii (дата обращения: 02.02.2022).
15. Герасимова Е.В., Ширинян С.В. Постановления Европейского суда по правам человека в правовой системе Федеративной Республики Германия
// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №2. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/postanovleniya- evropeyskogo- suda- po- pravam- cheloveka- v- pravovoy- sisteme- federativnoy- respubliki- germaniya (дата обращения: 02.02.2022).
16. Гуляков А.Д. Всемирный процесс федерализации, конец XVIII - начало XXI столетия // Наука. Общество. Государство. 2021. №4 (36). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vsemirnyy- protsess- federalizatsii- konets- xviii- nachalo- xxi- stoletiya (дата обращения: 02.02.2022).
17. Гуляков А.Д. Достижения и проблемы в исследовании федерализма // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. №2 (38). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/dostizheniya- i- problemy- v- issledovanii- federalizma (дата обращения: 02.02.2022).
18. Гуляков А.Д., Саломатин А.Ю. Сравнительное государствоведение
и проблемы федерализма // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. №3 (39). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sravnitelnoe- gosudarstvovedenie- i- problemy- federalizma (дата обращения: 02.02.2022).
19. Гуляков А.Д. Генезис российской модели федерализма // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. №2 (42). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/genezis- rossiyskoy- modeli- federalizma (дата обращения: 02.02.2022).
20. Данилов С. Ю. Эволюция канадского федерализма. М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012. 189 с.
21. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в
редакции Лиссабонского договора 2007 г.). Консолидированный текст
(прекратил действие) // Гарант https://base.garant.ru/2566557
22. Договор, учреждающий Европейское Сообщество (Рим, 25 марта
1957 г.) (консолидированный текст с учетом Ниццеких изменений) (с
изменениями от 16 апреля 2003 г.) // Интернет портал "Право ЕС":
https://eulaw.ru/treaties/teuratom_edit
23. Железнов Б.Л., Хайруллин Р.А. Система федеративных отношений
в современной России // ВЭПС. 2017. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistema- federativnyh- otnosheniy- v-
sovremennoy- rossii (дата обращения: 30.12.2021).
24. Иванов Александр Юрьевич Конституционно- правовые аспекты территориального устройства современных государств // Проблемы науки. 2019. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno- pravovye- aspekty- territorialnogo- ustroystva- sovremennyh- gosudarstv (дата обращения: 02.02.2022).
25. История России (XX - начало XXI века). - М.: Юрайт, 2013. 271 с.
26. Казанцев М.Ф. Региональное законодательство России: тенденции
развития и уровень качества // Антиномии. 2013. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnoe- zakonodatelstvo- rossii- tendentsii- razvitiya- i- uroven- kachestva (дата обращения: 21.12.2019).
27. Какителашвили М.М. Идеи российского федерализма в
Конституции РСФСР 1918 года в контексте современных проблем // Новый ракурс. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idei- rossiyskogo-
federalizma- v- konstitutsii- rsfsr- 1918- goda- v- kontekste- sovremennyh- problem (дата обращения: 02.02.2022).
28. Камилова Д.В. Российская федерация: централизованная или децентрализованная федерация // Юридические записки. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya- federatsiya- tsentralizovannaya- ili- detsentralizovannaya- federatsiya (дата обращения: 02.02.2022).
29. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст
Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на
Официальном интернет - портале правовой информации
http: //www.pravo .gov .ru, 04.07.2020.
30. Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. — М.: Норма: ИНФРА - М, 2018. 384 с
31. Крючкова, Е.А. Конституция Российской Федерации в схемах. Учебно- мет. пособие / Е.А. Крючкова. - М.: Проспект, 2017. 191 с.
32. Ковалева М.Ш. Перспективы развития российского федерализма //
Управленческое консультирование. 2019. №8 (128). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy- razvitiya- rossii- skogo- federalizma (дата обращения: 02.02.2022).
33. Киреев Д.А. Искажения пропорциональности в избирательных системах РФ и ФРГ // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskazheniya- proportsionalnosti- v- izbiratelnyh- sistemah- rossiyskoy- federatsii- i- federativnoy- respubliki- germaniya (дата обращения: 02.02.2022).
34. Лоскутов Н.В. Типология моделей федерализма // Вестник науки и
образования. 2019. №10- 4 (64). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya- modeley- federalizma (дата обращения: 02.02.2022).
35. Лукьянова, Е. Г. Теория права и государства. Введение в естественно - правовой курс: Учебное пособие / Е.Г. Лукьянова; РАН. Институт государства и права. — М.: Норма: ИНФРА - М, 2019. 208 с.
36. Макеева Н.В., Миряева Ж.А. Российский федерализм: проблемы и
перспективы // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZrossiyskiy- federalizm-
problemy- i- perspektivy (дата обращения: 02.02.2022).
37. Михайлова Н.В. Федерализм и федерация: сущность и
многообразие проявлений // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2010. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/federalizm- i- federatsiya- suschnost- i- mnogoobrazie- proyavleniy (дата обращения: 02.02.2022).
38. Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. — 5- e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА - М, 2019. — 464 с.
39. Морозов О. В. Феномен федерализма и политико - правовая классификация современных федеративных государств // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2017. № 3. С. 17¬37.
40. Миряшева Е. В. Становление и развитие североамериканских штатов в период формирования американского федерализма (XVII - середина ХХ вв.) : автореф. дис. ... д- ра юрид. наук : 12.00.01. Саратов, 2015. 43 с.
41. Нарутто С.В. Единство и многообразие российского федерализма //
Актуальные проблемы российского права. 2017. №9 (82). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/edinstvo- i- mnogoobrazie- rossiyskogo- federalizma (дата обращения: 02.02.2022).
42. Нарутто С.В. Российский федерализм: научные воззрения Н. А.
Михалёвой // Lex Russica. 2017. №1 (122). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rossiyskiy- federalizm- nauchnye- vozzreniya- n¬a- mihalyovoy (дата обращения: 02.02.2022).
43. Недрага Я.Н. К вопросу о гармонизации федерального и
регионального административного законодательства // Вестник экономической безопасности. 2018. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZk- voprosu- o- garmonizatsii- federalnogo- i- regionalnogo- administrativnogo- zakonodatelstva (дата обращения: 02.02.2022).
44. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА- М, 2020. 560 с.
45. Олесов А.А.Государственный суверенитет в федеративном
государстве // Вестник ТГПУ. 2014. №8 (149). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/gosudarstvennyy- suverenitet- v- federativnom- gosudarstve (дата обращения: 02.02.2022).
46. Основной закон Федеативной Республики Германия 1949 года // URL: https:ZZwww.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutionsZcons tit/germany/german- r.htm
47. Ракитская И. А., Лейбо Ю. И., Павлов Е. Я. Конституционно - правовые основы территориального устройства в зарубежных странах : монография / под ред. К. В. Карпенко. М. : МГИМО - Университет, 2018. 344 с.
48. Ромайкин И.А. О характере федерализма // Известия ВУЗов.
Поволжский регион. Общественные науки. 2018. №1 (45). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/o- haraktere- federalizma (дата обращения: 02.02.2022).
49. Ромайкин И. А. О Двухуровневой системе власти федеративного
государства // Актуальные проблемы российского права. 2020. №12 (121). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/o- dvuhurovnevoy- sisteme- vlasti-
federativnogo- gosudarstva (дата обращения: 02.02.2022).
50. Рыков А.Н. О соотношении уровней местного самоуправления и административно - территориального устройства // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2019. №2 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o- sootnoshenii- urovney- mestnogo- samoupravleniya- i- administrativno- territorialnogo- ustroystva (дата обращения: 02.02.2022).
51. Саликов М.С. Федеративный строй России: понятие и содержание // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federativnyy- stroy- rossii- ponyatie- i- soderzhanie (дата обращения: 02.02.2022).
52. Стрекозов, В. Г. Конституционное право. Учебник / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт, 2016. 126 с.
53. Сулейманов А.Р. Федерализм как национальная идея России: в
поисках универсума // Манускрипт. 2016. №4- 1 (66). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/federalizm- kak- natsionalnaya- ideya- rossii- v- poiskah- universuma (дата обращения: 02.02.2022).
54. Сулейманов А. Р. Национальная идея как атрибут государственности: политический миф или реальность // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2013. № 5 (21). С. 115¬118.
55. Смолин А. А. Региональное процессуальное законодательство: от
теории к практике конституционного устройства // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2009. №6. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/regionalnoe- protsessualnoe- zakonodatelstvo- ot- teorii- k- praktike- konstitutsionnogo- ustroystva (дата обращения: 02.02.2022).
56. Тесля А.А. Федерализм М. П. Драгоманова // Философия. Журнал
высшей школы экономики. 2017. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/federalizm- m- p- dragomanova (дата обращения: 02.02.2022).
57. Угрин И.М. Категория «имперского»: философский анализ // Философия и культура. 2014. № 11. С. 1584- 1591.
58. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184- ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // "Российская газета", N 206, 19.10.1999.
59. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131- ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета", N 202, 08.10.2003.
60. Шевцов А. В. Правоотношения в сфере реализации регионального
законодательства об административных правонарушениях // Актуальные проблемы российского права. 2009. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pravootnosheniya- v- sfere- realizatsii- regionalnogo- zakonodatelstva- ob- administrativnyh- pravonarusheniyah (дата обращения: 02.02.2022).
61. Шигапова Д.И. Федеративное устройство России: общая
характеристика и конституционные принципы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №6- 3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/federativnoe- ustroystvo- rossii- obschaya- harakteristika- i- konstitutsionnye- printsipy (дата обращения: 02.02.2022).
62. Ang H. L., Whiting A. Federalism and Legal Unification in Malaysia // Federalism and Legal Unification. A Comparative Empirical Investigations of Twenty Systems / ed. by D. Helberstam and M. Reiman. New York, 2014. 398 p.
63. Bull, H.P. Finanzaussgleich im «Wettbewerbsstaat» / H.- P. Bull // Die Offentliche Verwaltung. 2019. - № 7. 290 p.
64. Durant, R. F. & Rosenbloom, D. H. (2017). The Hollowing of American Public Administration. American Review of Public Administration, 47(7), 719-736
65. Ehlers, D. Ungeschriebene Kompetenzen / D. Ehlers // Jura. 2020. - № 6. 411 p.
66. Fink, U. Garantirt das Grundgesetz die Staatlichkeit der BRD? / U. Fink // Die Offentliche Verwaltung.2018. - № 4. 209 p.
67. Koch, T. Der Erlass von Verwaltungsvorschriften nach Art. 84 Abs. 2, 85 Abs. 2 Satz 1 GG/T.Koch// Jura. 2017.- №> 4. 211 p.
68. Haffajee, R. L., Mello, M. M. (2020). Thinking globally, acting locally—The U.S. response to covid- 19. The New England Journal of Medicine, 382, e75.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ