Особенности образовательной миграции в современном обществе
|
Введение 4
Глава 1 Методологические основы получения образования в современном обществе 7
1.1 Теории и подходы к получению высшего образования 7
1.2 Трудности получения высшего образования мигрантами 14
Глава 2 Изучение образовательной миграции 22
2.1 Адаптация иностранных студентов к условиям обучения в ВУЗе (по результатам анкетирования) 22
2.2 Контент-анализ тенденций образовательной миграции 29
Заключение 39
Список используемой литературы и используемых источников 41
Приложение А Рабочая программа эмпирического исследования: Адаптация иностранных студентов к условиям обучения в ВУЗе 47
Приложение Б Анкета 58
Приложение В Таблицы распределений по результатам анкетирования 64
Приложение Г Таблицы распределений по контент-анализу 74
Глава 1 Методологические основы получения образования в современном обществе 7
1.1 Теории и подходы к получению высшего образования 7
1.2 Трудности получения высшего образования мигрантами 14
Глава 2 Изучение образовательной миграции 22
2.1 Адаптация иностранных студентов к условиям обучения в ВУЗе (по результатам анкетирования) 22
2.2 Контент-анализ тенденций образовательной миграции 29
Заключение 39
Список используемой литературы и используемых источников 41
Приложение А Рабочая программа эмпирического исследования: Адаптация иностранных студентов к условиям обучения в ВУЗе 47
Приложение Б Анкета 58
Приложение В Таблицы распределений по результатам анкетирования 64
Приложение Г Таблицы распределений по контент-анализу 74
Аннотация. Введение.
Объектом исследования бакалаврской работы является миграция как социальный процесс.
Предмет исследования - особенности образовательной миграции в современном обществе.
Цель бакалаврской работы - выявление особенностей получения высшего образования мигрантами в России.
Задачи:
- Изучить теории и подходы к получению высшего образования.
- Рассмотреть трудности получения высшего образования мигрантами
- Исследовать адаптацию иностранных студентов к условиям обучения в российском ВУЗе.
- Проанализировать тенденции образовательной миграции.
Теоретико-методологическая база исследования.
- Теория системного анализа (П.А. Сорокин) позволяет рассмотреть «образование как определенное автономное структурно-целостное единство».
- Деятельностный подход (Э. Дюркгейм) «рассматривает получение образования как определенный вид деятельности». Понятие образования выступает здесь как «определенный социальный феномен» [2].
- Синтез институционального и субъектного подходов (Л.С Выготский, Л.Н. Коган) позволит рассмотреть «образование как один из элементов общественных отношений, взаимодействующий с другими ее элементами в рамках индивидуальной культуры учащегося посредством достижений им целей в образовательном пространстве» [9].
- Структурно-функциональный подход (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский и
А. Редклифф-Брауном) рассматривает «образование как
функциональную системную единицу организации».
- Теория притяжения-выталкивания (Э.Ли) рассматривает «факторы образовательной миграции». Данная теория направлена на изучение «позитивных и негативных стимулов для образовательной миграции».
Объектом исследования бакалаврской работы является миграция как социальный процесс.
Предмет исследования - особенности образовательной миграции в современном обществе.
Цель бакалаврской работы - выявление особенностей получения высшего образования мигрантами в России.
Задачи:
- Изучить теории и подходы к получению высшего образования.
- Рассмотреть трудности получения высшего образования мигрантами
- Исследовать адаптацию иностранных студентов к условиям обучения в российском ВУЗе.
- Проанализировать тенденции образовательной миграции.
Теоретико-методологическая база исследования.
- Теория системного анализа (П.А. Сорокин) позволяет рассмотреть «образование как определенное автономное структурно-целостное единство».
- Деятельностный подход (Э. Дюркгейм) «рассматривает получение образования как определенный вид деятельности». Понятие образования выступает здесь как «определенный социальный феномен» [2].
- Синтез институционального и субъектного подходов (Л.С Выготский, Л.Н. Коган) позволит рассмотреть «образование как один из элементов общественных отношений, взаимодействующий с другими ее элементами в рамках индивидуальной культуры учащегося посредством достижений им целей в образовательном пространстве» [9].
- Структурно-функциональный подход (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский и
А. Редклифф-Брауном) рассматривает «образование как
функциональную системную единицу организации».
- Теория притяжения-выталкивания (Э.Ли) рассматривает «факторы образовательной миграции». Данная теория направлена на изучение «позитивных и негативных стимулов для образовательной миграции».
Образовательная миграция в современном обществе становится все актуальнее и значительнее. Происходит процесс глобализации мира, который переплетает все сфера жизни общества. Тольятти не является исключением, Тольяттинский государственный университет активно развивает сотрудничество с Таджикистаном, Казахстаном, Украиной и другими. Проводит специализированные мероприятия и старается сделать процесс адаптации более комфортным.
В нашем исследовании мы изучили теории и подходы к получению высшего образования, а также теоретические основы образовательной миграции, которая включает в себя процессы глобализации и адаптации. Рассмотрели трудности получения высшего образования мигрантами.
Во второй главе было представлено эмпирическое исследование. Первым методом исследования является - контент-анализ научных статей по теме образовательной миграции и адаптации иностранных студентов в современном обществе. Данный метод помог нам рассмотреть основные проблемы адаптации иностранных студентов, выявить какие пути решения предлагают ученые из разных областей науки. Во втором параграфе второй главе мы провели социологическое исследование - анкетирование по теме адаптация иностранных студентов к условиям обучения в ВУЗе. На основе полученных данных был проведен анализ и сравнительные характеристики по половому критерию.
На наш взгляд, одним из важнейших условий успешной социокультурной адаптации иностранных студентов к новой образовательной среде можно считать организацию межличностного взаимодействия и взаимопонимания между преподавателями и студентами, студентами - представителями разных культур внутри группы, факультета, академии. Следующим условием, неразрывно связанным с предыдущим, является включение иностранного студента в практическую межкультурную коммуникативную деятельность.
Процесс адаптации к новой социокультурной среде протекает как в рамках учебной деятельности, так и во время проведения внеаудиторных мероприятий, что, по нашему мнению, способствует ускорению данного процесса, а также формирует речевую и социокультурную компетенцию. Необходимо привлекать иностранных студентов к активному участию в мероприятиях, проводимых как академией, так и другими вузами: «День первокурсника», «Студенческая весна», «Мисс ТГУ», КВН, спортивные и творческие секции, концерты и научные конференции, совершенствование качества образования, наличие четкой профессиональной мотивации, организация процесса адаптации иностранных студентов к учебной деятельности в новой социокультурной среде должны стать частью политики в области образования. Эффективное решение обозначенных проблем адаптации к образовательному процессу будет, в конечном счете, способствовать формированию положительного имиджа страны в мировом интеллектуальном и политическом сообществе.
Таким образом, адаптация студентов иностранцев к образовательной среде российского вуза - это комплексное явление, включающее в себя несколько видов адаптации. Успешность процесса адаптации обеспечивает адекватное взаимодействие иностранных студентов с социокультурной и интеллектуальной средой вуза, психоэмоциональную стабильность, формирование новых качеств личности и социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей профессии.
В нашем исследовании мы изучили теории и подходы к получению высшего образования, а также теоретические основы образовательной миграции, которая включает в себя процессы глобализации и адаптации. Рассмотрели трудности получения высшего образования мигрантами.
Во второй главе было представлено эмпирическое исследование. Первым методом исследования является - контент-анализ научных статей по теме образовательной миграции и адаптации иностранных студентов в современном обществе. Данный метод помог нам рассмотреть основные проблемы адаптации иностранных студентов, выявить какие пути решения предлагают ученые из разных областей науки. Во втором параграфе второй главе мы провели социологическое исследование - анкетирование по теме адаптация иностранных студентов к условиям обучения в ВУЗе. На основе полученных данных был проведен анализ и сравнительные характеристики по половому критерию.
На наш взгляд, одним из важнейших условий успешной социокультурной адаптации иностранных студентов к новой образовательной среде можно считать организацию межличностного взаимодействия и взаимопонимания между преподавателями и студентами, студентами - представителями разных культур внутри группы, факультета, академии. Следующим условием, неразрывно связанным с предыдущим, является включение иностранного студента в практическую межкультурную коммуникативную деятельность.
Процесс адаптации к новой социокультурной среде протекает как в рамках учебной деятельности, так и во время проведения внеаудиторных мероприятий, что, по нашему мнению, способствует ускорению данного процесса, а также формирует речевую и социокультурную компетенцию. Необходимо привлекать иностранных студентов к активному участию в мероприятиях, проводимых как академией, так и другими вузами: «День первокурсника», «Студенческая весна», «Мисс ТГУ», КВН, спортивные и творческие секции, концерты и научные конференции, совершенствование качества образования, наличие четкой профессиональной мотивации, организация процесса адаптации иностранных студентов к учебной деятельности в новой социокультурной среде должны стать частью политики в области образования. Эффективное решение обозначенных проблем адаптации к образовательному процессу будет, в конечном счете, способствовать формированию положительного имиджа страны в мировом интеллектуальном и политическом сообществе.
Таким образом, адаптация студентов иностранцев к образовательной среде российского вуза - это комплексное явление, включающее в себя несколько видов адаптации. Успешность процесса адаптации обеспечивает адекватное взаимодействие иностранных студентов с социокультурной и интеллектуальной средой вуза, психоэмоциональную стабильность, формирование новых качеств личности и социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей профессии.
Подобные работы
- Факторы образовательной миграции российской молодежи в страны Европы (Государственный Академический Университет Гуманитарных Наук)
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Образовательная миграция как фактор социальной мобильности в современном российском обществе (на примере г. о. Тольятти)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Современная миграционная политика России и Китая
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - МОЛОДАЯ СЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ В ГЕРМАНИЮ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА (1999-2019 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Социокультурная адаптация арабоговорящих студентов в Томских вузах
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4580 р. Год сдачи: 2021 - Направления международной миграции рабочей силы (Брянский институт управления и бизнеса)
Контрольные работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Особенности трудовой миграции в мировой и российской экономике в
современных условиях (на примере Южной Кореи)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016





