Введение 4
Глава 1 Методологические основы получения образования в современном обществе 7
1.1 Теории и подходы к получению высшего образования 7
1.2 Трудности получения высшего образования мигрантами 14
Глава 2 Изучение образовательной миграции 22
2.1 Адаптация иностранных студентов к условиям обучения в ВУЗе (по результатам анкетирования) 22
2.2 Контент-анализ тенденций образовательной миграции 29
Заключение 39
Список используемой литературы и используемых источников 41
Приложение А Рабочая программа эмпирического исследования: Адаптация иностранных студентов к условиям обучения в ВУЗе 47
Приложение Б Анкета 58
Приложение В Таблицы распределений по результатам анкетирования 64
Приложение Г Таблицы распределений по контент-анализу 74
Аннотация. Введение.
Объектом исследования бакалаврской работы является миграция как социальный процесс.
Предмет исследования - особенности образовательной миграции в современном обществе.
Цель бакалаврской работы - выявление особенностей получения высшего образования мигрантами в России.
Задачи:
- Изучить теории и подходы к получению высшего образования.
- Рассмотреть трудности получения высшего образования мигрантами
- Исследовать адаптацию иностранных студентов к условиям обучения в российском ВУЗе.
- Проанализировать тенденции образовательной миграции.
Теоретико-методологическая база исследования.
- Теория системного анализа (П.А. Сорокин) позволяет рассмотреть «образование как определенное автономное структурно-целостное единство».
- Деятельностный подход (Э. Дюркгейм) «рассматривает получение образования как определенный вид деятельности». Понятие образования выступает здесь как «определенный социальный феномен» [2].
- Синтез институционального и субъектного подходов (Л.С Выготский, Л.Н. Коган) позволит рассмотреть «образование как один из элементов общественных отношений, взаимодействующий с другими ее элементами в рамках индивидуальной культуры учащегося посредством достижений им целей в образовательном пространстве» [9].
- Структурно-функциональный подход (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский и
А. Редклифф-Брауном) рассматривает «образование как
функциональную системную единицу организации».
- Теория притяжения-выталкивания (Э.Ли) рассматривает «факторы образовательной миграции». Данная теория направлена на изучение «позитивных и негативных стимулов для образовательной миграции».
Образовательная миграция в современном обществе становится все актуальнее и значительнее. Происходит процесс глобализации мира, который переплетает все сфера жизни общества. Тольятти не является исключением, Тольяттинский государственный университет активно развивает сотрудничество с Таджикистаном, Казахстаном, Украиной и другими. Проводит специализированные мероприятия и старается сделать процесс адаптации более комфортным.
В нашем исследовании мы изучили теории и подходы к получению высшего образования, а также теоретические основы образовательной миграции, которая включает в себя процессы глобализации и адаптации. Рассмотрели трудности получения высшего образования мигрантами.
Во второй главе было представлено эмпирическое исследование. Первым методом исследования является - контент-анализ научных статей по теме образовательной миграции и адаптации иностранных студентов в современном обществе. Данный метод помог нам рассмотреть основные проблемы адаптации иностранных студентов, выявить какие пути решения предлагают ученые из разных областей науки. Во втором параграфе второй главе мы провели социологическое исследование - анкетирование по теме адаптация иностранных студентов к условиям обучения в ВУЗе. На основе полученных данных был проведен анализ и сравнительные характеристики по половому критерию.
На наш взгляд, одним из важнейших условий успешной социокультурной адаптации иностранных студентов к новой образовательной среде можно считать организацию межличностного взаимодействия и взаимопонимания между преподавателями и студентами, студентами - представителями разных культур внутри группы, факультета, академии. Следующим условием, неразрывно связанным с предыдущим, является включение иностранного студента в практическую межкультурную коммуникативную деятельность.
Процесс адаптации к новой социокультурной среде протекает как в рамках учебной деятельности, так и во время проведения внеаудиторных мероприятий, что, по нашему мнению, способствует ускорению данного процесса, а также формирует речевую и социокультурную компетенцию. Необходимо привлекать иностранных студентов к активному участию в мероприятиях, проводимых как академией, так и другими вузами: «День первокурсника», «Студенческая весна», «Мисс ТГУ», КВН, спортивные и творческие секции, концерты и научные конференции, совершенствование качества образования, наличие четкой профессиональной мотивации, организация процесса адаптации иностранных студентов к учебной деятельности в новой социокультурной среде должны стать частью политики в области образования. Эффективное решение обозначенных проблем адаптации к образовательному процессу будет, в конечном счете, способствовать формированию положительного имиджа страны в мировом интеллектуальном и политическом сообществе.
Таким образом, адаптация студентов иностранцев к образовательной среде российского вуза - это комплексное явление, включающее в себя несколько видов адаптации. Успешность процесса адаптации обеспечивает адекватное взаимодействие иностранных студентов с социокультурной и интеллектуальной средой вуза, психоэмоциональную стабильность, формирование новых качеств личности и социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей профессии.
1. Академическая мобильность иностранных студентов в России [Электронный ресурс] // Факты образования. № 7. 2016. URL: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/%D0%A4%D0%9E7.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
2. Алгаев А.Н. Трудности адаптации студентов к обучению в вузе // Мир науки, культуры, образования. № 6. 2018. С. 377–378.
3. Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. № 4. 2012. С.113–136.
4. Андриенко О.А. Профессиональная адаптация студентов вуза в период прохождения производственной практики// Перспективы науки и образования. № 4. 2018. С. 84–88.
5. Андрюшина Е.В. Влияние современной российской государственной образовательной политики на процессы образовательной миграции// Государственное управление. Электронный вестник. № 66. 2018. С. 210– 220.
6. Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. 2007. №3. С.3–10.
7. Афанасьева И.И. Международная образовательная миграция в эпоху современных глобальных трансформация// Вестник Академии знаний. №4. 2019. С. 37–42.
8. Борисова Е.В. Сравнительный анализ общительности студентов гуманитарного и технического профилей на этапе адаптации в вузе// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. №2. 2019. С. 217–226.
9. Вершинина И.А. Формирование теории структурации Энтони Гидденса// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2010. – №4. – С. 56-59.
10. Гагиева З.А. Особенности успешной адаптации студентов к условиям ВУЗа // Научен вектор на Балканите. №3. 2019. С. 18–21.
11. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь //М.:Астра. 2004. 597с.
12. Голубкина Т.М. Ефимова С.А. Киприянова Н.В. Петросян Д.И. Соколова М.В. Российский вуз глазами иностранных студентов // «Запад-Восток». Научно-практический ежегодник. № 11. 2018. С. 223–239.
13.Гусейнова А.И. Классические и современные теории миграции населения// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. № 2. 2019. С. 202–209.
14. Гусейнова А.И. Классические и современные теории миграции населения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. № 2. 2019. С. 202–209. 15. Дмитренко В.А. Образование как социальный институт. (Тенденции и перспективы развития) //Красноярск. 1989. 178 с.