Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (УЧЕБНОЙ) МИГРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Работа №86870

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы111
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретические аспекты конфликтов в сфере учебной миграции 10
1.1 Учебная миграция и ее роль на федеральном и региональном уровнях .... 10
1.2 Специфика конфликта в сфере учебной миграции 16
1.3 Предупреждение и урегулирование конфликта в сфере учебной
миграции 24
Глава II Конфликты в сфере учебной миграции в Республике Татарстан 34
2.1 Принимающее сообщество Республики Татарстан: конфликтогенные
характеристики и толерантные установки 34
2.2 Конфликтогенность учебной миграции: на примере эмпирического
исследования иностранных студентов Казанского федерального университета 46
2.3 Рекомендации по профилактике конфликтов в сфере учебной миграции
в Республике Татарстан 54
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения

Актуальность. На сегодняшний день миграцию можно отнести к числу наиболее важных процессов, протекающих в мире. Одним из наиболее значимых ее видов является учебная миграция, вызывающая интерес у представителей различных научных дисциплин, таких как, экономика, демография, социология, культурология, политология и т.д. Это обусловлено тем, что данный вид миграции является многоаспектным явлением, влияющим на многие сферы, объяснить которое в рамках какой-либо отдельной науки не представляется возможным.
Учебная миграция, как наиболее выгодный вид миграции, является способом получения прибыли для государственного бюджета, повышения авторитета страны, а также рекрутирования новых молодых, адаптированных и образованных граждан, вследствие чего возникает потребность в развитии данного направления в сфере миграционных процессов. Вместе с тем, следует отметить, что миграция в образовательной сфере, как и другие виды миграции, имеет конфликтогенный характер. В данном случае конфликты могут возникать между студентами-мигрантами и принимающим населением, причины которых могут быть различными, например, связанные с социокультурной адаптацией студентов-мигрантов и т.д. Следует также отметить, что существует множество факторов, которые могут привести к конфликтной ситуации в сфере учебной миграции, такие как экономическое положение страны, демографическая ситуация, конфессиональный состав принимающего населения и т.д.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной В.В. Путиным 13 июня 2012 года отмечено, что образовательная (учебная) миграция может выступать в качестве источника квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан, тем не менее, в настоящий момент миграционный потенциал российской системы образования используется слабо. Одной из задач государственной миграционной политики Российской Федерации, устанавливаемых настоящей Концепцией является содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация осознает значимость учебной миграции, как наиболее благоприятного, выгодного вида миграции и стремится к ее развитию.
Необходимо отметить, что учебная миграция имеет большое значение не только для государства в целом, но и для отдельно взятого вуза. Это обусловлено тем, что учебная миграция способствует повышению рейтинга и престижа вуза, как в своей стране, так и за рубежом, также позволяет развивать международное сотрудничество ведущих учебных заведений. В увеличении масштабов учебной миграции заинтересованы многие крупнейшие вузы России, в число которых входит и Казанский Федеральный Университет.
Также необходимо учитывать, что ситуация в сфере учебной миграции может меняться и иметь свои отличительные черты в зависимости от округа, региона, вследствие чего данные процессы следует рассматривать не только в общем по Российской Федерации, но и отдельно по регионам.
Таким образом, исследование конфликтов в сфере учебной миграции является актуальным и требует тщательного изучения, вследствие того, что существует потребность в развитии данного направления в сфере миграции, так как учебная миграция - один из наиболее благоприятных видов миграции, а конфликты могут привести к значительному затруднению данного процесса.
Степень изученности проблемы. Конфликты в сфере учебной миграции еще недостаточно изучены. Большое количество работ посвящено непосредственно учебной миграции.
Отечественными учеными феномен образовательной миграции был выделен в отдельную область для изучения в 90-е годы XX века. В эти годы следует отметить работы Л. И. Леденевой, Л.Л. Рыбаковского1, посвященные причинам, факторам учебной миграции.
С началом XXI века интерес к образовательной миграции значительно возрастает. Научные труды отличаются большим разнообразием, в них рассматриваются различные аспекты учебной миграции, ее роль, последствия и целый ряд других проблем.
В частности, теоретические подходы к изучению учебной миграции рассмотрены в работах А.Н. Николенко. Изучением форм, тенденций, последствий образовательной миграции в России занимается С.В. Рязанцев . Роль учебной миграции в образовательном процессе, в развитии научно-технического прогресса, экономики, глобализации, интеграции России в мировую систему образования, а также подходы к ее организации отражены в работах Е. Н. Шпет. Региональные особенности учебной миграции в России нашли отражение в трудах Е.Ю. Кошелевой, Л.Л. Рыбаковского. Потенциал учебной миграции рассмотрен в работах Т.З. Зурабишвили, Д.В. Полетаева. Изучением социальных и правовых барьеров для развития учебной миграции в страну в контексте реформы образования занимается С. В. Дементьева . Проблемам социально-психологической адаптации студентов-мигрантов посвящены работы Т.П. Донских, Ильиной А.С., Калугиной Т.Г.. Вопросы взаимодействия студентов-мигрантов и принимающего общества раскрывают в своих трудах Л.А. Апанасюк, Дж. Б. Даниэль. Проблемы и перспективы развития учебной миграции в России отражены в работах Е.Н. Алексеевой, К.А.Гавриловой, Е.Б.Яценко, Е.А. Громовой, Г.Н. Бояркина.
В сфере изучения конфликтов в сфере учебной миграции следует отметить С. Н. Толстикову, которая исследует возникновение межэтнической напряженности в студенческой среде и возможных способах ее снижения1. Также рассмотрением конфликтов в данной сфере и методов их профилактики занимается В.Н. Чернышова.
В дополнительном изучении нуждаются вопросы об особенностях конфликта в сфере учебной миграции, его предупреждения и урегулирования, а также региональной специфике данных конфликтов в Республике Татарстан.
Объектом исследования являются конфликты в сфере учебной миграции.
Предметом исследования выступают особенности конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан.
Цель данной исследовательской работы заключается в выявлении специфики конфликтов с участием иностранных студентов в Республике Татарстан.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
- изучить теоретические основы конфликтов в сфере учебной миграции;
- рассмотреть меры по предупреждению конфликтов в сфере учебной миграции, а также возможные способы их урегулирования;
- выявить основные характеристики конфликтов в сфере учебной миграции Республики Татарстан;
- рассмотреть конфликтогенные характеристики и толерантные установки принимающего сообщества Республики Татарстана;
- провести эмпирическое исследование конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан;
- разработать рекомендации по профилактике конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан.
Данная исследовательская работа принадлежит к первичному типу исследований.
Методы исследования. При сборе и анализе данных в данной исследовательской работе использовался метод анкетного опроса учащихся- иностранцев в Республике Татарстан. С помощью метода анкетирования были выявлены некоторые особенности такой конфликтогенной характеристики принимающего сообщества Республики Татарстан как подверженность этническим стереотипам. Метод анкетирования также позволил охарактеризовать конфликты в сфере учебной миграции в Республике Татарстан, выявить отношение учащихся мигрантов к данной проблеме. На основании мнений опрошенных иностранных студентов были сформулированы выводы об их особенностях, что явилось наиболее ценной информацией при изучении конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан.
При теоретическом анализе мы придерживались традиции диалектического подхода, который предполагает изучение конфликтов с учетом их постоянного изменения и развития. С позиции диалектического подхода конфликт в сфере учебной миграции рассматривается как непрерывно развивающееся социально-психологическое явление. Такой анализ в процессе изучения данных конфликтов позволил выявить основные тенденции их эволюции, возможные варианты его развития и результата.
Одним из теоретических методов, использованных в данной работе, является структурно-функциональный метод, который позволяет выявить основные элементы конфликтного взаимодействия и роль каждого из них. С помощью данного метода удалось выделить основные составляющие данного типа конфликтов (участники, причины конфликта). Выявление структурных элементов явилось важнейшей предпосылкой разработки снижения напряженности между субъектами конфликта, следовательно, и урегулирования конфликта.
Любой конфликт представляет собой процесс, переход от одной ситуации к другой, каждая из которых характеризуется своей степенью напряженности между участниками противоборства, вследствие чего его следует рассматривать как динамическую систему, это достигается с помощью использования процессуально-динамического метода, который позволяет определить основные этапы, стадии развития конфликта.
Новизна исследования. В ходе написания выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование подверженности этническим стереотипам студенческой молодежи Казанского федерального университета как конфликтогенной характеристики принимающего сообщества, а также конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан, позволившие выявить основные их характеристики, а также специфику данных конфликтов. Полученные в ходе исследований данные не только дополняют теоретические представления о конфликтах в сфере учебной миграции, но и имеют практическую значимость.
Практическая значимость исследования. На основе проведенных исследований были разработаны рекомендации по профилактике конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан, которые могут быть применены для снижения конфликтогенности в данной области, а также способствовать развитию учебной миграции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время миграцию можно отнести к наиболее значимым явлениям, происходящим в мире. Особое внимание следует уделить учебной миграции, ввиду того, что такой вид миграции оказывает положительное влияние на принимающие страны.
Учебная миграция представляет собой совокупность внутренних и внешних перемещений людей с целью получения образования различного уровня и на различные сроки. Учебная миграция может быть вызвана рядом причин, к примеру, желанием учиться в определенном вузе, престижем вуза, необходимостью переезда в связи с отсутствием условий для продолжения обучения и т.д. На принятие решения о получении образования в другой стране, регионе, городе оказывает влияние множество факторов: миграционная политика, перспективы профессиональной самореализации, издержки обучения, географическую и культурную близость стран происхождения и назначения, немалую роль играет и их субъективная оценка. Следует также отметить, что данный вид миграции является наиболее благоприятным для принимающей стороны, оказывая положительные эффекты в социальной, политической, демографической и экономической сферах, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Вместе с тем, учебная миграция представляет собой весьма противоречивый процесс и обладает большим конфликтогенным потенциалом. Конфликт в сфере учебной миграции можно охарактеризовать как столкновение противоположных интересов и взглядов студента(-ов) мигранта(-ов) и студентов принимающего общества, вызванных различиями во внешних признаках, поведении, культуре, образе жизни, в социальных позициях, социально-политических ориентациях представителей данных групп. Участниками данного конфликта выступают студенты-мигранты (внутренние и внешние), резиденты (студенты принимающего общества, руководство, администрация вуза, профессорско-преподавательский состав), формальные и неформальные объединения, в которые входят как студенты- мигранты, так и студенты принимающего общества, а также СМИ. Конфликты в сфере учебной миграции могут быть вызваны различными причинами, на их возникновение и развитие оказывают влияние факторы, которые могут быть как объективными, так и субъективными. Среди основных объективных факторов можно выделить процесс реформирования системы высшего образования в России, недостаточная разработанность правовых норм, регулирующих отношения в сфере учебной миграции, а также механизмов неконфликтного решения проблем, возникающих в данной сфере, слабая развитость студенческого самоуправления в форме интернациональных структур, расширение сети неформальных объединений (как студентов-мигрантов, так и студентов принимающего сообщества), а также непрофессиональная деятельность российских СМИ. В качестве субъективных факторов можно выделить психологическую напряженность, состояние депривации у студента-мигранта, подверженность резидентов этническим, религиозным и иным стереотипам, трудности, с которыми студент-мигрант сталкивается в процессе адаптации к новым условиям, а также восприятие студентов-мигрантов резидентами.
Основными направлениями по предупреждению конфликтов между студентами-мигрантами и студентами из принимающего сообщества в образовательной среде вуза являются проведение грамотной политики в сфере образовательной миграции, разработка и реализация программ предполагающих дальнейшее трудоустройство студентов-мигрантов в принимающей стране, своевременная диагностика межнациональных отношений в студенческой среде, институционализация неформальных, стихийных сообществ студентов-мигрантов земляческого характера, реализация программ по адаптации студентов-мигрантов к условиям обучения и проживания в нашей стране, осуществление комплексной программы мер, направленной на формирование толерантности у студентов, чувства уважения к представителям иной национальности, наличие органов студенческого самоуправления, интернациональных структур, поддерживаемых администрацией вуза. На пути реализации мер по предупреждению и урегулированию таких конфликтов могут возникать определенные трудности, связанные с низким уровнем этнокультурной осведомленности студентов, отсутствием системной работы в воспитании толерантности в студенческой среде, слабой развитостью студенческого самоуправления, низким уровнем общественной активности студенческой молодёжи, расширением сети неформальных закрытых сообществ земляческого характера и другие. Преодоление данных препятствий требует объединения усилий всех участников образовательного процесса: администрации вуза, профессорско-преподавательского состава, студентов, представителей формальных и неформальных студенческих объединений, в которые входят как учащиеся мигранты, так и студенты принимающего общества.
Характеристики принимающего сообщества могут оказывать значительное влияние на возникновение и развитие конфликтов в сфере учебной миграции. В данном случае в качестве принимающего сообщества рассматривается студенческая молодежь, которая обладает рядом специфических черт: психологических, социальных и т.д.
В качестве одной из конфликтогенных характеристик моно выделить подверженность резидентов стереотипам и предубеждениям. Эмпирическое исследование этнических стереотипов и толерантности в полиэтнической молодежной среде Казанского федерального университета показало, что уровень толерантности в студенческой среде КФУ находится на достаточно высоком уровне, тем не менее, не смотря на уровень образования, а также наличие контактов с иностранными студентами, подверженность этническим стереотипам все же существует. Подверженность этническим стереотипам может способствовать росту напряженности в обществе, а также возникновению конфликтов, в связи с чем, представляется необходимым принять меры, направленные на ликвидацию, избавление от устойчивых, упрощенных предубеждений и развитие и поддержания конструктивного межнационального диалога между студентами, что соответствует интересам ВУЗа, региона, страны. В число таких мер могут входить знакомство с представителями других национальностей, приобретение опыта личного общения с ними, ознакомление с культурой других национальностей, посредством проведения общеуниверситетских праздников, фестивалей, конкурсов и т.д.
На основе проведенных исследований нами был разработан проект по профилактике конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан путем содействия успешной адаптации иностранных студентов, повышения уровня толерантности в студенческой среде, а также налаживания межнационального диалога.
Учебная миграция, представляя собой, приоритетное направление государственной миграционной политики, нуждается в дальнейшем изучении. Особого внимания требует исследование заключающегося в ней конфликтогенного потенциала.



1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления федеральной миграционной службы по Республике Татарстан на 2013 год и плановый период 2014 - 2016 годов. - Казань, 2014 - 95 с.
2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. - Москва, 2012.
3. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. - Москва, 2014 - 23 с.
Литература
1. Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций / Е. Н. Алексеева // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология: Науч. журн. - 2012. - №4. - С. 113-136.
2. Апанасюк Л.А., Даниэль Дж. Б. Преодоление ксенофобии в процессе организации социально-культурного взаимодействия студентов-мигрантов / Л.А. Апанасюк, Дж. Б. Даниэль // Вектор науки ТГУ . 2013. №4 (26). С.193-198.
3. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. - М., 2014. - 227 с.
4. Бояркин Г.Н., Громова Е.А. Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России // Креативная экономика. 2011. № 7 (55). С. 105-113.
5. Гаврилова К.А., Яценко Е.Б. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / Под ред. К.А.Гаврилова, Е.Б.Яценко. - М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012. - С. 209.
6. Дементьева С.В. Социально-правовые аспекты учебной миграции в контексте реформы российского образовательного законодательства // Известия ТПУ . 2011. №6. С.166-172; Дементьева С.В. Учебная миграция в Россию в фокусе толерантности // Вестн. Том. гос. ун-та . 2008. №317. С.39¬46.
7. Дмитриев А. В. Миграция: конфликтное измерение. - М., 2007. - 432 с.
8. Догучаева Т.А., Ногерова М.Т. Особенности влияния социо- этнокультурных стереотипов на толерантность студентов // Т. А. Догучаева, М. Т. Ногерова // Современные проблемы науки и образования. 2015. - № 6. - С. 234-245.
9. Донских Т.П. Социально-психологическая адаптация студента- мигранта в новых социокультурных условиях // Вестник ОГУ. 2010. №12 (118). С. 167-172.
10. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования. Universitas. Том 1. 2004. № 3. С. 33-47.
11. Замалтдинова Л.Р., Мальганова И.Г. Особенности и перспективы образовательных миграционных потоков между странами Юго-Восточной Азии и Республикой Татарстан 117-122 / Л.Р. Замалтдинова, И.Г. Мальганова // Миграционные процессы: тренды, вызовы, перспективы: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Казань: Отечество, 2014. - С. 117-122.
12. Ильина А. С., Калугина Т. Г. Педагогическое содействие адаптации студентов-мигрантов в социальнокультурной деятельности ВУЗа // Вестник ЧелГУ . 2012. №19 (273). С.51-58.
13. Кошелева Е.Ю. Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья в России: обучение иностранных студентов в томских ВУЗах / Е.Ю. Кошелева // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.2. — С. 70-72.
14. Кушнарева А.А. Реализация равных образовательных возможностей студентов-мигрантов в вузах России и Великобритании: на пути к решению / А.А. Кушнарева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 5. - С. 16-23.
15. Леденева Л.И. Международная и межсекторальная мобильность студенческой молодежи. // Сборник ИСЭПН РАН, 1994.
16. Леденева Л.И. Мониторинг эмиграционных намерений студенческой молодежи. // Проблемы прогнозирования, 1995, 3:159-170.
17. Леденева, Л. И. Молодые мигранты на рынке образовательных услуг / Л. И. Леденева, Е. В. Тюрюканова // Библиотека в эпоху перемен. - 1999. - N 3/4. - С. 143-150.
18. Москвин Л.Б. Миграционные процессы в России: противоречивые тенденции развития // Л. Б. Москвин // Модернизация и политика в XXI веке. - М., 2011. - С. 155-168.
19. Николенко А.Н. Теоретические подходы к изучению учебной миграции // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии . 2009. №1. С.229-234.
20. Полетаев Д.В., Дементьева С.В. Инновационные стратегии развития международного образования в акурсе учебной миграции в ВУЗы России // Известия ТПУ . 2010. №6. С. 128-134.
21. Полетаев Д.В. Учебная миграция в Россию: существующие практики и возможные перспективы // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН . 2012. №10. С.390-406.
22. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения (вопросы теории) — М.: ИСПИ РАН, 1999. — 238 с.
23. Рыбаковский Л.Л. Демографическое развитие России в XXI веке / Л.Л. Рыбаковский, В.Н.Архангельский, А.Е. Иванова и др. — Экон-Информ Москва, 2009. — С. 340.
24. Рязанцев С., Письменная Е. Эффекты иностранной учебной миграции для России / Миграция в России 2000-2012 гг. Хрестоматия в 3 томах. Главный ред. И. С. Иванов.Т. 1. Ч. 2. - М., 2013. - 928 с.
25. Толстикова С. Н. Межэтнические конфликты и их профилактика в студенческой среде // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология . 2012. №2. С. 95-102.
26. Чернышова В.Н. Этнопсихологические аспекты превенции межэтнических конфликтов в образовательной студенческой среде / В.Н. Чернышова // Вестник Российского нового университета. - 2014. - №1 - С 41-44.
27. Шпет Е. Н. Учебная миграция как инструмент для подготовки студентов вузов с использованием практик зарубежной образовательной системы / Е. Н. Шпет // Научно-педагогическое обозрение. - 2015. - № 1 (7). - С. 30-37.
28. Шпет Е.Н. Учебная миграция студентов ВУЗов и подходы к ее
организации // Вестник ТГПУ . 2014. №1 (142). С.94-99; Шпет Е.Н.
Механизмы социальной адаптации студентов учебных мигрантов, обучающихся по программам академической мобильности // Вестник ТГПУ . 2014. №11 (152). С.170-172.
Электронные ресурсы
1. Всероссийская перепись населения 2010 [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
http: //www.gks .ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1612. htm, свободный. Проверено 31.03.2016.
2. Денисова М.М. «Opec.ru» об образовательной миграции // Демоскоп
weekly. - 2015 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0627/gazeta022.php(дата обращения: 22.05.2016).
3. Карабаш И.В. Межэтническая напряженность в современной России:
концептуализация социальной проблемы // Общество и право. 2013. №4 (46). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhetnicheskaya-napryazhennost-v-
sovremennoy-rossii-kontseptualizatsiya-sotsialnoy-problemy (дата обращения: 16.04.2016).
4. Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования [Электронный ресурс] - «Век толерантности» Выпуск 3-4. -
Режим доступа: http://www.tolerance.ru/vek-tol/3-0-mackovskii.html,
свободный. Проверено 31.03.2016.
5. Образовательная миграция в России, 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http: //zagrandok.ru/vyezd/migraciya/uchebnaya-migraciya.html (дата обращения: 10.05.2016).
6. Психосемантический анализ этнических стереотипов: Лики толерантности и нетерпимости [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/psiho.php?PrPage=Grajd, свободный. Проверено 31.03.2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ