Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №58892

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы миграции 7
1.1. Основные аспекты понятия «миграция» 7
1.2. Типология и виды миграции 11
1.3. Проблема миграции в современном мультикультурном мире 15
Выводы по 1 главе 19
Глава II. Адаптация детей мигрантов в мультикультурной среде начальной школы 21
2.1. Отечественный опыт 21
2.2. Зарубежный опыт 28
Выводы по 2 главе 35
Глава III. Содержание и методика опытно - экспериментальной работы по проблеме исследования 37
3.1. Констатирующий этап эксперимента 37
3.2. Формирующий этап 45
3.3. Контрольный эксперимент 51
Выводы по 3 главе 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложения


Актуальность. Современная политическая, социокультурная ситуация создает ряд проблем, которые необходимо решать на педагогическом уровне. Локальные войны, межнациональные конфликты повлекли за собой разрушение традиционной инфраструктуры, увеличение количества беженцев, вынужденных переселенцев. Дети из таких семей имеют неравные возможности и условия социализации и получения социального опыта, формирования развитой и ответственной личности, чаще остальных имеют проблемы с социальной адаптацией и интеграцией в общество. Ребенок в сжатые сроки кардинально меняет социальное окружение, осваивает иные ценности, нормы и способы действия и общения, обычаи и язык, отличные от привычных. В этой связи важным фактором, способствующим максимальной социальной адаптации, самореализации ребенка в различных сферах жизнедеятельности является школа. Школа становится основным институтом социализации детей- мигрантов; она вынуждена решать вопросы не только их образовательной подготовки, но и интеграции в образовательное пространство и принимающее общество в целом. В настоящее время в этой сфере имеют большой опыт зарубежные страны: Соединенные Штаты Америки, Германия, Франция, Испания и др. А в России постепенно формируются центры изучения проблем образования детей мигрантов и обучающих практик. Среди них - Москва и Московская область, Санкт- Петербург, Краснодарский край, Ставрополь и другие.
Заметный толчок к изучению проблемы миграции положили исследования и разработки таких ученых, как В.В. Амелин, Ю.В. Арутюнян, И.М. Бадыштова, М. Вебер, А.В. Дмитриева, Р. Мертон, И. В. Следзевский, А. Смолл, У. Томас, В. Уайт и другие.
Несмотря на актуальность и достаточную теоретическую
разработанность данной темы, в работах нет освещения проблемы
психолого-педагогической и методической подготовки учителя к работе с детьми - мигрантами. Следует отметить, что процесс интеграции детей из проблемных групп в социокультурное пространство посредством образования вполне возможен и оправдан. Профессиональный стандарт педагога включает в себя личностные и профессиональные компетенции, направленные на умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, основанную на принципах ненасилия, на организацию культурно-просветительской деятельности в школе. В то же время существуют определенные сложности в функциональном состоянии современного образования, не совсем соответствующем специфике вышеназванных проблем. К ним следует отнести отсутствие федеральных и региональных социальных и образовательных проектов, учебных программ, учебно-методической литературы, неподготовленность и некомпетентность школьных учителей к работе с проблемными группами детей, отсутствие специальных учебных курсов в профессиональной подготовке учителя в вузе. Обозначенный круг проблем позволил определить тему и цель исследования: выявить
особенности адаптации детей мигрантов в образовательной среде начальной школы и разработать систему работы с данной категорией детей.
Проблема исследования: выявить особенности адаптации детей мигрантов в начальной школе
Объект исследования: процесс адаптации детей - мигрантов. Предмет исследования: система работы с детьми мигрантов в начальной школе.
Задачи:
1. На основе анализа научно-теоретической и психолого - педагогической литературы раскрыть состояние разработанности проблемы.
2. Выявить трудности, с которыми сталкиваются дети мигрантов в образовательной среде начальной школы.
3. Разработать программу для начальной школы, основанную на принципах идеи диалога культур.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.
Гипотеза исследования: Процесс адаптации детей мигрантов в образовательном пространстве начальной школы будет эффективным если:
- учитывать трудности, с которыми сталкиваются при обучении и воспитании дети мигрантов;
- учитывать трудности, которые испытывают учителя в работе с детьми мигрантов;
- систематически проводить работу с детьми мигрантов в начальной школе.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что в нем изучены особенности адаптации детей мигрантов в начальной школе.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что в исследовании представлена программа работы с детьми мигрантов. Результаты исследования могут быть использованы при организации образовательного процесса с детьми - мигрантами в начальной школе.
Методы исследования: анализ научной и учебной литературы; беседа, анкетирование, педагогический анализ деятельности учащихся начальных классов; педагогический эксперимент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема адаптации детей мигрантов в работе рассматривается в теоретическом и экспериментальном планах.
Миграция - это сложный общественный процесс, который выполняет важные функции в жизни общества и отдельного человека. В настоящее время процесс миграции активный и распространенный. И в России все больше прибывших из других стран. В результате большого потока мигрантов, появляются новые проблемы и задачи, которые нужно решить. Но, в последнее время все чаще встает новый вопрос о предоставлении детям-мигрантам возможности получения образования. И когда ребёнок мигрант приходит учиться в школу, появляется ряд проблем. В первую очередь следует выделить проблему языковой адаптации. Ребенок - мигрант из-за незнания русского языка не может свободно общаться со своими сверстниками, не может понять учителя, а отсюда и следует, что и освоения материала происходит долго и тяжело.
Плохое знание русского языка, уже в свою очередь несет другие психолого-педагогические проблемы. Ребенок - мигрант не знает языка, плохо общается со сверстниками, в итоге уменьшается круг общения, ребенок замыкается внутри себя. Данное явление происходит и при общении с учителем. Ребенок плохо усваивает материал, начинает отставать, и происходит ухудшение отношений и с преподавателями. У ребенка процесс адаптации происходит намного тяжелее, чем у взрослых. Это новая страна, новая культура, возможна другая религия. И это порождает еще одну проблему - социально - культурную. Ребенок за короткий срок должен кардинально менять свое социальное окружение, осваивать другие нормы и ценности, обычаи и традиции.
В России имеются программы, которые направлены на разрешение проблемы адаптации детей мигрантов, но они находятся на стадии зарождения и не имеют значительных традиций, а уровень обобщения их результатов невысок. Постепенно формируются центры изучения проблем образования детей мигрантов и обучающих практик. Среди них - Москва и Московская область, Санкт- Петербург, Краснодарский край, Ставрополь и другие. Реализованы отдельные проекты, связанные с изучением названной проблемы в отдельных регионах страны, опубликован ряд научных работ. Целостных фундаментальных исследований в этой области в нашей стране пока нет. Нам не известны сколько-нибудь значительные конференции, посвященные изучению методологии и методики исследований и обобщению практического опыта обучения детей мигрантов. К сложностям функционального состояния современного отечественного образования следует отнести: отсутствие федеральных и региональных социально-образовательных проектов, учебных программ, учебно-методической литературы по обучению и адаптации детей мигрантов, неподготовленность и некомпетентность педагогов и психологов к работе с проблемными группами детей, отсутствие учебных курсов для профессиональной подготовки специалистов. Одним из позитивных изменений в этой области является новый проект Казанского университета «Учитель 21 века» (2016 г.), предполагающий усиления мульткультурной направленности образования с учетом происходящих в мире миграционных процессов.
Анализ опыта работы отечественных и зарубежных исследователей позволил разработать материалы практической части исследования и представить результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей адаптации детей мигрантов в начальной школе.
Мы провели исследование, целью которого являлось выявление трудностей, с которыми встречаются дети мигрантов в начальной школе. Так же мы выявили проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в работе с детьми мигрантов.
Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся из других стран имеют сложности в обучении русскому языку, и они хотели бы дополнительно изучать язык принимающей страны. Так же результаты показали, что большинство учащихся не знают историю и культуру России и не могут ничего рассказать о них, но при этом достаточно хорошо знают традиции своей страны. На этапе формирующего эксперимента мы разработали и апробировали программу кружка «Школа Дружбы
народов» для начальной школы, основанную на принципах идеи диалога культур.
Данные проведенного эксперимента свидетельствуют об
эффективности проведенной нами работы. Наблюдение за учебным процессом показало позитивные изменения. Введение кружка культурно-образовательного и просветительского характера дало свой положительный результат. Увеличился интерес к культуре страны, в которую приехали учащиеся, повысился уровень знания о культуре других стран, а также большинство детей - мигрантов хотели бы остаться в стране, в которую приехали.
В ходе эксперимента мы также выявили, что большинство педагогов не владеют необходимым уровнем знаний и компетенций для работы с детьми мигрантами. Необходимы специальные учебные программы для подготовки мультикультурного педагога.
Таким образом, результаты опытно - экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, согласно которой процесс адаптации детей мигрантов в образовательное пространство начальной школы будет эффективным, если учитывать: трудности, с которыми сталкиваются при обучении и воспитании дети мигрантов; трудности, которые испытывают учителя в работе с детьми мигрантов, систематически проводить работу с детьми мигрантов в начальной школе.



1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 2010. - 448 с.
2. Бадыштова И.М. Мигранты в России: толерантность принимающего сообщества (в соавторстве). М., 2008
3. Бессарабова И. С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США : автореф. дис. докт. пед. наук / И. С. Бессарабова. - Волгоград, 2008. - С. 22.
4. Блинова М. Современные социологические теории миграции населения. - М.: КДУ, 2009. — 160 с
5. Бэнкс Дж. Доклад «Race, Ethnicity, and Education: The Search for Explanations (Образование в условиях этнического и расового многообразия: ключи к пониманию)»
6. Воробьева О. Д. Миграция населения: теория, политика: Учебное пособие / [д-р экон. наук, проф. Воробьева О.Д., д-р экон. наук, проф. Топилин А.В., д-р социол. наук, Мукомель В.И. и др.] ; Под редакцией д-р экон. наук, проф., профессора О.Д. Воробьевой, д-р экон. наук, проф. А.В. То- пилина - Москва: Экономическое образование, 2012. - 364 с.
7. Горячев, Ю.А., Захаров, В.Ф., Курнешова, Л.Е., Омельченко, Е.А., Савченко, Т.В. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы [Текст] / Ю.А. Горячев, В.Ф. Захаров, Л.Е. Курнешова, Е.А. Омельченко, Т.В. Савченко. - М.: Издательский дом «Этносфе- ра», 2008. - 112 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-93125063-2
8. Ионцев, В. А. Международная миграция: теория и история изучения // Международная миграция населения: Россия и современный мир / под ред. В. А. Ионцева. - М.: Диалог-МГУ, 2009. - Вып. 3. - С. 53-105.
9. Каленкова О. Н. Московская этношкола // Русский язык за рубежом. 2011. № 1. С. 40-42.
10. Лысакова И. П. Языковая адаптация мигрантов: ситуация в
петербургской школе // Языковая политика в современном мире. СПб.: Златоуст, 2007. С. 227-234.
11. Назарова Е. А. Особенности современных процессов миграции// Социс. - 2010. - N1 - с/ 106-110.
12. Подгорнова Н.В. Современные миграционные процессы в России // География в школе №3/2010. 39 с.
13. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). - М., 2005.
14. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. 2011
15. Рыбаковский Л. Л. Практическая демография. — М.: ЦСП, 2005. — 280 с.
16. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. — М.: Формула права, 2007. — 576 с.
17. Савельев А. Н. Миграция населения в России. 2009
18. Юдина Т. Социология миграции. - М.: Академический проект, 2006. - 272 с.
19. Миграция XXI век: независимый информационно-аналитический журнал. - Июль-август 2011. - №4 (7). - С. 64-65.
20. Сущность и функции миграции населения: законность и
правопорядок в современном обществе. - № 4. - 2011.
21. Di Cerbo, Patricia A. 2011. Why Migrant Education Matters. Washington, DC: National Clearinghouse for Bilingual Education.
22. Parla, J. (1994). Educating teachers for cultural and linguistic diversity: A model for all teachers. New York: Longman, 2013.
23. Perry, John D. Migrant Education: Thirty Years of Success, but Challenges Remain. Providence, RI: The Education alliance. 2007
24. Martinez, Yolanda G., and Velazquez, Jose. “Involving Migrant Families in Education.” 2010
25. Menchaca, Velma and Ruiz - Escalante, Jose. “Instructional Strategies for Migrant Students.” 2009
26. http: //www. mo s .ru/wps/portal/! ut/p/c 1 /04
27. http://www.zlev.ru/67_45.htm
28. http://lifenews78.ru/news/165007
29. https: //russian.rt.com/article/139181
30. www.lzz-nrw.de/docs/integrationsinitiative_nrw.pdf
31. www.kvs.spb.ru/?p=zamestitel_predsedarelya_komiteta_po_obrazovaniyu_ solyanilov_yuv400
32. www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/stef/15. php.
33. http: //fan5. ru/fan5-docx/doc-26888. php
34. http://cyberleninka.ru/article/n/deti-migrantov-v-sovremennoy-rossiyskoy- shkole-puti-yazykovoy-adaptatsii
35. http://www.geopolitica.ru/article/problema-migracii-v-sovremennom- ire#.VvQBrdKLTIU
36. https://jenkers.com/ru#!t=7621086
37. http: //zagrandok. ru/migraciya-v-rf/migracionnyi-uchet/migraciya-v- rossii.html
38. www.ael.org/eric/migrant.htm
39. www.ed.gov/offices/OESE/MEP
40. https://www.oprf.ru/ru/press/news/2015/newsitem/32075?PHPSESSID=hs olllpk1p606moa6jesgstk93
41. http://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/b/b5
42. https: //iq.hse.ru/news/177666864. html
43. https://lenta.ru/articles/2013/10/28/children/
44. http://cyberleninka.ru/article/n/deti-migrantov-v-sovremennoy-rossiyskoy- shkole-puti-yazykovoy-adaptatsii
45. http: //www. ethnoinfo. ru/adaptacij a-detej -i-podrostkov-iz- semej - migrantov-v-sisteme-obrazovanij a
46. http://www.sovet-naroda.ru/news/245-deti-migrantov-v-sovremennoj- rossii
47. www. ncbe,gwu. edu/miscpubs/gao/nehs004migrant. pdf
48. www.escort.org/products/secondaryhelpkit.html
49. http://problema-migracii-v-rossii-2015/
50. http://sh.spb.hse.ru/slon/issledovanija-detej-migrantov-v-shkolax/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ