Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образовательная миграция как фактор социальной мобильности в современном российском обществе (на примере г. о. Тольятти)

Работа №112703

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические принципы изучения миграции как фактора социальной мобильности 10
1.1. Теоретические аспекты анализа социальной мобильности 10
1.2. Социологическое изучение процессов миграции 22
Глава 2. Социологический анализ качественных и количественных показателей образовательной миграции (на примере г. Тольятти) 32
2.1. Анализ внутренней образовательной миграции студентов-иммигрантов
города Тольятти 32
2.2. Оценка отношения студентов-тольяттинцев к студентам-иммигрантам 44
Заключение 52
Список используемой литературы и источников 55
Приложение 61


Актуальность темы исследования. Миграция населения является сложным общественным процессом, затрагивающим многие стороны социально-экономической жизни. С ней связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, образования и смешения рас, языков и народов. Под влиянием миграции сформировались регионы и страны, складывалась социальная структура, экономическая, политическая и культурная жизнь.
На сегодняшний день в миграционных процессах принимают участие сотни миллионов людей [21]. В миграционный обмен вовлечены практически все страны. Важным аргументом в пользу изучения миграции населения служит масштабность рассматриваемого явления. Проблемы миграции в той или иной мере касаются каждой страны, так как необходимыми предпосылками их успешного развития является расселение народов: определенная численность и плотность населения.
С увеличением количества миграций повысилось и внимание к исследованию различных ее видов. И если, например, трудовые и вынужденные миграции вследствие экономических кризисов и социально-политической обстановки в мире, изучены достаточно широко, то такой вид, как образовательные миграции пока не удостоились должного внимания. А он, равно как и другие виды миграции, оказывает огромное воздействие на все сферы как принимающих, так и «отдающих» мигрантов обществ. От образовательной миграции непосредственно находятся в зависимости промышленные и финансовые возможности государств, в определенном значении она может рассматриваться и как знак престижа образовательной системы той или иной страны. Такие перекосы исследования разных видов миграции порождают избыток знаний в отношении трудовой и вынужденной миграций и к дефициту информации в отношении проблем, связанных с образовательной миграцией.
Безусловно, размах данного явления с каждым годом возрастает. Образовательная миграция является одной из самых масштабных в мире и по количеству уступает только лишь вынужденной и трудовой миграциям. Она совершается не только на международном уровне, но и на внутригосударственном. Абсолютным фаворитом на мировом рынке высшего образования является США, который контролирует третью часть мирового финансового образовательного оборота: незначительная доля экономически развитых штатов принимает существенную часть образовательных мигрантов. Тем не менее, образовательной системе США это приносит большую прибыль, так как тратится на иностранных студентов в 15 раз меньше, чем зарабатывается. Затем, в соответствии с данными ЮНЕСКО, в списке государств с наибольшим числом образовательных миграций стоит Швейцария. В этой стране 16 % студентов высшего образования составляют иностранные студенты - это самый высокий показатель в мире. Также, высокие строчки занимают Австралия - 12,6 %, Австрия - 11,5 %, Великобритания - 10,8 %, Германия- 8,2 % [18].
Что касается России, то статистика ЮНЕСКО за 2015 год показывает, что более 50 тысяч российских студентов обучаются за границей, что составляет 1,5 % от всего числа зарубежных студентов. Опрос, проведенный РБК, выявил самые популярные направления образовательной миграции, где безусловные фавориты - Великобритания и США, далее следуют Германия, Франция, Чехия, Финляндия, Италия, Швеция и Китай. В Российскую Федерацию с целью получить образование прибывают в большей степени жители государств СНГ. Очевидными лидерами являются Казахстан, Украина, Китай. Но из-за несовершенства современных методов оценивания, настоящий объем миграционных образовательных потоков может существенно отличаться от фиксированного.
Степень научной разработанности проблемы. Миграцию населения, ее характер и структуру, последствия, которые она вызывает, исследует ряд наук - демография, экономика, социология, география, статистика, этнография и др. Особенно много работ встречается в рамках экономического подхода. Главной фигурой в этом аспекте изучения является Э. Равенштайн, который одним из первых предложил определение миграции и разработал ее основные законы. Также миграцию в рамках экономической науки изучали Э. Ли, С. Кастлес, Д. Массей и другие. Родоначальником социологических теорий в сфере миграции является Р. Парк и другие представители Чикагской школы социологии: Э. Берджесс, Ф. Знанецкий, У. Томас, Л. Вирт. Не стоит забывать про вклад отечественных ученых в изучение миграционных процессов. Вопросы миграции были рассмотрены в трудах таких ученых, как Ж. А. Зайончковская, Г. А. Пруденский, Л. Л. Рыба ковский, В. И. Переведенцев и др.
Миграция населения тесно связана с социальной мобильностью. Тема социальной мобильности всегда вызывала огромный интерес со стороны исследователей. Она находит отражение в работах зарубежных и отечественных авторов, в которые входят проблемы развития, анализ основных социальных, философских и правовых аспектов теории и практики этого понятия. Её исследовали в своих научных трудах такие известные зарубежные социологи, как П. Блау, О. Данкен, С. Липсет, Р. Бендикс, Дж. Голдторп, В. Зелинский, Дж. Урри и др. Уделили этой теме в своих работах должное внимание и отечественные учёные: П. Сорокин, Ф. Р. Филиппов, М. Н. Руткевич, М. Н. Реутова, Т. И. Заславская, В. Н. Шубкин, Т. Н. Иванова и др.
Вопросами образования и образовательной миграции занимались такие ученые, как Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко, Ф. А. Хохлушкина, Д. Н. Митин.
Цель данного исследования заключается в изучении образовательной миграции населения как фактора социальной мобильности. Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть основные теоретические аспекты анализа социальной мобильности;
2. Проанализировать подходы к изучению миграции населения как формы социальной мобильности;
3. Изучить отношение студентов-иммигрантов учебных заведений профессионального образования к образовательной миграции;
4. Исследовать отношение студентов-тольяттинцев к студентам- иммигрантам.
Объектом бакалаврской работы является миграция. Предмет - образовательная миграция населения как фактор социальной мобильности.
Теоретико-методологическая база исследования:
1) Экономический подход (Д. Массей, Э. Ли, Ж. А. Зайончковская, Л. Л. Рыбаковский) является наиболее универсальным подходом к изучению миграции населения, объединяющий значительное количество теорий, концепций, направлений на протяжении нескольких столетий. Рассматривает миграцию как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, который стимулирует здоровую конкуренцию на рынке труда. В рамках данного подхода миграция предстает как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения. Также она является своеобразным катализатором перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня их квалификации. Кроме того, она стимулирует конкуренцию на рынке рабочей силы, способствуя тем самым качественному изменению этой силы в соответствии с потребностями общества. В конечном счете, можно прийти к выводу, что о каких бы видах миграционного движения не шла речь, большинство их обусловлено в той или иной мере рынком труда.
2) Социологический подход (Ф. Знанецкий, У. Томас, Э. Берджесс, Р. Парк) основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни. Привлекательность либо отталкивающий потенциал территорий выбытия и прибытия в значительной мере зависят от межличностных взаимоотношений, наличия сообществ мигрантов-земляков, родственных и дружеских связей, исторических традиций, отражающих прежний миграционный опыт этнической группы и т. п.
3) Демографический подход (Т. И. Заславская, Л. Л. Рыбаковский) изучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций, их численности, половозрастной структуры. Миграция населения определяется, с одной стороны, как чисто демографический процесс, прямо воздействующий на воспроизводство населения и его возрастно-половую структуру. С другой - как многогранное явление, имеющее экономический, географический, политический и другие аспекты. Миграция, наряду с изменением рождаемости и смертности, оказывает влияние на численность народонаселения,
4) Психологический подход (В. И. Переведенцев, Т. И. Заславская) акцентирует мотивационную природу миграции, делая упор на исследовании групповых и индивидуальных мотивов (а также их сочетания) определяющих миграционное поведение субъекта. В последние годы все большее распространение получают исследования, в которых миграция рассматривается как способ удовлетворения ряда социальных потребностей, в числе которых немаловажная роль отводится потребностям в самоутверждении.
5) Концепция мобильного перехода (В. Зелинский) и парадигма мобильностей (Дж. Урри). Концепция Зелинского раскрывает историческую эволюцию миграции населения, закономерность перехода от малоподвижного («сидячего») образа жизни в условиях традиционной экономики к нарастанию территориальных перемещений населения по мере утверждения индустриального общества, связанную с прогрессом в области транспорта и средств коммуникации, расширением информационного пространства, формированием единых национальных, а затем и мировых рынков труда и капитала. Джон Урри разработал учение, которое раскрывает новое состояние современных обществ - открытость к мобильностям различного вида. Ученый рассматривает потоки людей в обществе, и то, как данные потоки относятся к разным желаниям, например, желанию получить образование, построить семью, улучшить жилье, искать убежище и т. д. В понимании автора, мобильность происходит, прежде всего, в горизонтальном измерении, а не в вертикальном.
Методы исследования: веб-анкетирование, метод неоконченных предложений.
Эмпирическая база исследования: анкетный опрос N = 200 человек (100 студентов высших учебных заведений и 100 студентов средних профессиональных учебных заведений); метод неоконченных предложений включает в себя анализ 30 интервью, взятых у студентов-тольяттинцев.
Апробация работы:
1. «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая
конференция, 1 этап, 4 апреля 2019 год, г. Тольятти. Доклад «Современные подходы к изучению социальной мобильности (на примере концепции Джона Урри)».
2. «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая
конференция, 2 этап, 23 апреля 2019 год, г. Тольятти. Доклад «Современные подходы к изучению социальной мобильности (на примере концепции Джона Урри)».
3. Пайрамова И. В. Миграционные процессы как фактор социальной мобильности «Молодёжь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2018 года) : электронный сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2018. - С. 478-481.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа включает в себя введение, две главы, состоящие из четырёх параграфов, заключение, список используемой литературы и источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Миграция населения играла и играет значительную роль в развитии общества. Являясь одной из форм адаптации людей к меняющимся условиям жизни общества, миграции значительно влияют на структуру и динамику населения мира - от отдельных населенных пунктов, районов вплоть до целых стран и континентов.
Современные миграции представляют собой сложный социальный процесс. Они непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и их размещением в различных регионах. Высокая степень подвижности населения гарантирует более полное использование рабочей силы, перераспределение ее между промышленными центрами и осваиваемыми территориями, содействуя экономическому прогрессу. Эксперты фиксируют, что уровень подвижности населения, как правило, отражает общий уровень развития государства.
В то же время результаты миграции противоречивы, так как массовое поступление мигрантов способно стать фактором роста безработицы, проявлять чрезмерное давление на социальную инфраструктуру, или, к примеру, содействовать сосредоточению преступных элементов. Отрицательной стороной миграции также могут быть существенное опустение и экономический регресс регионов массового выезда населения.
Миграции приводят к переменам в демографической структуре населения и в регионах выселения, и в регионах вселения мигрантов. Поскольку наиболее мобильной частью населения в России считается жители в трудоспособном возрасте, и в первую очередь молодежь, то в регионах выезда уменьшаются темпы прироста населения, и не только лишь за счет убывания жителей, но и за счет уменьшения естественного прироста, «старения» населения. В регионах существенного притока мигрантов население увеличивается более высокими темпами, формируется специфический возрастной состав, в которой часть населения трудоспособного возраста, особенно молодежных групп, существенно выше средних показателей. Под влиянием миграций изменяются социальная структура, этнический состав, размещение населения.
Миграция населения относится к факторам социальной мобильности. Исследование общества показывает, что оно не является застывшим, в нём постоянно происходят перемещения и колебания индивидов, как по вертикали, так и по горизонтали. Общество находится в постоянном развитии, а люди - в постоянном движении. Каждый человек производит перемещения в социальном пространстве, в котором живёт. Существуют различные перемещения: одни из них легко идентифицируются, а другие трудно определить не только окружающим, но и самому индивиду. Данные изменения, в конечном счёте, оказывают влияние на его поведение, установки, интересы, потребности систему отношений в группе.
С целью изучения образовательной миграции как фактора социальной мобильности г. Тольятти нами был проведен социологический опрос студентов-иммигрантов, в котором мы сравнивали студентов, получающих высшее образование и студентов, получающих среднее профессиональное образование.
В ходе проведенного нами исследования выяснилось, что главной причиной переезда для большинства студентов стало поступление в учебные заведения Тольятти на бюджетную основу. У значительной части опрошенных выявлено нейтральное отношение к городу Тольятти. Подавляющее большинство студентов не ощущают себя чужими в городе. Главными причинами неприязни к г. Тольятти являются депрессивность города и плохая экологическая ситуация. Главными мотивами уезда из г. Тольятти студентов-иммигрантов является улучшение качества и условий жизни и поиск высокооплачиваемой работы. Но студенты готовы изменить свое решение и остаться в городе, если им удастся найти достойную работу по профессии и перед ними откроются перспективы карьерного роста.
Для более глубокого изучения постмиграционных процессов студентов города Тольятти, мы приняли решение исследовать отношение студентов- тольяттинцев к студентам, приехавшим из других регионов России. Для решения данного вопроса нами был использован метод неоконченных предложений. С помощью выбранного метода предполагалось изучить отношение и взаимодействие студентов-тольяттинцев и студентов- иммигрантов.
По итогу проведенного социологического исследования, нами были сделаны следующие выводы: местные студенты относятся к студентам- иммигрантам доброжелательно и социального напряжения между данными группами не выявлено; большинство участников исследования отмечают, что количество студентов-иммигрантов нужно увеличивать; значительная часть респондентов выделяет высокую успеваемость студентов-иммигрантов.
Исходя из нынешней демографической, экономической и социальной ситуаций в регионе, необходимо предпринять комплекс мер по уменьшению миграции молодежи из города в другие, более развитые, регионы страны. Проведенный нами анализ нынешней ситуации показал, что для задержки приезжих студентов (а в будущем кадровых специалистов) в г. Тольятти, нужно создать условия которые помогли бы им улучшить качества и уровень жизни, а также увеличить количество предложений по трудоустройству с дальнейшей перспективой карьерного роста.



1. MPI State Immigration Data Profiles [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.migrationpolicy.org/programs/data-hub/stat(дата обращения 11.12.2018).
2. Treiman D. J. The process of status attainment in the United Stales and Great Britain / D. J. Treiman, K. Terrell // Amer. J. of Sociol. - 1965. - № 8. - P. 563-583.
3. Warner L. The social life of a modern community / L. Warner, P. Lunt. - New Haven (Conn), 1986. - 217 р.
4. Абылкаликов С. И., Винник М. В. Экономические теории миграции: рабочая сила и рынок труда // Бизнес. Общество. Власть. - 2012. - № 12. - С. 1-19.
5. Авакьян С. А. Россия: Гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. - 643 с.
6. Ананьев С. А. Историография миграционных процессов России (конец ХХ - начало XXI века) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 1. - С. 17-20.
7. Арутюнян Ю. В. Русские: этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992. - 461 с.
8. Батуренко С. А. Теории социальной мобильности в истории
социологической мысли [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. - Режим доступа:
https://vestnik.socio.msu.ru/jour/article/viewFile/34/35 (дата обращения:
13.12.2018) .
9. Бондаренко В. М. Новый взгляд на будущее России // В. М. Бондаренко / СОЦИС. - 2010. - № 12. - С. 122 - 126.
10. Бреев Б. Д. Подвижность населения и трудовых ресурсов. - М.: Статистика, 1977. - 175 с.
11. Бутов В. И. Демография. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. - 592 с.
12. Василенко П. В. Зарубежные теории миграции населения // Псковский регионологический журнал. - 2013. - № 16. - С. 36-42.
13. Василенко П. В. Основные этапы и направления исследования миграции населения в отечественной науке // Псковский регионологический журнал. - 2014. - № 17. - С. 40-52.
14. Василенко П. В. Географические аспекты изучения миграции населения // Вестник Псковского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 105-111.
15. Витковская Г. С., Кочарян А. В. Вынужденные миграции как социальная проблема // Миграция населения. - 1992. - С. 101-115.
16. Вишневский А. Г. Мифология и жизнь. Миграция в России: ее восприятие и социально-политические последствия // Россия в глобальной политике. - 2013.- № 11. - С. 199-208.
17. Внутренняя миграция в современной России и ее социальные
последствия в условиях кризиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://е1аг.ишуаг.ас.ги/]зрш/Ьйз1теат/123456789/1918/1/Киселева.йос (дата
обращения: 14.12.18).
18. Выхованец О. Д. Образовательная миграция как часть
миграционной политики России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0387/ana1it01.php (дата обращения:
12.12.2018) .
19. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. - М.: Изд-во Едиториал УРСС, 2005. - 234 с.
20. Гольцова Е. В. Исследование социально-средовой детерминации миграционного поведения молодежи Иркутской области // Социодинамика. - 2016. - № 12. - С. 1-10.
21. Демина А. В. Актуальность изучения образовательных миграций // Молодой ученый. - 2018. - № 16. - С. 267-268 [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://moluch.ru/archive/202/49544/(дата обращения:
05.11.2018).
22. Зайончковская Ж. А. Новоселы в городах (методы изучения приживаемости). - М.: Статистика, 1972. - 163 с.
23. Зайончковская Ж. А., Мкртчян Н. В. Внутренняя миграция в России: правовая практика. - М.: ЦМИ, 2007. - 36 с.
24. Иванова Т. Н. Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) // Концепт. - 2014. - № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekoncept.ru/2014/142677.htm(дата обращения: 18.12.18).
25. Изучение миграционных процессов в России // Миграции населения (вопросы теории) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rybakovsky.ru/migracia2z1.html(дата обращения: 17.12.18).
26. Ионцев В. А. Детерминанты внутренней миграции населения в современной России // Вестник Московского университета. - Сер. 6. Экономика. - 2006.- № 2. - С. 105-112.
27. Ионцев В. А. Международная миграция населения: теория и история изучения / В. А. Ионцев. - М.: Диалог - МГУ, 1999. - 370 с.
28. Константиновский Д. Л. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 годы / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко, Ф. А. Хохлушкина. - М.: ЦСПиМ, 2011. - 296 с.
29. Костенко В. В. Теории миграции: от ассимиляции к
транснационализму // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2014. - № 3. - С. 62-76.
30. Крылов И. А. Демографический кризис в современной России и его возможные негативные социальные последствия // Философия и общество. - 2008. - № 3. - С. 138-159.
31. Максаковский В. П. Мировая экономика. Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geo.1september.ru/2003/12/25.htm(дата обращения: 04.12.2018).
32. Массей Д. Синтетическая теория международной миграции // Ионцев В. А. Мир в зеркале международной миграции: научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. - М.: МАКС Пресс, 2002. - С. 132-148.
33. Миграционные процессы в России / Под .ред. В. В. Локосова и Л. Л. Рыбаковского. - М.: Экон-информ, 2014. - С. 344.
34. Митин Д. Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения / Д. Н. Митин // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2010. - № 3. - С. 123-134.
35. Назаренко С. В. Социология: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - С. 214.
36. Николенко А. Н. Теоретические подходы к изучению учебной миграции // Научные сообщения. - 2014. - № 1 - С. 229-234. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/article/vZteoreticheskie- podhody-k-izucheniyu-uchebnoy-migratsii(дата обращения: 14.12.2018).
37. Николенко Н. А. Социальная мобильность в научном дискурсе
общественных наук // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/articleZn/sotsialnaya-mobilnost-v-nauchnom-diskurse- obschestvennyh-nauk(дата обращения: 24.11.2018).
38. Переведенцев В. И. Миграция как судьба // Отечественные записки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.strana-oz.ru(дата обращения: 13.12.18).
39. Переведенцев В. И. Методы изучения миграции населения. - М.: Наука, 1975. - 231 с.
40. Посыпкина А. Миграция за знаниями: сколько стоит высшее образование за границей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/money/05/09/2017/59ae5cd09a794765c(дата обращения:
12.12.2018) .
41. Прохоров Б. Б. Социальная экология. - 2 изд. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
42. Реутова М. Н. Направления и интенсивность межпоколенной
мобильности молодёжи // Ежемесячный научный и общественно¬политический журнал российской академии наук. Социологические исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/18499977.html(дата обращения: 3.12.2018).
43. Ромашов О. В. Социология труда. - М.: Гардарики, 2003. - 320 с.
44. Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Планы молодёжи // Социальные
перемещения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/945022(дата обращения: 24.11.2018).
45. Рыбаковский Л. Л. Миграционный потенциал: критерии оценки и современные масштабы // Социологические исследования. - 2011. - № 4. - С. 23-34.
46. Рыжков Д. Л. Миграция как форма социальной мобильности в
глобальной социальной структуре // Вестник ТГПУ. - 2013. - № 5 - С. 135¬140 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/migratsiya-kak-forma-sotsialnoy-mobilnosti-v- globalnoy-sotsialnoy-strukture(дата обращения: 13.12.2018).
47. Социальная мобильность в России: поколенческий аспект: [монография] / [А. В. Ваньке и др.]; отв. ред. В. В. Семенова, М. Ф. Черныш, А. В. Ваньке. Институт социологии РАН. - Москва: Институт социологии РАН, 2017. - 384 с.
48. Федорако А. И. Миграции населения: понятие, причины,
последствия // Журнал международного права международных отношений. - 2012. - № 4. - С. 3-11.
49. Фененко Ю. В. Социология: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2007. - С. 211.
50. Хорев Б. С., Чапек В. Н. Проблемы изучения миграции населения. М.: Мысль, 1978. - 254 с.
51. Юдина Т. Н. Миграция: словарь основных терминов. - М.:
Издательство РГСУ; Академический проект, 2007. - 472 с.
52. Юдина Т. Н. Социология миграции: учебное пособие для вузов / Т. Н. Юдина. - М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2004. - 272 с.
53. Явон С. В. Поселенческий фактор формирования жизненных приоритетов молодежи // Социологические исследования. - 2013. - № 8. - С. 71-80.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ