Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ ПОСРЕДСТВОМ ИГР СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Работа №116846

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2022
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых посредством игр со строительным материалом
1.1Психолого-педагогические основы формирования у старших
дошкольников представлений о труде взрослых
1.2Игры со строительным материалом как средство
формирования у детей 5-6 лет представлений о труде взрослых..
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о труде взрослых посредством игр со строительным материалом
2.1Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о труде взрослых
2.2Содержание и организация работы по формированию
у детей 5-6 лет представлений о труде взрослых посредством игр со строительным материалом
2.3Определение эффективности работы по формированию
у детей 5-6 лет представлений о труде взрослых посредством игр со строительным материалом
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе
Приложение Б Стимульный материал с изображением представителей разных профессий для проведения диагностической методики 1 «Интервью»
Приложение В Стимульный материал для проведения диагностической
методики 2 «Что нужно для профессии»
Приложение Г Стимульный материал для проведения диагностической методики «Беседа»
Приложение Д Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах
Приложение Е Содержание консультации для родителей «Значение игр со строительным материалом»
Приложение Ж Конспект образовательной деятельности по конструированию. Тема: «Робопомощники»
Приложение И Конспект образовательной деятельности по конструированию. Тема «Инженерно-технический центр «Разумняша»
Приложение К Конспект образовательной деятельности по конструированию. Тема «Авиаконструкторы»

Формирование позитивных установок к различным видам труда
является одной из задач социально-коммуникативного развития
дошкольников. В современных условиях ограничения самостоятельной
трудовой деятельности детей в детском саду одним из средств реализация
данной цели становится ознакомления дошкольников с трудом взрослых. В
процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется
положительное отношение к их труду, бережное отношение к его
результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло
отражение в истории отечественной педагогики (работы П.П. Блонского,
Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и
других). К настоящему времени в отечественной дошкольной педагогике:
– определено место труда в педагогическом процессе детского сада,
разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина
и другие);
– выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова,
Р.С. Буре, А.Д. Шатова);
– изучается процесс формирования положительного отношения к труду
взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович,
А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и другие);
– рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в
семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова);
– исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств
детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и
другие).
Анализ реальной практики дошкольного образования свидетельствует
о том, что современный педагог не всегда владеет содержанием итехнологиями формирования у детей старшего дошкольного возраста
представлений о труде взрослых, что приводит к отсутствию у детей
системных представлений о профессионально-трудовой деятельности
взрослых. Наличие данной проблемы в современной дошкольной педагогике
обусловило актуальность нашего исследования.
Одним из педагогических средств формирования у детей 5-6 лет
представлений о труде взрослых в дошкольной образовательной организации
является организация игр со строительным материалом. В дошкольном
детстве игра – ведущий вид деятельности, заключающийся в
воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труд и игра
возникают из предметной деятельности детей, они тесно взаимосвязаны, хотя
имеют и различия. Взаимосвязь игры с трудом становится особенно заметна
в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте элементарный труд
начинает дифференцироваться от игры. Одними из таких рубежных игр
являются игры со строительным материалом, в ходе которых ребенок
конструирует, создает, строит. Они открывают детям разнообразные
особенности труда взрослых. Дошкольники осознают не только внешние
проявления труда взрослых, но и мотив. Использование педагогами игр со
строительным материалом в процессе ознакомления с трудом взрослых
активизирует эмоциональную сферу детей, побуждает их к сопереживанию
тем, кто работает. Пережитые эмоции обусловливают конкретизацию знаний
о сущности профессии, требования, которые она предъявляет человеку, и о
том, как труд влияет на развитие, общественное признание личности. Все это
формирует основы внутренней готовности ребенка к самостоятельному
труду.
Наряду с пониманием актуальности можно выделить противоречие:
между социальной значимостью и необходимостью ознакомления детей 5-6
лет с трудом взрослых и недостаточным использованием игр со
строительным материалом в данном процессе в условиях дошкольной
образовательной организации.Проблему нашего исследования, можно обозначить следующим
образом: каковы возможности игр со строительным материалом в
формировании у детей 5-6 лет представлений о труде взрослых?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о труде
взрослых посредством игр со строительным материалом.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет
представлений о труде взрослых.
Предмет исследования: игры со строительным материалом как
средство формирования у детей 5-6 лет представлений о труде взрослых.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что качественные
изменения представлений детей 5-6 лет о труде взрослых посредством игр со
строительным материалом возможны, если:
– выявлен исходный уровень сфомированности у детей 5-6 лет
представлений о труде взрослых;
– организовано формирование у детей 5-6 лет представлений о труде
взрослых в совместной с воспитателем игровой деятельности со
строительным материалом;
– развивающая предметно-пространственная среда группы обогащена
материалами и атрибутами, необходимыми для ознакомления
дошкольников с трудом взрослых в играх со строительным
материалом.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы ознакомления
дошкольников с трудом взрослых.
2. Выявить уровень сформированности представлений детей 5-6 лет о
труде взрослых.
3. Определить и экспериментально проверить эффективность
содержание и методы формирования у детей 5-6 лет представлений о труде
взрослых посредством игр со строительным материалом.Для решения поставленных задач использовались: теоретические
методы исследования (анализ педагогической и методической литературы);
эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, педагогический
эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный
этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных).
Теоретической основой исследования являются:
– теоретические положения о ведущей роли взрослого в развитии
личности ребенка (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова);
– положения об ориентации ребенка на взрослого, потребности
подражать, участвовать в его жизни (О.В. Дыбина, В. Ливи,
С.А. Козлова);
– положения отечественной теории трудового воспитания
дошкольников (В.И. Логинова, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева).
Новизна исследования: обоснована возможность формирования у
детей 5-6 лет представлений о труде взрослых посредством игр со
строительным материалом.
Практическая значимость: материалы экспериментальной работы
могут быть использованы воспитателями для формирования у детей 5-6 лет
представлений о труде взрослых.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Лицей №67»
г.о. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка используемой литературы (32 источника) и
9 приложений. В тексте работы представлены 4 таблицы, 3 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенная работа была посвящена обоснованию и
экспериментальной проверке возможности формирования у детей 5-6 лет
представлений о труде взрослых посредством игр со строительным
материалом. В связи с поставленной целью в первой главе нашей работы мы
рассмотрели состояние исследуемой проблемы в педагогических
исследованиях. Также в теоретической части нашей работы мы рассмотрели
потенциальные возможности игр со строительным материалом в
формировании у детей 5-6 лет представлений о труде взрослых, подчеркнули
необходимость организации именно совместной со взрослым и сверстниками
игровой деятельности.
Игра со строительным материалом – опосредованная форма участия
детей в жизни взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни
воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и
взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами,
содержанием их труда, усваивает законы общества, в котором он живет.
Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его
собственном поведении – доброжелательное отношение к людям, взаимная
помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё
это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре со
строительным материалом. При отборе содержания игр со строительным
материалом необходимо учитывать возрастные особенности детей 5-6 лет.
Анализ теоретических положений позволил приступить к
осуществлению экспериментальной работы, направленной на
экспериментальную проверку содержания и методов формирования у детей
5-6 лет представлений о труде взрослых посредством игр со строительным
материалом.
Проведение экспериментальной работы осуществлялось в три этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный. Результаты, полученные наэтапе констатирующего эксперимента свидетельствуют, что при общем
эмоционально-положительном отношении детей к труду взрослых, у детей,
участвующих в экспериментальной работе, преобладают средний и низкий
уровни сформированности представлений о труде взрослых. Анализ
организационно-педагогические условий формирования у детей 5-6 лет
представлений о труде взрослых показал, что частично в группе условия
созданы, но они не носят комплексного характера, что определило
необходимость проведения формирующего эксперимента.
На этапе формирующего эксперимента был разработан и реализован
комплекс игр со строительным материалом, которые представляли
совместную со взрослым и сверстниками игровую деятельность,
организованную в режимные моменты в образовательном процессе старшей
группы ДОО. Совершенствование профессиональной компетентности
педагогов в руководстве играми детей 5-6 лет со строительным материалом
осуществлялось в таких формах методической работы как семинар-
практикум, консультации.
Контрольный срез выявил положительную динамику в формировании у
детей экспериментальной группы представлений о труде взрослых. Дети
стали проявлять инициативу в познании мира взрослых, задавать
познавательные вопросы, объяснять, что именно заинтересовало, что еще
хотят узнать, предполагать, как это можно сделать (из каких источников
получить информацию); демонстрировали стремление преодолевать
трудности в процессе познания.
Анализ результатов экспериментальной работы, свидетельствует об
эффективности проведенной работы и верности выдвинутой нами гипотезы.
Игры со строительным материалом становятся действенным средством
формирования у детей 5-6 лет представлений о труде взрослых при
соответствующей организации и руководстве со стороны взрослого.


1. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность : монография.
М. : Академия Естествознания, 2010. 310 с.
2. Буре Р. С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного
возраста в процессе совместной трудовой деятельности : автореф. дис…
канд. пед. наук. М., 1968. 21 с.
3. Глотова В. И. Знания о труде взрослых // Дошкольное воспитание.
1969. № 4. С. 22-24.
4. Давидчук А. И. Развитие у дошкольников конструктивного
творчества. М. : Просвещение, 1976. 235 с.
5. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в
детском саду / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М. :
Просвещение, 1991. 288 с.
6. Дыбина О. В. Игра – путь к познанию предметного мира //
Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С. 14-23.
7. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с
дошкольниками. М. : ТЦ Сфера, 2002. 128 с.
8. Заморев С. И., Кудрявцев С. В. От игры – к развитию личности //
Дошкольное воспитание. 1995. № 3. С. 78-81.
9. Климов Е. А. Введение в психологию труда : учеб. для вузов. 2-е
изд., перераб. и доп. М. : МГУ ; Академия, 2004. 336 с.
10.Козлова А. Ю. Организационно-педагогические условия
формирования у детей 5–6 лет представлений о труде взрослых // «Научное
отражение». 2017. № 2(6). С. 18-21.
11.Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с
социальным миром : учебник. М. : ИНФРА-М, 2018. 146 с.
12.Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая
технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности.
СПб., 2002.13.Крулехт М. В. Трудовое обучение как средство формирования
знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста //
Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста /
Под ред. Т. И. Бабаевой. СПб. : Речь, 2007.
14.Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду :
пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1990. 256 с.
15.Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии
науки. М. : Академический Проспект, 2008. 423 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ