Совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования
|
Введение 3
Глава 1 Научное обоснование проблемы совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования
1.1 Теоретические основы развития иноязычной компетенции обучающихся 12
1.2 Самостоятельная работа как условие совершенствования иноязычной
подготовки бакалавров 21
1.3 Организационно-педагогические условия совершенствования
самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров 34
Глава 2 Экспериментально-опытное внедрение комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров
2.1 Организация констатирующего эксперимента в процессе обучения
бакалавров совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки 43
2.2 Разработка и внедрение комплекса упражнений по совершенствованию
самостоятельной иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования 58
2.3 Проверка и интерпретация результатов формирующего этапа по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки на основе комплекса упражнений 73
Заключение 86
Список используемой литературы 90
Приложение А Методическая модель совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров 99
Приложение Б Консультативный тест от Cambridge 100
Приложение В Примерный комплекс упражнений 101
Глава 1 Научное обоснование проблемы совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования
1.1 Теоретические основы развития иноязычной компетенции обучающихся 12
1.2 Самостоятельная работа как условие совершенствования иноязычной
подготовки бакалавров 21
1.3 Организационно-педагогические условия совершенствования
самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров 34
Глава 2 Экспериментально-опытное внедрение комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров
2.1 Организация констатирующего эксперимента в процессе обучения
бакалавров совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки 43
2.2 Разработка и внедрение комплекса упражнений по совершенствованию
самостоятельной иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования 58
2.3 Проверка и интерпретация результатов формирующего этапа по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки на основе комплекса упражнений 73
Заключение 86
Список используемой литературы 90
Приложение А Методическая модель совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров 99
Приложение Б Консультативный тест от Cambridge 100
Приложение В Примерный комплекс упражнений 101
Актуальность исследования «Совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования» состоит в том, что на данный момент современного развития общества изменения, которые происходят в социальной и общественной жизни требуют тщательного анализа и пересмотра содержания общего и профессиональных сфер образовательной системы. Успешность человека, как профессионала, который отлично справляется со всеми поставленными перед ним задачами, определяется также через призму его профессионального мастерства в профессиональной сфере. Современные тенденции диктуют нам, что модернизация образования ведет к процессу непрерывного образования и обучения. Вопрос непрерывного образования остро стоит на повестке образовательных реформ, которые осуществляются и внедряются во всем мире. Также ведется подробный анализ инновационных подходов к улучшению и совершенствованию главных компонентов образовательной деятельности. На данный момент происходит активное взаимодействие Российской Федерации с различными странами в разных областных сферах исследований. Это в свое время обязывает решить проблему в подготовительной деятельности по отношению к работникам, у которых высокая квалификация, и которые будут способны иметь дело с профессиональными вопросами и проблемами. Создание совместных международных компаний, предприятий, которые устанавливают деловые и партнерские отношения, обуславливают важную потребность в специалистах, которые владеют иностранным языкам.
Согласно информации по основным документам, которые обуславливают основную стратегию российского образования [«Национальная доктрина образования в российской федерации до 2025 года]. Данные документы фиксируют, что современное образование должно включать обучение иностранному языку, который является важным компонентом профессиональной подготовки студентов в высшем образовательном заведении.
В современном мире, когда все ярко проявляются предпосылки к взаимодействию в мировом сообществе, все чаще возникают вопросы и проблемы совершенствования национальных парадигм образовательных систем. Вступление России в Болонский процесс утвердило свои правила и нормы, следовательно, предъявило требования, которые выражаются в требовании развития и совершенствования учебного предмета «Иностранный язык» [2]. По информации из Федерального государственного образовательного стандарта изучение иностранного языка способствуют развитию иноязычной коммуникативной компетенции, развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка. [6]
Реализация будущими бакалаврами психолого-педагогического образования профессионального иноязычного общения на основе их самостоятельного совершенствования иноязычной подготовки способствует формированию различных компетенций. Например, как описано во ФГОС ВО (3++) бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, бакалавр должен обладать универсальными компетенциями УК1-УК8, в этом плане особо стоит выделить УК4, в котором прописана способность к процессу деловой коммуникации, как на русском языке, так и иностранном языке. По общепрофессиональным компетенциям ФГОС ВО (3++) следует, что бакалавр должен обладать ОПК- 1-ОПК-8, особого внимания требует ОПК-3, так как самостоятельная работа способствует совершенствованию иноязычной подготовке бакалавров.
Актуальность исследования выявлена с необходимостью осуществления иноязычного обучения в вузах и потребностью совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки, и последующим развитием профессиональных иноязычных компетенций. Также стоит упомянуть про специфику иноязычной подготовки, которая требует от студентов полной самостоятельной осознанности в деятельности овладения структурами и стратегиями изучения языка вне среды его употребления. Поэтому, задача организации направленной на совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки студентов является актуальной.
Следовательно, эти аспекты определяют актуальность нашей работы в совершенствовании самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования.
За последние годы актуальность в сфере иноязычной подготовки приобрели исследовательские работы, которые были посвящены формированию и совершенствованию коммуникативной компетенции на разных уровнях образования (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Л.К. Гейхман, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова).
Анализ научно-теоретической базы данного исследования констатирует, что проблема самостоятельной работы - это одна из важных проблем в современных психолого-педагогических научных трудах. Этому есть доказательство и свидетельства в виде исследований, посвященных самостоятельности в познавательной деятельности, познавательной активности и активной деятельности. (Н.В. Бочкина, Е. Я. Голант, М.А. Данилов, Л.В. Жарова, А. Г. Ковалев, Л.С. Выготский).
Несмотря на достаточно объемный теоретический и
практический материал по проблеме исследования, отмечаются недостатки:
- в разработанности методических идей в обучении студентов- бакалавров, направленных на самостоятельное совершенствование иноязычной подготовки;
- в повышении мотивации и стимулировании интереса к самостоятельному изучению иностранного языка у студентов-бакалавров;
- недостаток мотивации и у преподавателей иностранного языка разрабатывать интересный и креативный материал для самостоятельного совершенствования иноязычной подготовки студентов-бакалавров.
Изучение теоретической базы исследования по иноязычной подготовке, диссертационных работ в области совершенствования самостоятельной работы студентов, выявили противоречия:
- между современными условиями формами обучения иностранному языку в высших учебных заведениях и неспособностью их соблюдения современными российскими вузами в сфере технического обеспечения учебного процесса;
- между большим объемом иноязычной подготовки, которая предполагает овладение иноязычной коммуникативной компетенцией, и требованиями к уровню развития самостоятельности при обучении иностранному языку и неподготовленностью студентов в большей мере самостоятельно овладеть иностранным языком;
- между существенным объемом исследовательских трудов по совершенствованию иноязычной подготовки, управлении и организации самостоятельной работы студентов и отсутствием методических рекомендаций по данному вопросу;
- между практикой преподавания иностранного языка в высших учебных заведениях, ориентированной на готовые знания и отсутствием современных методических разработок, которые обеспечивают взаимовлияние и взаимодополнение процессов совершенствования иноязычной компетенции студентов и проявлении их самостоятельности в овладении иностранному языку.
Сформулированные противоречия определили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования и особенные черты ее практической апробации в учебном процессе вуза?
В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования: «Совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования».
Цель исследования: повышение уровня самостоятельного совершенствования иноязычной подготовки у студентов-бакалавров психолого-педагогического образования.
Объект исследования: процесс самостоятельного обучения иностранному языку студентов в высшем учебном заведении.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки студентов психолого-педагогического образования.
Гипотеза исследования: совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров будет проходить эффективно, если:
- рассмотрены теоретические основы совершенствования иноязычной подготовки,
- рассмотрены принципы самостоятельного совершенствования иноязычной подготовки,
- определены организационно-педагогические условия
совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки студентов;
- создан комплекс упражнений, ориентированный на совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров;
- установлены средства для диагностики уровня совершенствования иноязычной компетенции и самостоятельности обучающихся, динамики их развития.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы совершенствования иноязычной подготовки.
2. Рассмотреть принципы самостоятельного совершенствования иноязычной подготовки.
3. Определить организационно-педагогические условия
совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки студентов.
4. Разработать методическую модель совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров.
5. Создать комплекс упражнений, который направлен на совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки студентов.
6. Определить критерии и показатели уровня сформированности иноязычной подготовки и самостоятельности бакалавров.
Теоретическую основу исследования составляют:
- концепции и положения по совершенствованию методики преподавания иностранных языков (И. Л. Бим, Н. Д. Г альскова, Н. И. Г ез, Р. П. Мильруд, Г. В. Рогова, А. Н. Шамов);
- теория познавательной деятельности в языковом обучении (Г. А. Китайгородская, Т. И. Шамова и др.);
- общепедагогические, психологические теории развития самостоятельности, активности обучающегося (Н. В. Бочкина, А. В. Брушлинский, А. Г. Ковалев, П. И. Пидкасистый, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова);
- теории языковой личности (Г. И. Богин, Ю. Н. Караулов, И. И. Халеева и др.);
- концепции гуманистической педагогики и психологии, (А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс).
Методы исследования: теоретические методы (анализ, обобщение, теоретико-методологический анализ литературы), эмпирические методы (педагогическое наблюдение, самооценка, тесты, анкеты, педагогический эксперимент).
Опытно-экспериментальной базой исследования стало ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». В эксперименте на различных этапах принимали участие 40 студентов специальности 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика начального образования».
Этапы исследования:
Первый этап (2018 г.) - определение актуальности темы исследования, теоретический анализ литературы и нормативных документов по проблеме исследования, накопление эмпирического материала, уточнение гипотезы, изучение состояния проблемы в существующей теории и практике, уточнение аппарата исследования, формулировка гипотезы и задач. На данном этапе анализировалась научно-методическая литература по проблеме исследования. Проведен констатирующий этап, на котором внедрен диагностический инструментарий для выяснения исходных данных по самостоятельному совершенствованию иноязычной подготовки бакалавров, и проведен анализ полученных данных.
Второй этап (2019-2020 гг.) - создание и последующая апробация комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования, проверка гипотезы исследования, систематизация.
Третий этап (2020 г) - обобщение итогов исследовательской работы, формулировка практических и теоретических заключений и выводов диссертационного исследовании, оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в определении условий совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования. Уточнена структура, преемственность задач и содержания самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования.
Теоретическая значимость: выводы, которые получены в результате исследования, расширяют знания о возможностях совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования.
Практическая значимость - материалы исследования могут быть использованы преподавателями высших и средних учебных заведений; предложенный диагностический инструментарий можно использовать в качестве проверки сформированности самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования.
На защиту выносятся:
1. Разработанная методическая модель совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров.
2. Организационно-педагогические условия совершенствования
самостоятельной иноязычной подготовки. Их соблюдение осуществляется через организацию обучения с учетом поддержки мотивации и интереса к изучению иностранного языка; через процесс реализации средств методического обеспечения в процессе обучения иностранному языку при взаимодополняющем совершенствовании всех видов речевой деятельности на основе самостоятельности бакалавров;
3. Результаты совершенствования иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования на основе разработанного комплекса упражнений, направленного на совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции и выводы о дальнейших перспективах его совершенствования в условиях самостоятельного овладения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом работ в области педагогики и психологии, следованию требованиям научной методологии в процессе проведения исследования, использованием комплекса теоретических и валидных эмпирических методов, их адекватностью цели и задачам исследования, результатами опытно-экспериментальной работы.
Личное участие автора в изучении теоретического и практического состояния проблемы; организации и проведении опытно-экспериментальной работы; разработке и реализации комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования, определении диагностического инструментария для исследования совершенствования самостоятельной иноязычной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования; интерпретации результатов и формулировании выводов исследования.
Научная апробация работы была представлена на научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ-2019».
Структура и объем работы. В соответствии с целью, задачами и характером исследования определилась структура работы. Она состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения и списка литературы. В основном тексте диссертации содержится 4 рисунка и 66 таблиц. Общий объем работы составляет 102 страниц. Список литературы насчитывает 90 источников.
Согласно информации по основным документам, которые обуславливают основную стратегию российского образования [«Национальная доктрина образования в российской федерации до 2025 года]. Данные документы фиксируют, что современное образование должно включать обучение иностранному языку, который является важным компонентом профессиональной подготовки студентов в высшем образовательном заведении.
В современном мире, когда все ярко проявляются предпосылки к взаимодействию в мировом сообществе, все чаще возникают вопросы и проблемы совершенствования национальных парадигм образовательных систем. Вступление России в Болонский процесс утвердило свои правила и нормы, следовательно, предъявило требования, которые выражаются в требовании развития и совершенствования учебного предмета «Иностранный язык» [2]. По информации из Федерального государственного образовательного стандарта изучение иностранного языка способствуют развитию иноязычной коммуникативной компетенции, развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка. [6]
Реализация будущими бакалаврами психолого-педагогического образования профессионального иноязычного общения на основе их самостоятельного совершенствования иноязычной подготовки способствует формированию различных компетенций. Например, как описано во ФГОС ВО (3++) бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, бакалавр должен обладать универсальными компетенциями УК1-УК8, в этом плане особо стоит выделить УК4, в котором прописана способность к процессу деловой коммуникации, как на русском языке, так и иностранном языке. По общепрофессиональным компетенциям ФГОС ВО (3++) следует, что бакалавр должен обладать ОПК- 1-ОПК-8, особого внимания требует ОПК-3, так как самостоятельная работа способствует совершенствованию иноязычной подготовке бакалавров.
Актуальность исследования выявлена с необходимостью осуществления иноязычного обучения в вузах и потребностью совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки, и последующим развитием профессиональных иноязычных компетенций. Также стоит упомянуть про специфику иноязычной подготовки, которая требует от студентов полной самостоятельной осознанности в деятельности овладения структурами и стратегиями изучения языка вне среды его употребления. Поэтому, задача организации направленной на совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки студентов является актуальной.
Следовательно, эти аспекты определяют актуальность нашей работы в совершенствовании самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования.
За последние годы актуальность в сфере иноязычной подготовки приобрели исследовательские работы, которые были посвящены формированию и совершенствованию коммуникативной компетенции на разных уровнях образования (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Л.К. Гейхман, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова).
Анализ научно-теоретической базы данного исследования констатирует, что проблема самостоятельной работы - это одна из важных проблем в современных психолого-педагогических научных трудах. Этому есть доказательство и свидетельства в виде исследований, посвященных самостоятельности в познавательной деятельности, познавательной активности и активной деятельности. (Н.В. Бочкина, Е. Я. Голант, М.А. Данилов, Л.В. Жарова, А. Г. Ковалев, Л.С. Выготский).
Несмотря на достаточно объемный теоретический и
практический материал по проблеме исследования, отмечаются недостатки:
- в разработанности методических идей в обучении студентов- бакалавров, направленных на самостоятельное совершенствование иноязычной подготовки;
- в повышении мотивации и стимулировании интереса к самостоятельному изучению иностранного языка у студентов-бакалавров;
- недостаток мотивации и у преподавателей иностранного языка разрабатывать интересный и креативный материал для самостоятельного совершенствования иноязычной подготовки студентов-бакалавров.
Изучение теоретической базы исследования по иноязычной подготовке, диссертационных работ в области совершенствования самостоятельной работы студентов, выявили противоречия:
- между современными условиями формами обучения иностранному языку в высших учебных заведениях и неспособностью их соблюдения современными российскими вузами в сфере технического обеспечения учебного процесса;
- между большим объемом иноязычной подготовки, которая предполагает овладение иноязычной коммуникативной компетенцией, и требованиями к уровню развития самостоятельности при обучении иностранному языку и неподготовленностью студентов в большей мере самостоятельно овладеть иностранным языком;
- между существенным объемом исследовательских трудов по совершенствованию иноязычной подготовки, управлении и организации самостоятельной работы студентов и отсутствием методических рекомендаций по данному вопросу;
- между практикой преподавания иностранного языка в высших учебных заведениях, ориентированной на готовые знания и отсутствием современных методических разработок, которые обеспечивают взаимовлияние и взаимодополнение процессов совершенствования иноязычной компетенции студентов и проявлении их самостоятельности в овладении иностранному языку.
Сформулированные противоречия определили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования и особенные черты ее практической апробации в учебном процессе вуза?
В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования: «Совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования».
Цель исследования: повышение уровня самостоятельного совершенствования иноязычной подготовки у студентов-бакалавров психолого-педагогического образования.
Объект исследования: процесс самостоятельного обучения иностранному языку студентов в высшем учебном заведении.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки студентов психолого-педагогического образования.
Гипотеза исследования: совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров будет проходить эффективно, если:
- рассмотрены теоретические основы совершенствования иноязычной подготовки,
- рассмотрены принципы самостоятельного совершенствования иноязычной подготовки,
- определены организационно-педагогические условия
совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки студентов;
- создан комплекс упражнений, ориентированный на совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров;
- установлены средства для диагностики уровня совершенствования иноязычной компетенции и самостоятельности обучающихся, динамики их развития.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы совершенствования иноязычной подготовки.
2. Рассмотреть принципы самостоятельного совершенствования иноязычной подготовки.
3. Определить организационно-педагогические условия
совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки студентов.
4. Разработать методическую модель совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров.
5. Создать комплекс упражнений, который направлен на совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки студентов.
6. Определить критерии и показатели уровня сформированности иноязычной подготовки и самостоятельности бакалавров.
Теоретическую основу исследования составляют:
- концепции и положения по совершенствованию методики преподавания иностранных языков (И. Л. Бим, Н. Д. Г альскова, Н. И. Г ез, Р. П. Мильруд, Г. В. Рогова, А. Н. Шамов);
- теория познавательной деятельности в языковом обучении (Г. А. Китайгородская, Т. И. Шамова и др.);
- общепедагогические, психологические теории развития самостоятельности, активности обучающегося (Н. В. Бочкина, А. В. Брушлинский, А. Г. Ковалев, П. И. Пидкасистый, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова);
- теории языковой личности (Г. И. Богин, Ю. Н. Караулов, И. И. Халеева и др.);
- концепции гуманистической педагогики и психологии, (А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс).
Методы исследования: теоретические методы (анализ, обобщение, теоретико-методологический анализ литературы), эмпирические методы (педагогическое наблюдение, самооценка, тесты, анкеты, педагогический эксперимент).
Опытно-экспериментальной базой исследования стало ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». В эксперименте на различных этапах принимали участие 40 студентов специальности 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика начального образования».
Этапы исследования:
Первый этап (2018 г.) - определение актуальности темы исследования, теоретический анализ литературы и нормативных документов по проблеме исследования, накопление эмпирического материала, уточнение гипотезы, изучение состояния проблемы в существующей теории и практике, уточнение аппарата исследования, формулировка гипотезы и задач. На данном этапе анализировалась научно-методическая литература по проблеме исследования. Проведен констатирующий этап, на котором внедрен диагностический инструментарий для выяснения исходных данных по самостоятельному совершенствованию иноязычной подготовки бакалавров, и проведен анализ полученных данных.
Второй этап (2019-2020 гг.) - создание и последующая апробация комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования, проверка гипотезы исследования, систематизация.
Третий этап (2020 г) - обобщение итогов исследовательской работы, формулировка практических и теоретических заключений и выводов диссертационного исследовании, оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в определении условий совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования. Уточнена структура, преемственность задач и содержания самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования.
Теоретическая значимость: выводы, которые получены в результате исследования, расширяют знания о возможностях совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования.
Практическая значимость - материалы исследования могут быть использованы преподавателями высших и средних учебных заведений; предложенный диагностический инструментарий можно использовать в качестве проверки сформированности самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования.
На защиту выносятся:
1. Разработанная методическая модель совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров.
2. Организационно-педагогические условия совершенствования
самостоятельной иноязычной подготовки. Их соблюдение осуществляется через организацию обучения с учетом поддержки мотивации и интереса к изучению иностранного языка; через процесс реализации средств методического обеспечения в процессе обучения иностранному языку при взаимодополняющем совершенствовании всех видов речевой деятельности на основе самостоятельности бакалавров;
3. Результаты совершенствования иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования на основе разработанного комплекса упражнений, направленного на совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции и выводы о дальнейших перспективах его совершенствования в условиях самостоятельного овладения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом работ в области педагогики и психологии, следованию требованиям научной методологии в процессе проведения исследования, использованием комплекса теоретических и валидных эмпирических методов, их адекватностью цели и задачам исследования, результатами опытно-экспериментальной работы.
Личное участие автора в изучении теоретического и практического состояния проблемы; организации и проведении опытно-экспериментальной работы; разработке и реализации комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования, определении диагностического инструментария для исследования совершенствования самостоятельной иноязычной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования; интерпретации результатов и формулировании выводов исследования.
Научная апробация работы была представлена на научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ-2019».
Структура и объем работы. В соответствии с целью, задачами и характером исследования определилась структура работы. Она состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения и списка литературы. В основном тексте диссертации содержится 4 рисунка и 66 таблиц. Общий объем работы составляет 102 страниц. Список литературы насчитывает 90 источников.
Анализ психолого-педагогической и научной литературы показал, что авторы рассматривают знания иностранных языков, как межкультурную, коммуникативную компетенцию, навыки владения иностранным языком и профессиональная коммуникативная компетентность (А.С. Андриенко, Е.М. Бастрикова, Н.И. Гез, Л.К. Гейхман, Г.В. Елизарова, Д.И. Изаренков, Е.В. Малкова, Р.П. Милруд, Н.С. Сачарова, Г.С. Трофимова, Л.Л. Федорова, Н.В. Щеглова) и другие.
«Компетенция по иностранному языку», хотя и считается синонимом «коммуникативной компетенции», характеризуется тем, что она относится исключительно к преподаванию иностранного языка, и считается способностью и желанием общаться на иностранном языке в определенных программных требованиях, которые основаны на наборе конкретных знаний, навыков, умений, а также способностью соотносить язык с конкретными областями, ситуациями, условиями и задачами общения.
Существующие трудности в процессе обучения иностранным языкам и трудности в реализации целей, которые обусловлены методологическими недоработками в вопросах самостоятельности и особенностей её проявления. Следовательно, нет четкости в обосновании подходов, принципов, условий совершенствования на основе самостоятельности в обучении иностранному языку бакалавров.
Актуальность совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования определяет вышесказанное, так как это является необходимым условием положений государственных образовательных стандартов.
Рассмотрев научные подходы к проблеме самостоятельности, смежных понятий, связанных с самостоятельностью, её структуры. Данные действия позволили установить приоритеты в современном и инновационном образовании. Активная самодеятельность и ориентированность бакалавров на осознанное саморазвитие, и самообразование в рамках обучения иностранному языку.
На основе проведенного экспериментального обучения сделаны следующие выводы:
Совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров можно считать успешным при условии разработки и реализации концепции, которая включает комбинацию теоретических положений. Она отражает базовые принципы взаимосвязанных процессов совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования, с помощью нее ведется моделирование функциональной детальности в обучении иностранному языку, обучение иностранному языку ведется на основе теоретических и практических подходов, которые направлены на личностно-ориентированное обучение бакалавров.
Осуществление данной концепции возможно при помощи учета организационно-дидактических условий, которые описаны в методической модели совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров. Они включают стимуляцию интересов и мотивации к повышению уровня самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров; ретроспективный анализ и рефлексию к осознанному совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки; коммуникативную деятельность, которая гарантирует имитацию ситуаций иноязычного общения в учебной среде; осуществление процесса обучения через различные средства методического обеспечения.
Анализ научно-теоретической литературы и результаты, полученные в ходе опытно-экспериментального внедрения комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки, позволили выяснить интеграцию процессов проявления самостоятельности и ход совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки.
Реализация данного комплекса упражнений проходит в условиях тесной взаимосвязи всех видов иноязычной речевой деятельности. Методическое сопровождение преподавателя в ходе внедрения комплекса необходимо, оно провялятся в отборе содержания обучения с учетом интересов и мотивации бакалавров, проявляется в ходе рефлексии и осознанного обучения иностранному языку, проявление находит также в методическом сопровождении в реализации иноязычной подготовки и стимуляции ситуаций иноязычного общения на занятиях.
Также подтверждена эффективность практической реализации вышеназванной концепции в виде разработанного комплекса упражнений, который направлен на совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров.
Результаты показали, что внедрение комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки у экспериментальной группы (ЭГ) значительно увеличило процент сформированности совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки для профессиональных целей по сравнению с контрольной группой (КГ). Экспериментальная группа (ЭГ) - 70%, контрольная группа - 50%, данные результаты предполагает, что студенты из экспериментальной группы имеют более высокий уровень сформированности самостоятельной иноязычной подготовки для профессиональных целей, чем студенты из контрольной группы, что позволяет студентам из экспериментальной группы ориентироваться на успешную иноязычную коммуникацию (устную и письменную) в профессиональных целях.
Результаты показали, что внедрение комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки у экспериментальной группы (ЭГ) значительно увеличило процент сформированности совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки для общих целей по сравнению с контрольной группой (КГ). Экспериментальная группа (ЭГ) - 80%, контрольная группа - 70%, данные результаты предполагает, что студенты из экспериментальной группы имеют более высокий уровень сформированности самостоятельной иноязычной подготовки для общих целей, чем студенты из контрольной группы, что позволяет студентам из экспериментальной группы ориентироваться на успешную иноязычную коммуникацию (устную и письменную) в общих целях.
Разработка и дальнейшая апробация комплекса упражнений позволили сделать вывод о том, что комплекс упражнений эффективен по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования.
Следует вывод, что полученные результаты экспериментального внедрения комплекса по осуществлению процесса совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования подтвердили гипотезу исследования и позволили разрешить противоречия. Положения, выдвигаемые на защиту, подтверждают свою эффективность.
В качестве перспективного направления научных исследований определена разработка комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки не только бакалавров психолого-педагогического образования, но и бакалавров физико-математического образования, химико-биологического образования.
«Компетенция по иностранному языку», хотя и считается синонимом «коммуникативной компетенции», характеризуется тем, что она относится исключительно к преподаванию иностранного языка, и считается способностью и желанием общаться на иностранном языке в определенных программных требованиях, которые основаны на наборе конкретных знаний, навыков, умений, а также способностью соотносить язык с конкретными областями, ситуациями, условиями и задачами общения.
Существующие трудности в процессе обучения иностранным языкам и трудности в реализации целей, которые обусловлены методологическими недоработками в вопросах самостоятельности и особенностей её проявления. Следовательно, нет четкости в обосновании подходов, принципов, условий совершенствования на основе самостоятельности в обучении иностранному языку бакалавров.
Актуальность совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования определяет вышесказанное, так как это является необходимым условием положений государственных образовательных стандартов.
Рассмотрев научные подходы к проблеме самостоятельности, смежных понятий, связанных с самостоятельностью, её структуры. Данные действия позволили установить приоритеты в современном и инновационном образовании. Активная самодеятельность и ориентированность бакалавров на осознанное саморазвитие, и самообразование в рамках обучения иностранному языку.
На основе проведенного экспериментального обучения сделаны следующие выводы:
Совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров можно считать успешным при условии разработки и реализации концепции, которая включает комбинацию теоретических положений. Она отражает базовые принципы взаимосвязанных процессов совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования, с помощью нее ведется моделирование функциональной детальности в обучении иностранному языку, обучение иностранному языку ведется на основе теоретических и практических подходов, которые направлены на личностно-ориентированное обучение бакалавров.
Осуществление данной концепции возможно при помощи учета организационно-дидактических условий, которые описаны в методической модели совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров. Они включают стимуляцию интересов и мотивации к повышению уровня самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров; ретроспективный анализ и рефлексию к осознанному совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки; коммуникативную деятельность, которая гарантирует имитацию ситуаций иноязычного общения в учебной среде; осуществление процесса обучения через различные средства методического обеспечения.
Анализ научно-теоретической литературы и результаты, полученные в ходе опытно-экспериментального внедрения комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки, позволили выяснить интеграцию процессов проявления самостоятельности и ход совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки.
Реализация данного комплекса упражнений проходит в условиях тесной взаимосвязи всех видов иноязычной речевой деятельности. Методическое сопровождение преподавателя в ходе внедрения комплекса необходимо, оно провялятся в отборе содержания обучения с учетом интересов и мотивации бакалавров, проявляется в ходе рефлексии и осознанного обучения иностранному языку, проявление находит также в методическом сопровождении в реализации иноязычной подготовки и стимуляции ситуаций иноязычного общения на занятиях.
Также подтверждена эффективность практической реализации вышеназванной концепции в виде разработанного комплекса упражнений, который направлен на совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров.
Результаты показали, что внедрение комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки у экспериментальной группы (ЭГ) значительно увеличило процент сформированности совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки для профессиональных целей по сравнению с контрольной группой (КГ). Экспериментальная группа (ЭГ) - 70%, контрольная группа - 50%, данные результаты предполагает, что студенты из экспериментальной группы имеют более высокий уровень сформированности самостоятельной иноязычной подготовки для профессиональных целей, чем студенты из контрольной группы, что позволяет студентам из экспериментальной группы ориентироваться на успешную иноязычную коммуникацию (устную и письменную) в профессиональных целях.
Результаты показали, что внедрение комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки у экспериментальной группы (ЭГ) значительно увеличило процент сформированности совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки для общих целей по сравнению с контрольной группой (КГ). Экспериментальная группа (ЭГ) - 80%, контрольная группа - 70%, данные результаты предполагает, что студенты из экспериментальной группы имеют более высокий уровень сформированности самостоятельной иноязычной подготовки для общих целей, чем студенты из контрольной группы, что позволяет студентам из экспериментальной группы ориентироваться на успешную иноязычную коммуникацию (устную и письменную) в общих целях.
Разработка и дальнейшая апробация комплекса упражнений позволили сделать вывод о том, что комплекс упражнений эффективен по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования.
Следует вывод, что полученные результаты экспериментального внедрения комплекса по осуществлению процесса совершенствования самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования подтвердили гипотезу исследования и позволили разрешить противоречия. Положения, выдвигаемые на защиту, подтверждают свою эффективность.
В качестве перспективного направления научных исследований определена разработка комплекса упражнений по совершенствованию самостоятельной иноязычной подготовки не только бакалавров психолого-педагогического образования, но и бакалавров физико-математического образования, химико-биологического образования.
Подобные работы
- Формирование межкультурной компетенции у студентов вуза
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - Организация самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики в условиях реализации требований ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - Формирование и оценивание профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика» у бакалавров непедагогических направлений подготовки (на примере направления «Гуманитарные науки и искусства»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Условия организации самостоятельной работы студентов средствами электронной информационно-образовательной среды
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Методы и приемы использования межпредметной связи в образовательном процессе средней школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ
К РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА БАЗЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
(на примере направления «Математическое обеспечение
и администрирование информационных систем»)
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5940 р. Год сдачи: 2018 - Обучение говорению с использованием технологии «цифрового рассказа» при обучении амхарскому языку студентов Восточного факультета
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021



