Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты банковских систем электронных платежей 7
1.1 Сущность, значение и развитие электронных банковских услуг 7
1.2 Принципы организации безналичных расчетов 12
1.3 Формы безналичных расчетов и их характеристика 17
2 Анализ системы электронных платежей на примере ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития» 24
2.1 Общая характеристика ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития» 24
2.2 Анализ системы электронных платежей ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития» 29
3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы электронных платежей ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития» 35
3.1 Анализ проблем организации безналичных расчетов 35
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы электронных платежей ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития» 39
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Отчет о финансовых результатах ПАО КБ «УБРиР» за 2018 год 50
Приложение Б Отчет о финансовых результатах ПАО КБ «УБРиР» за 2019 год 52
Приложение В Тарифы на услуги РКО в ПАО КБ «УБРиР» 54
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время банковские учреждения функционируют в условиях жесткой конкуренции. Коммерческие банки могут предложить на сегодняшний день множество различных услуг и продуктов, но этого недостаточно для достижения конкурентных преимуществ. Для поддержания своей конкурентоспособности на желаемом уровне банки вынуждены внедрять инновации в свою деятельность, способствующие привлечению клиентов и повышению эффективности его функционирования.
Развитие системы электронных платежей является одним из основополагающих элементов современной экономики страны. Трудно переоценить важность пластиковых банковских карт в целом и кредитных в частности, как для банка, так и для всего общества. Удельный вес суммы безналичных операций, осуществляемых с использованием кредитных карт на территории России, постоянно растет, однако в несколько раз меньше, чем в развитых странах.
Значение безналичных расчетов действительно велико. Безналичные расчеты должны быть своевременны, экономичны, бесперебойны, безопасны и надежны. От соблюдения всех этих требований напрямую зависят рентабельность и ликвидность хозяйствующих субъектов, обеспечение нормального кругооборота товаров и денег в экономике.
В современных условиях особую актуальность приобретают проблемы повышения эффективности банковской деятельности, сокращения издержек обращения, минимизации затрат на проведение банковских операций. Важную роль в решении этих задач играют безналичные расчеты.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена так же тем, что в развитии современной экономики идет акцент замены бумажных денег на электронные. Одним из способов приема к оплате товаров и услуг на предприятии являются как раз эквайринговые услуги.
Основным способом безналичной оплаты является оплата с помощью пластиковой банковской карты. Внедрение бесконтактной технологии оплаты с помощью банковской карты, позволяющие проводить оплату всего лишь поднеся карту на расстояние в 0 - 15 мм. к терминалу и провести оплату, упростили процесс и сократили время оплаты до нескольких секунд.
Инновации в этом направлении позволили интегрировать пластиковые карты в мобильном устройстве и оплачивать услуги с помощью этих мобильных устройств без фактического наличия с самой карты.
Так как пластиковые карты все больше начинают пользоваться все большим и большим спросом со стороны населения, то и интерес эквайринговым услугам со стороны различных предприятий так же растет. И в связи с ростом интереса к эквайрингу различные банки предлагают данную услугу для предприятий.
Эквайринговые услуги - это услуги, предоставляющие предприятию право принимать банковские карты к оплате.
Самым распространенным видом банковских эквайринговых услуг является торговый эквайринг, предполагающий установку специального терминального оборудования для приема безналичных банковских карт к оплате.
Так же существуют и другие виды эквайринговых услуг такие как: интернет-эквайринг и мобильный эквайринг. Интернет эквайринг позволяет оплачивать товары в интернет-магазине. Мобильный эквайринг более удобен в транспортировке и в связи с этим используется как переносной терминал, чтобы принимать оплату в любых местах. Примером мобильного эквайринга является доставка товаров на дом.
Объектом исследования в данной работе является коммерческий банк ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития».
Предметом исследования является определение организационных механизмов современных форм и систем безналичных расчетов и рассмотрение их эффективности в банковской деятельности.
Целью исследования является анализ системы безналичных расчетов и платежей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие и структуру денежного оборота;
• изучить принципы организации и формы безналичных расчетов;
• провести оценку эффективности безналичных расчетов и их влияние на финансовое состояние организации на примере ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития»;
• рассмотреть проблемы, связанные с использованием безналичных расчетов, и выявить возможные пути их решения.
Теоретико-информационную базу исследования составляют нормативные и законодательные акты, которые регламентируют осуществление безналичных операций и операций с пластиковыми картами, в частности, банковское законодательство, инструкции и положения ЦБ РФ, монографические работы и статьи отечественных и зарубежных экономистов, отчетность ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития», а также электронные ресурсы Консультант Плюс и Гарант.
Методической основой исследования B данной работе послужили методы: изучения и анализа литературы, сравнительного анализа, статистическая обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в применении ПАО КБ «Уральский банк реконструкции и развития» разработанных рекомендаций по совершенствованию использования платежных систем, с целью устранения проблем, выявленных в ходе исследования, проведенного в бакалаврской работе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и приложений.
В ходе первой главы данной работы были рассмотрены теоретические аспекты, связанные с использованием платежных систем. Была проанализирована эволюция платежных систем. Рассмотрен период зарождения платежных систем с использованием банковских карточек в России. Подробно рассмотрено понятие платежных систем. Определена их роль в современных экономических отношениях и значение для банковской системы. Также была приведена классификация платежных систем. Были рассмотрены наиболее популярные платежные системы. Как они распространены на территории Российской Федерации.
При рассмотрении организации безналичных расчетов можно сказать, что возрастает структура и объем платежей, которые проводятся через кредитные организации, но, несмотря на устойчивое развитие безналичных расчетов, данный сегмент также подвержен ряду негативных факторов таких, как низкий интерес клиентов к использованию платежных карт и возникновение платежных рисков.
Из анализа организации безналичных расчетов в РФ можно сделать следующие выводы:
• наибольшую долю в проведении платежей через кредитные организации составляют расчеты с использованием электронных денежных средств и по состоянию на 01.01.2020 г. составляют 48,5%;
• в рамках эффективности платежных операции лучшим показателем по состоянию на 01.01.2020 г. обладают электронные денежные средства и их эффективность составляет 73,97% среди показателей эффективности всех платежных операций ПАО КБ «УБРиР»;
• платежные операции, осуществляемые ПАО КБ «УБРиР» по состоянию на 01.01.2020 г. обеспечивают доход 456 млн. руб.;
• качество безналичных расчетов по состоянию на 01.01.2017 г. составляет 99,8%.
В ходе анализа были выявлены следующие проблемы, свойственные не только ПАО КБ «УБРиР», а всему сегменту в целом: завышенная стоимость эквайринга; возможность проникновения в базу данных, перехват данных о платежах и клиентах, здесь вопрос связан с уровнем безопасности при проведении платежей с использованием банковских карт; проблемы, связанные с несанкционированным списанием денежных средств; низкий уровень применения банковских карт с целью проведения безналичных платежей среди населения.
Рассмотрев проблемы организации безналичных расчетов, можно предложить меры по реализации таких направлений развития, как:
• развитие новых типов безналичных расчетов, например, бесконтактные платежи с использованием смартфона - при помощи приложений, как ApplePay или SamsungPay и оплата по отпечатку пальца;
• позиционирование банка как прогрессивного финансового учреждения, открытого для инноваций;
• применение технологии платежных карт для продвижения других продуктов Банка (розничное кредитование, платежные сервисы);
• стимулирование банков к повышению безналичного оборота по картам;
• выработка стратегии управления риска эмиссии и обслуживания платежных карт;
• продолжение активного развития дистанционного обслуживания клиентов;
• укрепление нормативно - правового регулирования платежей и расчетов.
Дальнейшее развитие и совершенствование банковских технологий в России, в частности, внедрение пластиковых карт повсюду, должно способствовать сокращению использования наличности, а также ускорению и повышению надежности безналичных расчетов.