Разработка механизма коммерциализации инновационного продукта (в сфере биотехнологий)
|
Реферат 5
Введение 9
1 Анализ теоретических и практических походов коммерциализации
инновационного продукта 13
1.1 Понятие инновационного продукта 13
1.2 Анализ различных способов коммерциализации инновационного продукта... 21
1.3 Изучение особенности коммерциализации инновационного продукта в сфере
биотехнологии 35
2 Разработка механизма коммерциализации продукта 44
2.1 Коммерциализация как неотъемлемая часть инновационного процесса 44
2.2 Технический и рыночный подходы к процессу инноваций и
коммерциализации 47
2.3 Роль тройной спирали в процессе инноваций и коммерциализации 50
2.4 Роль маркетинга инноваций в процессе инноваций и коммерциализации 52
2.5 Разработка механизма коммерциализации инновационного продукта 56
4 Социальная ответственность 125
Заключение
Список публикаций студента
Список использованных источников
Введение 9
1 Анализ теоретических и практических походов коммерциализации
инновационного продукта 13
1.1 Понятие инновационного продукта 13
1.2 Анализ различных способов коммерциализации инновационного продукта... 21
1.3 Изучение особенности коммерциализации инновационного продукта в сфере
биотехнологии 35
2 Разработка механизма коммерциализации продукта 44
2.1 Коммерциализация как неотъемлемая часть инновационного процесса 44
2.2 Технический и рыночный подходы к процессу инноваций и
коммерциализации 47
2.3 Роль тройной спирали в процессе инноваций и коммерциализации 50
2.4 Роль маркетинга инноваций в процессе инноваций и коммерциализации 52
2.5 Разработка механизма коммерциализации инновационного продукта 56
4 Социальная ответственность 125
Заключение
Список публикаций студента
Список использованных источников
Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящее время инновационная деятельность рассматривается как главное условие модернизации экономики, систематического обновления её материальнотехнического потенциала и является одним из основных факторов повышения эффективности работы исследовательских коллективов. Коммерциализация результатов научных исследований и разработок выступает необходимым условием стратегического развития любой организации, поскольку обеспечивает создание новинок, расширение номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.
Генеральное направление экономического развития страны в современных условиях заключается не просто в развертывании производственных мощностей для решения проблем импортозамещения, но и в их наращивании на основе нового качества этого процесса, связанного с эффективным использованием инновационного потенциала, расширением объемов реализации нововведений. Как следствие, важнейшим вопросом улучшения инновационной деятельности необходимо признать совершенствование форм коммерциализации ее результатов, стимулирование инновационно - инвестиционной активности организаций.
На сегодняшний день существуют различные формы коммерциализации инноваций продукции, и не существует универсального, унифицированного способа коммерциализации, который бы был эффективен в любой ситуации.
В современной литературе доминирует «технический» подход к процессу инноваций и коммерциализации. В основном такой подход доминирует в специализированной литературе по коммерциализации (для центров трансфера технологий) и, как ни странно, в маркетинговой литературе.
Хотя данный подход не достаточно обоснован и чаще всего акцент только на техническую составляющую является причиной неудачи инновационного продукта на рынке, и в лучшем случае, вызывает дополнительные затраты на доработку и адаптацию продукции к условиям рынка, снижению экономических показателей инновационного проекта в первые годы его реализации. В худшем же случае - проект «замораживается» и все ресурсы, затраченные на НИОКР, не имеют коммерческой отдачи. Именно маркетинговый подход позволяет обосновать полезность и перспективность технологической основы инновационного продукта для рынка, что снижает риски в будущем и доказывает необходимость инвестиций в него.
Процесс коммерциализации многоаспектен и имеет концептуальный, а также прикладной характеры, имеющие право на существование и развитие в теории и практике. Таким образом, можно сделать вывод, что коммерциализация - это процесс, который нуждается в обдумывании и в организации теоретических конструкций, имеющих также и практическую значимость.
Степень проработанности проблемы. В последнее время проблемы перехода к инновационному пути развития, проблемы инноваций, коммерциализации и создания национальных инновационных систем находятся под особым вниманием как отечественных, так и зарубежных менеджеров, и экономистов. Изучению вопросов инновационного развития и коммерциализации посвящены исследования современных российских ученых - М. Н. Афанасьева, Г. А. Дробота.
Основы понятийного аппарата инноваций и коммерциализации инноваций представлены в трудах зарубежных исследователей: Э. Мэнсфилда, Ф. Никсона, И. Перлаки, Э. Роджерса, Б. Санто, Р. Фостера, Й. Шумпетера, а также в трудах современных российских ученых: Л. С. Барютина, П. Н. Завлина, Н. И. Ивановой, Ю. П. Морозова и др.
Вопросами коммерциализации инноваций занимаются многие отечественные исследователи: Л. Н. Васильева, П. Н. Завлин, Н. И. Иванова, Ю. П. Морозов, А. А. Трифилова и др. Также следует заметить, что подробно факторы эффективности рассматриваются в работах: А. В. Васильева, П. Н. Завлина, Р. Купера, В. И. Мухина и др. Механизмы коммерциализации инноваций подробно рассмотрены в работах: И. Катешовой, А. Квашнина, О. Лукши, М. Мижинского, П. Сушковым, О. Тарасовым и др. Вместе с тем анализ зарубежной и отечественной научной литературы выявил необходимость провести исследование в области оценки эффективности коммерциализации инновационного проекта.
Цели и задачи диссертационной работы. Основной целью диссертации является разработка механизма коммерциализации инновационного продукта.
Для реализации поставленной цели в исследовании были сформулированы и решены следующие частные задачи, определившие логику диссертационной работы:
- проанализировано понятие инновации, инновационный процесс;
- исследованы различные формы и методы коммерциализации инновационных продуктов, применяемые в России;
- изучены особенности коммерциализации инновационного продукта в сфере биотехнологий;
- разработаны механизмы коммерциализации инновационного продукта;
- проведена апробации механизма коммерциализации на практике (один из элементов разработанного механизма коммерциализации инновационного продукта на продукте компании ЗАО «Физтех-Энерго» в сфере биотехнологий).
Объектом исследования в диссертационной работе выступает процесс коммерциализации инновационного продукта.
Предметом исследования является комплекс маркетинговых мероприятий, выраженных в реализации процесса коммерциализации инновационного продукта.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам инновационного процесса, процесса коммерциализации инновационных продуктов.
В ходе исследования были использованы основные методы экономического анализа: метод группировок, сравнения, графический способ, экспертно-аналитический метод, классифицирование.
Научная новизна результатов исследования состоит в совершенствовании процесса коммерциализации инновационного продукта. Разработан механизм выведения инновационного продукта на рынок с точки зрения гипотезы о «тройной спирали» и взаимосвязи трех подходов к процессу инноваций и коммерциализации - технического, рыночного и маркетингового.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались в период с 2014 по 2016 год на следующих конференциях и семинарах:
- XI Международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей "Импульс - 2014" в сфере экономики, менеджмента и инноваций, 2014, ТПУ, г. Томск;
- II Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых "Управляем будущим!", 2014, г. Новосибирск;
- XII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 2014, ТПУ, г. Томск;
- Международной научной конференции "Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине", 2014-2016 гг., ТПУ, г. Томск
- XII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Экономические науки и прикладные исследования", 2015, ТПУ, г. Томск.
Генеральное направление экономического развития страны в современных условиях заключается не просто в развертывании производственных мощностей для решения проблем импортозамещения, но и в их наращивании на основе нового качества этого процесса, связанного с эффективным использованием инновационного потенциала, расширением объемов реализации нововведений. Как следствие, важнейшим вопросом улучшения инновационной деятельности необходимо признать совершенствование форм коммерциализации ее результатов, стимулирование инновационно - инвестиционной активности организаций.
На сегодняшний день существуют различные формы коммерциализации инноваций продукции, и не существует универсального, унифицированного способа коммерциализации, который бы был эффективен в любой ситуации.
В современной литературе доминирует «технический» подход к процессу инноваций и коммерциализации. В основном такой подход доминирует в специализированной литературе по коммерциализации (для центров трансфера технологий) и, как ни странно, в маркетинговой литературе.
Хотя данный подход не достаточно обоснован и чаще всего акцент только на техническую составляющую является причиной неудачи инновационного продукта на рынке, и в лучшем случае, вызывает дополнительные затраты на доработку и адаптацию продукции к условиям рынка, снижению экономических показателей инновационного проекта в первые годы его реализации. В худшем же случае - проект «замораживается» и все ресурсы, затраченные на НИОКР, не имеют коммерческой отдачи. Именно маркетинговый подход позволяет обосновать полезность и перспективность технологической основы инновационного продукта для рынка, что снижает риски в будущем и доказывает необходимость инвестиций в него.
Процесс коммерциализации многоаспектен и имеет концептуальный, а также прикладной характеры, имеющие право на существование и развитие в теории и практике. Таким образом, можно сделать вывод, что коммерциализация - это процесс, который нуждается в обдумывании и в организации теоретических конструкций, имеющих также и практическую значимость.
Степень проработанности проблемы. В последнее время проблемы перехода к инновационному пути развития, проблемы инноваций, коммерциализации и создания национальных инновационных систем находятся под особым вниманием как отечественных, так и зарубежных менеджеров, и экономистов. Изучению вопросов инновационного развития и коммерциализации посвящены исследования современных российских ученых - М. Н. Афанасьева, Г. А. Дробота.
Основы понятийного аппарата инноваций и коммерциализации инноваций представлены в трудах зарубежных исследователей: Э. Мэнсфилда, Ф. Никсона, И. Перлаки, Э. Роджерса, Б. Санто, Р. Фостера, Й. Шумпетера, а также в трудах современных российских ученых: Л. С. Барютина, П. Н. Завлина, Н. И. Ивановой, Ю. П. Морозова и др.
Вопросами коммерциализации инноваций занимаются многие отечественные исследователи: Л. Н. Васильева, П. Н. Завлин, Н. И. Иванова, Ю. П. Морозов, А. А. Трифилова и др. Также следует заметить, что подробно факторы эффективности рассматриваются в работах: А. В. Васильева, П. Н. Завлина, Р. Купера, В. И. Мухина и др. Механизмы коммерциализации инноваций подробно рассмотрены в работах: И. Катешовой, А. Квашнина, О. Лукши, М. Мижинского, П. Сушковым, О. Тарасовым и др. Вместе с тем анализ зарубежной и отечественной научной литературы выявил необходимость провести исследование в области оценки эффективности коммерциализации инновационного проекта.
Цели и задачи диссертационной работы. Основной целью диссертации является разработка механизма коммерциализации инновационного продукта.
Для реализации поставленной цели в исследовании были сформулированы и решены следующие частные задачи, определившие логику диссертационной работы:
- проанализировано понятие инновации, инновационный процесс;
- исследованы различные формы и методы коммерциализации инновационных продуктов, применяемые в России;
- изучены особенности коммерциализации инновационного продукта в сфере биотехнологий;
- разработаны механизмы коммерциализации инновационного продукта;
- проведена апробации механизма коммерциализации на практике (один из элементов разработанного механизма коммерциализации инновационного продукта на продукте компании ЗАО «Физтех-Энерго» в сфере биотехнологий).
Объектом исследования в диссертационной работе выступает процесс коммерциализации инновационного продукта.
Предметом исследования является комплекс маркетинговых мероприятий, выраженных в реализации процесса коммерциализации инновационного продукта.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам инновационного процесса, процесса коммерциализации инновационных продуктов.
В ходе исследования были использованы основные методы экономического анализа: метод группировок, сравнения, графический способ, экспертно-аналитический метод, классифицирование.
Научная новизна результатов исследования состоит в совершенствовании процесса коммерциализации инновационного продукта. Разработан механизм выведения инновационного продукта на рынок с точки зрения гипотезы о «тройной спирали» и взаимосвязи трех подходов к процессу инноваций и коммерциализации - технического, рыночного и маркетингового.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались в период с 2014 по 2016 год на следующих конференциях и семинарах:
- XI Международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей "Импульс - 2014" в сфере экономики, менеджмента и инноваций, 2014, ТПУ, г. Томск;
- II Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых "Управляем будущим!", 2014, г. Новосибирск;
- XII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 2014, ТПУ, г. Томск;
- Международной научной конференции "Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине", 2014-2016 гг., ТПУ, г. Томск
- XII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Экономические науки и прикладные исследования", 2015, ТПУ, г. Томск.
В работе была достигнута основная цель магистерской диссертации - разработан механизм коммерциализации инновационного продукта, который представляет собой поэтапную систему взаимодействия технического, рыночного и маркетингового подходов в процессе.
Для реализации поставленной цели в исследовании были сформулированы и решены следующие частные задачи, определившие логику диссертационной работы:
- проанализировано понятие инновации, инновационный процесс;
- исследованы различные формы и методы коммерциализации инновационных продуктов, применяемые в России;
- изучены особенности коммерциализации инновационного продукта в сфере биотехнологий;
- разработаны механизмы коммерциализации инновационного продукта;
- проведена апробации механизма коммерциализации на практике (один из элементов разработанного механизма коммерциализации инновационного продукта на продукте компании ЗАО «Физтех-Энерго» в сфере биотехнологий, а именно маркетингового подхода к коммерциализации инновационных продуктов).
Объектом исследования в диссертационной работе выступает процесс коммерциализации инновационного продукта. Предметом исследования является комплекс маркетинговых мероприятий, выраженных в реализации процесса коммерциализации инновационного продукта.
Проведенная работа позволила проанализировать существующие методы и формы коммерциализации инноваций, процесс разработки и вывода инновационного товара на рынок, а также причины неудач при выведении инновационных продуктов на рынок, были рассмотрены технический, рыночный и маркетинговый подходы. Подробно рассмотрена роль маркетинга в процессе коммерциализации и инноваций, приведена схема необходимых маркетинговых мероприятий для успешного выведения и реализации продукта на рынке. В результате был составлен механизм коммерциализации инноваций и на основе полученных знаний был разработан механизм выведения инновационного продукта на рынок с точки зрения гипотезы о «тройной спирали» и взаимосвязи трех подходов к процессу инноваций и коммерциализации - технического, рыночного и маркетингового. Механизм был опробирован с точки зрения маркетингового подхода на инновационном продукте компании ЗАО «Физтех-Энерго» в сфере биотехнологий - «адаптивной энергоэффективной светодиодной облучательная система для выращивания тепличных сельскохозяйственных культур».
В третьей главе был составлен и частично реализован маркетинговый план согласно маркетинговому подходу к коммерциализации инновационных продуктов. В рамках плана дана характеристика предприятия и инновационного продукта, проведены маркетинговые исследования, а именно: анализ рынка, сегментирование, конкурентный анализ, а также был проведен анализ комплекса маркетинга и предложены рекомендуемые мероприятия по выведению и сбыту инновационного продукта компании «Физтех-Энерго» на рынок Томской области.
Полученные результаты будут использоваться компанией для успешной реализации «адаптивной энергоэффективной светодиодной облучательная системы для выращивания тепличных сельскохозяйственных культур» на рынке светодиодных источников света.
Разработанный механизм коммерциализации инновационного продукта, а также основные выводы полученные и приведенные в магистерской диссертации могут быть использованы в учебно-методической работе в высших учебных заведениях соответствующих профилях представителями бизнес-структур в качестве схемы процесса коммерциализации инновационных продуктов, которая позволит лучше спланироать и продумать процесс выведения инновационного продукта на рынок.
Для реализации поставленной цели в исследовании были сформулированы и решены следующие частные задачи, определившие логику диссертационной работы:
- проанализировано понятие инновации, инновационный процесс;
- исследованы различные формы и методы коммерциализации инновационных продуктов, применяемые в России;
- изучены особенности коммерциализации инновационного продукта в сфере биотехнологий;
- разработаны механизмы коммерциализации инновационного продукта;
- проведена апробации механизма коммерциализации на практике (один из элементов разработанного механизма коммерциализации инновационного продукта на продукте компании ЗАО «Физтех-Энерго» в сфере биотехнологий, а именно маркетингового подхода к коммерциализации инновационных продуктов).
Объектом исследования в диссертационной работе выступает процесс коммерциализации инновационного продукта. Предметом исследования является комплекс маркетинговых мероприятий, выраженных в реализации процесса коммерциализации инновационного продукта.
Проведенная работа позволила проанализировать существующие методы и формы коммерциализации инноваций, процесс разработки и вывода инновационного товара на рынок, а также причины неудач при выведении инновационных продуктов на рынок, были рассмотрены технический, рыночный и маркетинговый подходы. Подробно рассмотрена роль маркетинга в процессе коммерциализации и инноваций, приведена схема необходимых маркетинговых мероприятий для успешного выведения и реализации продукта на рынке. В результате был составлен механизм коммерциализации инноваций и на основе полученных знаний был разработан механизм выведения инновационного продукта на рынок с точки зрения гипотезы о «тройной спирали» и взаимосвязи трех подходов к процессу инноваций и коммерциализации - технического, рыночного и маркетингового. Механизм был опробирован с точки зрения маркетингового подхода на инновационном продукте компании ЗАО «Физтех-Энерго» в сфере биотехнологий - «адаптивной энергоэффективной светодиодной облучательная система для выращивания тепличных сельскохозяйственных культур».
В третьей главе был составлен и частично реализован маркетинговый план согласно маркетинговому подходу к коммерциализации инновационных продуктов. В рамках плана дана характеристика предприятия и инновационного продукта, проведены маркетинговые исследования, а именно: анализ рынка, сегментирование, конкурентный анализ, а также был проведен анализ комплекса маркетинга и предложены рекомендуемые мероприятия по выведению и сбыту инновационного продукта компании «Физтех-Энерго» на рынок Томской области.
Полученные результаты будут использоваться компанией для успешной реализации «адаптивной энергоэффективной светодиодной облучательная системы для выращивания тепличных сельскохозяйственных культур» на рынке светодиодных источников света.
Разработанный механизм коммерциализации инновационного продукта, а также основные выводы полученные и приведенные в магистерской диссертации могут быть использованы в учебно-методической работе в высших учебных заведениях соответствующих профилях представителями бизнес-структур в качестве схемы процесса коммерциализации инновационных продуктов, которая позволит лучше спланироать и продумать процесс выведения инновационного продукта на рынок.
Подобные работы
- ТЕХНОЛОГИЯ ВЫВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА
БИОМЕДИЦИНЫ НА РЫНОК
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование подхода к оценке эффективности внедрения инновационных технологий в растениеводстве
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Коммерциализация сельскохозяйственной деятельности на примере
крестьянского (фермерского) хозяйства Сахапов Р.Р.
Магистерская диссертация, сельское хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Венчурные финансовые технологии в банковском секторе
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕНСКИЙ АНАЛИЗ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - ПРОДВИЖЕНИЕ СТАРТАПА: МОДЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019



