Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте

Работа №116730

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования сплоченности в младшем школьном возрасте 10
1.1 Понятие «сплоченность» детей младшего школьного возраста 10
1.2 Внеурочная деятельность, формирование сплоченности 18
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию сплоченности детей младшего школьного возраста 33
2.1 Диагностика уровня сплоченности коллектива младшего школьного возраста 33
2.2 Разработка и реализация комплекса упражнений по формированию сплоченности коллектива младших школьников 42
2.3 Выявление динамики уровня сформированности сплоченности коллектива младших школьников 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас дружный класс?» 65
Приложение Б Методика К.Э. Сишора «Определение индекса групповой сплоченности» 68
Приложение В Методика Дж. Морено «Социометрическое исследование межличностных отношений младших школьников» 70
Приложение Г Методика М. Г. Казакиной «Мы - коллектив» 72
Приложение Д Приемы и методы формирования сплоченности 74

Актуальность темы исследования. В настоящее время одним из наиболее актуальных и значимых вопросов психолого-педагогических исследований является проблема группы. Осуществляя различного рода социальные функции, индивид становится членом огромного множества социальных групп, или иначе, страт, развивается под влиянием обозначенных групп и их пересечения, занимает определенную социальную позицию, а также оказывается вовлеченным в систему норм и правил, присущих каждой отдельный социальной группе.
Модернизация системы образования отражена в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования, цель образования в начальной школе - обеспечение процесса всестороннего развития школьника и приобщение его к различным видам деятельности. Появляется потребность ознакомления учеников с теоретической практикой развития отношений. Разработано много методик анализа проблем сплоченности у детей младшего школьного возраста, все методики сводятся к влиянию коллектива на участников коллектива.
С учетом сильных изменений в образовательной системе появилась необходимость создания более комфортных условий образовательного процесса. Сформировались новые требования к таким понятиям как «воспитанность» и «образованность» учащихся.
Период нахождения ребенка в школе имеет сильное влияние на развитие ребенка младшего школьного возраста, а школьный коллектив представляет собой своеобразную модель общества. В рамках данной социальной группы младший школьник приобретает внутреннюю социальную позицию, осознает свою роль как члена коллектива, открывает новые возможности коллективного содействия.
В школьном возрасте ведущим видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, в процессе осуществления которой у ученика формируется мотивация, развивается критическое мышление, усваиваются новые знания, умения и навыки, необходимые для успешного обучения. Под воздействием учебного коллектива у ребенка формируется также система ценностей, взглядов и установок, развивается самосознание, коммуникативные умения и навыки. Необходимо обратить внимание, что коллектив обучающихся младшего школьного возраста характеризуется, в первую очередь, присущей обществу системой межличностных взаимоотношений, определенной совокупностью ценностных ориентаций. А, следовательно, как и в любом коллективе, в учебной группе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Как известно, от степени сплоченности коллектива, характера среды (благоприятный / неблагоприятный), особенностей межличностных взаимоотношений между членами группы, зависит психологический комфорт каждого члена группы, эффективность и результативность его деятельности.
Наиболее актуальной на сегодняшний день становится проблема сплочения коллектива школьников, возрастает значимость исследования результативных путей решений обозначенной проблемы, иными словами поиск наиболее эффективных методов и приемов формирования сплоченности школьного коллектива.
Учитывая требования к результатам основной образовательной программы начального образования (ФГОС НОО), можно сделать вывод, что ученик начальной школы обязан быть не только всесторонне развит, обладать сформированными умениями и навыками, но и уметь демонстрировать способность адаптироваться к условиям среды в которой он находится, уметь социализироваться и выстраивать межличностные взаимоотношения, что возможным только при сформированном чувстве коллективизма.
Сплоченность в коллективе младших школьников зависит от сформированных умений выполнять задания в команде, совместно участвовать в учебной и творческой деятельности, уметь строить позитивные отношения с одноклассниками в учебной группе.
Изучением сплоченности школьников занимались зарубежные и отечественные исследователи. Следует назвать труды таких значимых зарубежных ученных как Дж. Марено, К. Фопиля, Л. Фестенгера, Г. Хайманна. Так же над проблемой сплоченности работали такие отечественные ученые как: Н.П. Анекеевой, Н.М. Банных, Л.П. Буивой, К.Д. Довыдова, А.И. Данцова, А.С. Мокаренко, А.В. Питровского.
Несмотря на большое количество трудов отечественных и зарубежных ученных проблема формирования сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте требует внедрения новых методик и постоянных их совершенствований, так же на программно-методическом уровне возникают противоречия о не разработанности этой проблемы.
Большой проблемой формирования сплоченности коллектива класса является создание дружественной обстановки во время выполнения заданий, желание учеников помогать друг другу, поддержать одноклассника, а не высмеивать его в случае неудачи.
В настоящее время разработано большое количество тренингов и методик, умеющие увлечь учеников, сформировать их дружественный настрой необходимый для выполнения поставленных задач.
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования сплоченности коллектива учеников начальной школы и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность внедренных упражнений на влияние на сплоченность школьников.
Объект исследования - методы и методики, влияющие на сплоченность коллектива в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - педагогические условия необходимые для формирования сплоченности коллектива учеников начальной школы в процессе коммуникативных тренингов с внедренными упражнениями.
Гипотеза исследования заключается в предположении того что процесс формирование сплоченности школьников и влияние на положительную обстановку коллектива будут более эффективным если:
• формирование дружного коллектива будет происходить в процессе коммуникативных тренингов с применением элементов игровой деятельности, а также во внеурочной деятельности;
• школьникам будет предоставляться свободный выбор действий из в зависимости от условий заданной ситуации;
• будет создана психологически комфортная обстановка, атмосфера взаимоуважения и сотрудничества.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме и проанализировать проблему формирования сплоченности школьников.
2. Подобрать в экспериментальном этапе методики и провести диагностику для выявления актуального уровня групповой сплоченности коллектива.
3. Разработать программу и внедрить её для влияния на формирование сплоченности младших школьников, разработать и внедрить комплекс упражнений, и реализовать их в процессе применения коммуникативных тренингов.
4. Провести контрольную диагностику уровня сформированности групповой сплоченности в коллективе младших школьников.
5. Провести анализ полученных результатов.
Методы исследования:
• теоретические: провести анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы соответствующей направлению исследования, классификация, систематизация;
• эмпирические: проведенное исследование (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методики, примененные для проведения анализа сплоченности, количественный и качественный анализ, моделирование.
База исследования: МКОУ "Ленинская СОШ № 1, города Ленинска, Волгоградской области.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования сплоченности, в разработке содержания коммуникативных тренингов, направленных на формирование сплоченности в коллективе учеников младшего школьного возраста. Результаты исследования могут быть использованы педагогами начального образования при составлении планов-конспектов внеклассных занятий, методических разработок, проведения различных мероприятий, направленных на формирование сплоченности в коллективе обучающихся младшего школьного возраста; педагогами-психологами в процессе работы с детьми при проведении психологического консультирования. Структура данной работы была определена целью проведенного исследования, также задачами необходимыми для эффективного проведения эксперимента. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, перечня приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В зарубежных исследованиях понятие «сплоченность», как правило, рассматривается с точки зрения социально-коммуникативного подхода, в отечественных психологических исследованиях термин «сплоченность» рассматривается в русле деятельностного подхода. Групповая сплоченность в школьном коллективе, это благоприятное свойство группы детей, которое зависит от количества благоприятных и позитивных контактов. Критериями оценки сплочённости группы является отношение к совместной деятельности, проявление актинизма при вы выполнении поставленных задач, критериями оценки сплоченности являются психологический климат в коллективе, социальных статус школьников. Педагогические условия формирования коллектива - это совокупность образовательной материально пространственной среды, применение которых положительно влияет на повышение эффективности педагогического процесса. Основными педагогическими условиями для формирования сплоченности являются использование игровой деятельности в образовательном процессе, свобода выбора учениками, проведение урока в камфорной для учеников обстановке, с присущей атмосферой взаимоуважения и сотрудничества. Основными педагогическими условиями, составляющими сплоченность, коллективное обучение начальной школы, являются: использование предметов и возможности для игровой деятельности, свободный отбор, действия членов группы, объективно возможные в той или иной ситуации и поведение урока в психологически комфортной обстановке, атмосфере взаимного уважения и сотрудничества. На основании первичной диагностики на констатирующем этапе исследования было выявлено, что в КГ и ЭГ детей младшего школьного возраста царит неблагоприятная атмосфера, которая не позволяет коллективу сплотиться. В ходе исследования было выявлено, что для детей экспериментальной группы характерны частые конфликты, надменное отношение к тем, кто слабее, незаинтересованность совместной деятельностью, а также большое количество детей в классе, что имеют низкий социальный статус. В контрольной группе ситуация схожая, однако, в отличие от экспериментальной группы, дети мене конфликтны и стараются друг друга поддерживать, но все также холодны к совместной деятельности. Полученные результаты актуализировали необходимость разработки комплекса упражнений, направленных сплоченность в экспериментальной группе. Для формирования сплоченности в коллективе обучающихся младшего школьного возраста нами был использован комплекс педагогических условий, а именно: применение элементов игровой деятельности; предоставление возможности свободного выбора вида действий; создание психологически комфортной обстановки, атмосферы взаимоуважения и сотрудничества. Комплекс обозначенных педагогических условий наиболее эффективно может быть реализован в ходе коммуникативного тренинга, как формы организации работы по формированию групповой сплоченности младших школьников. Использование элементов игровой деятельности нами было реализовано в процессе проведения психологических, подвижных, театрализованных и дидактических игр. После проведения формирующего эксперимента на контрольном этапе исследования в соответствии с имеющимся методическим инструментарием проведен анализ сплоченности учеников. Полученные результаты позволили сделать об эффективности разработанного комплекса упражнений, направленных на улучшение коллектива, поскольку после внедрения таких занятий в экспериментальной группе показатели сплочённости значительно возросли. В контрольной группе также наблюдаются положительные изменения, несмотря на тот факт, что их обучение осуществлялось в соответствии с имеющимся на базе образовательного учреждения контрольно-тематическим планом. Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена, а цель достигнута. Разработанный комплекс тренингов может быть применен педагогами и специалистами на базе образовательного учреждения для формирования сплоченности детей младшего школьного возраста.


1. Акименко Е.А., Акименко Д.В. Сплоченность в коллективе: условия и факторы эффективного взаимодействия // Социология государственного и муниципального управления. 2019. С. 144-147.
2. Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская // Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома. М.: Аспект Пресс, 2011. С.107-110.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. М.: Наука, 2013. 224 с.
4. Арсланова Р.Р. Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте посредством проектной деятельности // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Анапа: ООО «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе. 2020. С. 10-13.
5. Белобородов Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 104 с.
6. Беспаликова О.В. Педагогические условия формирования сплоченности группы младших школьников в условиях внеурочной деятельности // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2019. С. 51-52.
7. Буева Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: тез. докл. к выездн. засед. лаб. Санкт-Петербург, 2000. 56 с.
8. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. СПб. Питер, 2013. 272с.
9. Воронкова А.Д. Совместная коллективная (творческая) деятельность как условие формирования сплоченности в коллективе // Вопросы педагогики. 2020. №1-2. С. 59-62.
10. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. М.: Академия, 2010. 288 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития. М.: Юрайт, 2018. 302 с.
12. Гликман И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. М.: МАСС, 2012. 157 с.
13. Горохов А.Ю., Макаров Ю.В. Групповая сплоченность как социально-психологический элемент: учебно-методической пособие в 81 помощь изучающим курс «Психология делового общения». СПб: Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2018. 63 с.
14. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - Введ. 2004-07-01. М.: Изд-во стандартов, 2004. 47 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
15. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие ля учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М: Просвещение, 2014. 223 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ