ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития 8
1.2. Особенности физического воспитания детей с задержкой психического
развития 12
1.3. Влияние плавания на организм дошкольников 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 23
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования 24
2.2. Методы исследования 24
2.3. Организация исследования 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 27
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Методика с применением плавания для развития физической
подготовленности детей дошкольного возраста 28
3.2. Анализ результатов исследования 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность исследования. Адаптивное физическое воспитание является относительно молодой и интенсивно развивающейся научной дисциплиной, призванное обеспечить условия для полноценного формирования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одну из таких нозологических групп составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Работающие в этой области специалисты отмечают, что у них низкие темпы формирования когнитивной, аффективной и физической сферы. Многогранность характеристик дизонтогенеза детей с ЗПР, необходимость обеспечения коррекционного воздействия диктуют условия четкой организованности рациональности и дифференциации психолого-педагогического сопровождения их развития [16].
По степени распространенности отклонений в детской возрастной группе, первое место занимают дети с образовательными затруднениями. Лёгкие нарушения в интеллектуальных проявлениях рассматриваются специалистами как задержка психического развития [2].
Особое внимание в дошкольном возрасте необходимо уделить развитию физических качеств детей. Именно в данном возрасте происходит закладка фундамента, для формирования полноценной двигательной базы человека. Наличие нарушений на этом этапе развития может привести к серьезным проблемам физического и двигательного развития. Для детей с задержкой психического развития физическое воспитание является не только средством укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций [2].
Средства плавания являются важным компонентом физического воспитания детей с задержкой психического развития. Исследования Д.Ф. Мосунова показали высокую эффективность применения средств плавания для реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического здоровья. Помимо основной функции овладения навыком передвижения в воде, они в значительной мере способствуют повышению уровня развития психических качеств, а также оздоровлению. Вместе с тем до сих пор отсутствует дифференцированная, в соответствии с дефектом, система использования средств плавания в реабилитации детей с задержкой психического развития [7].
Теоретическая база исследования
Цель - исследование процесса развития физической подготовленности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, с применением средств плавания.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - методика развитие физической подготовленности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, с применением средств плавания.
Гипотеза исследования состоит в том, что предложенная методика, с применением средств плавания, будет способствовать развитию физической подготовленности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. Исследовать развитие физической подготовленности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Разработать методику с применением средств плавания для развития физической подготовленности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Определить уровень развития физической подготовленности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в конце исследования.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольные испытания.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математико-статические методы.
Научная новизна. Исследовано влияние средств плавания на развитие физической подготовленности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Разработана методика с применением средств плавания для развития физической подготовленности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: определены индивидуальные особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и определена специфика развития физической подготовленности средствами плавания.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты, позволят рекомендовать разработанную методику для внедрения в процесс занятиями плаванием с детьми с задержкой психического развития.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось АНО ДО Планета детства «Лада» детский сад № 160 «Дубравушка».
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 14 таблиц, 7 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 45 страницах.
Понятие «задержка психического развития» определяется, как «особый тип аномалии», проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Данное понятие является психолого-педагогическим и может быть вызвано различными причинами: дефектами конституции (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). Средства плавания являются важным компонентом физического воспитания детей с задержкой психического развития
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. На первом этапе педагогического эксперимента мы провели предварительное тестирование уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В результате мы удостоверились, что правильно подобрали контрольную и экспериментальную группу, так как результаты были практически идентичны.
2. На основе изученных литературных источников по теме исследования была подобрана методика с применением средств плавания для развития физической подготовленности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, которую внедрили в физкультурные занятия экспериментальной группы.
3) По истечении шести месяцев, в период которых дошкольники занимались по предложенной методике, было проведено повторное тестирование уровня развития физической подготовленности. В результате уровень развития физической подготовленности в экспериментальной группе значительно вырос, а в контрольной группе практически не изменился.
В результате проведенного нами исследования можно сделать вывод, что при систематическом применении плавания на занятиях физкультурных занятиях дошкольников с задержкой психического развития процесс развития физической подготовленности будет проходить более эффективней.
1. Булгакова, Н.Ж. Игры на воде для обучения и развлечения: методические рекомендации: методические рекомендации / Н.Ж. Булгакова. - Москва: Спорт-Человек, 2016. - 70 с.
2. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст / Л.Н. Галигузова и др. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 176 с.
3. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - Москва: Спорт-Человек, 2016. - 616 с.
4. Евсеева, О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев; под редакцией С. П. Евсеева. - Москва: Спорт-Человек, 2016. - 384 с.
5. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник / О.В. Елецкая. - 2-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2018. - 500 с.
6. Загорная, Е.В. Нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Загорная Е.В.- Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2020. - 147 с.
7. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 112 с.
8. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник / М.Ф. Иваницкий. - 14-е изд. - Москва: Спорт-Человек, 2018. - 624 с.
9. Капотов П.П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. - М.: Воениздат, 2018. - 498 с.
10. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методическое пособие / Т.Г. Неретина. - 4-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2019. - 376 с.
11. Обучение и воспитание детей с ЗПР: проектирование и реализация
процесса подготовки будущих дефектологов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Лапп [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - Волгоград:
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2018.- 424 с.
12. Поливара, З.В. Психолого-педагогическая поддержка детей с ЗПР: учебное пособие / З.В. Поливара. - 3-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2019. - 37с.
13. Семёнов, Л.А. Коррекционное развитие кондиционных физических качеств у детей дошкольного возраста в контексте реализации современных требований [Электронный ресурс]/ Семёнов Л.А.- Электрон. текстовые данные.- Москва: Издательство «Спорт», 2019.- 144 с.
14. Скрипалев, В.С. Плавать раньше, чем ходить / В.С. Скрипалев. - М.: АСТ, 2016. - 794 с.
15. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - 8-е изд. - Москва: Спорт- Человек, 2018. - 620 с.
16. Романович, О.А. Комплексное преодоление задержки психического развития у дошкольников 5-6 лет. Старшая группа (3-й год обучения) [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Романович О.А.- Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 419 с.
17. Ростомашвили, Л.Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ростомашвили Л.Н.- Электрон. текстовые данные. - Москва: Издательство «Спорт», 2020.- 164 с.
18. Столмакова, Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста / Т.В. Столмакова. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 191 с.
19. Телина, И.А. Социально-педагогическая реабилитация детей- инвалидов: учебно-методическое пособие / И.А. Телина. - 3-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2019. - 156 с.
20. Тулякова, О.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Исследование и оценка физического развития детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Тулякова О.В.- Электрон. текстовые данные.- Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020.- 140 с.
21. Фомина, Е.В. Физическая антропология: дыхание,
кровообращение, иммунитет: учебное пособие / Е.В. Фомина, А.Д. Ноздрачев.
- 2-е изд. - Москва: МПГУ, 2017. - 188 с.
22. Черноярова, О.А. Обучение плаванию в условиях реабилитации детей с ограниченными возможностями / О.А. Черноярова // Концепт. - 2015. - № 4. - С. 1-7.
23. Чинкин, А.С. Физиология спорта: учебное пособие / А.С. Чинкин, А.С. Назаренко. - Москва: Спорт-Человек, 2016. - 120 с.
24. Хомякова, И.А. Индивидуальное сопровождение ребенка- инвалида в процессе комплексной реабилитации [Текст] / И.А. Хомякова // Социальное обслуживание. - 2014. - №5. - С. 72-80.
25. Юрлов, С. А. Основы нормативного регулирования плавания как вида спорта и разрешения спортивных споров. Опыт Греции и Франции / С.А. Юрлов. - М.: Проспект, 2015. - 124 с.
26. Яковлева, А.А., Смирнова, Т.В. Изотерапия в работе с детьми с задержкой психического развития / Александра Яковлева, Татьяна Смирнова.
- М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 96 с.