Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЗАКАЛИВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Работа №63023

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Терморегуляция и необходимость ее развития в человеческом организме 7
1.2. Особенности проведения закаливающих процедур 13
1.3. Виды закаливания: традиционное и нетрадиционное закаливание 15
1.4. Формы и методы закаливание воздухом, водой и солнцем 17
1.5. Особенности закаливания в детском возрасте 23
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 31
Глава 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
КОМПЛЕКСНЫХ СРЕДСТВ ЗАКАЛИВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
3.1. Анализ результатов анкетирования 33
3.2. Обоснование комплексного применения оздоровительного плавания и
средств закаливания детей младшего школьного возраста 33
3.3. Оценка эффективности применяемой методики 35
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 39
4.1. Научное обоснование методики закаливания детей младшего школьного
возраста 39
4.2. Анализ и оценка результатов педагогического эксперимента 41
ВЫВОДЫ 48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение


Актуальность данной работы заключается в том, что с каждым годом проблема сохранения и укрепления здоровья становится все более актуальной. Не смотря на огромное количество научных достижений, активное развитие экономики и общества в целом, число лиц страдающих различными хроническими заболеваниями растет. И, к сожалению, в это число входит достаточный процент детей, часть которых относятся к младшему школьному возрасту.
Статистика заключений медицинских работников о состоянии здоровья современных школьников такова, что больший процент детей страдает заболеваниями сердечно - сосудистой системы, аутоиммунными заболеваниями и заболеваниями нервной системы. Современная медицина может помочь справиться с возникшей проблемой, но как мы знаем болезнь легче предупредить, чем лечить. Одним из средств профилактики вышеприведенных заболеваний, как средство может выступать комплексное применение оздоровительного плавания и закаливания.
Систематические занятия плаванием развивают и закаливают организм, усиливают деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, активизируют обменные процессы, укрепляют опорно - двигательный аппарат, совершенствуют системы терморегуляции, повышают умственную работоспособность [2]. Занятия в водной среде способны снять лишнее напряжение, оказывать положительное воздействие на организм занимающихся, повышать эмоциональный фон занятия.
Проведенный анализ литературы позволил выявить противоречие между существующей работой направленной на укрепление уровня здоровья младших школьников, составной частью которого является комплексное применение оздоровительного плавания и закаливания.
Исходя из вышесказанного выбрана тема исследования: «Комплексное применение средств плавания и закаливания в физическом воспитании учащихся младших классов».
В основе рабочей гипотезы предполагается, что систематическое использование закаливающих процедур, эффективно влияет на снижение заболеваемости и повышение функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: повышение эффективности процесса физического воспитания младших школьников путем комплексного применения средств оздоровительного плавания и закаливания.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить влияние занятий закаливанием и оздоровительным плаванием на организм младших школьников.
3. Разработать и экспериментально проверить методику комплексного применения средств оздоровительного плавания и закаливания.
Объект исследования: физическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: методика комплексного применения средств оздоровительного плавания и закаливания.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, анкетирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с медицинскими работниками и опытными тренерами, методы математической статистики.
Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих ученых по:
- теории и методике физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.Ф. Курамшин, В.Б. Коренберг, А.А. Горелов, Г.Н. Пономарёв);
- теории и методике физического воспитания учащихся (Б.А. Ашмарин, В.И. Ильинич, Т.Ю. Круцевич, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, В.Ю. Волков, Л.М. Волкова, Е.С. Григорович, В.А. Переверзев);
- проблемам здорового образа жизни (В.К. Бальсевич, В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко, А.В. Чаговадзе, М.М. Рыжак, Б.Н. Чумаков, А.Г. Щуров, Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов);
- медико-биологическим исследованиям по выявлению уровня здоровья занимающихся физической культурой (Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко, Б.Х. Ланда, Р.Е. Мотылянская, Л.А. Ерусалимский, Д.Н. Давиденко, А.И. Пустозёров, А.Г. Гостев, В.Ю. Волков, Л.М. Волкова, Э.Н. Алексеева, В.С. Мельников).
Новизна исследования состоит в том, что в результате применения разработанной экспериментальной методики комплексного применения средств оздоровительного плавания и закаливания снизился уровень заболеваемости и повысился уровень функциональных возможностей организма младших школьников. Данную методику можно рекомендовать для включения в процесс физического воспитания младших школьников, а в учебный процесс старших групп дошкольников.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в дополнении и развитии теории и методики оздоровительной физической культуры положениями диссертации о комплексном применении различных средств закаливания в соответствии с задачами начальных классов общеобразовательных организаций.
Разработанные средства, методические подходы и технологические схемы позволят существенно повысить функциональные возможности организма и снизить уровень заболеваемости младших школьников. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ по физической культуры для дошкольных учреждений, а также для начальных классов общеобразовательных школ.
Достоверность полученных результатов обеспечена надежной методологической базой исследования, разнообразием и адекватностью использованных методов, значительным количеством экспериментальных групп, репрезентативностью выборок испытуемых, корректностью статистической обработки данных с привлечением компьютерных программ.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы доложены на заседании кафедры теории и методики физической культуры ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
Структура и объём текста диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций и списка литературы. Она изложена на 55 страницах компьютерного текста, содержит 5 таблицы и 6 рисунка. Список литературы охватывает 42 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического анализа проведения педагогического эксперимента нами были сделаны следующие выводы:
1. В результате проведенного нами исследования литературных источников нами было выяснено, что комплексное применение процедур закаливания позволяет повысить функциональное состояние детей младшего школьного возраста, оказывает положительное воздействие на работу сердечно -сосудистой системы, дыхательной системы, иммунной системы и психоэмоционального состояния детей. Позволяет улучшить адаптацию младших школьников к учебному процессу.
2. Разработанная нами методика заключалась в комплексном применении средств закаливания и оздоровительного плавания. Подобранные нами процедуры позволяют повысить не только уровень здоровья занимающихся, но и поднять эмоциональный фон занятия. Улучшение общего самочувствия и аппетита, спокойный сон, повышенный эмоциональный тонус, ровное настроение, высокая умственная и физическая работоспособность, отсутствие простудных заболеваний, повышенный интерес к жизни - таковы показатели эффективности закаливающих процедур
3. В результате проведения педагогического эксперимента доказано положительное воздействие разработанной нами методики. По всем контрольным испытаниям обеих групп произошли положительные сдвиги. Функциональное состояние кардио-респираторной системы наблюдаемых детей, выраженное в среднестатистических величинах таких показателей, как пульс и артериальное давление в состоянии покоя, частота дыханий в минуту, ЖЕЛ свидетельствуют о том, что сердечно-сосудистая система функционирует в пределах возрастной нормы, как в ЭГ так и в КГ. В то время как респираторная система характеризуется нерациональным, малоэффективным поверхностным дыханием. Значения индекса Робинсона, косвенно отражающего аэробные способности, подтверждают этот факт.
4. В результате изучении заболеваемости контрольной и экспериментальной групп, мы обнаружили, что при сравнении показателей уровня заболеваемости на начальном этапе исследования количество случаев заболеваемости в обеих группах был почти одинаков (КГ - 20.8% случаев, ЭГ - 19.2%); в конце исследования наблюдается снижение уровня количества заболеваний, но в экспериментальной группе это происходит значительно быстрее: КГ - с 20,8% до 19,2% (-1.6%), ЭГ - с 19,2% до 12,8% (-6.4%).
5. Результаты сравнительного педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики закаливания детей младшего школьного возраста. Но несмотря на это регламентация процедур закаливания с использованием сочетаний сауны с другими формами закаливания и учетом уровня соматического здоровья детей младшего школьного возраста требует дальнейших исследований.



1. Агаджанова С.Н. Закаливание организма дошкольника [Текст] / Агаджанова С.Н.. Детство-Пресс - Москва, 2011. - 469 с.
2. Баранова С.В. Укрепление организма [Текст] / Баранова С.В.. Единение - Москва, 2007. - 435 с.
3. Булгакова Н.Ж. Плавание в пионерском лагере [Текст] / Булгакова Н. Ж.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1989.— 128 с, ил.
4. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-
общественника [Текст] / Булгакова Н.Ж.. — М.: Физкультура и спорт, 2004. — 160 с.
5. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание [Текст] / Н.Ж. Булгакова, С. Н. Морозов и др.. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 460 с.
6. Булгакова Н.Ж. Плавание: Учебник для вузов [Текст] / Н.Ж. Булгакова и др.- М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с., ил.
7. Булгакова Н.Ж. Плавание: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ. [Текст] /Под ред. Н. Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 283 с, ил.
8. Буров М. Закаляйся, как сталь. Правильное закаливание и моржевание [Текст] / Буров М.. Феникс - Москва, 2006. - 224 с.
9. Бурцев Н. Правильное закаливание детей от рождения до школы [Текст] / Бурцев Н.. Феникс - Москва, 2013. - 128 с.
10. Бутович Н.А. Плавание: Учеб. для студентов спорт, фак. ин-тов физкультуры [Текст] / Н.А. Бутович, И.В. Вражневский, СМ. Гордон. - М.: Физкультура и спорт, 1965. - 397 с.
11. Васильев В.С. Обучение детей плаванию [Текст] / Васильев В.С.. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 98 с, ил.
12. Велитченко В.К. Некоторые причинные факторы раннего остеохондоза позвоночника [Текст] / В.К. Велитченко, И.А. Лазарева // Материалы I всероссийского конгресса 19-20 сентября 2011г. - Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины. ФМБА - Россия, г. Москва.
13. Викулов А.Д. Плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Викулов А.Д..— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 368 с.
14. Воронова Е.К. Программа по обучению плаванию в детском саду [Текст] / Воронова Е.К..-СПб.: Детство-Пресс,2003.
15. Выкупов А.Д. Плавание: Учеб. для студентов пед. ун-тов и ин-тов [Текст] / Выкупов А.Д.. — М., 1996. — 387 с.
16. Гаврилова А.С., Очищение организма [Текст] / Гаврилова А.С., Шанина С.А. - Вече - Москва, 2009. - 392 с.
17. Ганчар Иван Теория преподавания плавания: технологии обучения и
совершенствования: Ч. 1. Монография [Текст] / Ганчар Иван. — Одесса:
Астропринт, 2006. — 512 с, 500 рис., 88 табл.
18. Голубева Л. Г. Закаливание дошкольника [Текст] / Голубева Л.Г., Прилепина И.А. - Просвещение - Москва, 2007. - 229 с.
19. Дубровская С.В. Правильное закаливание водой [Текст] / Дубровская С.В. - Книга по Требованию - Москва, 2007. - 393 с.
20. Ивченко Е.А. Теоретико-методические основы двигательной рекреации [Текст] / Е.А.Ивченко. — СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2009.
21. Ивченко Е.В. Оздоровительная направленность занятий плаванием : Теория и методика здорового образа жизни [Текст] / под ред. Г. П. Виноградова, А. К. Кульназарова, В. Ю. Салова. — Алматы, 2004.
22. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Железняк Ю.Д., Петров П.К.. - М.: Академия, 2001. - 264 с.
23. Жукова О.Т. Научитесь плавать (в помощь начинающим) [Текст] / Жукова О.Т. — М.: Физкультура и спорт, 2004. — 80 с.
24. Кашников, В.С. Основы физической реабилитации при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата: Учебно¬методическое пособие [Текст] / В.С. Кашников, С.А. Егорова // - Ставрополь: Изд-во. - 2007. - 52 с.
25. Козлов А. В. Спортивное плавание юных пловцов: монография [Текст] / А. В. Козлов. — СПб.: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2008. - 201 с.
26. Козлов А. В. Спортивная тренировка юных пловцов: монография [Текст] / А.В. Козлов. - СПб., 2011. - 210 с.
27. Курамшин Ю.Ф. Теория и практика физической культуры: Учебник [Текст] / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
28. Леви-Гориневская, Е.Г. Закаливание организма ребенка [Текст] / Леви-Гориневская, Е.Г., Быкова А.И. - М.: Учпедгиз; Издание 2-е, испр. и доп. - Москва, 1985. - 144 с.
29. Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека [Текст] / Липченко В.Я.. - М.: Медецина. 2009.
30. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: Учебник [Текст] / Г.А. Макарова. - М.: Советский спорт 2003. - 480 с.
31. Малахов Г. П. Закаливание и водолечение [Текст] / Малахов Г. П. - Комплект - Москва, 1997. - 320 с.
32. Малахов Г.П. Движение, дыхание, закаливание [Текст] / Малахов Г.П. - Санкт-Петербург: Генеша - Москва, 1999. - 186 с.
33. Никитский Б.Н. Плавание: Учебник для студентов фак. физ.
Воспитания пед. ин-тов. по спец. № 2114 «Физ. воспитание» [Текст] /
Никитский Б.Н.. — М: Просвещение, 1981. — 304 с, ил.
34. Плавание. Программа для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ) [Текст] / Под ред. Л.П. Макаренко и Т.М. Абсалямова. — М., 2005. — 147 с.
35. Празникова Т. В. Закаливание детей дошкольного возраста [Текст] / Празникова Т.В., Празников В.П. - Кворум - Москва, 2012. - 282 с.
36. Рубин А.В. Применение дыхательных упражнений с элементами холодо - гипоксии - гиперкапнического воздействия в подготовке пловцов [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рубин А. В.; СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, НИИФ им. А. А. Ухтомского СПбГУ - СПб., 2004.- 23 с.
37. Турчанинов С.Ю. Плавание - жизненно важный навык [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Турчанинов С. Ю.; ЯГПУ им. К. Д. Ушинского - Ярославль, 2005.- 22 с.
38. Фирсов З.П. Плавание для всех [Текст] / Фирсов З.П.. — М.: Физкультура и спорт, 2003. — 64 с.
39. Черняев Э.Г. Учите детей плавать [Текст] / Черняев Э.Г., Чепелев В.И.. — К.: Рад. школа, 1984. - 80 с.
40. Чусов Ю.Н. Закаливание школьников [Текст] / Чусов Ю.Н. - М.: Просвещение - Москва, 1985. - 128 с.
41. Яковлев Г.А. Содержание и направленность оздоровительного и прикладного плавания курсантов военно-морского учебного заведения [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Яковлев Г. А; СПб ВИФК - СПб., 2001.- 22 с.
42. Яхонтов Е.Р. Методология спортивно-педагогических
исследований: Курс лекций [Текст] / Е.Р. Яхонтов. - 3-е изд., стереотипное - СПб.: Олимп, 2008. - 187 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ